Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вожбальская основная общеобразовательная школа»
Реферат
«Воспитание скоростных способностей на уроке физической культуры ».
Выполнил учитель физической культуры
Бабиков Алексей Николаевич
Д. Кудринская
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ВИДЫ. 4
1.1. Задачи и средства воспитания скоростных способностей 7
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1 Методы воспитания скоростных способностей 10
2.2Методика воспитания скоростных способностей 11
2.2.1 Воспитание быстроты простой двигательной реакции на уроке физической культуры 11
2.2.2 Воспитание быстроты сложных двигательных реакций на уроке физической культуры 11
2.2.3 Воспитание быстроты движений на уроке физической культуры 13
2.2.4 Воспитание комплексных форм проявления скоростных способностей на уроке физической культуры 15
2.3 Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ВЕДЕНИЕ
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Все это говорит о том, что, если необходимо повысить скорость выполнения каких-то специфических действий, то нужно тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.
В обыденной жизни человеку так же приходится быстро совершать различные двигательные действия в короткий промежуток времени – например, успеть попасть в магазин до его закрытия, или успеть на автобус. Для этого ему нужно ускорить свой шаг и даже перейти на быстрый бег. А бывают ситуации, когда необходимо выполнить какое-то движение в считанные доли секунды, чтобы предотвратить беду, – например, успеть схватить на лету падающую вазу или подхватить маленького ребенка, еще не умеющего толком ходить т.д. Оба эти случая характеризуют скоростные способности человека. Учитывая то, какое огромное значение имеют скоростные способности в жизни человека актуальность данной темы вне всяких сомнений.
Цель работы - раскрыть особенности методики воспитания скоростных способностей.
Задачи:
1. Изучить имеющуюся научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать скоростные способности.
3. Изучить основы воспитания развития скоростных способностей.
Метод исследования: Изучение и анализ научно-методической и специальной литературы.
Объект исследования: процесс воспитания скоростных способностей.
Предмет исследования: скоростные способности.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ВИДЫ
Для характеристики возможностей выполнить двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота» .Развитие быстроты – способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью – характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.
Под скоростными способностями спортсмена А.А. Васильков понимает комплекс функциональных свойств нервно-мышечного аппарата, обеспечивающий выполнение двигательных действий за минимальное время
В.С. Кузнецов дает следующую характеристику скоростным способностям – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени
Виды скоростных способностей
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
К элементарным формам проявления скоростных способностей относятся:
- способность к быстрому реагированию на сигнал (быстрота двигательной реакции);
- способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью (быстрота одиночного движения);
- способность к выполнению движений в максимальном темпе (частота движений)
Элементарные формы скоростных способностей проявляются в простых и сложных двигательных реакциях, скорости выполнения отдельных движений при незначительном внешнем сопротивлении или частоте движений. Проявление быстроты сочетается с другими двигательными качествами (силы, гибкости, выносливости, координации) и техническими навыками. Элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию, так как они зависят от свойств врожденного типа нервной системы (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик и их соотношения).
Физиологический механизм элементарной быстроты имеет сложную цепь последовательных операций:
1) время сенсорного восприятия (в основном, это зрение и слух);
2) время передачи информации от сенсоров в кору головного мозга;
3) время обработки полученной информации и принятие правильного решения;
4) время передачи нервного импульса мышцам-исполнителям;
5) быстрота сокращения мышц.
Простая реакция представляет собой латентное время реагирования известным движением на заранее обусловленный сигнал (старт в беге на выстрел или команду). Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек. Простая двигательная реакция имеет большое значение в тех видах двигательной деятельности, где результат во многом зависит от быстроты начала движения (спринт, игры, стрельба, фехтование). В обычной жизни также встречается немало случаев, требующих мгновенного реагирования, особенно в экстремальных ситуациях – на транспорте, производстве и т.п.
Сложная двигательная реакция делится на два вида:
– реакция на движущийся объект (например, на полет мяча);
– реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Быстрота одиночного движения определяется временным интервалом, затраченным на его выполнение (например, удар в боксе).
Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 сек.).
В простых реакциях наблюдается значительный положительный перенос скоростных способностей. Человек, обладающий хорошей реакцией в одних ситуациях, может великолепно реагировать в любых других, однако между разными элементарными формами прямой связи не существует. К примеру, человек с хорошей двигательной реакцией не обязательно продемонстрирует высокий темп движений и наоборот .
Комплексной формой проявления скоростных способностей является способность к достижению высокого уровня соревновательного упражнения (ходьба, бег, плавание и др.). Комплексные формы быстроты хорошо поддаются развитию, так как зависят от широкого круга факторов, поддающихся совершенствованию.
Комплексные формы наблюдаются в сложных двигательных актах, для которых характерно сочетание элементарных форм проявления скоростных способностей с другими двигательными способностями (силовыми, координационными и др.).
К таким комплексным формам проявления относятся:
– способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);
– способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);
– способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.
Выделяют в играх и единоборствах еще одно специфическое проявление скоростных способностей – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении
Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:
1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.
2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.
3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.
4. Генетические данные человека. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%)
5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных способностей, гибкости.
6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).
7. Возраста и пола .
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет
Естественным путем скоростные качества увеличиваются примерно до 14-15 лет. Однако диапазон возраста для их целенаправленного развития колеблется от 7 до 17 лет. При этом важнейший показатель скоростных способностей – частота движений - наиболее эффективно совершенствуется с 7 до 9 и в 12-13 лет, а скорость одиночных движений – в 10 – 13 лет. Максимальная скорость в циклических упражнениях у юношей эффективно поддается улучшению в 15-16 лет, у девушек в 14-17 лет .
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.)
Высокие скорости, как известно, возможны только при максимальных волевых усилиях. Интенсивность волевого усилия также поддается некоторому повышению в результате целенаправленной физической работы.
Следующим фактором он выделяет качество техники выполнения скоростных движений. Признано, что применение упражнений на скорость, освоенных на уровне умения, не способствуют росту быстроты, так как человек частично отвлекает свое внимании, а соответственно и усилие на контроль за техникой действия. Поэтому для тренировки скоростных способностей применяемые движения должны быть освоены до уровня навыка, что позволяет сконцентрировать сознание, внимание и волю на обеспечение максимальных усилий и скоростей, благодаря которым улучшаются данные способности
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).
На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При 16°С скорость снижается на 6-9% .
1.1 Задачи и средства воспитания скоростных способностей
Развитие скоростных способностей – это процесс повышения максимально возможной скорости сокращения мышц .
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития всех форм проявления скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий). Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности .
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные гpyппы.
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча)
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все, основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.)
В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются:
- циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений;
- бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством;
- быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения;
- упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Основное требование при использовании всех выше перечисленных средств заключается в том, чтобы, во-первых, они должны быть хорошо освоенными, во-вторых, по продолжительности должны быть кратковременными (не более 20-22 секунд), в-третьих, выполнялись с предельной скоростью .
В практике нередко приходится наблюдать длительную остановку в росте спортивных результатов в тех видах спорта, в которых преимущественно проявляются скоростные качества. Несмотря на продолжающиеся тренировки, результаты в спринтерских упражнениях не улучшаются.
Образуется, так называемый, «скоростной барьер». Одной из причин этого явления следует считать продолжительное применение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, приводит к стабилизации скоростных параметров движений, в силу чего они с большим трудом поддаются дальнейшему совершенствованию.
Поэтому одной из важнейших задач при развитии скоростных способностей является предупреждение образования скоростного барьера, а если он возник - его разрушение и ослабление.
Для предупреждения «скоростного барьера» в занятиях с начинающими, необходимо не спешить с узкой специализацией в каком-либо упражнении, а добиваться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения следует применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных изменяющихся ситуациях и формах.
При занятиях с квалифицированными спортсменами уменьшается объем нагрузки в соревновательном упражнении и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений.
Для преодоления «скоростного барьера» создают облегченные условия, в которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости.
Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.
В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростно-силовых качеств .
В структуре одного занятия упражнения на развитие скоростных способностей целесообразно планировать в вначале основной части, пока у занимающихся не наступило утомление
2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Методы воспитания скоростных способностей
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
1) повторный;
2) вариативный;
3) соревновательный метод;
4) игровой метод.
Повторный метод предполагает повторное выполнение действий с установкой на максимальную скорость движения .
Метод вариативного упражнения заключается в чередовании скоростных упражнений:
- в затрудненных, обычных и облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра, бег по песку и бег по дорожке и др.). Выполнение скоростных упражнений в затрудненных условиях стимулируют активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости движений. Выполнение упражнений в облегченных условиях стимулирует предельно быстрые движения, превышающие по скорости движения в обычных условиях;
- с обычными утяжелителями и облегченными отягощениями (например, метание легкоатлетических снарядов разного веса, бег с различным грузом и бег без груза, движения руками с гантелями, как во время бега и без гантелей и др.);
- с высокой и не высокой интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее в течение 4-5 с, после чего замедляют. Это повторяют несколько раз подряд .
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. Позволяет повысить эмоциональность занятий и снять излишнее напряжение. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера»
Специфические закономерности развития скоростных способностей требуют сочетания указанных выше методов в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике развитие скоростных способностей центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.
2.2 Методика воспитания скоростных способностей
2.2.1 Воспитание быстроты простой двигательной реакции
Простая реакция — это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета) Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования (Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-методический комплекс. Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.
Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).
Добиться значительного сокращения времени простой реакции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10—0,15 с. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях В двигательных реакциях различают три фазы:
1. Сенсорную - от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.
2. Премоторную - от появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс.
3. Моторную - от начала движения до его завершения.
Сенсорная и премоторные фазы образуют латентный (скрытый) компонент реакции, а моторная – двигательный.
2.2.2 Воспитание быстроты сложных двигательных реакций
Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект Период реакции на движущий объект складывается из четырех элементов:
1. Человек должен увидеть движущий объект (мяч, игрока).
2. Оценить направление и скорость его движения.
3. Выбрать план действий.
4. Начать его осуществление.
Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение увидеть предмет. Для тренировки этой способности используются упражнения, при выполнении которых следует:
- постоянно увеличивать скорость движения объекта;
- сокращать дистанцию между объектом и занимающимся;
- уменьшать размеры движущегося объекта.
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции .
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
- воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
- направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.
Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.
Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действии, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.
2.2.3 Воспитание быстроты движений
Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:
1) собственно скоростные упражнения;
2) общеподготовительные упражнения;
3) специально подготовительные упражнения (Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15—20 с) и анаэробным алактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).
В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной. При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15—20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).
После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями .
Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.
Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облетающих увеличение темпа и частоты движений:
а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях);
б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.);
в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.);
г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).
2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.
Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.
3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее (Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. С. 101- 102).
2.2.4 Воспитание комплексных форм проявления скоростных способностей
Во многих двигательных действиях рассмотренные выше разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании. Комплексное проявление скоростных способностей определяется содержанием основной двигательной деятельности. В этой связи можно говорить о скоростных способностях, проявляемых в беге, плавании, при прыжках, ведении и броске мяча и др.
При повышении уровня развития скоростных способностей можно выделить два методических подхода:
1. Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявление.
2. Целостное совершенствование, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостных двигательных актах, характерных для данного вида спорта.
В качестве средств развития комплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (обычно их называют скоростными). В зависимости от направленности занятия эти средства будут носить комплексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды быстроты или избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты.
Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Поэтому ходьба, гимнастические упражнения на перекладине, брусьях или на коне с ручками малопригодны для развития скоростных способностей. Упражнения должны быть настолько хорошо усвоены, чтобы при их выполнении основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Продолжительность упражнений, направленных на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приемов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложно-координированных видах спорта может быть до 5-10 сек. При развитии абсолютного уровня дистанционной скорости в видах спорта циклического характера продолжительность упражнений может колебаться в более широких пределах - от 5-6 сек. до 1 мин и более .
2.3 Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей
Контроль быстроты определяется по двум критериям: комплексному и элементарному. Комплексная быстрота измеряется временем выполнения целостного упражнения, соревновательной дистанции, технико-тактической комбинации, серии ударов, бросков, передач. Элементарная быстрота измеряется путем регистрации времени двигательной реакции в различных условиях, времени одиночного движения и времени старта. При оценке быстроты необходимо ориентироваться на комплекс различных показателей, совокупность которых дает более полное представление о развитии данного качества
Контрольные упражнения для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы:
1) для оценки быстроты простой и сложной реакции;
2) для оценки скорости одиночного движения;
3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах;
4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
В лабораторньгх условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,0 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см.
В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.
В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений рук и ног. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппинг-тестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5—20 с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения (Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. С. 164).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций.
При воспитании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений.
Для целенаправленного воспитания быстроты реакции с большой эффективностью используются различные методы.
Основными средствами воспитания различных форм скоростных способностей являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. — Ростов - на - Дону: Феникс, 2008. — 381 с.
Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта:[files.lib.sfu kras.ru]. URL: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/1404/u_course.pdf
Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов – на -Дону: Феникс, 2005. – 382 с.
Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / В.С. Кузнецов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
Макеева, В.С. Теория и методика физической культуры: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / В.С. Макеева. – Орел: Издательство: МАБИВ, 2014. – Режим доступа - http://mreadz.com/new/index.php?id=343398&pages=37
Максименко, A.M. Теория и методика физической культуры / А.М. Максименко. - Москва: Физическая культура, 2005. - 544 с.
Основы развития скоростных способностей:[www.athlos.ru]. URL:http://www.athlos.ru/index.php?catid=45:stati-po-fizkulture&id=764:osnovy-razvitija-skorostnyh-sposobnostej&Itemid=44&option=com_content&view=article
Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-методический комплекс. Часть 1: [http://e-lib.gasu.ru] - 151 с. – URL: http://e-lib.gasu.ru/eposobia/UMK/rogova2.pdf
Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшин. – Москва: Советский спорт, 2004. – 463 с.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - Москва: Гардарики, 2000. — 448 с.
Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.