МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХОХОЛЬСКАЯ СОШ»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
«РАДУГА»
(организация досуга, активного отдыха в пришкольном лагере с дневной формой пребывания)
Директор МКОУ «Хохольская СОШ»
Строева О. Н.
Автор-составитель:
Старшая вожатая
Бабкина М.Ю.
Срок действия: краткосрочная
(на период работы лагеря)
с. Хохол
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основания для разработки программы
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка
Районная целевая программ «Организация летнего отдыха и оздоровления детей»
Авторская программа Бабкиной М.Ю. «Радуга» по организации досуга в период школьных каникул
Наименование лагеря
Летний оздоровительный лагерь «Дружба» МКОУ «Хохольская СОШ»
Форма проведения лагеря
Лагерь с дневной формой пребывания
Фамилия, имя, отчество, должность руководителя учреждения:
Строева Ольга Николаевна
начальник лагеря:
старшая вожатая Бабкина Маргарита Юрьевна
Адрес лагеря
С. Хохол, пер. Советский, д.14
Контактный телефон: 8 (47371) 44-0-79
Место проведения лагеря
МКОУ «Хохольская СОШ», пер. Советский, 14
Целевая группа лагеря
50 детей 7-14 лет
1-я смена
Название программы лагерной смены
Воспитательная программа «Радуга» (организация досуга, активного отдыха в пришкольном лагере с дневной формой пребывания)
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в летний период с 06 июня по 29 июня (смена -21день)
Финансовое обеспечение программы:
Лагерь финансируется за счет областных, районных бюджетных средств.
Для финансового обеспечения программы могут быть привлечены спонсорские средства, родительские пожертвования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Живи для улыбки ребёнка!"
Вот и лето! Для кого-то это время отпусков и каникул, для педагогов – время напряжённой и трудной работы.
Мечта каждого педагогического коллектива – воспитать гармонично развитых детей. В условиях современности, в детях, как в зеркале отражается состояние общества: насилие и жестокость. Социум наших детей явно не здоров. В семьях мало уделяется внимания культуре поведения, культуре общения. Многие школьники в каникулярный период не знают чем заняться, применить свои способности, как реализовать себя. В каникулы ребёнок как бы, остаётся в вакууме. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников.
Вместе с тем, лето для них – это разрядка накопившейся за год напряжённости, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Как организовать жизнь в лагере, чтобы она могла помочь ребёнку в его развитии с учётом особенностей летнего каникулярного времени, специфических условий лагеря дневного пребывания, интенсивности его жизни, смешанного возрастного состава групп, временного характера объединений.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях с дневной формой пребывания.
Разработка данной программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей в условиях лагеря дневного пребывания вызвана:
- актуальностью задач воспитания, обусловленных рекомендациями по проведению мероприятий в период летних каникул;
- повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников в условиях населённого пункта;
- модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач воспитания в период летних каникул.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневной формой пребывания.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены – 21 день.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07 2001 г. № 2688;
Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целью программы является – становление гармонично развитой личности через реализацию интересов ребёнка, создание разновозрастного коллектива, привлечение к досуговой деятельности в период летних каникул.
Реализовать поставленную цель возможно в постоянном контакте взрослых и детей; в сотворческой деятельности педагогов и учащихся; восприятия ребёнка как личности.
Главная задача программы – повлиять на ценностные ориентиры детей через организацию активного отдыха в каникулярный период.
Первоочередные задачи:
Создание условий для самовыражения личности, выполнение педагогом его роли наставника, вдохновителя в рождении, осуществлении замыслов детей, равноправных партнёров в организации досуга
формирование гражданских качеств, культуры межличностных взаимоотношений;
развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела лагеря;
сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи;
расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
организация системы оздоровительных мероприятий, укрепление здоровья, закаливание организма.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
сохранение и увеличение количества школьников охваченных организованными формами и отдыха;
обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;
участие детей, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания, в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
В результате реализации программы её участники получат определенные знания, умения, навыки по работе в органах детского самоуправления, по способам социальной деятельности. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим, патриотическим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально – физического состояния.
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей. Они осознают необходимость бережного отношения к окружающему нас миру, к родному краю, его знаменитым людям, ветеранам войны.
Мы ожидаем получить эффект от реализации программы по следующим позициям:
- Формирование у детей и подростков уважения к символам и атрибутам нашего государства, к истории России, района, села.
- Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах, физкультурно – оздоровительных и спортивных мероприятиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
- Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, интереса к различным видам социального творчества.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, с психологической устойчивостью, высокой нравственностью, культурой поведения и общения способен активно жить, достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового ребёнка и развития в нём творческих способностей.
Понятие «активный отдых» необходимо закладывать ещё в детстве. Общество уже не отрицает воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, активные формы отдыха.
Проведённое анкетирование школьников 5-11 классов МКОУ «Хохольская СОШ» после окончания учебных четвертей и анализа анкет выяснило что:
68 % детей считают, что отдых должен быть организованным и активным;
12% считают, что активные формы отдыха не обязательны;
20% не придают этому вопросу большого значения.
Однако все опрошенные респонденты считают, что каникулы, безусловно, должны быть интересными.
По итогам изучения и анализа досуговой деятельности в период школьных каникул стала программа «Радуга»
Эффективность данной программы заключается в разнообразии и интенсивности видов деятельности: творческой, коллективной, групповой и т.д. Для программы «Радуга» администрацией и педагогическим коллективом созданы все условия для успешной реализации, чтобы она понравилась детям, родителям, педагогам.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Вся программа делится на три этапа:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ;
ОСНОВНОЙ;
ИТОГОВЫЙ
В организационный этап программы основная роль отводится знакомству, выявлению и постановки целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению разновозрастного коллектива, формированию законов и условий совместного отдыха.
Основной этап занимает большую часть времени. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели воспитания и развития детей. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики дня. С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллектив участников программы живёт активной внутренней жизнью: проводятся коллективно-творческие дела (КТД), спортивные соревнования, игры на местности, экскурсии, походы и др.
В итоговый период изучаются результаты воспитательной программы, подводится итог совместной деятельности детей и педагогов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Я+ТЫ» - совместная деятельность педагогов и детей.
«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ» - психология общения, снятие конфликтных ситуаций, сотрудничество поколений «Я и педагоги», «Я и родители».
«ВОСПИТАЙ СЕБЯ» - умение адаптироваться в социуме, здоровому образу жизни, правильному активному отдыху.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Раскрой себя в любой инициативе;
Сила твоя, ценность твоя для тебя и окружающих – стремление к нравственности, гуманности и физическому здоровью;
Живи по законам дружбы, оказывай помощь тому, кто нуждается в ней
Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай;
Оценивай себя и друзей не словами, а делами и поступками.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Ведущей технологией программы «Радуга» является игровая технология. Сопутствующими технологиями являются: коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие), КТД (коллективно-творческая деятельность) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПОСОБЫ
КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:
* «Мой портрет» - ассоциация, рисунок, рассказ;
* «Мой лагерь» - сказка, проект, рисунок;
Диагностика проходит на протяжении всей смены: на «огоньках», после мероприятий, перед проведением какого-либо мероприятия, по окончании работы лагеря.
ВЕДУЩИЕ ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
Коммуникативно – игровая деятельность – деятельность ребенка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
Прикладная творческая деятельность – осуществляется по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребенка.
Аналитическая деятельность – анализ игровых ситуаций, личности ребенка в них. Обсуждение, сопоставление современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений. Осуществляется на Советах, специальных мероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и т.п.).
ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ И
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
Видеокамера.
Фотоаппарат.
Музыкальное оборудование.
Караоке.
Компакт – диски.
Спортивно-игровой и мягкий инвентарь.
Канцелярские товары.
Призовой фонд. Сувенирная продукция, грамоты, дипломы.
Методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря с дневной формой пребывания. В реализации программы участвуют опытные педагоги (воспитатели) МКОУ «Хохольская СОШ»: педагог-психолог, хореограф, педагог по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальный работник. Помимо основного педагогического состава в работе лагеря принимают участие специалисты сельского Центра культуры и досуга.
Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение Распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность разновозрастного коллектива.
Специальные кадры (педагог по физической культуре инструктор по плаванию, музыкальный работник) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.
Педагог - психолог отвечают за психологическое состояние разновозрастного детского коллектива; способствует снятию напряжённости и конфликтных ситуаций.
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ
Как можно скорее сплотить детей друг с другом, для чего провести игры мероприятия, способствующие интенсивному сближению;
Приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «Единые педагогические требования»;
Создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего оформить помещения, в которых будут находиться дети;
Сделать детей «управляемыми», для чего поделить детей на маленькие группы, которые можно назвать капельками, экипажами, командами и т.п.;
Дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор дел разновозрастной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно – прикладной, трудовой, творческой;
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ «РАДУГА»
У радуги семь цветов. Каждый день недели имеет свой цвет:
понедельник – красный, вторник - жёлтый, среда – оранжевый, четверг – голубой, пятница – синий, суббота – фиолетовый, воскресенье – зелёный. Мы берём с собой в дорогу всю палитру ярких красок и расцвечиваем ими наш досуг.
1 день Начало смены 06.06
- Рабочая линейка, игры на знакомство.
- Спортивная программа «Весёлые старты».
- Познавательная викторина.
- Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!».
2 день Открытие смены 07.06
- Открытие лагерной смены.
- Инструктаж отдыхающих в лагере по правилам безопасного поведения в лагере.
- Контроль параметров физического развития.
- Выборы органов самоуправления.
- Посещение бассейна
3 день «Вперед, спасатели!» 08.06
- Операция «Борьба с королём Мусором!»
- Составление карты экологического бедствия микрорайона лагеря, игра «Пыль столбом!»
- Планирование КТД лагерной смены «Твори, выдумывай, пробуй!».
- Работа с психологом
4 день «Живая краса нашего края» 09.06
- Экскурсия к реке «Живая краса нашего края».
- Работа кружков «Изготовление поделок из природного материала», выставка поделок
- Конкурс репортажей о природе (Презентация газет)
- Посещение бассейна, работа с психологом
5 день «10 добрых дел» День добра 10.06
- Тренинг «твори добро». Операция «10 добрых дел»
- Час поэзии, конкурс рисунков «На всей земле нет краше уголка»
6 день «Красный. Желтый. Зеленый» День ПДД 11.06
- Викторина по правилам дорожного движения «Красный. Желтый. Зеленый»
- Игра «Светофор»
- Посещение бассейна, работа с хореографом
7 день «Из прошлого Воронежского края» День краеведения 13.06
- Заочная экскурсия «Малые города нашего края»
- Краеведческая викторина «Из прошлого, и настоящего Воронежского края»
- Фольклорно-этнографическая композиция «Рассказы бабушкиного сундука»
8 день «Здоровье - наша сила» День здоровья 14.06
- Проведения спортивного мероприятия «Школа безопасности»
- Игра «Пионербол», «Снайпер»
- Посещение бассейна, работа с хореографом
9 день «Село родное» День истории 15.06
- История нашего села. Демонстрация кинофильма «Иваново детство»
- Фольклорный праздник
- Фольклорные игры «У медведя во бору», «Сею, вею я ленок», «Девки по лесу ходили»
- Работа с психологом
10 день «Древо жизни» День природы 16.06
- Поход на реку Девица
- Игры средней интенсивности на свежем воздухе
- «Древо жизни» (аппликация из природного материала), выставка
- Посещение бассейна, работа с психологом и хореографом
11 день «Живая краса нашего края» День птиц 17.06
- Экскурсия в парк «Живая краса нашего края».
- Викторина «Наши пернатые друзья», делаем кормушки для птиц из подручного материала
- Веселые старты
12 день «Турист» Туристический день 18.06
- Правила укладки рюкзака, игра «Кто быстрее соберёт рюкзак»
- Правила оказания первой помощи в походах. Практическое занятие
- Веселые соревнования «Туристическая полоса препятствий»
- Посещение бассейна
13 день «Творчество» Кружковой день 20.06
- Студия «Рисуем, лепим, творим»
- «Книга рекордов Гиннеса». Что я умею лучше всех
- Занятия в кружках по интересам
14 день «Фантаст – проект » День фантастики 21.06
- Составление фантаст - проектов «Лагерь будущего».
- Защита, презентация фантаст – проекта, просмотр м\ф «Тайна 9 планеты»
- Посещение бассейна
15 день «Викторина по сказкам» День сказок 22.06
- «Играем сказку» показ подготовленных постановок
- Лепим сказочных героев, выставка поделок
- Викторина по сказкам
16 день «День Девочек» 23.06
- Конкурс «Мисс лагеря!»
- Наши таланты (концерт девочек)
- Посещение бассейна
17 день «День Мальчиков» 24.06
- Сильные, ловкие, смелые!
- Конкурс «Мистер лагеря!»
- Весёлые старты
18 день «День здоровья» 25.06
- Агитбригада «Наше здоровье»
- Игры средней интенсивности
- Посещение бассейна
19 день «У похода есть начало…» 27.06
- Однодневный поход
20 день «Литературная гостиная» 28.06
- Литературная викторина
- Бал литературных героев
- Посещение бассейна
21 день «Прощай, смена!» 29.06
- Линейка закрытия
- Поездка в кинотеатр
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий
Средства
Спортивные игры, состязания, соревнования, оздоровительные часы, походы, экскурсия в краеведческий музей, музей с. Костёнки, музей «Мастера», профилактическое мероприятие «С огнем не шути», мини-футбол, ежедневная утренняя зарядка, посещение бассейна, подвижные игры.
Результат
знание простейших способов укрепления собственного здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек.
выявление готовности поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми;
ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
Патриотизм – энергия созидания. Комплекс мероприятий патриотической тематики лег в основу воспитательной работы лагеря.
Средства
Комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности, уважение к традициям;
Результат
ЭКОЛОГО- ТУРИСТИЧЕСКОЕ
Средства
Прогулки и экскурсии в природу;
Экологические акции «Борьба с королём мусором», «Муравейник» викторины;
Игры – путешествия «Живая краса нашего края».
Результат
«АКАДЕМИЯ ТВОРЧЕСТВА» - ДОСУГОВОЕ
Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные.
Средства
Реализация плана досугово-познавательных программ:
Творческое открытие смены, музыкальные часы, викторины по сказкам, «День девочек», «День мальчиков», литературная гостиная, кружковой день и т.д.
Результат
овладение навыками культуры общения, лидерских качеств, творческих способностей, артистизма;
приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского разновозрастного коллектива.
максимальное раскрытие творческого потенциала, участие детей досуговых мероприятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
«Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. Организация работы в творческих мастерских, и жизни внутри лагеря.
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных наблюдателей становятся творцами, созидателями. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами
«Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера партнёрства, сотрудничества «ребёнок-педагог»
«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку: творческие мастерские, спортплощадка, игровой материал.
«У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ПО ОКОНЧАНИИ СМЕНЫ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ:
Для педагогов:
Для детей:
Полный отдых и оздоровление детей;
Воспитание у детей представлений о традициях, культуре, межличностных отношений, осознание себя как полноправного члена общества;
Раскрытие потенциала ребенка, самореализация в творческой деятельности: «ВОСПИТАЙ СЕБЯ»
Для родителей:
А также:
реализована мотивация к собственному развитию;
развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
Список использованной литературы:
«Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
«Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.
Куцанова Л.В. «Летний досуг с детьми» (книги для воспитателей). – М., 1996.
«Фейерверк идей» (в помощь организации досуга) – Омск, 1999
«Лето- это маленькая жизнь» - Хабаровск, 2003
Титов С.В. «Ура, каникулы» - М., 2001
«Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П. Майоровой. «Педагогика каникул» А.А. Маслов.- Омск 2006.
«Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград 2001.
«Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
«Кипарис» Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова . Москва 1999.
«Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
Школа подготовки вожатых. А. А. Маслов. Омск – 2006.
Авторская программа по организации каникул школьников «Радуга» - Бабкина М.Ю. – Воронеж 2009