Эссе « Я-педагог »
«Детей должны воспитывать люди,
которые по природе своей тяготеют
к этому делу, требующему великой любви
к ребяткам и великого терпения.»
М.Горький
Каждое утро я прихожу в детский сад, поднимаюсь на второй этаж, захожу в свою группу, постепенно группа наполняется детьми. Я ловлю взгляды моих малышей, таких похожих и одновременно таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое моё движение. Они слушают каждое моё слово, копируют мою интонацию. А еще есть тихие и замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, мультфильмах. Саша сегодня опять расскажет о том, о чем читала ей мама, а Таисия после каждого задания или упражнения будет переспрашивать: «У меня получается?». Их радостное, коротенькое приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Какая же удивительная это профессия - воспитатель! Работа с детьми дает возможность проявить человеку все самое хорошее, что в нем заложено, все его способности. Кто-то хочет быть певцом – но голос не тот, мечтает быть актером, но не решается, думает о славе художника, но способности не те… . А в детском саду воспитатель может реализовать все свои желания – и петь, и танцевать, и рисовать, и быть артистом – это наши веселые праздники с разными героями. Ну какой народный артист может похвастаться двумя ролями в течении двух часов?! А воспитатель может быть на одном утреннике Бабой ягой, а на другом – медведем! И всегда он найдет самых благодарных зрителей, самых независимых судей – в лице детей. А в моей группе дети восхищаются всем, что делаю я, воспитатель. Все таланты не просто реализуются, но и доставляют радость детям! А какое удовлетворение испытываю я, когда у детей что-то получается! Как они поют, танцуют, а какие получаются спектакли – любой артист позавидует!
Да, конечно, чтобы научить чему-либо ребенка, выработать какие-либо навыки воспитатель тратит много эмоциональных сил, но и взамен получает очень много положительных эмоций! Каждый раз, взяв младшую группу, я окунаюсь в мир малышей – изучаю окружающий мир, учусь играть, дружить, и, наконец, провожаю детей в школу! Снова беру малышей и опять по- новому изучаю этот волшебный, загадочный мир полный неизведанного.
В каждый период развития общества перед воспитателем ставятся разные задачи, но одна остается всегда – развитие всесторонне-развитой, физически здоровой личности. Меняется общество, меняются дети – они не становятся лучше или хуже – они просто другие. Быть воспитателем очень ответственно и почетно. Родители приводят детей в детский сад утром и забирают вечером – целый день ребенок проводит с воспитателем и очень важно каким будет этот воспитатель - доброжелательный, заботливый, отзывчивый, готовый выслушать и ребенка, и родителей, помочь ненавязчивым советом. Я считаю, воспитатель сегодня должен быть современным человеком, способным обучаться, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения, чтобы помочь детям лучше адаптироваться в современном мире.
Воспитатель…Кто он в настоящее время… Я думаю это друг по отношению к детям, их помощник и союзник, который соединяет в себе любовь к делу и к воспитанникам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих воспитанников. Чем является его деятельность в настоящее время? Я уверена, что в настоящее время воспитатель не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества диктуют новые требования. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело. Воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса воспитанников и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Роль ребенка, как пассивного объекта обучения осталась в прошлом. Современное занятие основывается на деятельностном подходе, в котором дети являются активными субъектами учебно-воспитательного процесса и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях. Воспитатель детского сада это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. В эпоху интернета современный образованный человек, тем более современный педагог, в том числе и воспитатель дошкольного учреждения, должен идти в ногу со временем, и иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на компьютере. Процесс организации непосредственно образовательной деятельности в детском саду я считаю, станет эффективнее, если наряду с основными приёмами будут использовать широкие возможности компьютера. Но я понимаю, что компьютер не заменит воспитателя, он лишь поможет делать процесс обучения в детском саду более разнообразным и интересным. Трудно переоценить его потенциал в профессиональном общении коллег. Интернет дал мне широчайшие возможности для творческого общения, передачи передового опыта, обмена эффективными приёмами и методами.
Ребёнка, представителя нового поколения, практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Моя группа - это моя творческая мастерская, где весь социально-психологический микроклимат стараюсь создать я и мои помощники, где были бы условия для самореализации личности детей. Она мне очень нравится, но я мечтаю о том, что когда-нибудь будет оснащена по последнему слову техники…. Но это будет потом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд.