СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности средствами литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья рассказывает о том, как можно на приметах произведений русской и зарубежной литературы воспитывать у детей толерантность, что очень важно для сегодняшнего времени, когда грубость, бестактность, а порой просто нетерпимость и даже жестокость проявляется в обществе по отношению не к таким людям, как все...

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности средствами литературы»

Воспитание толерантности средствами литературы


Всем известно, что литература учит, а выдающийся русский критик 19 века В.Г. Белинский назвал литературу учебником жизни. Литературные герои - это не только художественные образы, это ещё и носители определённых общечеловеческих качеств как положительных, так и отрицательных. Читая литературное произведение, мы рассуждаем над поступками выдуманных персонажей: одни – одобряем, другие – осуждаем, но равнодушными не остаёмся. Великий А.С. Пушкин говорил: «Над вымыслом слезами обольюсь…» В этом - то и состоит всё чудо литературы как мощного воспитательного инструмента! Поэтому нужно обязательно им пользоваться для привития хороших качеств и искоренения дурных.

Толерантность – одно из необходимых качеств человека. Это способность понять и принять других, не похожих на нас, но от этого не ставших хуже, чем мы, это уважение человеческой личности просто потому, что перед нами ЧЕЛОВЕК. Литературу по-другому называют ещё человековедением, и поэтому этот предмет как никакой другой способен воспитать толерантное отношение учеников друг к другу и к окружающим. Любое произведение из школьной программы ориентировано на развитие общечеловеческих ценностей: милосердия, честности, благородства, патриотизма, ответственности, любви и толерантности в том числе.

Возьмём для примера некоторые из изучаемых в разных классах произведений.

5 класс. И.С.Тургенев. «Муму». Главный герой этого рассказа Герасим стоит на низшей ступени социальной лестницы: он крепостной крестьянин, безграмотный, к тому же с физическим недостатком – он глухонемой. Но с самого начала повествования все симпатии читателей на стороне Герасима, то есть мы воспринимаем этого героя так, как к нему относится сам автор: с большим уважением за его силу, трудолюбие, милосердие к маленькой беззащитной собачке. И даже убийство Герасимом Муму воспринимается читателем как вынужденная мера, а не как проявление с его стороны жестокости и бездушия.

Кстати сказать, Тургенев первым из писателей показал русского мужика, крестьянина ЧЕЛОВЕКОМ, достойным большего уважения, чем богатые, но никчемные, а часто и бездушные, жестокие помещики- крепостники.

6 класс. Р.Бредбери. «Все лето в один день». Это фантастический рассказ о жизни на Венере, где солнце появляется раз в 7 лет, и дети, естественно, ждут этого дня с нетерпением. Но у них в классе есть девочка, которая родилась на Земле и видела солнце каждый день. Одноклассники завидуют ей и издеваются над ней: они заперли её в чулане, чтобы на Венере она не увидела долгожданное солнце. Ситуация реалистическая: почти в каждом классе есть дети – изгои, «мальчики для битья»… В данном рассказе детям стало стыдно, что они так поступили с Марго, видно, что они раскаиваются в своём проступке. Вот это явный повод для воспитания толерантности в детях!

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Рассказ носит такое название, потому что в нём речь идёт об очень бедных людях, у которых даже дома нет, а живут они в подземелье под часовенкой на кладбище. И люди эти – семья из трёх человек: отец Тыбурций, его девятилетний сын Валек и четырёхлетняя дочурка Маруся. Дети голодают. «Серый камень высосал жизнь» из Маруси, она умерла от таких ужасных условий жизни. И этих несчастных называют дурным обществом! Но сын судьи Вася, ровесник Валека, подружился с ними, потому что он увидел в них добрых друзей, независимо от их такого унизительного для людей положения. А дурное общество – не эти несчастные люди, а те, в чьих руках власть и деньги, и кто допускает, что люди не имеют возможности честно зарабатывать себе на пропитание, что их дети голодают, не видят настоящего детства и рано умирают без получения элементарной медицинской помощи… Ученики эмоционально воспринимают данное произведение: жалеют Валека, плачут о смерти Маруси, с пониманием относятся к Васе. Мы много говорим об этом рассказе, тем более, что и в современной жизни наблюдаем людей без жилья, так называемых бомжей, и что ещё горше – беспризорных детей, живущих в подвалах и канализационных колодцах, промышляющих мелким воровством, а порой употребляющих алкоголь и даже наркотики. Общество презирает таких людей, брезгливо к ним относится, потому что от них исходит неприятный запах, они грязны, неухожены. И всё-таки они ведь люди, мы должны быть снисходительны и милосердны к ним. В этом и проявляется толерантность, терпимость к разным людям.

7 класс. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Известнейшее произведение, в котором прославляется мужество и патриотизм Тараса и его старшего сына Остапа и осуждается предательство Андрия. Сам автор повести устами Тараса с негодованием говорит о предателе: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Но у думающих детей нынче появилась иная точка зрения:

«Образ Андрея соткан автором из противоречий: ум и безрассудство, честь и бесчестье, любовь и предательство, гуманность и жестокость. Мы одновременно и любим, и ненавидим этого юношу.

Испокон веков в душе каждого человека присутствует бог и дьявол, и оттого, какой выбор сделает человек на перепутье судьбы, зависит: быть ему предателем или героем». И ещё дети пишут в своих сочинениях: «Так и погибают настоящие мужчины, рыцари: за родину и за любимую женщину!»

Можно ли порицать ученика за такую точку зрения, вопреки общепринятой? Думаю, что нет. Человек имеет право на своё отношение к герою, его поступкам… Важно, чтобы это отношение было гуманным, чтобы человек не был равнодушным даже к судьбе литературного героя, чтобы юный читатель размышлял, а не рубил сплеча, чтобы правильно поставил запятую во фразе «Казнить нельзя помиловать». Прошло время павликов морозовых…

8 класс. Л.Н. Толстой. «После бала». Здесь избивают шпицрутенами татарина за побег. В рассказе не описывается, что служили в рекрутах 25 лет, что уходили туда молодыми парнями, а возвращались глубокими, больными стариками (если не умирали в армии!) Так что было от чего сбегать… И вот этого человека проводят сквозь строй, где с двух сторон на него сыплются удары его же товарищей. А того, кто недостаточно сильно ударил палкой, бьёт наотмашь по лицу полковник, командующий экзекуцией. Какой сильный по эмоциональности рассказ! Бьют татарина (унижают по национальному признаку), простого солдата (по социальной принадлежности) и, наконец, живого человека, тело которого превратилось в кровавое месиво! Нельзя без слёз и негодования по поводу бесправия человека читать этот рассказ. К тому же данная ситуация перекликается с сегодняшним днём, когда в современной армии наблюдается «дедовщина» и доведение солдат до самоубийства или агрессии. Есть над чем задуматься, обсудить, сделать выводы.

9 класс. Г. Бёлль. «Путник, придёшь когда в Спа…». Рассказ о раненом солдате немецкой армии – молодом, ещё недавно учившемся в школе юноше. Но война никого не щадит. Этот парень лишился обеих рук и правой ноги! Как он будет дальше жить? С одной стороны, это немец, враг, который шёл убивать, но, с другой стороны, это человек, который был рождён для жизни, любви, а с ним такое сделала война! Нам бесконечно жаль его… Мы обвиняем не немцев, а фашистов, которые считали, что только они должны жить и властвовать на свете, а остальные должны быть либо превращены в рабов, либо уничтожены. Это фашисты разожгли огонь войны, в котором сгорели и пострадали невинные люди. Никакая толерантность не заставит нас принять подобную идеологию, возвышающую одну нацию над другими. Вот этому учит нас рассказ немецкого писателя-антифашиста.

Мы часто употребляем слово «жалеть», тогда как в пьесе М. Горького «На дне» персонаж Сатин говорит: «Не жалеть, не унижать человека жалостью – уважать надо человека!» Я тоже - за уважение человека, но и не против того, чтобы пожалеть, когда человеку это нужно, поплакать вместе с ним, чтобы он не чувствовал себя слабым, сказать слова сочувствия, потому что слово лечит душу, просто протянуть и пожать руку… У И.С. Тургенева есть стихотворение в прозе «Нищий». Там рассказывается о том, как дряхлый старик просил подаяние, а у прохожего не было с собой ничего, чтобы дать бедняку. И тогда он пожал нищему руку со словами:

- Не взыщи, брат, нет у меня ничего, брат.

- Что же, брат…И на том спасибо. Это тоже подаяние, брат,- прошамкал нищий.

Как видим, разные по социальному положению люди, совсем не знакомые, называют друг друга «братом». И это глубоко символично. Так и должно быть в обществе. В советские годы в «Кодексе строителя коммунизма» была записана фраза: «Человек человеку друг, товарищ и брат». Сейчас другое время. Но так хочется, чтобы между людьми были именно такие добрые, дружеские, толерантные отношения. Об этом нам говорит и вся прогрессивная мировая литература, сеющая в душах читателей семена гуманизма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!