СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа "Оранжевое лето"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная программа "Оранжевое лето" оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей  "Маленькая страна"

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа "Оранжевое лето"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»



УТВЕРЖДАЮ:

Начальник ЛДП «Маленькая страна»

________Мочалова Е.А.

.






«ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО»


ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

«Маленькая страна»


(6,6 лет до16 лет)






Комплексная

краткосрочная программа

(1 смена, июнь)












г. Черногорск 2020 г.





Информационная карта программы



1.

Наименование субъекта Российской Федерации

Республика Хакасия, город Черногорск

2.

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»

 

3.

ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности

Третьякова Нина Владимировна, воспитатель

4.

Полное название программы (методических материалов)

Воспитательная  программа «Оранжевое лето» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Маленькая страна»

5.

Выбранная номинация (в соответствии с положением)

комплексное (ЗОЖ, интеллектуально творческое, нравственно-патриотическое, трудовое, экологическое)

6.

Целевая группа (возраст детей и специфика программы (конкурсных материалов)

6,6 лет до16 лет, особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

 

7.

Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес

655156 Республика Хакасия п. Пригорск 1а, 8(39031)6-30-84 [email protected]

8.

Краткая аннотация содержания:

1)      цель и задачи;

2)      этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий;

3)      ресурсное обеспечение;

ожидаемые результаты; новизна

  1. Цель программы - организация отдыха и развития творческого потенциала обучающихся школы в летний период через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную деятельность.

  2. Задачи программы:

1. Создавать условия для организованного отдыха детей. 2.Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

 3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

4.Создавать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.

 5.Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

6.Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений среди детей и подростков;

7.Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

8.Формировать у ребят навыки общения и толерантности

.

2. Этапы реализации программы.

1. Подготовительный. Составление программы, определение кадрового состава, определение состава участников программы (прием заявлений, оформление документов).

2. Организационный. Подготовка к приему детей

3. Основной этап. Проведение смены. Реализация программы.

4. Аналитический. Подведение итогов, анализ работы, определение перспектив на будущее.

3. Ресурсное обеспечение

-  кабинеты для расположения отрядов, актовый зал, спортивный зал, медпункт, столовая. В школе также имеются:

· большая территория для подвижных игр на улице ;

· Хоккейная коробка / летний вариант использования: бег, подвижные игры/

· Спортинвентарь / мячи, скакалки, обручи и т.д./

· Баскетбольная площадка

- футбольное поле

· Видео, аудио аппаратура, микрофоны, фотоаппаратура

· Настольные игры, дидактический материал

Ожидаемые результаты:

- Общее оздоровление детей.

- Укрепление здоровья детей через соблюдение режима питания.

 - Витаминизация организма.

- Закаливание организма.

 - Привитие навыков самообслуживания. - Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств.

- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

 - Творческий рост детей.

 - Расширение кругозора детей.

- Максимальная ступень самореализации каждого.

 - Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном коллективе.

 - Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

- Личностный рост участников смены.

- Творческий рост педагогов.

9.

Социально-экономическая значимость

 Оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях летнего оздоровительного лагеря.

10.

Достижения автора(ов) и организаций, реализовавших представленную на конкурс программу (или методические материалы)

 









Содержание

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Вступление


Актуальность.


Отличительная особенность.


Новизна.

2.

СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ


Принципы реализации программы

3.

Цель и задачи программы


Ожидаемые результаты.

4.

Критерии и способы оценки качества реализации программы

5.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ


Формы организации деятельности детей


Развитие детского самоуправления


Система мотивации стимулирования.


План реализации программы

6.

Кадровое обеспечение программы.

7.

Материально-техническое обеспечение

8.

Информационно-методическое обеспечение программы

9.

ЛИТЕРАТУРА


ПРИЛОЖЕНИЯ























































1. Пояснительная записка


Игры детей - вовсе не игры, и

правильнее смотреть на них как на

самое значительное и

глубокомысленное занятие этого

возраста.

М. Монтень

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры,


вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов,

удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем


  • тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.


Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летнего оздоровительного лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.


Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:


    • между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;


    • педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.


Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.


Как показала практика, основное содержание работы оздоровительных лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.


Актуальность разработки программы «Оранжевое лето» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей обусловлена рядом факторов:

– повышением спроса родителей и детей н а организованный отдых школьников в условиях лагеря с дневным пребыванием;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– использование в воспитательной работе педагогически целесообразных, интересных и востребованных участниками летнего отдыха форм воспитательной работы;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач;

Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно, у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Программа «Оранжевое лето» школьного оздоровительного лагеря «Маленькая страна» предусматривает сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.

Новизна программы заключается в разработке востребованных, актуальных форм воспитательной работы с детьми и подростками, социально-педагогического сопровождения детей и временного детского коллектива на протяжении всей смены.

Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе воспитательную и оздоровительную, игровую, досуговую деятельность воспитанников.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

«Оранжевое лето» является комплексной, так как включает в себя несколько направлений: спортивно - оздоровительное; художественно – творческое, трудовое, экологическое и нравственно-патриотическое.

Комплектование отрядов осуществляется с учетом интересов детей с целью продолжения познавательной деятельности, учитывается возраст, родственные отношения, симпатии к педагогам и товарищам.



2. СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ


Программа реализуется в течение одной лагерной смены, 21 день. Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 6,6 лет до16 лет. В лагере отдыхают 70 детей и подростков, работают 6 воспитателей, 2 повара, 1 уборщик служебных помещений, начальник лагеря.


При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.


Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.


Ведущие принципы:

Принцип гуманизации отношений


Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.


Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности


Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.


Принцип дифференциации воспитания Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:


  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;


  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);


  • активное участие детей во всех видах деятельности.


Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:


  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;


  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.


Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:


  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;


  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.


Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:


  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;


  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;


  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.


















3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель: организация отдыха и развития творческого потенциала, обучающихся школы в летний период через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную деятельность.



Задачи:

1. Создавать условия для организованного отдыха детей;

2.Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;

3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

4.Создавать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых;

5.Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям;

6.Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений среди детей и подростков;

7.Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;

8.Формировать у ребят навыки общения и толерантности.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • Укрепление здоровья детей;

  • Улучшение социально-психологического климата в лагере;

  • Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;

  • Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;

  • развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

  • привитие навыков самообслуживания;

  • Повышение чувства патриотизма;

  • Уважение к родной природе.

  • Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;

  • Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ДПС, МЧС.










Приключения

Яркий отдых


Что ожидают дети?

Самовыражения

Дружба

Открытия нового
























Радость, эмоциональное удовлетворение


Высокую активность ребят


Воспитание чувства ответственности




Расширение кругозора и проявление творческих способностей


Проявление лидерских качеств


Взрослые ожидают


Осознания малой и большой Родины


Сохранение и укрепление здоровья



  1. Критерии и способы оценки качества

реализации программы


Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, имел мотивацию   к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  • Удовлетворенность детей и взрослых  формами работы;

  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинских наблюдений и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.


Диагностические мероприятия включают:

  • отбор-тестирование детей и подростков, отдыхающих в оздоровительном лагере (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);

  • вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;

  • вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей – отдыхающих лагеря;

  • текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;

  • заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере. (Приложение 3)













5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный. Составление программы, определение кадрового состава, определение состава участников программы (прием заявлений, оформление документов).

  2. Организационный. Подготовка к приему детей

3. Основной этап. Проведение смены. Реализация программы.

4. Аналитический. Подведение итогов, анализ работы, определение перспектив на будущее.



Для реализации программы «Оранжевое лето» разработан механизм, который представлен в виде направлений:

 1. Физкультурно-оздоровительное

 2. Художественно-творческое

 3. Нравственно – патриотическое

 4. Трудовое

 5.. Экологическое


Физкультурно-оздоровительное


Задачи:


  • Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере;

  • Обучение приемам и методам оздоровления организма;


  • Осознание важности систематических занятий физической культурой и спортом для всестороннего развития личности;


  • Привитие навыков к здоровому образу жизни;


  • Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой интерес к походам по родному краю;


  • Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены, приучение к закаливанию;

  • Развитие общей и скоростной выносливости, гибкости, ловкости, повышения спортивного мастерства.


Содержание деятельности:


  • Утренняя зарядка;

  • Веселые старты;

  • День Здоровья;

  • День бегуна;

  • День прыгуна;

  • Соревнования по футболу;


  • Спартакиада (отрядная, общелагерная);

  • Час игры.


Художественно – творческое


  • Задачи:


  • Эстетическое восприятие предметов и явлений действительности;


  • Развитие способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде и творчестве людей;

  • Интерес к занятиям творческого характера, участие художественной и музыкальной самодеятельности;


  • Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • Воспитание духовной культуры.


Содержание деятельности:


  • Конкурсы рисунков;

  • Конкурс отрядной песни;

  • Конкурс отрядной газеты;

  • Творческие конкурсы.




Нравственно – патриотическое

Задачи:


  • Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране;


  • Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине;

  • Воспитывать в детях доброту, человечность, милосердие.



Содержание деятельности:


  • Игровая программа «На лесной полянке»;

  • «Юные защитники Родины»;

  • Изучение судьбы человека, его вклад в историю страны;


  • Вахта памяти


Трудовое

Задачи:


  • Вовлечение ребят в трудовую деятельность;

  • Развивать способности видеть прекрасное в озеленение нашей школы ;

  • Оказывать помощь по уходу за клумбами;


  • Развивать патриотическое воспитание через отношение к окружающей действительности;


  • Воспитывать любовь к родной природе;



  • Развивать навыки по выращиванию цветов и овощных культур.



Содержание деятельности:

  • Трудовые десанты по уборке пришкольной территории;

  • Выставка поделок;

  • Борьба с сорняками.



Экологическое

Задачи:


  • Обеспечение «экологизации» детского оздоровительного лагеря в развивающих, воспитывающих целях;


  • Расширение представлений о многомерности мира ;

  • Формирование активной позиции школьников в решении экологических проблем;

  • Обогащение личного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром;

  • Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков.


Содержание деятельности:


  • Спортивно-туристическая эстафета с использованием знаков дорожного движения;

  • День экологической прессы (конкурсная программа);

  • Конкурсы экологических листовок, плакатов, рисунков.



Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей


  • Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей на прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила при поездках в автотранспорте», «Правила поведения при грозе», пути эвакуации из помещения в случае ЧС и др.


  • Беседы, проводимые медицинскими работниками: «Как ухаживать за зубами», «Как беречь глаза» и др.


  • Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома»,


«Безопасность в доме и квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Меры доврачебной помощи».


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.


Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;

Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

 Развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение разных проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Детское самоуправление – форма организации функционирования коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения поставленных целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ.


В течение лагерной смены ребята участвуют в различных мероприятиях, что необходимо поощрять самыми разнообразными способами. Данная система поощрения содержит в себе индивидуальное поощрение каждого ребенка, что позволит более полно охватить деятельность детей и объективно оценить участие каждого в жизни лагеря. Индивидуальная система мотивирования направлена на поощрение ребят, отличившихся в какой-либо общелагерной или отрядной деятельности.

Каждый ребенок в отряде имеет свой вагончик в отрядном уголке. За каждое выполненное задание ребенок получают ромашку и прикрепляют ее на вагончик. В конце смены определяются и награждаются дети, у которых больше всех ромашек.


Особенности организационного периода:

-период адаптации воспитанников к условиям лагеря: режиму дня, рациону питания, новым требованиям и т. п.;

-первая стадия формирования детского коллектива отряда, образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;

-период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых;

-период, как правило, длится 2 – 3 дня, начиная от заезда детей, и завершается праздником открытия лагерной смены.

 

Особенности содержательного периода :

-реализация воспитательных замыслов педагогов лагеря;

-организация и проведение коллективно-творческих дел в отряде и лагере;

-включение детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда и лагеря;

-развитие творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере;

-активное педагогическое общение;

-формирование и воздействие общественного мнения в отряде

Особенности заключительного периода:

-период эмоциональной напряженности предстоящей разлуки;

-время подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности как воспитанниками, так и воспитателями;

-воспитатель должен организовать в этот период работу так, чтобы смягчить детские переживания от расставания с друзьями, с лагерем.


План реализации программы


Мероприятие

Дата проведения

Ответственный

1.

День защиты детей

- Деловая игра «Давайте познакомимся и

будем дружно жить»

- Вводный инструктаж.

- Оформление отрядных уголков

- Конкурс рисунков на асфальте


Библиотекарь

Воспитатели

2.

День моды

Конкурс между отрядами «А вот как мы умеем….»

Минутка здоровья «Правильное питание»

Минутка здоровья: Операция «Чистые руки»


Воспитатели

3.

День веселых игр

Конкурсы в отрядах «Мы фокусники»

Соревнования «Зов джунглей»

Минутка здоровья «Профилактика

солнечных и тепловых ударов»

Минутка здоровья «Съедобное - несъедобное»


Воспитатели

4.

День талантов

Конкурс между отрядами «Сказка на новый лад

Путешествие в сказку

«Одежда для сказочных героев»

нарисовать эскизы костюмов

сказочных персонажей:

-рабочий костюм Бабы-яги;

- парадно-выходной костюм

Иванушки – дурачка;

- спортивный костюм Кощея

Бессмертного;

- зимний костюм Водяного;


Воспитатели

5.

День природы

Минутка здоровья «Зеленая аптечка»(первая помощь при укусах насекомых)

Экологический десант «А в нашем лагере» (конкурс плакатов)

Спортивные игры на воздухе

Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе

Игра по станциям «Экомарафон»

Викторина «Зеленые страницы»

Минутка здоровья «Первая помощь при порезах»


Воспитатели

6.

Малахитовая гостиная

Викторина по сказам Бажова

Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе

Конкурс рисунков «Родная сторона-колыбель моя»



Воспитатели

7.

День здоровья и спорта

Веселая зарядка «Визгкультура».

Соревнования юных олимпийцев

Пионербол

Конкурс листовок «Мы выбираем ЗОЖ»

Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся»


Воспитатели

8.

Танцевальная планета

Игра «Угадай мелодию»

Знакомство с музыкальными

инструментами.

Разучивание песен.

Оранжевая дискотека


Воспитатели

9.

День смеха

- Комический футбол

- Викторина «Устами младенца»

- Час шуток, потешек, веселья

«Ералаш–карнавал»


Воспитатели

10.

День русских традиций

«В гостях у сказки». Инсценированние

отрывков из Русских народных сказок.

Игра по станциям «В стране чудес»


Библиотекарь

Воспитатели

11.

День мастеров

Игра - путешествие «В мире

прекрасного»

Мастерская «Очень умелые ручки».

Уроки по безопасности жизни – беседа«Ядовитые растения, насекомые».


Воспитатели

12.

День России

Акция «Знай символы своего

государства»

Конкурс рисунков на асфальте “Я люблю тебя, Россия!”

Познавательно-развлекательная программа «Я люблю тебя, Россия!».


Библиотекарь

Воспитатели

13.

День «Знаешь ли ты себя»

Музыкальный калейдоскоп

Состязание «Делай с нами, делай, как мы, делай, лучше нас!»

Пятиминутка здоровья «Глаза-твои главные помощники»


Воспитатели

14.

День медика

Игра-путешествие «Все нам лето

подарило»

«Потешные забавы»

листок динамики здоровья

Пятиминутка здоровья «Сердце-

жизненно важный орган человека!»


Воспитатели

15.

День творчества

Легкоатлетическое многоборье

Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».

фестиваль творчества

Пятиминутка здоровья «Зеленая аптека»


Воспитатели

Медработник


16.

День памяти и скорби

Конкурс стихотворений и песен

«Памяти героев посвящается…»

«Люди мира, на минуту

встаньте!»

Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»


Воспитатели

Библиотекарь

17.

«День творчества»

Фестиваль народных

умельцев «Праздник красок» (мастер-классы);

Выставка «Природа и фантазия» (хлам –арт

Пятиминутка здоровья «О здоровье зубов»


Воспитатели

18.

День дружбы

Творческая игра «Поделись улыбкой своей».

Изготовление сюрпризов – пожеланий «Всего тебе хорошего мой верный, милый

друг».

Пятиминутка здоровья «Друг в беде не бросит…»


Воспитатели

19.

День безопасности

Минутка безопасности «Движение по улицам и дорогам»

Конкурс рисунков по ПДД, «Береги мир от огня»

Спортивное мероприятие «Юный пожарник»


Воспитатели


20.

День здоровья

«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

Веселые старты с участием Бабы Яги и ее друзей

Игровая программа «Потерянный полдник»

Пятиминутка здоровья «Сказка о микробах»


Воспитатели


21.

День расставания

«Трудовой десант «Нас тут не было»

Закрытие смены



Воспитатели



  1. Кадровое обеспечение программы.

Партнеры реализации программы


В оздоровительном лагере «Маленькая страна» дневного пребывания работают педагоги школы и педагоги дополнительного образования, имеющие опыт работы с детьми, знающие их возрастные и психологические особенности, а также уже не первый год вожатыми работают старшеклассники. Подготовку педагогического коллектива к реализации программы осуществляет руководитель программы. В мае проводится установочный семинар для педагогов / введение в программу деятельности лагеря, в тематику смены, утверждение плана реализации программы, режим работы, методическая помощь и др./.

  • Начальник лагеря - обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, издаёт приказы и распоряжения по лагерю, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы, управляет персоналом, планирует и организует деятельность лагеря, составляет
    программу деятельности, осуществляет методическое и
    информационное обеспечение лагеря, планерки, консультации, руководит педагогическим коллективом, осуществляет контроль за соблюдением режимных моментов в лагере, работает с родителями (по необходимости), ведет документацию лагеря.

  • Педагоги - работают с детьми, осуществляют воспитательную и оздоровительную работу, создают условия для творческого содержательного досуга детей и комфортного пребывания детей в лагере, планируют отрядные дела, ведут необходимую документацию, привлекают детей к участию в отрядных и общелагерных делах, участвуют в работе планерок, несут ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного им отряда.

Партнеры реализации программы

  • Директор школы

  • Начальник лагеря

  • Воспитатели

  • Обслуживающий персонал

  • Участники смены (дети)

  • Родители (законные представители)



  1. Материально-техническое обеспечение


Наименование

Применение

Источник финансирования и

Три учебных кабинета школы

Комната отдыха,

игровые комнаты,

отрядные места

Материальная база школы.

Компьютерный класс

Показ презентаций, нахождение информации

Материальная база школы

Спортивная площадка

Линейка, проведение

общелагерных игр на

воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база школы


Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Школьная столовая

Завтрак, обед

Фонд социального страхования, материальная база школы

Комнаты гигиены

Туалеты

Материальная база школы

Технические средства


  • Аудио и видео аппаратура


  • Интерактивная доска

  • Мультимедийный проектор

  • Фотоаппарат.


Все события, происходящие в лагере, снимаются на цифровой фотоаппарат, в конце сезона набирается большой архив фотографий. Записанные на диск фотографии становятся прекрасным подарком для ребят. Для родителей на официальном сайте школы находится информация о ежедневных событиях лагеря.


  • лагере есть информационный уголок, материалы которого постоянно обновляются. Там можно найти объявления о конкурсах, развлечениях, акциях и соревнованиях; распорядок на каждый день; фотографии с места событий.


  1. Информационно-методическое обеспечение программы


  • Наличие программы деятельности  лагеря, плана работы отряда, плана-сетки лагерной смены.

  • Должностные инструкции всех участников процесса.

  • Проведение установочного совещания для всех работающих в течение лагерной смены.

  • Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  • Проведение планёрок.

  • Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

            В соответствии с поставленной целью и задачами в  программе деятельности летнего оздоровительного лагеря «Маленькая страна», наличия системы форм и методов реализации программы, предполагается, что в течение  лагерной смены :

  • Дети укрепят своё здоровье  при  обеспечении сбалансированным, витаминизированным питанием в течение  лагерной смены и реализации мероприятий по спортивно – оздоровительному  направлению воспитательной работы; получат  знания по сохранению и укреплению своего здоровья; обретут навыки здорового образа жизни;

  • Обретут гражданскую позицию – сохранять  и  охранять  родную природу, бережно относиться к  истории своей Родины, истории и культуре других народов, соблюдать традиции своей семьи и коллектива;

  • Будут сформированы  навыки коммуникативной деятельности;

  • Дети получат знания об общеисторических, нравственных  и духовных ценностях, научатся ценить их  и  пользоваться ими в своём социальном опыте;

  • Дети раскроют свои творческие и познавательные  способности.

Диагностика реализации программы.


Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.

Мероприятие

Срок

Ответственные

п/п


проведения






1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по

май

Начальник


организации деятельности детского лагеря.


лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с




целью выявления их интересов, мотивов пребывания

1 день смены

Воспитатели


в лагере.



3.

Ежедневное отслеживание настроения детей,




удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение

Воспитатели



смены


4.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в

В течение

Воспитатели


лагере за смену.

смены


5.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее

Последний

Начальник


выявить оправдание ожиданий.

день смены

лагеря










Возможные риски





Факторы риска


Меры профилактики



Природно-климатические

Разработка «запасных» вариантов



реализации программы на основе отрядной



работы.



Обидчивость, повышенная

Внимательное, доброе отношение к детям,

чувствительность к несправедливости

стремление разобраться в причинах



поведения детей.



Замкнутость, одиночество

Стремиться переключать внимание детей,



давать поручения, связанные с



необходимостью общения.



Непослушание, действие «наперекор»,

Вникать в интересы детей, сотрудничать с

постоянные споры.

ними.



Появление тайн, укромных уголков,

Знать секреты детей, совместно сохранять

озорство, шалости

их, разумно использовать. Организовывать



интересные игры с элементами романтики.























9. Список используемой литературы

  1. Гурбина Е.А. «Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности)» –  2007, –160 с.


  1. Байбородова Л.В. «Воспитательная работа в детском загородном лагере.  – М.:  «Академия развития», 2003. – 256 с.  (Серия: Методика воспитательной работы)



  1. Байбородова П.В., Рожков М.И. «Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие.» – 2003




  1. Арманд и Беверли Болл. «Основы управления лагерем.» Русское издание. − Издательство НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. – 446 с.



  1. Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия.» Серия: В помощь воспитателям и вожатым. – 2007, 183 с.










Приложение 1



План-сетка





1.06

2.06

3.06

4.06



5.06

1.День защиты детей

2 День моды

3 День веселых игр

4 День талантов


5 День природы

- Деловая игра «Давайте

- Конкурс летней одежды

- Конкурсы в отрядах «Мы

- Конкурс между отрядами

- Минутка здоровья

познакомимся и будем

«Из леса вестимо.»

фокусники»

«Сказка на новый лад»

«Зеленая аптечка» (первая

дружно жить»

- Конкурс между отрядами

- Соревнования «Зов

- Путешествие в сказку

помощь при укусах

- Вводный инструктаж.

«А вот как мы умеем….»

джунглей»

«Одежда

для

сказочных

насекомых)

- Оформление отрядных

- Минутка здоровья

- Минутка здоровья

героев» нарисовать эскизы

- Экологический десант «А

уголков

«Правильное питание»

«Профилактика солнечных и

костюмов

для

сказочных

в нашем лагере» (конкурс

- Флешмоб «Я, ты, он, она –

- Минутка здоровья:

тепловых ударов»

персонажей:


плакатов)

вместе дружная семья!»

Операция «Чистые руки»

- Минутка здоровья

-рабочий костюм

- Спортивные игры на

- Конкурс рисунков на


«Съедобное - несъедобное»

Бабы-яги;


воздухе

асфальте



- парадно-выходной

- Конкурсы песен, пословиц,




костюм Иванушки –

поговорок о лесе, природе




дурачка;


- Игра по станциям




- спортивный костюм

«Экомарафон»




Кощея Бессмертного;

- Викторина «Зеленые




- зимний костюм Водяного;

страницы»







- Минутка здоровья «Первая







помощь при порезах»








6.06

7.06

8.06

9.06



10.06

6 Малахитовая гостиная

7 День России

8 Танцевальная планета

9 День здоровья и спорта

10 День русских традиций

- викторина по сказам Бажова

- Акция «Знай символы

- Игра «Угадай мелодию»

- Веселая зарядка


- «В гостях у сказки».

- Калейдоскоп национальных

своего государства»

- Знакомство с

«Визгкультура».


Инсценирование отрывков

игр на свежем воздухе

- Конкурс рисунков на

музыкальными

- Соревнования юных

из русских народных сказок.

- Конкурс рисунков «Родная

асфальте “Я люблю тебя,

инструментами.

олимпийцев


- игра по станциям «В

сторона-колыбель моя»

Россия!”

- Разучивание песен.

- Пионербол


стране чудес»

- Викторина «Знаешь ли ты

- Познавательно-

- Оранжевая дискотека

- Конкурс листовок «Мы


свой край?»

развлекательная программа


выбираем ЗОЖ»




«Я люблю тебя, Россия!».


- Минутка здоровья «Если





хочешь быть здоров -





закаляйся»




















11.06




12.06

13.06

14.06

15.06


11 День мастеров

12 День смеха

13 День «Знаешь ли ты

14 День медика

15 День памяти и скорби


- Игра - путешествие «В мире

- Комический футбол

себя»

- Игра-путешествие «Все

- Конкурс стихотворений и


прекрасного»

- Викторина «Устами

- Музыкальный калейдоскоп

нам лето подарило»

песен «Памяти героев


- Мастерская «Очень умелые

младенца»

- Состязание «Делай с нами,

- «Потешные забавы»

посвящается…» -


ручки».

- Час шуток, потешек,

делай, как мы, делай, лучше

- листок динамики здоровья

- Вахта памяти (возложение


- Уроки по безопасности



веселья «Ералаш–карнавал»

нас!»

- Пятиминутка здоровья

цветов к памятнику) «Люди


жизни – беседа «Ядовитые



- Пятиминутка здоровья

«Сердце- жизненно важный

мира, на минуту встаньте!»


растения, насекомые».



«Глаза-твои главные

орган человека!»

- Конкурс рисунков «А мы с







помощники»


тобой войны не знали»









16.06




17.06

18.06

19.06

20.06








16 День творчества

17 «День творчества»

18 День дружбы

19 День безопасности

20 День здоровья


- Легкоатлетическое

- Фестиваль народных

- Творческая игра «Поделись

-Минутка безопасности

-«Друзья Мойдодыра и


многоборье

умельцев «Праздник

улыбкою своей».

«Движение по улицам и

наше здоровье»


- Фото-сессия «Как нам

красок» (мастер-классы);

- Изготовление сюрпризов -

дорогам»

- Веселые старты с участием


вместе хорошо».

- Выставка «Природа и

пожеланий «Всего тебе

-Конкурс рисунков по ПДД,

Бабы Яги и ее друзей


- фестиваль творчества

фантазия» (хлам – арт

хорошего мой верный, милый

«Береги мир от огня»

-игровая программа


- Пятиминутка здоровья

- Пятиминутка здоровья «О

друг».

-спортивное мероприятие

«Потерянный полдник»


«Зеленая аптека»

здоровье зубов»

- Пятиминутка здоровья

«Юный пожарник»

- Пятиминутка здоровья







«Друг в беде не бросит…»


«Сказка о микробах»









21.06









21 День расставания






- Трудовой десант «Нас тут не






было»






Закрытие смены
































Приложение 2


Режим дня

оздоровительного лагеря


«Маленькая страна»



8.30 – 9.00 –сбор детей





9.00 – 9.30 – линейка, зарядка





9.30 – 10.00 – завтрак





10.00 – 12.00 – основное мероприятие





12.00 – 12.30 – обед





12.30 – 14.20 – занятия по интересам, оздоровительные процедуры



14.20 – 14.30 – заключительная линейка,


уход домой









Приложения 3

АНКЕТА (в начале лагерной смены)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  • Твои первые впечатления от лагеря?

  • Что ты ждешь от лагеря?

  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

  • В каких делах ты хочешь участвовать?

  • Что тебе нравиться делать?

  • Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

  • Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………………..

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………………

Я боюсь, что……………………………………………………………………………….

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………

АНКЕТА ( в конце лагерной смены)

  • Что ты ожидал (а) от лагеря?

  • Что тебе понравилось в лагере?

  • Что тебе не понравилось?

  • С кем из ребят ты подружился?

  • Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

  • Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?

  • Было ли скучно в лагере?

  • Было ли тебе страшно?

  • Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

  • Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

  • Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

  • Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

  • Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.

  • Самое важное событие в лагере? Было или оно?

  • Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..

Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________


6