СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание творческого читателя Классическая литература как средство воспитания.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Воспитание творческого читателя

 

 

 

 

Классическая литература как средство воспитания гуманных чувств у детей

 

Школьная библиотека – это и сердце, и стабилизатор, и мотор, и лаборатория мыслей, которые стимулируют инновации педагогов и учащихся. Поэтому главной задачей школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся, учителям в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание творческого читателя Классическая литература как средство воспитания.»


 

 

 

Воспитание творческого читателя

 

 

 

 

Классическая литература как средство воспитания гуманных чувств у детей

 

Школьная библиотека – это и сердце, и стабилизатор, и мотор, и лаборатория мыслей, которые стимулируют инновации педагогов и учащихся. Поэтому главной задачей школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся, учителям в учебно-воспитательном процессе.

Через книгу – к духовности. Посвящен вопросам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков, приобщению их к чтению. В работе с подростками от руководителей детского чтения требуется эрудиция, знания, педагогический такт. Иллюстрация детской книги – одна из форм отражения литературного текста с позиции художника иллюстратора, она передает атмосферу литературного произведения, дает ощущения эпохи, способствует расширению знаний в области искусства – все это способствует возникновению интереса к книге, к духовному обогащению школьников.

Книга – первый помощник подростка в сложном периоде переходного возраста. И если подросток рассматривает заинтересованно иллюстрацию и находит в ней нечто созвучное себе, своему внутреннему миру, он обязательно возьмет книгу.

Одним из средств приобщения подростков к чтению является книжная выставка – распространенная форма библиотечной работы. Иллюстрация создает более полные возможности для восприятия образов, воспитывает эстетически, раскрывая мир большого искусства. Доступность иллюстрации – одно из важных качеств в условиях школьной и детской библиотеки. К иллюстрации можно неоднократно возвращаться для проведения бесед по эстетическому воспитанию подростков, особенно важно для сельских школьных библиотек. У некоторых школьников наблюдалась тенденция перечитывания, вторичное обращение к прочитанной книге, совпадает с представлением подростков о сильных характерах мужественных и отважных людях, как Тарас Бульба, богатыри из русских былин, делают попытку осмыслить собственные образы возникающие во время чтения. Часто способствует развитие фантазии, отражения в творческих работах – рисунках и сочинениях. Часто творчество художника является тем толчком, при помощи которого читатель создает свой образ, активизирует читательскую активность, что создает основу для развития читателей школьной и детской библиотеки.

Литературно-художественное чтение подростков повышает интерес к литературе. Но, чтобы пробудить этот интерес, требуется особый подход в библиотечной работе. Литературно-художественное чтение должны не только познавательный потенциал, но и деятельный – привлечение детей к процессу литературно-художественного чтения.

Проводились литературно-творческие упражнения, где подростки проявляли артистические способности по выразительному чтению художественного текста. Эти занятия дали возможность школьникам лучше понять образ героя (по сказкам, рассказам распределяли персонажей).

Еще один из видов проявления литературно-творческих способностей подростков это – сочинение. В школьных сочинениях раскрывается личное отношение подростка к творчеству художника и литературным произведениям. Сочинение в процессе библиотечных занятий – это раскрытие у подростков способности анализировать литературные тексты. Подростки в своих сочинениях уделяют внимание историческому периоду, который описывается в книге. Проводим большую работу по привлечению своих читателей через массовую работу. Это утренники, викторины, праздники. В 2008г. «Уроки чтения» были посвящены семье, родословной и год прошел под девизом «Папа, мама, я – читающая семья». Проведены конкурс рисунков, сочинений, мероприятия по этой теме, викторины по сказкам и загадкам. Можно сделать вывод, что в семьях недостаточно внимания уделяется чтению. А ведь все начинается с семьи. Пропаганду чтения надо начинать с семьи, с родителей. Провела родительское собрание в 4 классе «Тема Родины в поэзии русских писателей» (стихи читали и родители и дети Есенина, Евтушенко, Тютчева и т.д.).

Но мир 21 века полон противоречий. С одной стороны, наметившийся духовный кризис человеческой цивилизации, усиления глобализационных процессов, последствиями, которых могут стать потеря народами и странами своей национальной идентичности и духовности. С другой стороны ростки нового появления нового поколения детей в 21 веке (дети нового сознания) на что не могут не обратить внимания все, кто работает с детьми с развитием компьютерных средств связи в библиотеках информационные ресурсы приобретают все более универсальный характер, появляется возможность их использования в любой библиотеке. В тоже время возникает необходимость создания в библиотеках собственных отличных от других информационных ресурсов для своих читателей, что диктуется недостатками компьютеризации многих библиотек, неравномерным развитием различных частей информационных ресурсов, а также особенностей работы разных библиотек, местными особенностями информационных потребностей конкретных читателей.

Ресурсы предоставлены неравномерно, одним уделяется большое внимание в практике библиотек (например электронным каталогом), другим – меньше (библиографические базы данных, рекомендательные пособия для детей), третьи не предоставлены вовсе.

Также звучит забытый термин – внеклассное чтение, в связи с введением уроков обзоров со свободным выбором учителем с учащимися, произведения для знакомств. Важно формировать некоторые навыки информационной культуры школьников, что предусмотрено на уроках практикумах умение работать со справочной и критической литературой, расширения круга чтения, овладение рядом других читательских умений. Пусть это далеко не все то, что должен знать и уметь информационный грамотный школьник, но это хотя бы начало движения вперед в нужном направлении работы библиотекаря  с детьми.

Особая роль школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения определяется прежде всего, таким фактором, как возможность реализации последовательной, систематической информационной подготовки учащихся в ее неразрывной связи с учебным процессом. Именно в школьной библиотеке учащемуся предстоит осознать зависимость между овладением знанием и трудом по разысканию, осмыслению информации.

21 век – век цифровых технологий – неизменным условием должен быть закон взаимодействия трех «К»: культуры, книги, компьютера. У учащихся должно сложиться мнение о том, что «Человек читающий – человек успешный».

Для себя я делаю вывод, что основной путь роста профессионализма это приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п.). На сегодня это изучение и внедрение компьютера в нашу работу.