ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Г.А. Баранова
к.п.н., доцент
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
О.В. Куприянова
старший воспитатель
МКОУ «Симоновская ООШ им. А.Ф. Щербатова»,
п. Симоново, Тульская область
Аннотация. В статье раскрываются научно-методические аспекты проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Даны методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.
Ключевые слова: воспитание звуковой культуры речи, речевая функциональная система, звукопроизношение, дикция, интонация, темп, речевой слух, речевое дыхание, моторика артикуляционного аппарата, орфоэпически правильная речь, фонетическая система языка, средства речевой выразительности, высота, сила голоса, ритм речи, развитие речедвигательного аппарата, четкая артикуляция, ритмический слух, звук, слог, такт, фраза, артикуляционные свойства языка, акустические свойства, перцептивные качества, фонологические средства языка, дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы, подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения изолированного звука, закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.
В логопедической практике проблеме воспитания звуковой культуры речи как одного из важных компонентов речевой функциональной системы всегда уделялось большое внимание. Это нашло отражение в исследованиях Е. И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, В.И. Рождествеской, М.Ф. Фомичевой, А.И. Максакова, Г.А. Тумановой, Г.М. Ляминой и др.
В одной из своих работ Лямина Г.М. определяет содержание понятия «звуковая культура речи», которая должна включать следующие показатели:
– произносительные качества звучащей речи (звукопроизношение, дикция и т.д.);
– элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
– элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, двигательные навыки, поза в процессе разговора) [2].
Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
По мнению Яшиной В.И. и Алексеевой М.М. воспитание звуковой культуры предполагает:
– формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
– воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы включают:
– фонетическую систему языка;
– произношение отдельных слов, групп слов, грамматических форм.
– владение средствами речевой выразительности предполагает формирование у детей умений пользоваться высотой, силой голоса, темпом, ритмом речи, интонацией;
– выработка дикции – отчетливого произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
– воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: звукопроизношение и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
– развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
– развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух [3].
Следует отметить, что основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторону (значение) и материальную (ряд звуков). Звуковые единицы языка: звук, слог, такт, фраза – связаны между собой и составляют систему.
Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков; такт – группа слогов, объединенная одним ударением; фраза (или синтагма) состоит из нескольких тактов, объединенные интонацией. Эти единицы речи, обладающие самостоятельной протяженностью, называют линейными. Различают и просодические единицы, которые выступают одновременно с линейными (ударение и все элементы интонации: мелодика, сила произношения, темп речи, различные виды ударения – фразовое, логическое, эмоциональное). От звукового оформления речи во многом зависит сила ее воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи.
Ученые-филологи характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти единицы взаимосвязаны.
А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению звуковой и грамматической сторон слова [4].
Фонетические наблюдения детей над артикуляцией произносимых слогов, слов создают основу для формирования не только речевого слуха, но и для развития культуры устной речи. Л.В. Щерба подчеркивал, что изучение грамматики живого языка приучает ребенка к наблюдению над собственным языком. Понимая значение слова, он связывает его со звуками, которые образуют данное слово. Ребенок наблюдает над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных. Дети начинают задумываться над ролью ударения, значением интонации.
В целом, требования к звуковой культуре речи можно представить следующим образом. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на звуковой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего он усваивает линейные звуковые единицы: звук, слог, слово, фразу, текст, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим.
Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Нужно научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умения правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция) [2].
Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает его речевой слух, чувство темпа и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.
Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Чаще давать детям задания в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы ребенку для построения связанного высказывания разных типов – повествования, описания, рассуждения, так как каждый из них требует разного интонационного оформления [3].
Развивая звуковую сторону речи, воспитатель учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость должна соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания.
Важным показателем хорошей, правильной речи является плавность изложения. Тесная связь артикуляционных и интонационных способностей предполагает формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений в широком смысле слова.
Проводимые упражнения помогают детям на слух определять:
– звуковой состав слова;
– место ударения в слове;
– развивают чувство рифмы и ритма;
– формируют четкую дикцию;
– вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения.
Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематичности их проведения [2].
Звуковая культура речи включает звукопроизношение и выразительность речи, характеризуемая особенностями дикции и интонации. Дикция – отчётливое произношение звуков, слов, фраз. Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Используя интонационные средства выразительности, ребенок, повышая или понижая голос, произносит различные фразы (повествование, восклицание, вопрос); делая паузы, создает перерывы в речи; ударением – выделяет слоги; изменением темпа речи осуществляет контроль за быстротой произношения.
Формирование звукопроизношения и выразительности речи определяется развитием речевого слуха, дыхания, координированной работой органов артикуляционного аппарата и умения владеть голосом [2].
Процесс звукопроизношения проходит ряд этапов. Навыки правильного звукопроизношения формируются не случайно, а в результате последовательного усвоения детьми комплексов различных движений, в которых будут задействованы: дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы. Комплексы движений координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями.
В формировании физиологического процесса звукопроизношения, требующего чёткой работы многих анализаторов, недостаточно одних только изолированных упражнений в развитии движений: артикуляционного аппарата, дыхания, голоса, речевого слуха. Координированное развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов должно происходить на основе уже имеющихся у ребёнка звуков речи. При знакомстве с анатомо-физиологической характеристикой звуков эта связь достаточно видна [4].
А.И. Максаков проследил взаимную связь речедвигательного и речеслухового анализаторов на примере часто нарушаемых детьми щелевых звуков [с], [з], [ш], [ж]. Для правильного их произнесения должна быть сформирована длительная, целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, образуемой передней частью спинки языка и альвеол. Дети не сразу овладевают данными звуками. Отдельные навыки в произношении этих звуков вырабатываются ещё раньше, при овладении звуками [ф] и [в], относящихся к щелевым звукам.
При произнесении [ф] и [в] образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Обычно в их произношении мало нарушений. Однако у детей трёх лет эти звуки часто бывают не точными. При их произнесении, углы нижней губы не плотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, рассеивается и часть воздуха уходит в щёки. Добиваясь целенаправленной воздушной струи, идущей в щель, и ясного произношения звуков [ф], [в] изолированно в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную, длительную, воздушную струю необходимую для щелевых звуков [с], [з], [ш], [ж].
Навыки артикуляции щелевых переднеязычных звуков [с], [з], [ш], [ж] вырабатываются на более простых переднеязычных звуках [т], [д], [н], [и], [э]. При произношении звуков [т], [д], [н], язык находится за верхними зубами, как при звуках [ш], [ж]. Положение языка при артикуляции гласных [и], [э] подобно положению языка при артикуляции [з], [с]. Дети трёх-четырёх лет часто произносят звуки [т], [д], [н] при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние губы). Добиваясь подъёма языка за верхние зубы, при произношении звуков [т], [д], [н] и положения языка за нижними зубами, как при произношении звуков [э], [и], а также ясного произношения звуков [т], [д], [н], [и], [э] как изолированно, так и в словах, фразах, мы подготавливаем ребенка к правильному произношению более сложных переднеязычных звуков [с], [з], [ш], [ж].
Работая над четким произношением гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, мы создаём у дошкольников базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения должна проводиться последовательно, начиная с самых простых в артикуляционном отношении звуков. Так, например: Фомичева М.Ф. считает, что формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа[2]:
– Подготовка артикуляционного аппарата.
– Уточнение произношения изолированного звука.
– Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.
Первый этап – определяется «… состояние произносительной стороны речи и речевых психических функций, в том числе произносительная сторона речи (анатомия, звукопроизношение, дыхание и голос, динамическая сторона), фонематичские процессы (фонематичское воспроизведение, фонематический анализ и синтез), звукослоговая структура слова,…» [1. С.176]. Отрабатываются подготовительные артикуляционные движения в процессе: ежедневной утренней гимнастики, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также в рамках одно темного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться как на одном и том же занятии, так и на двух, с перерывом в 1-5 дней.
Типичная структура процесса изучения одного звука такова:
– Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука учителем-логопедом (в образной форме).
– Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (отрабатывается длительность выдоха и выразительность речи).
– Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся: силой, высотой голоса, темпом речи.
– Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха.
Опираясь на научные работы Фомичевой М.Ф. можно дать характеристику возрастным этапам обучения звукопроизношению. Основой систематического и последовательного проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи должна быть работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три этапа:
1 этап – подготовительный (от 1 года 6 месяцев до 3 лет). Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевает некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребёнка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему педагог получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны его речи.
Основой работы по воспитанию звуковой культуры речи является использование различных звукоподражаний. Педагог в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата для правильного произнесения звука.
2 этап – появление звука (от 3 до 5 лет). В этом возрасте происходит формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. У ребенка появляется возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом строится на последовательной отработке основных звуков родного языка и опирается на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова.
Учитель-логопед использует способность ребёнка к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, педагог закрепляет произнесение звука с детьми, у которых он есть и вызывает произношение звука по подражанию у тех детей, которые его ещё не произносят. При этом внимание детей фиксируется на звучании и артикуляции звука. Ведущими методическими приёмами являются: речевой образец, заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок), беседы, дидактические игры.
3 этап – усвоения звука (от 5до 7лет). Этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников. Наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформированы, однако нужна дополнительная работа для чёткого различения звуков (как при произнесении, так и при слуховом восприятии речи), которые сходны по артикуляционным или акустическим признакам ([с-ш], [з-ж], и др; [с-сь], [с-з] и др.). Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах.
Учитывая особенности содержания работы по воспитанию звуковой культуры речи на каждом этапе, педагог должен осуществлять индивидуальный подход в развитии речи детей. Проводить систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей, исправлять ошибки детей в произношении звуков речи не только на занятиях, но во всех режимных моментах образовательного процесса.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса в произношении звуков возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Такая работа требует от педагога терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от чёткой организации образовательного процесса. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно распределить в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов дошкольной образовательной организации.
Список литературы и источников
1. Баранова Г.А., Андреева Е.И. Содержание логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», Тульское образовательное пространство. 2017. № 2. С.176.
2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н., Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 128 с.
3. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. 105 с.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. 202 с.