Введение
«Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья.… Таким образом, семья - это если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей…» Жан-Жак Руссо.
В истории человечества отношение к детям, к детству, в целом отношения родителей и детей менялись очень разительно, и чтобы понять сегодняшний этап нашей жизни, полезно знать, как дела обстояли в прошлом. В семейном окружении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей, и одновременно существенно изменяются жизнь и мировоззрение родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она - главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель - ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20 - х гг. XX в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Изучение истории семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья и отношения, с ней связанные, возникают и существуют как квинтэссенции наиболее острых социальных проблем. Общественные процессы преломляются в семье своеобразно, но обязательно находят в ней своё отражение. Именно поэтому нам важно рассмотреть истоки становления семьи, детско-родительские отношения в их историческом развитии, достижения и недостатки воспитания детей в различные эпохи. Внимательный анализ поможет нам разобраться в процессе эволюции семьи и предугадать её дальнейшее развитие. Кроме того, в современном варианте семьи отношение к детям имеет свои «острые углы», сглаживать которые необходимо уметь как семейному психологу, так и, в первую очередь, самим родителям.
Особенности воспитания детей у древних славяно-арийских племен
С самых ранних лет все дети из Родов Великой Расы воспитывались в соответствии с Небесными Законами Рода - Породителя: в искренней любви к своему древнему Роду - Племени, в уважении к своей родной изначальной вере, истории, самобытной культуре и народной Традиции, в почтении к старшим и в заботе о младших, как того требуют Древние Законы Рода и патриархальный жизненный уклад. Древние Законы Рода всегда воспитывали в подрастающем поколении чувство Любви, которое само объединяло в себе четыре вида любви: любовь к Изначальной Вере (Истине) и Богам (Предкам), что развивает дух человека; любовь к Роду (человеку, семье, роду, женщине, детям, традиции), что развивает совесть человека; любовь к Матери - Природе, к различным формам жизни окружающего мира, что развивает душу человека; любовь к Земле Предков, Отчизне, державе, истории и культуре, ибо это развивает тело человека.
Все четыре вида любви помогали создать из ребенка гармоничного человека, будущего продолжателя древнего славяно - арийского Рода - Племени, помогая ему развиваться и совершенствоваться в дальнейшей жизни, наполняя свои четыре составляющих - тело, душу, дух и совесть - Божественным Светом Любви.
Знакомство ребенка с образными символами своего Рода и Веры начиналось в младенчестве с обережных знаков и орнаментов, изображенных на люльке или колыбели, с деревянных и глиняных игрушек, в которых жили древние образы и предания. Приобщение детей к изначальной вере предков, к овладению навыками созидательного труда происходило в возрасте от 3 до 7, ибо в этом возрасте у всех детей из славянских Родов очень сильно развито общинное (коллективное) мышление. Дети познают окружающий мир и овладевают навыками созидательного труда путем подражания старшему поколению, а также перенимая многое у своих сверстников из других Родов.
Для детей это была особая, занимательная форма игры в реальную жизнь, где они старались быть похожими на своих старших братьев и сестер, родителей, дедов. Сначала дети в самом раннем возрасте играли вместе, затем, в шестилетнем возрасте, мальчики начинали устраивать свои военизированные игры, а девочки свои, но при этом у них сохранялись общие игры, в которые они играли с младенчества.
В славянских и арийских Родах маленьких детей до 12 лет не разделяли по половому признаку и называли их всех одинаково - чадо. Но при этом, каждого мальчика и каждую девочку неизменно воспитывали в уважении к противоположному полу. Детей в древние времена одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери, это связано с могучей обереговой родительски силой, которая охраняет подрастающее поколение и помогает выполнять уроки, которые дают родители и жрецы. На уроках детям прививались понятия чести, сердечной дружбы, взаимопомощи, верности своему слову и долгу перед Родом.
Девочкам постоянно говорилось, что мальчики - это будущие мужчины, воины - защитники родной земли предков, любящие и нежные супруги, отцы и главы семейств, хозяева, умножающие добро Древних Родов, боги - Устроители Родов, хранители древней веры и мудрости рода, и поэтому они должны уважать и почитать мальчиков так же, как и небесных богов.
В свою очередь, мальчикам постоянно говорилось, что девочки - это будущие прекрасные женщины, призванные продолжать Древние Роды, терпеливые создательницы уюта на родной земле предков, любящие и нежные супруги, многодетные заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, богини-хранительницы домашнего очага, и поэтому мальчики должны уважать и почитать девочек как богинь и небесных богородиц. Начиная с 7 - 9 лет, детей обучали родовой и общей грамоте, счету и вычислениям, письму, естествоведению, объясняющим божественные, природные и человеческие истоки жизни Земле.
Воспитанием детей славян, как духовным, так и физическим, занимаются в основном только мужчины, главы славяно - арийских Родов и семейных союзов, отцы и деды. Удел всех славянских матерей - окружать детей: лаской, заботой, любовью и вниманием, но они не должны потакать прихотям детей, ибо этим, они могут погубить чистую душу и светлый дух ре6енка, которому станут потакать. На третий день после рождения каждый ребенок получал свое первое изначальное имя, определенное в соответствии с древним Родовым Законом Любомира. Когда же детям исполнялось 12 лет (108 месяцев) и они достигали роста 124 см, для детей начинался новый этап в жизни. Все подрастающее поколение проходило древние обряды совершеннолетия и обряды имя наречения, ибо наши предки считали имя важной частью человеческой личности. После прохождения древних обрядов юноши и девушки считались взрослыми, совершеннолетними, готовыми продолжать традиции своих древних Родов.
Если до прохождения обряда совершеннолетия они находились под покровительством и полной опорой своих родителей, которые несли за них всю ответственность, то после обряда совершеннолетия, подрастающее поколение несло полную ответственность за все свои совершенные деяния, слова и поступки, как и положено взрослому человеку.
Юноши в 12 лет получали два меча. Это означало, что за 9 лет они должны были в совершенстве овладеть боевыми приемами владения мечами и стать воинами, защитниками своего рода, своей древней веры и своей родной земли, независимо от избранного пути. Девушки получали символьное веретено и прялку; это означало, что за 4 года они должны были в совершенстве овладеть рукоделием, ведением домашнего хозяйства, полеводством и садоводством, кулинарным искусством, уходом за детьми.
Вовремя прохождения древнего обряда имя наречения жрецы смывали с детей в священных водах их детские, изначальные имена. Причем у юношей сей обряд проходил только в текущей воде. Девушки могли проходить этот обряд, как в текущей воде, так и в неподвижной (озеро, заводь), или в капищах, в святилищах и других местах. Вместо изначального имени, прошедшим обряды совершеннолетия давались два имени: взрослое (общинное), каким их называли общинники и тайное (родовое), которое хранилось в глубокой тайне - и эти имена не ведали даже отцы и матери. Взрослое имя было известно всем в родах или общинах, тайное имя знали только двое: тот Жрец Богов, который дал имя, и тот человек, который получил его, ибо Родовое имя передает всю истинную суть человека. Начиная с 12 лет, юноши и девушки, прошедшие обряды совершеннолетия и имя наречения, начинали основательно изучать древние законы о чистоте Рода и Крови, знание и соблюдение которых было обязательным при достижении определенного возраста и создания семейного союза, а также родовые традиции и профессии, секреты которых хранили в их Роду и касте.
2. Воспитание детей у славян до принятия христианства
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем» В. Г. Белинский.
До начала X в. восточнославянские этносы прошли длительный путь развития. Таким же длительным было и развитие воспитания. От древнейших времён до нас дошло мало прямых свидетельств о жизни и быте наших предков, о формах образовательной и воспитательной практики. Однако современная археология, история, этнография, языкознание предоставляют исследователям материал, позволяющий реконструировать в общих чертах формы передачи социального опыта от старшего поколения младшему. Характер и направленность воспитания подрастающего поколения в древние времена, как и в последующие исторические периоды, обуславливались совокупностью факторов: мировоззренческими идеями, географической средой, природными условиями проживания и другими. Когда славяне жили первобытной общиной, в детях нужно было воспитывать качества, необходимые человеку для его нелёгкой трудовой деятельности, для борьбы с силами природы, а также для отражения набегов чужеземных племён.
Первой воспитательницей ребёнка была мать, поэтому начало русской школы, истоки русской педагогики закладывались в семье, все укладе, традициях, обычаях. От матери ребёнок получал знание языка, об укладе жизни, об обычаях племени, усваивал религиозные представления. Древние славяне обожествляли природные стихии, считали себя внуками бога Солнца, Дождь - бога. Известно, что язычники - славяне поклонялись земле, деревьям, водоёмам, камням. Перун обычно стоял первым в дошедших до нас списках верховных божеств восточных славян. Перун - громовик, бог грозы, культ которого общий для всех славян, восходил к древнейшему культу громовержца в индоевропейской мифологии, связанного с военной функцией. Поэтому Перун считался у славян покровителем военной княжеской дружины и самого князя. С 7 лет воспитание мальчиков проходило преимущественно на мужской половине, а девочек - на женской. Полноправным членом семьи мальчики становились по достижении 14 лет. В этом возрасте отрок должен быть готовым к испытанию на зрелость, в ходе которого проверялись его физические силы, ловкость, умения, религиозные верования.
Подрастающие поколения готовились к труду охотников, скотоводов, земледельцев, ремесленников, воинов - дружинников. Трудовая деятельность связывалась с выполнением различного рода ритуалов, обрядов, участием в празднествах, играх. В процессе приобщения к различным видам труда взрослых проходило и воспитание. До христианскому периоду относится и появление народной педагогики и её методов. Опыт воспитания детей находил отражение в фольклоре: сказаниях, песнях, былинах, пословицах, поговорках, которые служили средством обучения и наставления детей. В народной педагогике отражены педагогические идеалы, средства и методы их достижения. «Какова матка, таковы и детки»; «У дорого дядьки добрые и дитятьки»; «Недругу не сотвори, еже ти себе не хочеши»; «Своя земля и в горести мила»; «Кто имеет доброго друга, обретает сокровище»; «Вспыльчивый нрав не бывает лукав»; «В согласном стаде волк не страшен».
С самого рождения ребёнок слушал колыбельные песни, затем всевозможные пестушки - потешки, запреты. В устном народном творчестве большое место занимала тема учения, его важности для достижения жизненных успехов и благополучия: «Продай кафтан, да купи буквицу», «Азбука - к мудрости ступенька», «Пойти в науку - терпеть муку», «Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать», «Учение - лучшее богатство» и др. Фольклор и в последующее время продолжал выполнять важные педагогические функции, но до появления письменности на Руси он играл несравненно большую роль в воспитании.
3. Отношение к детям в IV - XIII вв
В истории человечества отношение к детям, к детству, в целом отношения родителей и детей менялись очень разительно, и чтобы понять сегодняшний этап нашей жизни, полезно знать, как дела обстояли в прошлом. В античное время, вплоть до IV века н. э., убийство детей считалось нормальным. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его. Родители чаще оставляли в живых мальчиков, чем девочек.
Детей часто приносили в жертву богам. Такой обычай существовал у многих народов: ирландских кельтов, галлов, скандинавов, египтян, и др. Даже в Риме, оплоте цивилизованного мира, детские жертвоприношения полулегально существовали.
Чтобы сделать детей послушными, взрослые пугали их всякого рода страшилищами. Большинство древних соглашалось, что было бы хорошо постоянно держать перед детьми изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть, разорвать на куски.
В IV - XIII века н. э. нормальным считалось отказаться от ребенка, отправить его к кормилице, в монастырь или в заведение для маленьких детей, в дом другого знатного рода в качестве слуги или заложника. В другую семью ребенка могли продать, он был обычным товаром. Дома к ребенку относились как ко взрослому человеку, сразу нагружали его работой. С трех лет он мог работать на огороде или в доме наравне с другими взрослыми.
Дети всегда и везде плохо питались. Даже в богатых семьях считалось, что рацион детей, особенно девочек, должен быть очень скудным, а мясо лучше давать в очень небольших количествах или не давать вовсе.
4. Отношение к детям после Крещения Руси. Формирование ценностей на основе православной культуры (X-XVII вв.)
В конце X в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив при этом свою государственную независимость. Сознание славянского народа радикальным образом меняется. Роль главного и единственного народного наставника берёт на себя церковь. Крещение Руси, как справедливо заметил о. Георгий Флоровский, «конечно, никак нельзя и не следует представлять себе… как единичное событие, для которого можно назвать определённую дату. На развитие просвещения на Руси огромное влияние оказывала Византия. После принятия христианства вся духовная жизнь Древней Руси, а потом и русского государства определялась стремлением следовать византийским традициям. Учение византийских отцов церкви (православное) определяло воспитательные идеалы на Руси вплоть до XVII века. Характерно, что отечественный историк педагогики П. Ф. Каптеров обозначил этот этап в развитии отечественной педагогической культуры как православный. Средствами византийского влияния были церковь и книга. От греческой русская церковь восприняла завет строгого охранения православия в противовес католической западной церкви с её нововведениями.
С принятием христианства возникла потребность в подготовке грамотных людей для церковного служения. Эту цель преследовало повеление Владимира (980-1015) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей плакали о них, ибо они ещё не утвердились в вере.
Открытая в Киеве дворцовая школа «учения книжного», была в условиях того времени центром книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией Европы и Азии. Упоминание об этой школе содержится в «Повести временных лет». Школа носила элитарный характер, в ней обучались дети боярского окружения князя. Большое внимание уделяли просвещению русские князья: Ярослав, Всеволод и др., которые открывали училища и выделяли средства на их содержание. Школы (училища) основывались преимущественно в местах пребывания епископов - в Киеве, Новгороде, Курске, Смоленске, Владимире - Волынском, Владимире - на - Клязьме и других городах и сёлах. Это позволяет сделать вывод, что образование на Руси получило со времени крещения довольно широкое распространение. Такой вывод подтверждается и берестяными грамотами, найденными археологами при раскопках в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске, Пскове, Витебске, Твери и др. Датируются грамоты XI - XV веками. Судя по этим источникам, в Киевской Руси письменность проникла практически во все слои населения, обслуживала все сферы жизни общества. Обучение велось на живом, понятном для всех славянских народов того времени языке - древнерусском.
Основными предметами обучения в училищах были славянская грамота и письмо, церковное пение, а на повышенной ступени - греческий язык. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и детей бедных родителей. Первыми учителями были привезённые князем Владимиром греки, затем - священники, впоследствии же - миряне, «мастера грамоты».
В целом же в этот период Древней Руси остро поднималась проблема воспитания, которая, однако, не выделяла человека в качестве особого объекта воспитания. В средневековой литературе весь мир рассматривался как школа, где человек учится и воспитывается всю жизнь.
Один из ярких тому примеров - «Поучение к детям» киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125 гг.). Его поучение обращено к воинскому сословию, его педагогика - для отроков - дружинников. Параллельно с наставлениями христианского характера через всё сочинение проходит мысль о необходимости активной деятельности в жизни человека. Все автобиографические примеры должны были, по мнению Мономаха, внушить главное - не лениться, трудиться неустанно, защищать родную землю, не жалея сил и жизни. Призывая к постоянному умственному труду, он приводил в пример своего отца - князя Всеволода, который изучил пять языков и оттого имел почёт от других государств. И сам Мономах был человеком, хорошо знавшим книжность, о чём говорят многочисленные цитаты и литературные реминисценции в его «Поучении». Книжный фонд в Киевской Руси был значителен: 130-140 тыс. томов, среди которых учебные Псалтыри, Измарагды, Златоусты, Златоструи, представлявшие собой кладезь педагогической мудрости. Из зарубежных авторов особой популярностью пользовался Иоанн Златоуст, а из отечественных - Кирилл Туровский, которые были выдающимися учителями-просветителями, оставившими будущим поколениям интересные мысли о воспитании и обучении детей. Так, Иоанн Златоуст высшие ценности воспитания связывал с формированием добродетелей. Обращаясь к родителям, он призывал их в воспитании своих детей «… всячески заботиться о спасении их души», «…думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели…».
Кирилл Туровский в притчах на основе поучительных примеров даёт нравственные наставления, адресованные не только родителям и учителям, но и всем православным людям.
После Владимира Мономаха в Киевской Руси усилились тенденции к обособлению отдельных княжеств.
Разрозненные княжества не смогли противостоять намного превосходящим силам завоевателей, вторгшихся на Русь впервой четверти XIII века. Русь распалась на юго - западную и северо-восточную. В огне пожаров уничтожались центры просвещения - церкви и монастыри. Православная вера помогала русскому народу пережить трагические последствия разделения Руси и сыграла важную роль в собирании сил для борьбы и грядущей победы. Вместе с верой устояла и семья, и каких бы то ни было, кардинальных изменений отношения родителей к детям в те времена не усматривается. По - прежнему тип семьи был патриархальным; в семье прослеживалась чёткая иерархия. Детей с малолетства приучали к труду, к православной вере и почитанию своих родителей. Всё больше распространялась грамотность, появлялись школы, которые давали возможность каждому «хотящему учиться» овладевать первоначальной грамотой.
XIV-XVII века - ребенку уже позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей. Однако главная задача родителей - «отлить» его в «форму», «выковать». До восемнадцатого века очень большой процент детей регулярно били. Орудиями битья были разнообразные кнуты и хлысты, палки и многое другое. Даже принадлежность к королевской семье не освобождала от побоев.
Только в эпоху Возрождения стали всерьез поговаривать, что детей не следует бить так жестоко, и то люди, говорившие это, обычно соглашались с необходимостью битья в разумных пределах.
5. Отношение к детям в XVIII веке
С реформами Петра I преобразования коснулись и сферы семейного права, и общественного уклада в целом. Появилось новое сословие - дворяне. Неоднозначность, противоречивость и двойственность положения в России того периода породили неоднородность дворянских семей. Среди них различали провинциальное и столичное дворянство. Их мироощущение, безусловно, было различным, следовательно, был различным и характер семейного воспитания. Образ жизни провинциального дворянина мало, чем ещё отличался от крестьянского, патриархального уклада. Столичное же дворянство резко выделялось падением нравов, о чём мы находили немало свидетельств в мемуарной литературе. Потому в одних домах детям давалось слишком много вольности, а в других - дети воспитывались в строгости. В одних семьях детей не отучали от грубости, а в других - дети не смели даже сесть при родителях без их на то позволения.
Распространенным явлением екатерининской эпохи становится домашнее воспитание, отношение к которому было неоднозначно. Домашнее воспитание давало хорошие результаты в тех случаях, где с детьми занимались люди, обладавшие высокой культурой и незаурядностью.
Содержание воспитания в дворянской семье позволяет обозначить результаты воспитания. Обращаясь к двум слоям дворянства - столичному и провинциальному, можно определить, как заметил В.О. Ключевский, два типа. Один - это великосветский кавалер, воспитанный по-французски, не признающий ничего русского. И великосветская дама, воспитанная тоже по -французски, все её интересы сводились только к тому, чтобы со вкусом одеться, грациозно войти, поклониться и т.д. Второй тип, который можно увидеть среди мелкопоместного, а иногда и среди столичного дворянства, - это тот, кто удивлял иностранцев не только знанием французского языка, но и своей образованностью, любовью к своему Отечеству, уважением русских традиций. Вот те черты, происхождение надо искать в патриархальных традициях семьи, которые были присущи всем крестьянским семьям. Тем не менее, именно в XVIII в. закладывается фундамент системы дворянского воспитания, который наиболее отчётливо проявится в Х1Х веке. Едиными требованиями для детей дворянской и крестьянской семьи было уважение и послушание по отношению к родителям, старшим. Различием было то, что в основу воспитания дворянина было положено эстетическое воспитание и внушалось презрение к простым людям, занимавшихся физическим трудом, а в крестьянской семье основу составлял труд.
6. Отношение к детям в дворянских семьях на рубеже XVIII-XIX вв.
Положение главы семьи качественно отличалось от положения других ее членов. Этикет предписывал держаться ему в отдалении, быть недоступным, иметь отдельные помещения. Вспомним из многочисленных литературных произведений, с каким трепетом дети тайно проникали в кабинет отца, который даже в зрелом возрасте оставался им недоступным. Даже распоряжения свои глава семьи должен был передавать через третье лицо. Так, провинившегося сына отец мог простить только через жену, а жену через друга. Это позволяло прощать, не умаляя власти и достоинства главы семьи. Главными обязанностями отца были: устройство браков потомства и карьеры сыновей.
В состав семьи часто включались и домочадцы, то есть люди, жившие под единой крышей. Однако слуги крепостные могли не входить в это число. Однако слуги и крепостные могли не входить в это число. Исключением, правда, была няня. Она участвовала в трапезе наравне с другими членами семьи, что подчеркивало ее особое положение. Вспомним хотя бы няню А. С. Пушкина - Арину Родионовну. В состав семьи могли включаться и учителя, если у них были хорошие личные отношения с родителями учеников, иначе они оставались на положении слуг (вспомним учителя - француза из повести А.С. Пушкина «Дубровский»).
XVIII век - родители стараются обрести власть над его умом и уже посредством этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, мастурбацию, даже саму его волю. Когда ребенок воспитывался такими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию и постоянным клизмам; его рано приучали ходить в туалет; не заставляли, а уговаривали; били иногда, но не систематически; наказывали за мастурбацию; повиноваться заставляли часто с помощью слов, а не только угрозами. Некоторым педиатрам удавалось добиться общего улучшения заботы родителей о детях и, как следствие, снижения детской смертности, что положило основу демографическим изменениям XVIII века.
Попытки ограничить телесные наказания для детей делались и в семнадцатом веке, но самые крупные сдвиги произошли в восемнадцатом столетии. В девятнадцатом веке старомодные порки начали терять популярность в большей части Европы и Америки. Наиболее затяжным этот процесс оказался в Германии, где в анонимных исследованиях до сих пор 80% родителей признаются, что, несмотря на законодательный запрет, бьют своих детей.
Традиции запугивания детей стали подвергаться нападкам лишь в девятнадцатом веке.
Почти всемирным обычаем было ограничение свободы движений ребенка различными приспособлениями. Важнейшей стороной жизни ребенка в его ранние годы было пеленание.
Как показали последние медицинские исследования, спеленутые дети крайне пассивны, сердцебиение замедленно, кричат они меньше, спят гораздо больше, и в целом настолько тихи и вялы, что доставляют родителям очень мало хлопот.
Когда ребенок выходил из пеленочного возраста, к нему применяли другие способы ограничения подвижности, в каждой стране и для каждой эпохи свои. Иногда детей привязывали к стульям, чтобы они не могли ползать. До девятнадцатого века к одежде ребенка привязывали помочи, чтобы лучше следить за ним и направлять в нужную сторону.
7. Отношение к детям в ХХ - ХХI вв.
XIX век - середина XX. Воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в тренировке ее, направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. В девятнадцатом веке отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. До двадцатого века маленьких детей было принято оставлять одних. Родители редко заботились о безопасности детей и предотвращении несчастий.
Когда наказание битьем стало выходить из моды, потребовалось другие наказания, чтобы делать детей послушными. К примеру, в восемнадцатом и девятнадцатом веках стало очень популярном запирать детей в темноте. Начиная с конца ХIХ века и до наших дней, в Европе и США преобладает социализирующий стиль воспитания детей, в котором последние несколько десятков лет появляются вкрапления поддерживающего, помогающего стиля.
Хотя даже в самых развитых странах хватает людей, обращающихся с детьми «как в старые добрые времена». Позиция «я боялся своего отца, так пусть и мои дети боятся меня» очень распространена. К тому же существует недооцененный феномен зависти к своим детям. Она обычно не осознается, но если вывести это ощущение на сознательный уровень, получается «а почему это ты должен жить лучше, чем жил я?».
У родителей, воспитывающих дочерей и сыновей в социализирующем стиле, проекции на детей становятся всё слабее, поэтому родители хотят не столько взять ребёнка под полный контроль, сколько направить его на правильный (по их мнению) путь. Главное желание родителей теперь социализировать ребёнка, встроить в общество. Ребёнок считается хорошим, когда он ведёт себя социально одобряемо. Он по прежнему «должен» родителям, но уже не прислуживать в доме или терпеть побои, а быть социально успешным: хорошо учиться, «быть самым лучшим», «таким, чтобы мы могли тобой гордиться». Социальные успехи ребёнка становятся престижем родителей. Он нередко оказывается виноват, если «не оправдал»: «лучше бы я пошла, работать, чем с тобой сидела!», «я столько в тебя вложил (а)!».
Практически вся Европа и США к началу ХХ века уже определились, что бить детей - нехорошо. Это вовсе не значит, что детей в Европе и Америке в ХХ совсем не били. Били, но обычно с оглядкой: побои либо скрывались, либо родители старались оправдаться совершенной невыносимостью ребёнка. В наше время контроль над телесными наказаниями детей в западных странах стал гораздо строже.
Детоубийство с ХIХ веке вызывает ужас, а сексуальное использование детей - тревогу и неприятие, что о нем предпочитают не говорить, из - за этого насилие над детьми часто остается безнаказанным - его боятся замечать и стыдятся преследовать. К сожалению, психологические травмы от использования детей, как морального, так и сексуального - одна из главных проблем в США и Европе ХХ - ХХI века. Физический контроль над детьми при социализирующем стиле воспитания сменяется психологическим: битью предпочитают манипуляции и эмоциональный шантаж («веди себя хорошо, и тогда я…», «мальчики никогда не плачут» и т. д.). Участие отца в жизни детей не только в качестве кормильца и наказывающей фигуры становится нормой.
Всё меньше мужчин говорит «возиться с детьми женское дело», всё больше откликается на призывы жён «поговори с сыном», «дочке нужно твоё внимание». Да и количество мужчин, интересующихся своими детьми, душевно сближающихся сними без напоминаний, увеличивается. Между детьми и родителями появляется эмоциональная близость. Любимого человека по определению хочется радовать, и когда общество перестает «твердо знать», что только тотальная строгость и розга не дадут ребёнку стать аморальным и попасть в ад, всё больше родителей хочет доставить детям удовольствие, побаловать. К сожалению, забота о ребёнке нередко бывает проективной: родитель удовлетворяет неистинные потребности ребенка, а свои за его счет; ребёнку дают то, что удобно дать родителям, а не то, в чём он нуждается. Пример такого отношения, семьи, где у детей нет никаких ограничений, малейшие капризы мгновенно удовлетворяются без обсуждений, ребенка заваливают игрушками и подарками, но эмоционального контакта нет. Это своего рода способ откупиться вседозволенностью и попустительством от нужды ребенка в душевной близости и понимании. Баловать по-своему гораздо проще, чем вникать в чувства и потребности ребёнка или воспитывать в нем уважение к другим людям. Кроме прочего попустительствующие родители часто незаметно для себя нарушают границы самого ребёнка. Есть и категория родителей, которые стараются подкупить детей, так как это кратчайшая дорога к их преданности.
Такие люди нередко сравнивают себя с другими родственниками, против которых настраивают ребёнка: «только мамочка тебя любит по - настоящему», «вот мать тебе не разрешает мороженое есть, а папа тебе всё что хочешь, купит», «родители у тебя злые, а у бабушки всё, что хочешь можно делать». Дети, получившие социализирующее воспитание гораздо меньше подавлены родителями, поэтому позволяют себе злиться на них, обижаться, переживать, видеть достоинства и недостатки. Для того чтобы испытывать агрессию к близким людям, особенно к родителям, тоже нужна определенная степень внутренней свободы и душевных сил. А значит, в конце концов, полюбить своих настоящих родителей, а не их идеализированные образы. Ориентированность на социальное определяет устремления и выборы: люди часто отказываются от времени со своими близкими, личностного развития и других важных вещей ради карьеры. Человек, воспитанный в социализирующем стиле, уже позволяет себе ощущать психологические потребности в любви, принятии себя, как другими, так и самим собой, поддержке и близости, но часто не умеет сформулировать и реализовать их. Из - за этого многие люди страдают от душевной пустоты и других экзистенциальных проблем, которые заглушают зависимостями: химическими, психологическими и пищевыми расстройствами. Собственно, именно эти психологические проблемы -- самые распространенные на Западе, да и в России занимают заметное место. С середины ХХ века Европе очень медленно, буквально в виде единичных случаев, зарождается новый стиль воспитания-- помогающий. Появляются родители, готовые прислушиваться к чувствам детей, доверять их эмоциональным потребностям, ценить близость с ребёнком, сочувствовать, когда ему плохо, создавать условия для его развития и интересов. Люди, которых воспитывают в этом стиле, обычно вырастают добрыми, искренними, хорошо знающими себя, творческими, адекватными и спонтанными. Они не страдают от депрессий и неврозов, у них сильная воля, они не склоняются перед авторитетом и легче, чем другие выдерживают прессинг.
Заключение
История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.
Ллойд Демоз.
В данной контрольной работе мы рассмотрели истоки становления семьи, детско - родительские отношения в их историческом развитии, достижения и недостатки воспитания детей в различные эпохи. Произведя анализ, мы разобрались в процессе эволюции семьи.
Труд родителя требует немало времени, усилий и затрат. Даже самые азы - позаботиться о том, чтобы дети были накормлены, одеты и здоровы, дать им хорошее образование - требует настоящей самоотверженности. Воспитание - дело не простое, но награда стоит усилий. От родителей не требуется быть идеальным - лишь заботливым, нежным и уважающим. Чтобы ребенок рос счастливым, не надо его баловать, надо помочь ему вырасти довольным собой и другими, не страшась жизненных трудностей.
Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. XX в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Изучение истории семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья и отношения, с ней связанные, возникают и существуют как квинтэссенции наиболее острых социальных проблем. Общественные процессы преломляются в семье своеобразно, но обязательно находят в ней своё отражение. Именно поэтому нам важно рассмотреть истоки становления семьи, детско - родительские отношения в их историческом развитии, достижения и недостатки воспитания детей в различные эпохи. Внимательный анализ поможет нам разобраться в процессе эволюции семьи и предугадать её дальнейшее развитие. Кроме того, в современном варианте семьи отношение к детям имеет свои «острые углы», сглаживать которые необходимо уметь как семейному психологу, так и, в первую очередь, самим родителям.
С середины XX века популярным стал помогающий стиль. Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать «черты». Детей не бьют и не ругают, им прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Родители считают нормальным быть слугой, а не старшим в семье. Главным в семье становится - ребенок.
Содержание
1. Введение
2. Особенности воспитания детей у древних славяно-арийских племен
3. Воспитание детей у славян до принятия христианства
4. Отношение к детям в IV - XIII вв
5. Отношение к детям после Крещения Руси. Формирование ценностей на основе православной культуры (X-XVIII вв.)
6. Отношение к детям в XVIII в.
7. Отношение к детям в дворянских семьях на рубеже XVIII - XIX вв.
8. Отношение к детям в семьях XX - нач. XXI вв.
9. Заключение
10. Список литературы
Список литературы
1. Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи// Социс. - 2008. - №1.
2. Паркер Д., Стимпсон, Д. Чтобы ребенок рос счастливым. Советы для родителей// Харьков, Белгород, 2008.
3. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие/ Е.И. Зритнева. - М.: Владос, 2006.
4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991.
5. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988
6. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Психология семьи. Самара.: Бахрах. М, 2002.
8