СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантной личности в условиях общеобразовательного учреждения.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание толерантной личности в условиях общеобразовательного учреждения

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантной личности в условиях общеобразовательного учреждения.»

Воспитание толерантной личности

в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения

Школьный возраст - период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.

Современная школа сегодня находиться в условиях модернизации образования и смены педагогических парадигм. Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, при этом достаточно сложно нащупать точку опоры, в определении основных направлений развития этой системы, особенно в условиях усиления миграционных процессов. Идея формирования поликультурного образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность. Это означает, что сегодня главным направлением любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого и создание поликультурной развивающей среды.

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.

В Конвенции о правах ребенка одной из целей образования является «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает».

Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают 160 национальностей. Важной особенностью поликультурного образования России становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается тезис о «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» . Содержание образования должно содействовать сохранению национальной специфики и этнического самосознания.

Актуальность проблемы воспитания толерантной личности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают подростков и молодежь. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты и готового к диалогу культур, что, в свою очередь, позволит смягчить деструктивные процессы в мировом взаимодействии.

Актуальность: лицей №8 является многонациональным по своему составу учащихся. Поэтому проблема формирования толерантного сознания, развития взаимоотношений в поликультурном пространстве является значимой.

Тема нашей работы «Воспитание толерантной личности в поликультурном пространстве».

Цели:

1.Содействие формированию ценностного отношения ребёнка к своей личности и развитию творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность.

2.Формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества и быть толерантной личностью.

Задача:

1.Создать условия для творческого самовыражения, самореализации личности ребёнка в процессе обучения, условия, способствующие эффективности процесса формирования толерантной личности на уроках русского языка и литературы.

В основе деятельности лежит:

- принцип адекватности;

- принцип индивидуализации;

- принцип рефлексивной позиции;

- принцип создания толерантной среды.

Объект исследования: формирование толерантности школьников.

Предмет исследования: воспитательная деятельность педагога как средство формирования толерантного отношения школьников в процессе воспитательной деятельности педагога.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения выполнить следующие условия: воспитывать у учеников умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющих национальные, религиозные и другие отличия, если в урочной деятельности использовать методы личностно-ориентированного обучения, то это приведёт к становлению толерантной личности.

Мы считаем необходимым формирование следующих социокультурных качеств,характеризующих толерантную личность:

-        высокая коммуникативная культура;

-        уважение к культуре других стран;

-        умение представлять свою собственную культуру в ходе осуществления межкультурной коммуникации;

-        доброта;

-        взаимопонимание.

В концепции воспитания выпускника лицея мы ориентируемся на такие современные подходы как:

-        личностно-ориентированный (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Е.С. Полат и др.), который является ведущим в организации внеурочной воспитательной работы по предмету с учениками, так как именно в ходе этой работы создаются условия не только для гармоничного развития личности, но и для формирования у учащихся готовности к организации своей творческой деятельности;

-        комплексный подход, предполагающий единство воспитательных усилий педагогов, направленных на создание условий, способствующих творческому, духовно-нравственному, межкультурному, гражданскому становлению учеников;

-        коммуникативный подход (Е.И. Пассов), способствующий развитию коммуникативной культуры учеников;

-        социокультурный подход (В.В. Сафонова) – ориентирует будущего выпускника на готовность к межкультурному иноязычному общению, знакомит с общечеловеческими ценностями, способствует воспитанию будущего выпускника в контексте «диалога культур». Социокультурный подход позволяет формировать социокультурную толерантность – моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной и культурной принадлежности.

Что же такое толерантность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tasamul’ (арабский) – прощение,  мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

В понятии термина «толерантность» мы выделяем следующие аспекты:

- толерантное отношение к себе;

- толерантность в отношении с одноклассниками;

- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;

- межкультурная толерантность.

Воспитание толерантности – это воспитание потребности и готовности  к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Что позволяет педагогу помочь ребёнку реализовать себя в поликультурном пространстве? Это уроки, дополнительное образование, программа воспитания класса.

Каждая школа имеет свою духовную среду, которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях, построения обучающего пространства. Именно в школе решается практически весь комплекс воспитательных задач, стоящих перед современным образованием. В организованной совместной деятельности учителя, родителей и учащихся возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности.Результатом такой работы должно стать преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия.

Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?

Русская литература – это своеобразный кладезь произведений, иллюстрирующих тему толерантности. Задача преподавателя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.

«Образование вне диалога превращается в мёртвую систему», - говорил Бахтин.Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нём не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сотворчество.

Необходимо в процессе обучения чередовать когнитивные (познавательные) моменты с игровыми.  Использование в работе  с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных отношений), позволит подростку пережить их сложность и противоречивость.

Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и тактично его аргументировать.

Литература:

  1. Политика, направленная на повышение качества образования. Образование для всех. Императив качества. – ЮНЕСКО. - 2004. – С. 148.

  2. Закон Российской Федерации. Об образовании. - 1992. – С.114.

  3. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности.

  4. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж, 1996.

  5. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам.- М., 1991.

  6. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. — Липецк: ЛГПИ—РЦИО, 2000. — 204 с.

  7. Е.И. Пассов 2-е издание: Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с. — (Библиотека учителя иностранного языка). — ISBN 5-09-000707-1

  8. Е С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под.ред. Е С.Полат. - М., 1999.

  9. Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании//Вопросы психологии. – 2003. –  № 3.

  10. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). Москва – Воронеж, 2003.

  11. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные руды. Москва – Воронеж, 2003.

  12. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. Москва, 2004.

  13. Международный педагогический словарь. Лондон, 1977.

  14. Перепилицына М.А. Воспитание толерантности у будущих учителей//Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод. тр./Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Ботырко и др. – Волгоград, 2004.

  15. Погодина А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа//История (приложение "1 сентября") – 2002. – № 11.

  16. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.

  17. Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Гурова, Москва 2004.



Предварительный просмотр:

Одной из главных задач в федеральной программе развития образования является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.  В современных условиях эта задача приобретает особую остроту и чрезвычайную значимость.

С 2003 года под моим руководством была создана инициативная группа ребят, которая начала работу над проектом «На пути к толерантному сознанию: услышать и понять другого» и вошла в состав городской Ассамблеи «Толерантность: от поколения к поколению». В течение 9 лет состав команды менялся дважды (10-11кл., 6-10кл.). Ребята активно и увлеченно принимают участие в работе Ассамблеи, собрана богатая копилка методических разработок бесед, классных часов, внеклассных мероприятий, тренингов, совместных родительских собраний. Совместно с психологом было проведено социологическое исследование по теме «Конфликт: истоки и пути решения» на трех уровнях: «Ученик – Ученик», «Ученик – Учитель», «Учитель – Учитель». Данные исследования и анализ результатов позволили скорректировать работу не только внутри класса, но и разрешить множество межличностных конфликтов на разном уровне, взглянуть учителям на своих подопечных с иной стороны. Обобщённый опыт работы был представлен на городской Ассамблее «Толерантность: от поколения к поколению». 

В настоящее время данная программа продолжает своё развитие в рамкахэкспериментальной площадки ТОИПКРО по теме «Интегративный подход в формировании гражданских компетентностей в условиях поликультурного образования.

Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?

В одной китайской притче говорится:  «Жила на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимало оно целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете? Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи и попросил показать рассказать. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, прочитал и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И  всё? – спросил владыка, почесав за ухом.

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже...

Школа, мой класс – это в какой-то степени тоже семья. И важно, чтобы в моей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Как мне, педагогу, сохранить и мир в семье, и индивидуальность каждого? Как помочь развиться личностно и научиться взаимодействовать друг с другом?

Русская литература – это своеобразный кладезь произведений, иллюстрирующих тему толерантности. О том, как печально заканчиваются истории, где взаимопонимание  не найдено, рассказывается ещё в баснях. Знаменитый русский баснописец И.А.Крылов не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс так и не могут закончить начатое дело: «А воз и ныне там…», потому что «Рак пятится назад, а щука тянет в воду». В другой известной басне «Слон и Моська» маленькая собачка, раздражённая присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того чтобы спокойно пропустить его.

Необходимость толерантности И.А.Крылов обосновывает так: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» Эта цитата наглядно иллюстрирует то, что, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу,  устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина завистливые сёстры бросают  царицу и грудного ребёнка в море. Сын царя Салтана, уже будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовёт их в гости, // Их и кормит и поит, // И ответ держать велит». Вместо того, чтобы мстить отцу, сын проявляет мудрое терпение, потому что, несмотря ни на что, царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.

Сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок» можно рассматривать в качестве материала для проведения уроков по национальной терпимости, предложив ученикам, например, следующие вопросы:

1.Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка и он оказался предметом нападок со стороны других.

2.Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

3.Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то чему учатся?

Задача преподавателя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей  основной группы.

Формирование толерантного сознания возможно только на принципах личностно-ориентированного подхода, который требует отказа от безличной, формальной педагогики в пользу педагогики сотрудничества и гуманизма.

Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания учащихся на уроках русского языка и литературы, являются технология критического мышления, технология проблемного обучения, интерактивные методы, в частности диалоговые.

Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и аргументированно, тактично его высказывать.

Так после изучения в 7 классе произведения В.Железникова «Чучело» учениками был разработан  социальный проект по теме: «На чём держится мир в вашем классе?»,  с которым ученики дважды выступали  в 5-ых классах в период адаптации: никто не может лучше научить современного подростка жизни, чем его сверстники.  Взаимодействие младших и старших подростков становится эффективным тогда, когда они находят общие темы для разговоров, для общения, и тогда тот, кто старше, делится своим опытом.

Ведущий

Текст.

Примечания.

Ученица

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вам предлагаем провести классный час на тему «На чём держится мир в вашем классе?»  Как вы думаете, насколько важна эта тема для вас, для вашего класса?

Ученики говорят, что в классе возникают конфликты, что проблема взаимоотношений знакома им не понаслышке.

Ученица

В нашей жизни, в литературе часто встречаются слова «доброта», «милосердие», «унижение». Как вы понимаете значение этих слов?

Ученики отвечают, затем даётся лексическое толкование слов по словарю С.И.Ожегова.

Ученик

Ребята, литература – это отражение современной жизни.

Повесть В.Железникова «Чучело» о добре и зле, о предательстве, о настоящей дружбе и милосердии, то есть в ней звучат проблемы, которые актуальны, по вашим словам, и для вашего класса.

Пересказ ключевых эпизодов или просмотр кадров фильма.

Ученица

Ребята, каковы ваши впечатления? Как вы относитесь к поступкам героев?

Ученики делятся своими впечатлениями, делают выводы.

Ученик

Ребята, на слайде – высказывания великих людей. Давайте прочитаем их. Как вы думаете, какая тема объединяет эти высказывания?

Ученики читают высказывания, рассуждают,  какая тема объединяет эти высказывания.

Ученица

Класс заранее разделён на группы.

Каждой группе предлагаются проблемные ситуации, которые необходимо решить в группе, возможна инсценировка, ролевая игра.

1.В вашем классе драка. Ваши действия.

2.В классе образовалась группа учеников, которая вами командует. Ваши действия?

3.Вас оскорбили. Ваши действия?

4.В ваш класс пришёл новый ученик. Ваши действия?

Дети после обсуждения в группах предлагают свои выходы из ситуаций.

Ученик

Понравился ли вам классный час? Что вы для себя открыли?

Ребята отмечают, что было приятно поработать в группе; большое впечатление произвела повесть «Чучело». Нельзя быть такими жестокими. Нужно ценить каждого человека и учиться находить положительное в каждом.

На этом работа не закончилась. Через месяц старшеклассники пришли к пятиклассникам с одним вопросом: что изменилось в вашем классе после классного часа? И пятиклассники представили в качестве отчета свое социологическое исследование по теме«Семь шагов к мирному разрешению конфликта».

1. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные причины конфликта?

  • Оскорбление                                66 %

  • Непонимание                                50 %

  • Неумение дружить                         33 %

  • Неумение слушать                         33 %

  • Нет уважения                                30 %

  • Ложь                                                20 %

  • Агрессия                                        20 %

  • Неумение разговаривать (вести беседу)                16 %

2. Каковы последствия конфликта?

Положительные:

  • Не может быть – 100%

Отрицательные:

  • Ссора                - 62 %

  • Драка                - 35 %

  • Обида                - 64 %

  • Вражда                - 57 %

3. Почему трудно быть толерантным?

  • Я не умею слушать других                30%

  • Я не умею владеть своими эмоциями        30%

  • Я очень раздражителен                20%

  • Я очень вспыльчив                16%

  • Я плохо воспитан                4%

4.  Основные советы по разрешению конфликтов:

  • Осознать ошибку                                                          59 %

  • Помириться, остаться друзьями                              47 %

  • Найти компромиссное решение                             40 %

  • Необходимо выслушать другого                              33 %

  • Необходимо найти «общий язык»                              30 %

  • Нужно быть сдержанным терпеливым                      30 %

  • Найти другую тему разговора или общее увлечение 20 %

  • Понять причину конфликта                                      16 %

  • Оставаться вежливым                                              16 %

  • Успокоиться самому, сдерживать свои эмоции   10 %

  • Прервать разговор, отложить решение проблемы        

на некоторое время                                               7 %

5. Памятка: «Семь шагов к мирному разрешению конфликта»

Если конфликт возник, то необходимо:

  • 1 шаг – взять под контроль свои эмоции, успокоиться

  • 2 шаг – постараться понять причину конфликта

  • 3 шаг – оставаясь терпеливым, сдержанным, выслушать мнение противоположной стороны

  • 4 шаг – найти общий язык для дальнейшей беседы

  • 5 шаг – осознать ошибку и извиниться, если не прав

  • 6 шаг – сообща найти компромиссное решение, которое  будет оптимальным для обеих сторон

  • 7 шаг – самое главное: ОСТАВАТЬСЯ ДРУЗЬЯМИ!!! 















Воспитание толерантной личности

в поликультурном прстранстве.



… В одной китайской притче говорится: «Жила на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимало оно целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете? Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи и попросил показать рассказать. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, прочитал и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И всё? – спросил владыка, почесав за ухом.

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже».

Школа, мой класс – это в какой-то степени тоже семья. И важно, чтобы в моей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Как мне, педагогу, сохранить и мир в семье, и индивидуальность каждого? Как помочь развиться личностно и научиться взаимодействовать друг с другом?

Школа №9 с углубленным изучением восточных языков и культур является многонациональной по своему составу учащихся. Поэтому проблема формирования толерантного сознания, развития взаимоотношений в поликультурном пространстве является значимой. (Актуальность)

^ Тема моей работы «Воспитание толерантной личности в поликультурном пространстве».

Цели:

1.Содействие формированию ценностного отношения ребёнка к своей личности и развитию творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность.

2.Формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества и быть толерантной личностью.

Задача:

1.Создать условия для творческого самовыражения, самореализации личности ребёнка в процессе обучения, условия, способствующие эффективности процесса формирования толерантной личности на уроках русского языка и литературы.

^ В основе деятельности - 

- принцип адекватности;

- принцип индивидуализации;

- принцип рефлексивной позиции;

- принцип создания толерантной среды.

^ Объект исследования: формирование толерантности школьников.

Предмет исследования: воспитательная деятельность педагога как средство формирования толерантного отношения школьников в процессе воспитательной деятельности педагога.

^ Гипотеза исследования: если в процессе обучения выполнить следующие условия: воспитывать у учеников умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющих национальные, религиозные и другие отличия, если в урочной деятельности использовать методы личностно-ориентированного обучения, то это приведёт к становлению толерантной личности.

Одной из главных задач в федеральной программе развития образования является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. В современных условиях эта задача приобретает особую остроту и чрезвычайную значимость.

«Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране… Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счёте все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная и большая задача на десятилетия вперёд, но она абсолютно по силам нашему обществу, - считает президент России Д.А.Медведев.

«Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни общества» стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мэрам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодёжь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов». (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО).

^ Что же такое толерантность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; 

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 

tasamul’ (арабский) – прощение, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

^ В понятии термина «толерантность» я выделяю следующие аспекты:

- толерантное отношение к себе;

- толерантность в отношении с одноклассниками;

- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;

- межкультурная толерантность. 

^ Воспитание толерантности – это воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Что позволяет мне, педагогу, помочь ребёнку реализовать себя в поликультурном пространстве? Это уроки, дополнительное образование, программа воспитания класса. 

Каждая школа имеет свою духовную среду, которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях, построения обучающего пространства. Именно в школе решается практически весь комплекс воспитательных задач, стоящих перед современным образованием. Ворганизованной совместной деятельности учителя, родителей и учащихся возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности. Результатом такой работы должно стать преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия.

«Классное собрание как форма взаимодействия участников воспитательного процесса», «Активные формы работы с родителями как компонент воспитательной системы класса» - это темы, по которым я обобщалась на городском и областном уровне как классный руководитель.

Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?

^ Русская литература – это своеобразный кладезь произведений, иллюстрирующих тему толерантности. О том, как печально заканчиваются истории, где взаимопонимание не найдено, рассказывается ещё в баснях. Знаменитый русский баснописец Крылов не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс так и не могут закончить начатое дело: «А воз и ныне там…», потому что «Рак пятится назад, а щука тянет в воду». В другой известной басне «Слон и Моська» маленькая собачка, раздражённая присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того чтобы спокойно пропустить его.

Необходимость толерантности И.А.Крылов обосновывает так: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» Эта цитата наглядно иллюстрирует то, что, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина завистливые сёстры бросают царицу и грудного ребёнка в море. Сын царя Салтана, уже будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовёт их в гости, // Их и кормит и поит, // И ответ держать велит». Вместо того чтобы мстить отцу, сын проявляет мудрое терпение, потому что, несмотря ни на что, царь Салтан является его отцом и мудррым правителем одновременно.

Сказку Андерсена «Гадкий утёнок» можно рассматривать в качестве материала для проведения уроков по национальной терпимости, предложив ученикам, например, следующие вопросы:

1.Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка и он оказался предметом нападок со стороны других.

2.Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

3.Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то чему учатся?

Задача преподавателя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.

^ Формирование толерантного сознания возможно только на принципах личностно-ориентированного подхода, который требует отказа от безличной, формальной педагогики в пользу педагогики сотрудничества и гуманизма. 

Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания учащихся на уроках русского языка и литературы, являются технология критического мышления, технология проблемного обучения, интерактивные методы, в частности диалоговые. 

«Образование вне диалога превращается в мёртвую систему», - говорил Бахтин. Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нём не воспроизведение информации, размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сотворчество. 

^ Диалог с собственным Я. 

Диалог Учитель – Ученик.

Диалог Ученик – Ученик. 

Необходимо в процессе обучения чередовать когнитивные (познавательные) моменты с игровыми. Использование в работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных отношений), позволит подростку пережить их сложность и противоречивость. 

Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и аргументированно, тактично его высказывать.

Так, после изучения в 7 классе произведения В.Железникова «Чучело» учениками был разработан социальный проект «На чём держится мир в вашем классе?» (в основу легла изученная повесть), с которым ученики дважды выступали в 5-ых классах в период адаптации: никто не может лучше научить современного подростка жизни, чем его сверстники. Взаимодействие младших и старших подростков становится эффективным тогда, когда они находят общие темы для разговоров, для общения, и тогда тот, кто старше, делится своим опытом.


Ведущий.


Текст.


Слайд.


Примечания.


Ученица.


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вам предлагаем провести классный час на тему «На чём держится мир в вашем классе?» Как вы думаете, насколько важна эта тема для вас, для вашего класса?


Слайд № 1


Ученики говорят, что в ласе возникают конфликты, что проблема взаимоотношений знакома им не понаслышке.


Ученица.


В нашей жизни, в литературе часто встречаются слова «доброта», «милосердие», «унижение». Как вы понимаете значение этих слов?


Слайд

№ 2, 3


Ученики отвечают, затем даётся лексическое толкование слов по словарю С.И.Ожегова.


Ученик.


Ребята, литература – это отражение современной жизни. 

Повесть В.Железникова «Чучело» о добре и зле, о предательстве, о настоящей дружбе и милосердии, то есть в ней звучат проблемы, которые актуальны, по вашим словам, и для вашего класса.


Фрагменты из кинофильма «Чучело».


Пересказ ключевых эпизодов.


Ученица.


Ребята, каковы ваши впечатления? Как вы относитесь к поступкам героев?


Слайды

№ 4, 5, 6


Ученики делятся своими впечатлениями, делают выводы.


Ученик.


Ребята, на слайде – высказывания великих людей. Давайте прочитаем их. Как вы думаете, какая тема объединяет эти высказывания?


Слайды

№ 7,8


Ученики читают высказывания, рассуждают, какая тема объединяет эти высказывания.


Ученица.


Класс заранее разделён на группы.

Каждой группе предлагаются проблемные ситуации, которые необходимо решить в группе.

1.В вашем классе драка. Ваши действия.

2.В классе образовалась группа учеников, которая вами командует. Ваши действия?

3.Вас оскорбили. Ваши действия?

4.В ваш класс пришёл новый ученик. Ваши действия?




Дети после обсуждения в группах предлагают свои выходы из ситуаций.




Понравился ли вам классный час? Что вы для себя открыли?


Слайд № 9


Ребята отмечают, что было приятно поработать в группе; большое впечатление произвела повесть «Чучело». Нельзя быть такими жестокими. Нужно ценить каждого человека и учиться находить положительное в каждом.


На этом работа не закончилась. Через месяц старшеклассники пришли к пятиклассникам с одним вопросом: что изменилось в вашем классе после классного часа?

лава 1. Поликультурное образование как культурное многообразие человечества в условиях глобализации образования

1.1. Сущность поликультурного образования

Глава 2. Экспериментальная модель поликультурного образования в школе и ее воспитательная эффективность

2.1. Общая характеристика экспериментальной модели

2.2. Поликультурное содержание гуманитарных общеобразовательных дисциплин

2.3. Дополнительное поликультурное образование в школе

2.4. Диагностика воспитательной эффективности поликультурного образования

Введение:

Актуальность проблемы исследования обусловлена реальными потребностями современного российского общества и, в целом, мирового сообщества, в развитии поликультурного образования как одного из главных факторов освоения, сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального сотрудничества.

Поликультурное образование оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти XX века. Оно возникло и развивается на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этнических и духовно-нравственных проблем. Среди них экономическое и социальное неравенство, конфликты на национальной и религиозной почве, распад гуманистической системы духовно-нравственных ценностей и идеалов и др.

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX в., когда после распада СССР, в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, для которой характерны введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы, возрастание роли родного языка обучения, актуализация идей традиционной народной педагогики, повышение влияния религии на педагогический процесс в школе, и др.

В этих условиях поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны -формировать у них умения и навыки межнационального общения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.

Важным фактором развития поликультурного образования является существенное повышение внимания нашего государства к сохранению и развитию культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам.

Социально-политической детерминантой развития поликультурного образования стало также интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составляющей развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом собственное национальное своеобразие.

В свете объявленных ЮНЕСКО 2001 - 2010 гг. Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты поликультурное образование приобретает особую воспитательную значимость. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов.

Благодаря деятельности ЮНЕСКО, в современном мировом сообществе существенно возросло внимание к сохранению национально-культурных традиций народов разных стран и их освоению в условиях поликультурного образования. Так, Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 1989 г.), была принята «Рекомендация о сохранении фольклора», которая стала важнейшим международным нормативным актом, раскрывающим сущность фольклора (или традиционной художественной культуры) как неотъемлемой части общего наследия человечества, его социальное, экономическое, культурное и политическое значение в современном мире, а также определяющую роль в сближении различных народов и социальных групп, в утверждении их культурной самобытности.

Значимость этой «Рекомендации» в настоящее время еще больше возрастает. Как было отмечено в докладе проф. Т.И.Баклановой на Региональном семинаре стран Восточной Европы и Азии, прошедшем в 1999 г. в Великом Новгороде под эгидой ЮНЕСКО, именно этнокультурное образование, включающее монокультурный (то есть предусматривающий освоение одной этнической культуры) и поликультурный (то есть предусматривающий освоение различных этнических культур) компоненты, может и должно стать в современном мире наиболее доступным и массовым каналом трансляции в мировое сообщество наиболее значимых для преодоления глобальных проблем современности традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов. Такое образование обладает огромным потенциалом как фактор сохранения этнической идентичности и культурного своеобразия каждого народа, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и, одновременно, как средство профилактики межэтнических конфликтов, развития культурного многообразия вопреки угрозе глобализации.


 

Важнейшим итогом данного семинара стала рекомендация о необходимости широкого развития этнокультурного (в том числе -поликультурного) образования и его более эффективной государственной поддержке.

Для России эта задача как никогда актуальна. Это было подчеркнуто, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Преемственная система этнохудожественного образования», прошедшей в декабре 2004 г. в Шуйском государственном педагогическом университете. Там активно была поддержана идея, прозвучавшая в докладе Т.И.Баклановой, об этнокультурной педагогике как новой подотрасли педагогической науки. На основе материалов конференции была разработана и опубликована новая Концепция развития этнокультурного образования в России.

В 1997г. и в 2002г. на базе Пятигорского государственного лингвистического университета были проведены Всероссийские научно-практические конференции «Поликультурное образование: проблемы и перспективы». В них конференции приняли участие известные деятели науки и образования Северного Кавказа, ученые, педагоги, психологи, культурологи, лингвисты, социологи из Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, представители Министерства РФ по делам национальных отношений и Бюро ЮНЕСКО в России, представители Московского государственного университета культуры и искусств и других ведущих вузов России. Такое широкое сотрудничество ученых и практиков из различных областей гуманитарного знания позволило обеспечить междисциплинарный подход к разработке проблем поликультурного образования.

Названные выше и другие научно-педагогические форумы свидетельствуют о том, что в России сложилось педагогическое сообщество из представителей многих регионов нашей страны, которое направляет свои усилия на развитие этнокультурных (в том числе -поликультурных) аспектов дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

В вариативном образовательном пространстве России все чаще появляются предметы, обеспечивающие изучение школьниками традиций народной художественной культуры разных народов, широко развивается сеть школ с углубленным изучением этнокультурных дисциплин на основе диалога или полилога различных национальных культур. В 1996 г. вышло Постановление Правительства Москвы «Об открытии школ с этнокультурным компонентом», послужившее важным стимулом для обновления содержания общего образования на основе национально-культурных традиций народов России, а также для приобщения школьников к мировому культурному наследию.

Вместе с тем, во многих российских школах проблемам культуры в целом и национальных культур в частности, уделяется пока мало внимания. Отсутствие необходимых знаний и убеждений нередко порождает у школьников негативное отношение к представителям других национальностей, вызывает напряженность в общении детей, культурный нигилизм и другие негативные явления.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена прежде всего следующими факторами:

-обострением проблем межнационального общения в поликультурном и полиэтническом пространстве современной России;

-необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания достойных условий для их изучения и развития;

-потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;

-ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям;

-недостаточным уровнем реализации в школах задач приобщения школьников' к национально-культурным традиция русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран:

Этнокультурное, в том числе поликультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов России и других стран мира, культуру межнационального общения и др. Такое образование способно также активизировать творческий потенциал личности, создать педагогические условия для участия школьников в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиций различных этнических культур.

Поликультурное образование может включать школьников в реализацию проектов и программ, осуществляемых в России под эгидой ЮНЕСКО («Развитие национальной школы», «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь», «Сохранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайнего Севера» и др.).

Особое внимание к поликультурному образованию как части этнокультурного образования уделяет Департамент образования города Москвы. В 2004-2005 учебном году в Москве функционировало 81 образовательное учреждение, реализующее программы этнокультурного компонента. В них, наряду с программами общего образования, изучаются языки, культура и традиции народов России и зарубежья (азербайджанского, армянского, греческого, грузинского, итальянского, корейского, китайского, литовского, норвежского, украинского, турецкого и некоторых других). Новые перспективы развития этнокультурного, в том числе поликультурного, образования в столице намечены в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование - 4» на 2005-2007 гг.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемам этнокультурного (в том числе - поликультурного) образования в последние годы уделяется все большее внимание исследователей.

Особое развитие получили в последние годы исследования в области этнокультурного образования Т.И.Баклановой (14, 16, 17, 21, 22), Л.А.Безбородовой (26), Н.Д.Булатовой (44), Л.И.Васехи (47, 48), М.И.Долженковой (70), М:Е.Ержанова (72), В.А.Ершова (74), М.С.Жирова (77, 78), О.Я.Жировой (79), Л.С.Зориловой (87), Л.В.Орловой (127), Н.Н.Жуковой (80), Т.К.Рулиной (130), Н.М.Сокольниковой (143), А.В.Нестеренко (122), Т.Я.Шпикаловой (169, 170, 171) и других. В данных исследованиях рассматриваются проблемы сущности, структуры, функций этнокультурного образования, его роли в формировании и развитии духовно-нравственных ценностей и идеалов личности, а также в приобщении детей и подростков к отечественной и мировой культуре.

Социокультурные условия и факторы развития современного образования в целом и поликультурного образования в частности, наиболее полно раскрыты в трудах Т.Г.Киселевой (95, 96), А.Д.Жаркова (76), Ю.А.Стрельцова (146), Н.Н.Ярошенко (184) и других известных ученых.

Сущность и современные тенденции развития межкультурных коммуникаций, определяющие значение поликультурного образования в современном мире, раскрыты в исследованиях Л.А.Жумаевой (81), Н.М.Власенко (51) и некоторых других российских педагогов.

Особое значение для разработки теории поликультурного образования в России имеют труды по истории русской культуры и ее основы - народного художественного творчества. Среди наиболее известных авторов таких трудов А.А.Аронов (9), П.Г. Богатырев (35),

A.Н.Веселовский (50), Д.К.Зеленин (84), И.И.Земцовский (85), М.А.Забылин (82), А.С.Каргин (93), А.А.Коринфский (106), Б.А.Рыбаков (137), А.В.Терещенко (152), П.В.Шейн (167).

Национально - культурным традициям разных народов России и их отражению в содержании образования посвящено несколько диссертационных исследований, среди которых следует выделить докторскую диссертацию Г.Е.Шкалиной (168), раскрывающую специфику марийской традиционной культуры и ее отражение в содержании национально-регионального компонента высшего профессионального образования.

Среди педагогических исследований по проблемам национального образования и воспитания особо следует выделить труды И.Ф.Гончарова (61, 62) и Т.И.Гончаровой (60), а также исследования в области этнопедагогики Г.Н.Волкова (53) и представителей его научной школы.

Разработке теоретической модели национальной школы в Российском многонациональном государстве посвящено исследование

B.К.Шаповалова (163), в котором автор определяет ведущие тенденции реализации этнокультурной направленности содержания общего образования.

В отдельных исследованиях отмечается необходимость изучения традиций народов России, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе.

Важными ориентирами для разработки теоретических основ поликультурного образования стали положения «о человеке культуры» Е.В.Бондаревской (36), концепция согласования общечеловеческих и национальных ценностей Н.Д. Никандрова (123) и др. и

Особый вклад в разработку проблем поликультурного образования внесли ученые Пятигорского государственного лингвистического университета. В 1999г. ими была разработана и опубликована Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России (103). По этой концепции работает ряд школ Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Краснодарского и Ставропольского краев.

Вместе с тем, специального прикладного исследования, направленного на разработку экспериментальной модели поликультурного воспитания в столичной школе и выявлению ее эффективности, до настоящего времени не проводилось.

Цель исследования: разработать научно - практические основы организации и выявления воспитательной эффективности поликультурного образования в условиях столичной школы.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность поликультурного образования и его воспитательный потенциал в современной российской школе.

2. Охарактеризовать поликультурные аспекты учебных программ ряда гуманитарных дисциплин базового учебного плана, рекомендованных Министерством образования РФ, а также факультативных курсов и дополнительного образования.

3. Дать характеристику экспериментальной модели поликультурного образования в условиях столичной школы, разработанной при непосредственном участии автора диссертации в рамках программы «Столичное образование-3».

4. Организовать апробацию данной модели на экспериментальной площадке Департамента образования города Москвы.

5. Выявить воспитательную эффективность функционирования этой модели.

6. Разработать научно-методические рекомендации по развитию поликультурного образования в условиях современной школы и повышению его воспитательной эффективности.

Объект исследования — процесс поликультурного образования в школе.

Предмет исследования — воспитательная эффективность поликультурного образования школьников.

В основу исследования были положены следующие гипотезы:

Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной школе реализуется пока не в полной мере в связи с тем, что такое образование организуется, как правило, бессистемно, и не сопровождается психолого-педагогической диагностикой его эффективности и не отражает специфики локальной социокультурной среды.

Необходимыми условиями эффективной реализации воспитательного потенциала поликультурного образования в школе являются:

• системный подход к построению (моделированию) его цели, задач, структуры, содержания и форм организации;

• психолого-педагогическая диагностика личностных качеств школьников.

Поликультурное образование в столичной школе должно осуществляться с учетом специфики столичной социокультурной среды (этнокультурного и конфессионального многообразия населения, особых культурно-исторических традиций, наличия многочисленных памятников культуры, музеев, театров и других учреждений культуры и т.д.).

Методологическую основу исследования составляют философские идеи Н.А.Бердяева (32, 33), Л.Н.Гумилева (64, 65), И.А.Ильина (89), Н.О.Лосского (113), В.С.Соловьева (145), П.А.Флоренского (159) и других выдающихся русских философов о значимости отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия для судьбы России, о национальном характере и национальных образах мира, о творческой самореализации личности.

Основополагающее значение для нашего исследования имели труды выдающихся русских педагогов: П.П.Блонского (34),

B.И.Водовозова (52), К.Д.Ушинского (155, 156), П.Ф.Каптерева (94),

C.Т.Шацкого (166) и других.

База экспериментального исследования: средняя общеобразовательная школа № 683 г. Москвы, директором которой является автор данной диссертации. Эта школа с 1994г. является экспериментальной площадкой Департамента образования города Москвы и до настоящего времени участвует в программе «Столичное образование-3» под научным руководством проф. Т.И.Баклановой. Школа является также одной из экспериментальных площадок кафедры теории и истории народной художественной культуры МГУКИ, участвует в комплексном исследовании «Развитие преемственной системы этнокультурного образования «Детский сад - начальная школа -вуз».

Организация и методы исследования. Исследование проходило на протяжении 1994 - 2004 годов. Оно включало три этапа, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач.

Первый этап исследования (1994 - 1999 гг.) носил констатирующий характер и включил в себя теоретический анализ философских, педагогических, этнографических, искусствоведческих источников, научно-методической литературы по данной проблематике, определение степени ее изученности, разработку программы и методики исследования. Это позволило сформулировать его основные положения, цель, задачи и гипотезу. В этой период начался сбор и анализ эмпирического материала по этнокультурному образованию на основе диалога культур России и Германии. С этого периода стали развиваться международные контакты школьников, были организованы их поездки в Германию с целью развития представлений о культурном многообразии современного мира и взаимосвязях различных национально-культурных традиций.

На втором этапе исследования (1999 — 2001 г.г.) автор диссертации участвовал в разработке теоретической модели системы поликультурного образования, ядром которой стал школьный музей «Культура земли Московской». На данном этапе также проходил поиск путей обновления и дополнение содержания общего и дополнительного образования: педагогический коллектив школы, руководимый автором диссертации, приступил к анализу поликультурного потенциала действующих программ по гуманитарным дисциплинам федерального компонента базового учебного плана (иностранный язык, литература, география, технология, мировая художественная культура и др.), а также к созданию комплекса интегрированных поликультурных программ дополнительного образования.

На данном этапе были разработаны также модель детского отделения кафедры ЮНЕСКО при МГУКИ (автор - аспирантка кафедры теории и истории народной художественной истории МГУКИ О.Е.Лобанова), открыт культурно-образовательный центр «Светоч».

На третьем этапе исследования (2001 - 2003 гг.) проходило внедрение теоретической модели системы поликультурного образования при непосредственном участии директора и педагоговэкспериментаторов школы № 683, а также преподавателей, аспирантов и студентов-практикантов кафедры теории и истории народной художественной культуры МГУКИ. Внедрение сопровождалось психолого-педагогической диагностикой динамики развития таких качеств учащихся, как патриотизм, толерантность, духовно-нравственные ценности и идеалы, креативность и др. При этом использовались следующие методы: включенное наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование учащихся экспериментальных и контрольных классов.

Четвертый этап исследования (2004 г.) - обобщающий. Он был посвящен анализу, обобщению и оформлению результатов исследования, разработке научно-методических рекомендаций по их трансляции в практику работы современных российских школ. Научная новизна исследования:

Раскрыта сущность поликультурного образования как важнейшей сферы педагогической теории и практики, направленной на приобщение учащихся к многообразному национально-культурному наследию человечества.

Выявлены широкие возможности новых программ базовых и дополнительных гуманитарных дисциплин, рекомендованных Министерством образования РФ (например, программы и учебники Т.И.Баклановой и Н.М.Сокольниковой «Мировая художественная культура» (5-9 кл.), программа и учебник Т.И.Баклановой «Музыка» (1 класс), программа Т.И.Баклановой «Художественная культура народов России», программы и учебники Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство»

1-9кл.) и др.), в реализации актуальных цели и задач поликультурного воспитания и образования школьников.

Раскрыта роль дополнительного поликультурного образования на базе общеобразовательной школы, состоящая в дополнении и развитии поликультурного содержания базовых дисциплин в условиях дифференцированного, углубленного и ориентированного на творческую самореализацию личности педагогического процесса в различных формах деятельности культурно-образовательного центра (школьных кружках, студиях, музее, детском отделении кафедры ЮНЕСКО и др.). Теоретическая значимость исследования:

Обобщены теоретические и эмпирические исследования в области поликультурного образования и его роли в воспитании толерантности и других личностных качеств школьников. Разработана (в соавторстве с другими участниками исследования на базе школы № 683) экспериментальная модель поликультурного образования в современной столичной школе, учитывающая специфику московской социокультурной среды и культурно-исторических традиций Московского региона. Эта система включает совокупность взаимосвязанных между собой цели, задач, структуры, содержания и форм работы.

Выявлено, что внедрение данной модели позволяет повысить эффективность воспитания толерантности школьников и косвенно влияет на формирование и развитие некоторых других качеств личности (например, творческих способностей). Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты внедрены в деятельность школ с этнокультурным компонентом Северного округа г.Москвы, с которым МГУКИ заключил договор о творческом сотрудничестве, а также частично используются в работе других московских школ, представители которых принимали участие в конференциях и семинарах, проведенных на базе школы № 683 с целью трансляции полученных результатов в практику российского образования.

Материалы исследования внедрены в содержание учебного процесса на факультете народной художественной культуры и музейного дела МГУКИ, где обучается более 20 выпускников школы № 683. Эти материалы нашли отражение в программах таких курсов, как «Теория и методика этнохудожественного образования», «Методика преподавания народного художественного творчества», «Методика преподавания мировой художественной культуры», «Методология и методика исследований народной художественной культуры» и др., а также в программах педагогической практики студентов специализаций «Теория и история народной художественной культуры» и «Декоративно-прикладное творчество», в тематике и содержании дипломных работ студентов данных специализаций.

Результаты исследования могут найти дальнейшее практическое применение в деятельности общеобразовательных школ, педагогических вузов, вузов культуры и искусств, в системе переподготовки педагогических кадров, в региональных, федеральных и международных проектах и программах сохранения и изучения культурного наследия народов мира, а также в деятельности социально-культурных и культурно-досуговых учреждений.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; репрезентативностью результатов эмпирического исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам.

Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах и сообщениях автора на таких конференциях, семинарах, круглых столах, как: научно-практическая конференция «Актуальные проблемы воспитания школьников на основе традиций отечественной культуры: итоги и перспективы» (Москва, 24 апреля 2002г.); научно-практическая конференция «Приобщение учащихся к культурному наследию народов России и мира в условиях непрерывного образования «Детский сад — школа - вуз» как одна из форм становления толерантной личности» (Москва, 19 ноября 2003г.); круглый стол «Международные программы, международные связи в образовании. Роль образовательных учреждений в формировании поликультурного пространства столицы» (19 августа 2003г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие непрерывной системы этнохудожественного образования» (Шуя, 1416 декабря 2004г.).;

Международный конгресс «Восток - Запад: глобализация и культурная идентичность» (Казань, 23-25 мая 2005г.).

Материалы диссертации апробированы также на заседании кафедры теории и истории народной художественной культуры (ноябрь 2004г.).

Результаты исследования нашли отражение в аналитических материалах, переданных в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже с целью ознакомления мирового сообщества с уникальными российскими системами трансляции в современное культурно-информационное пространство шедевров национально- культурного наследия разных народов. Материалы исследования отражены также в «Концепции развития этнокультурного образования в РФ», разработанной в 2005 г. Т.И.Баклановой, Л.В.Ершовой и Т.Я.Шпикаловой (21). Данная Концепция поддержана многими регионами России, а также участниками «круглого стола» в Московской мэрии (апрель 2005г.).

Результаты эксперимента освещались в периодических изданиях, посвященных результатам создания столичной модели образования, были неоднократно представлены на совещаниях руководства школами Северного округа г.Москвы, Департамента образования города Москвы, а также Муниципального собрания Дмитровского района Северного округа г.Москвы, депутатом которого является автор данной диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

• Поликультурное образование является частью этнокультурного образования, представляющей собой целенаправленный педагогический процесс приобщения личности к культурному наследию и современным достижениям культуры разных народов.

• Воспитательный потенциал поликультурного образования заключается в его направленности на решение актуальных задач формирования и развития; толерантности, патриотизма, нравственных ценностей, культуры межнационального общения и других важнейших в современном многонациональном обществе качеств личности.

• Модель поликультурного образования, разработанная и апробированная на экспериментальной площадке Департамента образования города Москвы - в школе № 683, представляет собой многоуровневую педагогическую систему. Первым уровнем ее содержания является культура русского народа как государствообразующей нации. Второй уровень — национально-культурные традиции Московского региона. Третий уровень — национально-культурные традиции народов, проживающих в других регионах России. Четвертый уровень - культура народов зарубежных стран.

• Основными компонентами педагогической технологии в данной экспериментальной модели являются индивидуальный учебный план школы, апробированный на данной площадке, комплекс интегрированных учебных программ и учебников с этнокультурным компонентом, изданных с грифом Министерства образования, а также авторские программы дисциплин регионального и школьного компонентов («Технология и народное декоративно-прикладное творчество» (О.Н.Юхименко), «Народоведение» (Н.П.Канищева), «Астрономия с элементами славянской ведической астрологии» (Воробьева H.H.), «Диалог культур» (С.В.Рыкова), «Культура саморазвития» (A.B.Нестеренко), «Русский народный костюм от истории к творчеству. 8-9 класс» (О.Н.Богданова), «Традиции русского народного костюма в моделировании современной одежды. 10-11 класс» (О.Н.Богданова).

• Развитие поликультурного образования школьников наиболее эффективно в условиях взаимосвязи общего и дополнительного образования, а также в преемственной системе «Детский сад — школа -вуз».

Заключение:

Заключение

В результате исследования важнейших аспектов рассматриваемой проблематики, мы приходим к следующим выводам:

1. В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы XX века, когда в условиях экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка в обучении, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой - препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

2. Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского общества, в котором повышается внимание к сохранению и развитию культурного наследия народов России и, в то же время, проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

3. Теоретическая модель системы поликультурного образования в современной школе имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

А) Цель поликультурного образования — формирование и развитие комплекса личностных качеств учащихся (патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения и др.) на основе знакомтсва с национально-культурным многообразием России и зарубежных стран.

Б) Задачи поликультурного образования:

• знакомство школьников с самобытными традициями русской культуры, а также культур других народов России как воплощением общих духовно-нравственных ценностей и идеалов;

• формирование у школьников представлений о культурном многообразии современного мира и формах культурного взаимодействия разных народов;

• знакомство учащихся с российскими и международными проектами и программами сохранения культурного наследия народов мира;

• организация разнообразных видов самостоятельной познавательной и творческой деятельности школьников по изучению культурного наследия народов мира;

• создание педагогических условий для участия школьников в процессах сохранения и развития традиций народной художественной культуры;

• освоение школьниками основных принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде современной России.

В) Теоретическое обоснование перспективной модели системы поликультурного образования школьников, представленное в первой главе диссертации.

Г) Экспериментальный учебный план, включающий новые учебные курсы регионального и школьного компонентов учебного плана:

• Мировая художественная культура (5-9 классы) - по программе и комплектам учебников Т.И.Баклановой и Н.М.Сокольниковой;

• История художественной культуры народов России (5-8 классы) — по программе Т.И.Баклановой;

• Культура саморазвития (10-11 классы) — по программе А.В.Нестеренко;

• Народоведение (10-11 классы) - по программе Н.П.Канищевой;

• Этнопедагогика и этнопсихология (10-11 классы) - по программе А.В.Нестеренко;

• История религии;

• Русские народные традиции ведения домашнего хозяйства (5-9 классы) - по программе О.Н.Юхименко;

• Традиции русского народного костюма (8-11 классы) — по программам О.Н.Богдановой (см. Приложения 2, 3);

• Изобразительная деятельность (1-4 классы) — по программе д.п.н. ТЛ.Шпикаловой;

• География с элементами этнографии (9-10 классы) — по программе Н.П.Канищевой.

Д) Комплекс федеральных и авторских программ и учебников по дисциплинам федерального компонента базового учебного плана, рпазработанных в поликультурном контексте:

• Программа и учебник Т.И.Баклановой «Музыка» для 1 класса, изданный в издательстве «Астрель» с грифом Министерства образования и науки РФ в 2004г.

• Программа и комплект учебников по изобразительному искусству ТЛ.Шпикаловой, изданных в издательстве «Просвещение» с грифом Министерства образования и науки РФ.

• Авторские программы преподавателей школы № 683 по литературе (В.Д.Шаповалова), астрономии (Н.Н.Воробьева), немецкому языку

С.В.Рыкова, см. Приложение 4), окружающему миру (Л.И.Серафимова, см. Приложение 5).

Е) Система форм дополнительного образования, интегрированная с федеральным, региональным и школьным компонентами учебного плана в рамках культурно-образовательного центра «Светоч». В структуру данного Центра входят:

• Школьный музей «Культура земли Московской»;

• Детское отделение кафедры ЮНЕСКО Московского государственного университета культуры и искусств.

• Кружки и детские студии, деятельность которых направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся средствами этнохудожественного творчества.

Ж) Система психолого-педагогического сопровождения и диагностики эффективности функционирования данной модели (с участием практического психолога школы).

4. Особое значение в решении, цели и задач поликультурного образования имеет содержание учебных курсов, предусмотренных федеральным, региональным и школьным компонентами учебного плана.

В процессе эксперимента в школе № 683 внедряются (с авторским сопровождением) несколько новых программ и учебников профессоров, докторов педагогических наук Т.И.Баклановой, Н.М.Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой, изданных с грифом Министерства образования и науки РФ (в частности, программы и учебники, по изобразительному искусству, музыке, мировой художественной культуре, а также для факультативного курса «Художественная культура народов России»), авторские экспериментальные программы по астрономии, технологии, народоведению, культуре саморазвития, включающих этнокультурные и поликультурные компоненты.

5. Системообразующими элементами дополнительного образования, привносящими новые акценты во внеурочной работе, деятельность которых направлена на приобщение детей, подростков и иных групп населения к отечественному культурно-историческому наследию, к шедеврам российского и зарубежного искусства, а также к различным видам и формам художественного творчества, являются:

- культурно-образовательный центр «Светоч»;

- школьный музей «Культура земли Московской»;

- Школа юного экскурсовода;

- клуб «Любителей русской старины»;

- литературно-музыкальный салон;

- российско-германский школьный обмен;

- детское отделение кафедры ЮНЕСКО.

Деятельность вышеперечисленных детских объединений позволяет практически охватить общее и дополнительное образование, интегрируя их в целостное поликультурное воспитательно-образовательное пространство учебного заведения.

6. Экспериментальная деятельность школы № 683 с этнокультурным компонентом выстраивается в аксиологической парадигме этнокультурной педагогики, суть которой — направленность педагогических целей и задач, а также содержания, форм и методов образования и воспитания на формирование и развитие у детей и подростков системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, характерных для того или иного этноса (народа).

7. Основные возможности гуманитарных дисциплин базового учебного плана, а также дополнительного образования на базе общеобразовательной школы, заключаются в приобщении детей и подростков к национально-культурному наследию народов России и других стран мира, воспитанию их толерантности и некоторых других важных качеств личности.

8. Для дальнейшего развития поликультурного образования необходимо существенно расширить информационное этнокультурное пространство в содержании современного базового общего образования, внеся соответствующие изменения в государственные образовательные стандарты, программы , учебники и методические пособия. Особого внимания требуют проблемы профессиональной подготовки педагогов-этнокультурологов, освоивших современное содержание и педагогические технологии поликультурного образования школьников, а также методики психолого-педагогической диагностики их воспитательной эффективности.

Список литературы:

1. Закон РФ «Об образовании». - М.: Юрист, 1992.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

3. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы) // Народное образование. 2002. №1.

4. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального о




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!