Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник ЛДП «Маленькая страна»
________Мочалова Е.А.
.
«ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО»
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«Маленькая страна»
(6,6 лет до16 лет)
Комплексная
краткосрочная программа
(1 смена, июнь)
г. Черногорск 2020 г.
Информационная карта программы
1. | Наименование субъекта Российской Федерации | Республика Хакасия, город Черногорск |
2. | Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» |
3. | ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности | Третьякова Нина Владимировна, воспитатель |
4. | Полное название программы (методических материалов) | Воспитательная программа «Оранжевое лето» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Маленькая страна» |
5. | Выбранная номинация (в соответствии с положением) | комплексное (ЗОЖ, интеллектуально творческое, нравственно-патриотическое, трудовое, экологическое) |
6. | Целевая группа (возраст детей и специфика программы (конкурсных материалов) | 6,6 лет до16 лет, особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации |
7. | Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес | 655156 Республика Хакасия п. Пригорск 1а, 8(39031)6-30-84 [email protected] |
8. | Краткая аннотация содержания: 1) цель и задачи; 2) этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий; 3) ресурсное обеспечение; ожидаемые результаты; новизна | Цель программы - организация отдыха и развития творческого потенциала обучающихся школы в летний период через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную деятельность. Задачи программы: 1. Создавать условия для организованного отдыха детей. 2.Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. 3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры. 4.Создавать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых. 5.Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям. 6.Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений среди детей и подростков; 7.Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале. 8.Формировать у ребят навыки общения и толерантности . 2. Этапы реализации программы. 1. Подготовительный. Составление программы, определение кадрового состава, определение состава участников программы (прием заявлений, оформление документов). 2. Организационный. Подготовка к приему детей 3. Основной этап. Проведение смены. Реализация программы. 4. Аналитический. Подведение итогов, анализ работы, определение перспектив на будущее. 3. Ресурсное обеспечение - кабинеты для расположения отрядов, актовый зал, спортивный зал, медпункт, столовая. В школе также имеются: · большая территория для подвижных игр на улице ; · Хоккейная коробка / летний вариант использования: бег, подвижные игры/ · Спортинвентарь / мячи, скакалки, обручи и т.д./ · Баскетбольная площадка - футбольное поле · Видео, аудио аппаратура, микрофоны, фотоаппаратура · Настольные игры, дидактический материал Ожидаемые результаты: - Общее оздоровление детей. - Укрепление здоровья детей через соблюдение режима питания. - Витаминизация организма. - Закаливание организма. - Привитие навыков самообслуживания. - Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств. - Развитие коммуникативных способностей и толерантности. - Творческий рост детей. - Расширение кругозора детей. - Максимальная ступень самореализации каждого. - Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном коллективе. - Укрепление связей между разновозрастными группами детей. - Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. - Личностный рост участников смены. - Творческий рост педагогов. |
9. | Социально-экономическая значимость | Оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях летнего оздоровительного лагеря. |
10. | Достижения автора(ов) и организаций, реализовавших представленную на конкурс программу (или методические материалы) | |
Содержание
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
| Вступление |
| Актуальность. |
| Отличительная особенность. |
| Новизна. |
2. | СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ |
| Принципы реализации программы |
3. | Цель и задачи программы |
| Ожидаемые результаты. |
4. | Критерии и способы оценки качества реализации программы |
5. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ |
| Формы организации деятельности детей |
| Развитие детского самоуправления |
| Система мотивации стимулирования. |
| План реализации программы |
6. | Кадровое обеспечение программы. |
7. | Материально-техническое обеспечение |
8. | Информационно-методическое обеспечение программы |
9. | ЛИТЕРАТУРА |
| ПРИЛОЖЕНИЯ |
1. Пояснительная записка
Игры детей - вовсе не игры, и
правильнее смотреть на них как на
самое значительное и
глубокомысленное занятие этого
возраста.
М. Монтень
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры,
вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов,
удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем
тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летнего оздоровительного лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы оздоровительных лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Актуальность разработки программы «Оранжевое лето» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей обусловлена рядом факторов:
– повышением спроса родителей и детей н а организованный отдых школьников в условиях лагеря с дневным пребыванием;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– использование в воспитательной работе педагогически целесообразных, интересных и востребованных участниками летнего отдыха форм воспитательной работы;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач;
Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно, у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Программа «Оранжевое лето» школьного оздоровительного лагеря «Маленькая страна» предусматривает сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Новизна программы заключается в разработке востребованных, актуальных форм воспитательной работы с детьми и подростками, социально-педагогического сопровождения детей и временного детского коллектива на протяжении всей смены.
Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе воспитательную и оздоровительную, игровую, досуговую деятельность воспитанников.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Оранжевое лето» является комплексной, так как включает в себя несколько направлений: спортивно - оздоровительное; художественно – творческое, трудовое, экологическое и нравственно-патриотическое.
Комплектование отрядов осуществляется с учетом интересов детей с целью продолжения познавательной деятельности, учитывается возраст, родственные отношения, симпатии к педагогам и товарищам.
2. СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
Программа реализуется в течение одной лагерной смены, 21 день. Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 6,6 лет до16 лет. В лагере отдыхают 70 детей и подростков, работают 6 воспитателей, 2 повара, 1 уборщик служебных помещений, начальник лагеря.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Ведущие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: организация отдыха и развития творческого потенциала, обучающихся школы в летний период через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную деятельность.
Задачи:
1. Создавать условия для организованного отдыха детей;
2.Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
4.Создавать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых;
5.Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям;
6.Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений среди детей и подростков;
7.Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;
8.Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Укрепление здоровья детей;
Улучшение социально-психологического климата в лагере;
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
Повышение чувства патриотизма;
Уважение к родной природе.
Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ДПС, МЧС.
Приключения
Яркий отдых
Что ожидают дети?
Самовыражения
Дружба
Открытия нового
Радость, эмоциональное удовлетворение
Высокую активность ребят
Воспитание чувства ответственности
Расширение кругозора и проявление творческих способностей
Проявление лидерских качеств
Взрослые ожидают
Осознания малой и большой Родины
Сохранение и укрепление здоровья
Критерии и способы оценки качества
реализации программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, имел мотивацию к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинских наблюдений и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Диагностические мероприятия включают:
отбор-тестирование детей и подростков, отдыхающих в оздоровительном лагере (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);
вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей – отдыхающих лагеря;
текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;
заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере. (Приложение 3)
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Этапы реализации программы
Подготовительный. Составление программы, определение кадрового состава, определение состава участников программы (прием заявлений, оформление документов).
Организационный. Подготовка к приему детей
3. Основной этап. Проведение смены. Реализация программы.
4. Аналитический. Подведение итогов, анализ работы, определение перспектив на будущее.
Для реализации программы «Оранжевое лето» разработан механизм, который представлен в виде направлений:
1. Физкультурно-оздоровительное
2. Художественно-творческое
3. Нравственно – патриотическое
4. Трудовое
5.. Экологическое
Физкультурно-оздоровительное
Задачи:
Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере;
Обучение приемам и методам оздоровления организма;
Осознание важности систематических занятий физической культурой и спортом для всестороннего развития личности;
Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой интерес к походам по родному краю;
Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены, приучение к закаливанию;
Развитие общей и скоростной выносливости, гибкости, ловкости, повышения спортивного мастерства.
Содержание деятельности:
Утренняя зарядка;
Веселые старты;
День Здоровья;
День бегуна;
День прыгуна;
Соревнования по футболу;
Спартакиада (отрядная, общелагерная);
Час игры.
Художественно – творческое
Развитие способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде и творчестве людей;
Интерес к занятиям творческого характера, участие художественной и музыкальной самодеятельности;
Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности;
Воспитание духовной культуры.
Содержание деятельности:
Конкурсы рисунков;
Конкурс отрядной песни;
Конкурс отрядной газеты;
Творческие конкурсы.
Нравственно – патриотическое
Задачи:
Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране;
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине;
Воспитывать в детях доброту, человечность, милосердие.
Содержание деятельности:
Игровая программа «На лесной полянке»;
«Юные защитники Родины»;
Изучение судьбы человека, его вклад в историю страны;
Трудовое
Задачи:
Вовлечение ребят в трудовую деятельность;
Развивать способности видеть прекрасное в озеленение нашей школы ;
Оказывать помощь по уходу за клумбами;
Содержание деятельности:
Выставка поделок;
Борьба с сорняками.
Экологическое
Задачи:
Обеспечение «экологизации» детского оздоровительного лагеря в развивающих, воспитывающих целях;
Расширение представлений о многомерности мира ;
Формирование активной позиции школьников в решении экологических проблем;
Обогащение личного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром;
Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков.
Содержание деятельности:
Спортивно-туристическая эстафета с использованием знаков дорожного движения;
День экологической прессы (конкурсная программа);
Конкурсы экологических листовок, плакатов, рисунков.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей на прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила при поездках в автотранспорте», «Правила поведения при грозе», пути эвакуации из помещения в случае ЧС и др.
Беседы, проводимые медицинскими работниками: «Как ухаживать за зубами», «Как беречь глаза» и др.
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома»,
«Безопасность в доме и квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Меры доврачебной помощи».
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение разных проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Детское самоуправление – форма организации функционирования коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения поставленных целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ.
В течение лагерной смены ребята участвуют в различных мероприятиях, что необходимо поощрять самыми разнообразными способами. Данная система поощрения содержит в себе индивидуальное поощрение каждого ребенка, что позволит более полно охватить деятельность детей и объективно оценить участие каждого в жизни лагеря. Индивидуальная система мотивирования направлена на поощрение ребят, отличившихся в какой-либо общелагерной или отрядной деятельности.
Каждый ребенок в отряде имеет свой вагончик в отрядном уголке. За каждое выполненное задание ребенок получают ромашку и прикрепляют ее на вагончик. В конце смены определяются и награждаются дети, у которых больше всех ромашек.
Особенности организационного периода:
-период адаптации воспитанников к условиям лагеря: режиму дня, рациону питания, новым требованиям и т. п.;
-первая стадия формирования детского коллектива отряда, образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;
-период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых;
-период, как правило, длится 2 – 3 дня, начиная от заезда детей, и завершается праздником открытия лагерной смены.
Особенности содержательного периода :
-реализация воспитательных замыслов педагогов лагеря;
-организация и проведение коллективно-творческих дел в отряде и лагере;
-включение детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда и лагеря;
-развитие творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере;
-активное педагогическое общение;
-формирование и воздействие общественного мнения в отряде
Особенности заключительного периода:
-период эмоциональной напряженности предстоящей разлуки;
-время подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности как воспитанниками, так и воспитателями;
-воспитатель должен организовать в этот период работу так, чтобы смягчить детские переживания от расставания с друзьями, с лагерем.
План реализации программы
№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
1. | День защиты детей - Деловая игра «Давайте познакомимся и будем дружно жить» - Вводный инструктаж. - Оформление отрядных уголков - Конкурс рисунков на асфальте | | Библиотекарь Воспитатели |
2. | День моды Конкурс между отрядами «А вот как мы умеем….» Минутка здоровья «Правильное питание» Минутка здоровья: Операция «Чистые руки» | | Воспитатели |
3. | День веселых игр Конкурсы в отрядах «Мы фокусники» Соревнования «Зов джунглей» Минутка здоровья «Профилактика солнечных и тепловых ударов» Минутка здоровья «Съедобное - несъедобное» | | Воспитатели |
4. | День талантов Конкурс между отрядами «Сказка на новый лад Путешествие в сказку «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов сказочных персонажей: -рабочий костюм Бабы-яги; - парадно-выходной костюм Иванушки – дурачка; - спортивный костюм Кощея Бессмертного; - зимний костюм Водяного; | | Воспитатели |
5. | День природы Минутка здоровья «Зеленая аптечка»(первая помощь при укусах насекомых) Экологический десант «А в нашем лагере» (конкурс плакатов) Спортивные игры на воздухе Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе Игра по станциям «Экомарафон» Викторина «Зеленые страницы» Минутка здоровья «Первая помощь при порезах» | | Воспитатели |
6. | Малахитовая гостиная Викторина по сказам Бажова Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе Конкурс рисунков «Родная сторона-колыбель моя» | | Воспитатели |
7. | День здоровья и спорта Веселая зарядка «Визгкультура». Соревнования юных олимпийцев Пионербол Конкурс листовок «Мы выбираем ЗОЖ» Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся» | | Воспитатели |
8. | Танцевальная планета Игра «Угадай мелодию» Знакомство с музыкальными инструментами. Разучивание песен. Оранжевая дискотека | | Воспитатели |
9. | День смеха - Комический футбол - Викторина «Устами младенца» - Час шуток, потешек, веселья «Ералаш–карнавал» | | Воспитатели |
10. | День русских традиций «В гостях у сказки». Инсценированние отрывков из Русских народных сказок. Игра по станциям «В стране чудес» | | Библиотекарь Воспитатели |
11. | День мастеров Игра - путешествие «В мире прекрасного» Мастерская «Очень умелые ручки». Уроки по безопасности жизни – беседа«Ядовитые растения, насекомые». | | Воспитатели |
12. | День России Акция «Знай символы своего государства» Конкурс рисунков на асфальте “Я люблю тебя, Россия!” Познавательно-развлекательная программа «Я люблю тебя, Россия!». | | Библиотекарь Воспитатели |
13. | День «Знаешь ли ты себя» Музыкальный калейдоскоп Состязание «Делай с нами, делай, как мы, делай, лучше нас!» Пятиминутка здоровья «Глаза-твои главные помощники» | | Воспитатели |
14. | День медика Игра-путешествие «Все нам лето подарило» «Потешные забавы» листок динамики здоровья Пятиминутка здоровья «Сердце- жизненно важный орган человека!» | | Воспитатели |
15. | День творчества Легкоатлетическое многоборье Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». фестиваль творчества Пятиминутка здоровья «Зеленая аптека» | | Воспитатели Медработник |
16. | День памяти и скорби Конкурс стихотворений и песен «Памяти героев посвящается…» «Люди мира, на минуту встаньте!» Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали» | | Воспитатели Библиотекарь |
17. | «День творчества» Фестиваль народных умельцев «Праздник красок» (мастер-классы); Выставка «Природа и фантазия» (хлам –арт Пятиминутка здоровья «О здоровье зубов» | | Воспитатели |
18. | День дружбы Творческая игра «Поделись улыбкой своей». Изготовление сюрпризов – пожеланий «Всего тебе хорошего мой верный, милый друг». Пятиминутка здоровья «Друг в беде не бросит…» | | Воспитатели |
19. | День безопасности Минутка безопасности «Движение по улицам и дорогам» Конкурс рисунков по ПДД, «Береги мир от огня» Спортивное мероприятие «Юный пожарник» | | Воспитатели |
20. | День здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» Веселые старты с участием Бабы Яги и ее друзей Игровая программа «Потерянный полдник» Пятиминутка здоровья «Сказка о микробах» | | Воспитатели |
21. | День расставания «Трудовой десант «Нас тут не было» Закрытие смены | | Воспитатели |
Кадровое обеспечение программы.
Партнеры реализации программы
В оздоровительном лагере «Маленькая страна» дневного пребывания работают педагоги школы и педагоги дополнительного образования, имеющие опыт работы с детьми, знающие их возрастные и психологические особенности, а также уже не первый год вожатыми работают старшеклассники. Подготовку педагогического коллектива к реализации программы осуществляет руководитель программы. В мае проводится установочный семинар для педагогов / введение в программу деятельности лагеря, в тематику смены, утверждение плана реализации программы, режим работы, методическая помощь и др./.
Начальник лагеря - обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, издаёт приказы и распоряжения по лагерю, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы, управляет персоналом, планирует и организует деятельность лагеря, составляет
программу деятельности, осуществляет методическое и
информационное обеспечение лагеря, планерки, консультации, руководит педагогическим коллективом, осуществляет контроль за соблюдением режимных моментов в лагере, работает с родителями (по необходимости), ведет документацию лагеря.
Педагоги - работают с детьми, осуществляют воспитательную и оздоровительную работу, создают условия для творческого содержательного досуга детей и комфортного пребывания детей в лагере, планируют отрядные дела, ведут необходимую документацию, привлекают детей к участию в отрядных и общелагерных делах, участвуют в работе планерок, несут ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного им отряда.
Партнеры реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Наименование | Применение | Источник финансирования и |
Три учебных кабинета школы | Комната отдыха, игровые комнаты, отрядные места | Материальная база школы. |
Компьютерный класс | Показ презентаций, нахождение информации | Материальная база школы |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Фонд социального страхования, материальная база школы |
Комнаты гигиены | Туалеты | Материальная база школы |
Технические средства
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Фотоаппарат.
Все события, происходящие в лагере, снимаются на цифровой фотоаппарат, в конце сезона набирается большой архив фотографий. Записанные на диск фотографии становятся прекрасным подарком для ребят. Для родителей на официальном сайте школы находится информация о ежедневных событиях лагеря.
лагере есть информационный уголок, материалы которого постоянно обновляются. Там можно найти объявления о конкурсах, развлечениях, акциях и соревнованиях; распорядок на каждый день; фотографии с места событий.
Информационно-методическое обеспечение программы
Наличие программы деятельности лагеря, плана работы отряда, плана-сетки лагерной смены.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного совещания для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
В соответствии с поставленной целью и задачами в программе деятельности летнего оздоровительного лагеря «Маленькая страна», наличия системы форм и методов реализации программы, предполагается, что в течение лагерной смены :
Дети укрепят своё здоровье при обеспечении сбалансированным, витаминизированным питанием в течение лагерной смены и реализации мероприятий по спортивно – оздоровительному направлению воспитательной работы; получат знания по сохранению и укреплению своего здоровья; обретут навыки здорового образа жизни;
Обретут гражданскую позицию – сохранять и охранять родную природу, бережно относиться к истории своей Родины, истории и культуре других народов, соблюдать традиции своей семьи и коллектива;
Будут сформированы навыки коммуникативной деятельности;
Дети получат знания об общеисторических, нравственных и духовных ценностях, научатся ценить их и пользоваться ими в своём социальном опыте;
Дети раскроют свои творческие и познавательные способности.
Диагностика реализации программы.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
п/п | | проведения | |
| | | |
1. | Опрос родителей на выявление пожеланий по | май | Начальник |
| организации деятельности детского лагеря. | | лагеря |
2. | Анкетирование детей в организационный период с | | |
| целью выявления их интересов, мотивов пребывания | 1 день смены | Воспитатели |
| в лагере. | | |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, | | |
| удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение | Воспитатели |
| | смены | |
4. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в | В течение | Воспитатели |
| лагере за смену. | смены | |
5. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее | Последний | Начальник |
| выявить оправдание ожиданий. | день смены | лагеря |
| | | |
| | | |
| Возможные риски | |
| | |
Факторы риска | | Меры профилактики |
| |
Природно-климатические | Разработка «запасных» вариантов |
| | реализации программы на основе отрядной |
| | работы. |
| |
Обидчивость, повышенная | Внимательное, доброе отношение к детям, |
чувствительность к несправедливости | стремление разобраться в причинах |
| | поведения детей. |
| |
Замкнутость, одиночество | Стремиться переключать внимание детей, |
| | давать поручения, связанные с |
| | необходимостью общения. |
| |
Непослушание, действие «наперекор», | Вникать в интересы детей, сотрудничать с |
постоянные споры. | ними. |
| |
Появление тайн, укромных уголков, | Знать секреты детей, совместно сохранять |
озорство, шалости | их, разумно использовать. Организовывать |
| | интересные игры с элементами романтики. |
| | | |
9. Список используемой литературы
Гурбина Е.А. «Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности)» – 2007, –160 с.
Байбородова Л.В. «Воспитательная работа в детском загородном лагере. – М.: «Академия развития», 2003. – 256 с. (Серия: Методика воспитательной работы)
Байбородова П.В., Рожков М.И. «Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие.» – 2003
Арманд и Беверли Болл. «Основы управления лагерем.» Русское издание. − Издательство НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. – 446 с.
Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия.» Серия: В помощь воспитателям и вожатым. – 2007, 183 с.
| | | | | | Приложение 1 |
| | План-сетка | | | | |
1.06 | 2.06 | 3.06 | 4.06 | | | 5.06 |
1.День защиты детей | 2 День моды | 3 День веселых игр | 4 День талантов | | 5 День природы |
- Деловая игра «Давайте | - Конкурс летней одежды | - Конкурсы в отрядах «Мы | - Конкурс между отрядами | - Минутка здоровья |
познакомимся и будем | «Из леса вестимо.» | фокусники» | «Сказка на новый лад» | «Зеленая аптечка» (первая |
дружно жить» | - Конкурс между отрядами | - Соревнования «Зов | - Путешествие в сказку | помощь при укусах |
- Вводный инструктаж. | «А вот как мы умеем….» | джунглей» | «Одежда | для | сказочных | насекомых) |
- Оформление отрядных | - Минутка здоровья | - Минутка здоровья | героев» нарисовать эскизы | - Экологический десант «А |
уголков | «Правильное питание» | «Профилактика солнечных и | костюмов | для | сказочных | в нашем лагере» (конкурс |
- Флешмоб «Я, ты, он, она – | - Минутка здоровья: | тепловых ударов» | персонажей: | | плакатов) |
вместе дружная семья!» | Операция «Чистые руки» | - Минутка здоровья | -рабочий костюм | - Спортивные игры на |
- Конкурс рисунков на | | «Съедобное - несъедобное» | Бабы-яги; | | воздухе |
асфальте | | | - парадно-выходной | - Конкурсы песен, пословиц, |
| | | костюм Иванушки – | поговорок о лесе, природе |
| | | дурачка; | | - Игра по станциям |
| | | - спортивный костюм | «Экомарафон» |
| | | Кощея Бессмертного; | - Викторина «Зеленые |
| | | - зимний костюм Водяного; | страницы» |
| | | | | | - Минутка здоровья «Первая |
| | | | | | помощь при порезах» |
| | | | | | |
6.06 | 7.06 | 8.06 | 9.06 | | | 10.06 |
6 Малахитовая гостиная | 7 День России | 8 Танцевальная планета | 9 День здоровья и спорта | 10 День русских традиций |
- викторина по сказам Бажова | - Акция «Знай символы | - Игра «Угадай мелодию» | - Веселая зарядка | | - «В гостях у сказки». |
- Калейдоскоп национальных | своего государства» | - Знакомство с | «Визгкультура». | | Инсценирование отрывков |
игр на свежем воздухе | - Конкурс рисунков на | музыкальными | - Соревнования юных | из русских народных сказок. |
- Конкурс рисунков «Родная | асфальте “Я люблю тебя, | инструментами. | олимпийцев | | - игра по станциям «В |
сторона-колыбель моя» | Россия!” | - Разучивание песен. | - Пионербол | | стране чудес» |
- Викторина «Знаешь ли ты | - Познавательно- | - Оранжевая дискотека | - Конкурс листовок «Мы | |
свой край?» | развлекательная программа | | выбираем ЗОЖ» | | |
| «Я люблю тебя, Россия!». | | - Минутка здоровья «Если | |
| | | хочешь быть здоров - | |
| | | закаляйся» | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | |
11.06 | | | | 12.06 | 13.06 | 14.06 | 15.06 |
| 11 День мастеров | 12 День смеха | 13 День «Знаешь ли ты | 14 День медика | 15 День памяти и скорби |
| - Игра - путешествие «В мире | - Комический футбол | себя» | - Игра-путешествие «Все | - Конкурс стихотворений и |
| прекрасного» | - Викторина «Устами | - Музыкальный калейдоскоп | нам лето подарило» | песен «Памяти героев |
| - Мастерская «Очень умелые | младенца» | - Состязание «Делай с нами, | - «Потешные забавы» | посвящается…» - |
| ручки». | - Час шуток, потешек, | делай, как мы, делай, лучше | - листок динамики здоровья | - Вахта памяти (возложение |
| - Уроки по безопасности | | | веселья «Ералаш–карнавал» | нас!» | - Пятиминутка здоровья | цветов к памятнику) «Люди |
| жизни – беседа «Ядовитые | | | - Пятиминутка здоровья | «Сердце- жизненно важный | мира, на минуту встаньте!» |
| растения, насекомые». | | | «Глаза-твои главные | орган человека!» | - Конкурс рисунков «А мы с |
| | | | | | помощники» | | тобой войны не знали» |
| | | | | | | |
16.06 | | | | 17.06 | 18.06 | 19.06 | 20.06 |
| | | | | |
| 16 День творчества | 17 «День творчества» | 18 День дружбы | 19 День безопасности | 20 День здоровья |
| - Легкоатлетическое | - Фестиваль народных | - Творческая игра «Поделись | -Минутка безопасности | -«Друзья Мойдодыра и |
| многоборье | умельцев «Праздник | улыбкою своей». | «Движение по улицам и | наше здоровье» |
| - Фото-сессия «Как нам | красок» (мастер-классы); | - Изготовление сюрпризов - | дорогам» | - Веселые старты с участием |
| вместе хорошо». | - Выставка «Природа и | пожеланий «Всего тебе | -Конкурс рисунков по ПДД, | Бабы Яги и ее друзей |
| - фестиваль творчества | фантазия» (хлам – арт | хорошего мой верный, милый | «Береги мир от огня» | -игровая программа |
| - Пятиминутка здоровья | - Пятиминутка здоровья «О | друг». | -спортивное мероприятие | «Потерянный полдник» |
| «Зеленая аптека» | здоровье зубов» | - Пятиминутка здоровья | «Юный пожарник» | - Пятиминутка здоровья |
| | | | | | «Друг в беде не бросит…» | | «Сказка о микробах» |
| | | | | | | |
21.06 | | | | | | | |
| 21 День расставания | | | | |
| - Трудовой десант «Нас тут не | | | | |
| было» | | | | |
| Закрытие смены | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | | |
Приложение 2
Режим дня
оздоровительного лагеря
«Маленькая страна»
8.30 – 9.00 –сбор детей
9.00 – 9.30 – линейка, зарядка
9.30 – 10.00 – завтрак
10.00 – 12.00 – основное мероприятие
12.00 – 12.30 – обед
12.30 – 14.20 – занятия по интересам, оздоровительные процедуры
14.20 – 14.30 – заключительная линейка,
уход домой
Приложения 3
АНКЕТА (в начале лагерной смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………………..
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………………
Я боюсь, что……………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
АНКЕТА ( в конце лагерной смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
6