Воспитательная программа адресована учащимся средней общеобразовательной школы и рассчитана на 1-4 класс.
Пояснительная записка
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально- значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Программа воспитательной работы «Школа добрых волшебников» представляет собой целостную систему проектной деятельности. Проектная технология неслучайно выбрана системообразующей в планировании воспитательной работы.
Современное личностно - ориентированное образование нацелено на компетентное развитие обучающихся, максимальное раскрытие их индивидуально-творческого потенциала, высокую готовность к успешной социализации в обществе. Дети, как и во все времена, являются главным достоянием и предметом пристального внимания государства.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он — засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Мир детства — таинственный и чудесный. Мир детства — это мир радости, улыбок, смеха; это время, когда все получается, неудачи быстро забываются, когда праздник — каждый день, и радость — каждый миг. Детство — время первых открытий, первых свершений. Дети многое знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в конкретной, интересной им деятельности.
Задача современного педагога заключается в том, чтобы используя современные воспитательные технологии, умело организовать воспитательный процесс как деятельность, направленную на развитие ключевых компетенций у обучающихся (социальной, когнитивной, коммуникативной ), способствующих успешности юных граждан новой России. Именно проектная технология позволяет сделать воспитание наиболее эффективным.
Особенно ценным является то, что проектная деятельность позволяет вывести воспитательный процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду,- осуществить социально-педагогическую направленность современного образования.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту.
В соответствии с основными задачами воспитательной работы школы, основными содержательными линиями работы с классом явились гражданское, нравственное, экологическое, художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления. «Школа добрых волшебников»- проект длиною в 4 года (1-4 класс) предлагает детям роль добрых волшебников, где каждое волшебство — конкретное дело, улучшающее их самих, позволяющее открыть новые знания, окружающий мир, приносящее радость людям, природе, самим себе.
Основная цель программы:
Реализация творческого потенциала учащихся школы I ступени через их включение в технологию проектной деятельности.
Задачи :
а) формирование позитивной самооценки, самоуважения;
б) формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений, выполнения творческих задач;
в) формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
г) раскрытие индивидуальных способностей и интересов;
д) развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
е) усвоение нравственных, социальных норм, навыков диалогового общения и социального взаимодействия;
ж) развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с искусством, объектами природной и социальной среды.
з) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, великодушия, трудолюбия, целеустремлённости, настойчивости, терпения.
Программа включает в себя 7 тематических блоков и 4 возрастных уровня их реализации.
1 класс (1-ый уровень)- «Учимся видеть прекрасное!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.
2 класс (2-ой уровень)- «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.
3 класс (3-ий уровень)- «Мы учимся волшебству!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.
4 класс (4-ый уровень)- «Мы умеем творить добро!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы.
Блоки работы «Школы добрых волшебников»:
«Город Мастеров»- (художественно-эстетическое),
«Остров Доброделов»- (духовно-нравственное, гражданское направление),
«Королевство Наук»- (познавательное направление),
«Горы «Познай Себя»- (личностное, саморегулятивное направление),
«Лес Чудес», открывающий тайны Вселенной, (экологическое направление)
«Долина Радости», хранящая традиции празднования государственных, народных праздников, традиций школы и класса.
«Море Здоровья»- (спортивно-оздоровительное).
Модель выпускника начальной школы
как главный целевой ориентир в организации учебно-воспитательной работы с обучающимися на первой ступени
Нравственный потенциал:
восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «товарищ»;
внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников;
обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
Познавательный потенциал:
формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет);
формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления;
наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Коммуникативный потенциал:
овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать;
проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.
Эстетический потенциал:
Физический потенциал:
соблюдение режима дня и правил личной гигиены;
осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным;
Программа направлена на:
развитие творческих способностей учащихся;
развитие познавательной активности;
развитие духовного и физического совершенства;
формирование гуманистического мировоззрения;
подготовку учащихся к полноценной жизни.
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Участники программы
Формы проведения мероприятий
беседа
классный час
интерактивные игры
психологические игры
викторины
праздники
конкурсы рисунков, стихов, сочинений
фотовыставки
конкурсы рисунков
экскурсии
спортивные праздники
конкурсы для всей семьи
КВН
театрализованное представление
исследовательская деятельность
диагностические исследования
семейные викторины
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
Формирование политической культуры, философско-мировоззренческого понимания.
Воспитание преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.
Изучение истории России своего края, города.
Вырабатывать у учащихся правильного отношения к нравственным ценностям человека.
Формирование нравственных отношений приобщая к духовным национальным и общечеловеческим ценностям.
Воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений.
Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
Формировать высокие нравственные принципы, честность, порядочность, сострадание; научить детей следовать им в повседневной жизни.
Трудолюбия, готовность к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
Воспитание у учащихся трудолюбия, бережное отношение к труду других людей.
Формирование трудовой мотивации, обучение основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения.
Экологическая культура, предполагающая ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
Формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия.
Формирование экологического мышления как основы сохранения окружающего природного пространства.
Эстетическое отношение к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
Формировать, развивать художественно эстетические качества, общую культуру учащихся.
Формирования эстетического мероприятия, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Формирование навыков создавать красивое, овладевая различными средствами, пробуя свои силы в многообразных формах творчества.
Организационная культура, активная жизненная позиция, лидерских качеств, организационных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
Воспитание коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных действий в организации школьной жизни.
Создание условий для саморазвития и самообразования каждого ученика, развитие его творческой, организационной способности.
Воспитание ребенка как члена общества, воспитание в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.
Формирование навыков коллективной творческой деятельности.
Формирование представлений о здоровом образе жизни как сохранности здорового будущего потомства.
Воспитание грамотного отношения к медико- профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека.
Формирование навыков здорового образа жизни, физического развития детей.
Предполагаемые результаты.
Первый шаг – 1 класс |
1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. 2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера. 3. Проявление внутренней позиции ученика. 4. Выявление потенциальных возможностей школьников. |
Второй шаг – 2 класс |
1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 2. Проявление внутренней позиции. 3. Формирование навыков внутренней позиции. 4. Формирование нравственных понятий. |
Третий шаг – 3 класс |
1. Формирование нравственных понятий. 2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой. 3. Накопление опыта нравственного поведения. 4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение. |
Четвертый шаг – 4 класс |
1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности. 2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье. 3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности. 4. Снижение агрессивности в поведении учащихся. 5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения. 6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств. |
Работа с классным активом
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Выборы классного актива Чем занимаются министры города? | сентябрь |
2 | Как проводить рейды? | октябрь |
3 | Как оформить стенгазету? | ноябрь |
4 | Рейд сохранности школьного имущества. | январь |
5 | Помощь сильных учащихся слабоуспевающим. | февраль |
6 | Помощь сильных учащихся слабоуспевающим. | март |
7 | Рейд сохранности школьного имущества. | май |
Работа с родителями
Содержание работы | Ответственные | Дата |
Посещение на дому всех учащихся с целью знакомства с жилищными условиями
Индивидуальные беседы с родителями
Помощь родителей в ремонте и оформлении класса, в подготовке к школьным конкурсам
Посещение неблагополучных семей
Анкетирование родителей
Участие родителей в классных часах, в походах и праздниках.
Консультации родителей | родительский комитет, классный руководитель
классный руководитель
родительский комитет
классный руководитель
классный руководитель
родительский комитет, классный руководитель
классный руководитель, учителя - предметники | в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
|
Родительский комитет
Лежнина Светлана Анатольевна
Канчер Анастасия Михайловна
Ковальчук Юлия Юрьевна
План работы родительского комитета
Помощь в организации родительских собраний
Установление контактов с родителями учащихся
Организация в классе мероприятий учебного и внеучебного плана (классных часов, праздников, экскурсий)
Организация родительского патруля
Сбор денежных средств
Планирование работы с детьми, требующими особого внимания
Ежедневный контроль за учебной деятельность, поведением в школе.
Индивидуальные профилактические беседы.
Вовлечение во внеклассные и внешкольные мероприятия.
Консультации с психологом.
Посещение квартир учащихся с целью проверки организации режима дня, самоподготовки, условий для занятий, материального положения не реже одного раза в четверть.
Постоянная связь с родителями.
Заслушивание родителей на заседании родительского комитета.
Работа по организации учебной деятельности классного коллектива
Оптимальная посадка детей в классе.
Посещение уроков учителей (( 9 (музыки, физ. Культуры)
Проведение классных часов, направленных на активизацию познавательной деятельности, на формирование ответственности отношения к учебе.
Проведение кл. собраний по итогам четверти, года.
Организация и проведение учебных экскурсий, предметных недель, игр.
Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, поощрение победителей.
Привлечение родителей к проведению бесед, лекций.
Тематика родительских собраний
1 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Первый раз – в первый класс» Участие родителей в мероприятии, посвященному началу учебного года Выборы родительского комитета Разное | Организовать семейный праздник – начало учебного года Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним. Выборы родительского комитета Познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 1 кл. | торжественное собрание |
«Родителям о внимании и внимательности» Значение внимания для результативности учебной деятельности Приёмы развития внимания ребенка дома | 1.Показать родителям важность и значимость проблемы. 2.Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников. | творческая лаборатория родителей |
«Самооценка младшего школьника» Результаты исследования самооценки первоклассников. Значение самооценки для результативности учебной деятельности Пути и методы повышения самооценки ребенка | Ознакомить родителей с результатами исследования 2.Рассказать о способах развития положительной самооценки детей | информационно-аналитическая беседа |
«Как научить ребенка стать самостоятельным»» Ознакомление родителей с психологическими аспектами важности выполнения домашних заданий Ознакомление с результатами анкетирования детей по вопросу подготовки домашних заданий Рекомендации родителям по воспитанию ответственности и самостоятельности в детях | Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно. Повысить контроль со стороны родителей за подготовкой домашних заданий. | информационно-аналитическая беседа |
Овчинникова Екатерина 19.12.2006
Полещук Алина 27.12.2006
Козлов Никита 14.02.2008
Козлов Тимофей 14.02.2008
Канчер Мирослав 26.02.2007
Ромашкина Ксения 28.02.2007
Соколова Доминика 03.02.2007
Тихонов Максим 13.02.2007
Климчук Валерия 12.10.2006
Горбач Полина 16.10.2007
Пикинер Роман 20.11.2006
Тыде Александр 05.06.2007
Соколов Данила 07.06.2006
Антонов Максим 08.06.2007
Королёв Ярослав 08.06.2007
Ковальчук Виктория 12.06.2007
Ломакин Александр 17.06.2007
Вардугина Светлана 05.07.2007
Нефёдов Кирилл 13.07.2007
Гуляева Ангелина 24.07.2007
Лежнина Ксения 10.07.2007
Тетерин Вячеслав 28.07.2007
Куликова Татьяна 30.07.2007
Атрошкина Анастасия 16.08.2007
Таскаев Илья 23.04.2007
Тематика классных часов
1 класс
Литература.
Подарите праздник/ Н.В. Домашкина - Волгоград: Панорама, 2008
Экология для начальной школы/ И.В. Цветкова- Ярославль: Академия развития, 1997
Когда, Зачем и почему/С. Афонькин- Санкт-Петербург: Лань, 1996
Внеклассные мероприятия (мозаика детскогог отдыха).-М.:ВАКО, 2008
Путешествие на планету знаний/ С.М. Курганский- М.: 5 за знания, 2006
Проектная деятельность в начальной школе/ М.К. Господникова- Волгоград: Учитель, 2009
Уроки общения в начальной школе/ Е.А. Сорокоумова- М.: 2008
Участие учеников в классных и общешкольных делах, в экскурсиях, культпоходах и походах.
Фамилия, имя учащихся
| Участие в классных и общешкольных мероприятиях. Название мероприятий. |
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
Антонов Максим Денисович | | | | | | | | | | | | | | | |
Вардугина Светлана Андреевна | | | | | | | | | | | | | | | |
Горбач Полина Юрьевна | | | | | | | | | | | | | | | |
Гуляева Ангелина Дмитриевна | | | | | | | | | | | | | | | |
Канчер Мирослав Алексеевич | | | | | | | | | | | | | | | |
Ковальчук Виктория Павловна | | | | | | | | | | | | | | | |
Козлов Никита Сергеевич | | | | | | | | | | | | | | | |
Козлов Тимофей Сергеевич | | | | | | | | | | | | | | | |
Климчук Валерия Анатольевна | | | | | | | | | | | | | | | |
Королёв Ярослав Олегович | | | | | | | | | | | | | | | |
Куликова Татьяна Андреевна | | | | | | | | | | | | | | | |
Лежнина Ксения Николаевна | | | | | | | | | | | | | | | |
Ломакин Александр Дмитриевич | | | | | | | | | | | | | | | |
Нефёдов Кирилл Евгеньевич | | | | | | | | | | | | | | | |
Овчинникова Екатерина Анатольевна | | | | | | | | | | | | | | | |
Пикинер Роман Константинович | | | | | | | | | | | | | | | |
Полещук Алина Владимировна | | | | | | | | | | | | | | | |
Ромашкина Ксения Владимировна | | | | | | | | | | | | | | | |
Соколов Данила Валерьевич | | | | | | | | | | | | | | | |
Соколова Доминика Дмитриевна | | | | | | | | | | | | | | | |
Таскаев Илья Сергеевич | | | | | | | | | | | | | | | |
Тетерин Вячеслав Борисович | | | | | | | | | | | | | | | |
Тыде Александр Максимович | | | | | | | | | | | | | | | |
Тихонов Максим Валерьевич | | | | | | | | | | | | | | | |
Атрошкина Анастасия Дмитриевна | | | | | | | | | | | | | | | |