СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система классного руководителя. Анализ воспитательной работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоги жизнедеятельности класса за прошедший год показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, здоровьесберегающие технологии.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система классного руководителя. Анализ воспитательной работы.»

Анализ воспитательной работы 2 «А» класса

за 2013-2014 учебный год

классный руководитель Андреева Г.И.


Во 2 «А» классе 24 человека, из них: 14 девочек и 10 мальчиков. Основная масса детей 2005 года рождения, 4 человека 2006 года рождения (шестилетки) и 1человек 2004 года. Трое детей нашего класса из многодетных семей (Великанова Оля, Великанова Юля, Таиров Анвар). Четверо детей из неполных семей (Колесникова Маша, Силин Ярослав, Кухтина Даша, Чесноков Витя). Учащиеся проживают по нашему микрорайону. Большинство детей были знакомы друг с другом, т.к. ходили в один детский сад и ходили на предшкольную подготовку в нашу школу.

Многие дети имели отклонения от нормы по медицинским показаниям: с нарушением зрения 3 человека, с нарушением речи – 1человек, внутричерепное давление - 2 человека


            Цели и задачи воспитательной работы в 2013 – 2014 учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, беседы с родителями, ежедневный контроль  за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.



1. Анализ эффективности планирования воспитательного процесса в классе в 2013-2014 году

В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.

За прошедший год было проведено много тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы имели разные направления в воспитательной работе: патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, трудовое и др. Они были направлены на обобщение знаний и представлений первоклассников об окружающем их мире и своём месте в нём. Мною проводились мероприятия, в которых дети получали знания и практический опыт:

  • беседы гражданской и патриотической направленности: «Давайте жить дружно», классный час « О культуре поведения в школе», «Они подарили нам мир», экологический калейдоскоп «Земля – наш общий дом», проводили конкурс рисунков к Дню победы;

  • нравственной направленности: классные часы « Дорога добра», « Что такое этикет», «Школа вежливости», «Честность – прежде всего»;

  • эстетическое направление: посетили цирк, 2 раза были на цирковом представлении в ДК Машиностроителей, приняли активное участие в конкурсе рисунков ко Дню космонавтики , классный час «Как сделать мир чуть лучше» и др., просмотрен ряд спектаклей на различную тематику: «Сочи - 2014», ПДД и др.;

  • спортивное направление: были проведены спортивные соревнования «А ну-ка мальчики!», «Весёлые старты» -спортивный праздник для девочек;

  • конкурсы рисунков ко Дню космонавтики, к 23 февраля, к 1 и 9 мая;

  • общешкольные праздники « Минута славы», «Масленица», Новогодний утренник, конкурс смотр строя и песни к 9 мая.


По профилактике правонарушений, специально разработанной программы не было, поэтому мною был составлен план на год, включающий комбинированные индивидуальные и групповые беседы по правовому воспитанию «Права человека», профилактике вредных привычек «Правила поведения в школе, в общественных местах», пропаганде здорового образа жизни «Крепкие зубы здоровью любы», «Чистота залог здоровья», был проведён цикл бесед по ПДД. Результатом данной работы я считаю снижение уровня правонарушений.

2. Анализ развития коллектива класса.

В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь учителю в работе.

Продолжалась работа по формирование актива класса, который вовлекал во внеклассную и внеурочную деятельность учеников.

Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум.

           В результате диагностики межличностных отношений в конце 2 класса были выявлены лидеры класса, устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята разделены на группы по месту жительства, по интересам. Хотя на данном этапе в классе наблюдалось деление на группы, но межгрупповые отношения не враждебные. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Ярко выраженного лидера в классе нет, но дети (по анкетированию) уважительно относятся к Небольсиной Полине, Таирову Анвару, Силину Ярославу, Мышьяковой Лизе.          

Многие ребята участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами( Всероссийский конкурс «Медвежонок», «Кенгуру»). В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно - эстетическому направлениям (7 человек занимается бадминтоном, 5 человек ходят в музыкальную школу № 13).

Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.

Дети стали проявлять активность и желание координировать свои действия: дежурить по классу (ответственная Великанова Ольга), проводить зарядку перед уроками (ответственный Помогаев Женя), проявляли инициативу в трудовой и игровой деятельности и т.д.

Делу сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

Считаю, что главная воспитательная задача по формированию детского коллектива за прошедший год выполнена.


3. Анализ развития учащихся класса

Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом, очень отличалась степень развития кругозора. У части детей плохо сформированы важные познавательные способности: внимание, память, восприятие, мышление, умение слушать и слышать и т.д. Мелкая моторика рук развита средне. Быканова Настя – левша. Три человека в классе нуждаются в логопедических занятиях – Сурков Павел, Кретелёв Руслан. У них явно выражены различного рода дефекты речи. Физически не все развиты хорошо.

        Проводилась дифференцированная работа с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. С одарёнными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к олимпиадам.  Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал , предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.                

Главной задачей было нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости.

За текущий период у детей активно формировались учебные навыки. Все учащиеся справились с программой 2 класса и были переведены во третий класс со следующими результатами: 3 – отличники (Мышьякова Л., Проскурина Ю., Небольсина П.), Хорошистов – 16 человек, 5 учащихся закончили учебный год с тройками.. У детей пропал страх, активно формировалась уверенность в своих силах в учебной деятельности. Однако, развитие психических процессов (память, внимание и т.д.) остаётся главной задачей для детей с низким уровнем развития . Детям с высоким уровнем интеллекта, так же требуется дополнительное внимание.

В классе есть учащиеся из «группы риска» (Аракелова Ира, Небольсина Полина, Крестелёв Руслан). Это учащиеся, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за деятельностью этих детей.

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. На критику со стороны относятся несколько пассивно, принимая советы и замечания окружающих как должное. Но иногда видно, что эти ошибки повторяются вновь и вновь. Считаю необходимым продолжить работу в этом направлении: повысить уровень воспитанности, культуру общения в кругу одноклассников, и со взрослыми; правовая культуру, пока ребята самостоятельно не смогут анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию.


4. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Вместе с родителями нашего класса мы ездили в Липецкий зоопарк. Всем классом были на экскурсии в Лисках , посетили Академию молочных наук. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

В этом учебном году учащиеся класса получали дополнительное развитие в спортивной секции Таиров Анвар 9 занимается хоккеем), в школьном кружке «Мир вокруг нас» занимались- 15человек, в кружке «Ступеньки этики» занимались 16 человек.


5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.

За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 4 классных родительских собрания по плану: «Здоровый ребенок в здоровой семье», «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии», «Наказание и поощрение в семье», «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка». Родительские собрания проходили один раз в четверть. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались и частные вопросы: режим дня первоклассника, безопасность детей по дороге в школу и обратно, в каникулы, пребывание одного дома, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, как организовать помощь ребёнку, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.


Кроме того, один раз в четверть проходило заседания родительского актива по вопросам организации досуга детей, помощь в учебном и воспитательном процессе.


6. Анализ организации работы с учителями – предметниками.

Проводились беседы с учителями – предметниками ( физической культуры и английского языка) по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках. Данные, собранные в результате опроса анализировались, для достижения позитивной динамики развития учащихся и классного коллектива в целом.


Выводы:

Проанализировав учебно-воспитательную работу во 2 «А» классе, считаю, что поставленные задачи в целом выполнены.

С учётом возникших трудностей и изменений в учебно-воспитательном процессе в 2013-2014 году для эффективности учебно-воспитательного процесса в 3 «А» классе считаю целесообразным планирование следующих воспитательных задач:


1.Учебно-воспитательную работу на уроках и во внеурочное время подчинить формированию у учащихся начал нравственных отношений: к товарищам, к старшим и малышам, к окружающему миру, к природе;

формировать и развивать нравственно-патриотические представления учащихся об Отечестве (Россия, Воронежская область, Воронеж, школа, семья) и его истории.



2.Помогать учащимся освоить новые навыки учебного труда (проектная деятельность, работа с тестами, сбор материалов для «Портфолио учащегося»), прививать навыки и формировать положительное отношение к самообслуживанию и общественно полезному труду.



3.Продолжать работу по формированию детского коллектива, формированию нравственных взаимоотношений, умению давать честную оценку и самооценку, накапливать положительный опыт общения в детском коллективе.



4.Открывать детям мир прекрасного в природе и искусстве. совершенствовать умения детей в выразительном чтении, изобразительной деятельности, музыке; привлекать всех учащихся к художественной самодеятельности.



5.Учить детей заботиться об охране и укреплении своего здоровья, хорошей осанке, закаливании.















       В 2012 – 2013 учебном году Студеновская основная общеобразовательная школа продолжила воспитательную работу по программе «Все краски мира».

 

Цель программы: создание в школе единого воспитательного пространства, где главным критерием является развитие личности обучающегося через включенность в различного рода деятельности и степень активности в этой деятельности, согласно личным устремлениям обучающегося и педагогических задач.

 

Для осуществления этой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:

 

1.      Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, сформировать у них адекватное этим ценностям поведение;

 

2.      Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

 

3.      Создавать условия для самореализации личности каждого ученика;

 

4.      Помочь сформировать самосознание гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

 

5.      Повысить у обучающихся интерес к внеклассной работе.

 

Педагогический коллектив нашей школы стремится к тому, чтобы каждый ученик вышел из школы, готовый к преодолению трудностей, обладающий личностными качествами, приобретенными практическими навыками, мог реализовать себя в различных видах деятельности. Становление личности ребенка – процесс сложный, многофакторный, в ходе которого формируются ее направленность, способы общения, мотивы поведения, опыт дружеских отношений. В школьном возрасте изменяется социальная роль ребенка, получают развитие нравственные отношения с окружающим миром, при этом дети активно вовлекаются в социальную жизнь общества. В нашей школе хорошо построена система воспитательных влияний на детей в урочное и внеурочное время. Она даёт обучающимся установку на правильный, социально одобряемый образ жизни в школе и вне её, формирует устойчивые привычки в поведении, отношении к людям, к делу, к построению модели  собственной жизнедеятельности. Обучающимися и учителями школы определены несколько  направлений воспитательной деятельности: нравственно-патриотическое воспитание, правовое воспитание, развитие познавательного интереса, художественно-эстетическое воспитание, социализация, спортивно-оздоровительное и экологическое воспитание.  

 

Нравственно-патриотическое воспитание, цель которого: воспитание нравственных позиций, чувства патриотизма и ответственности. Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся многогранно по содержанию, организации, формам, методам и средствам. Оно охватывает различные сферы учебной и воспитательной деятельности. Для реализации этой цели ежегодно ведётся «поздравительная почта» ветеранам труда и малолетним узникам ВОВ. В феврале проводился месячник по военно-патриотическому воспитанию «День защитника Отечества».  Солохина В.Г. провела классный час в 3 классе «С любовью к России», цель которого: воспитание любви к своей стране, развитие логического  мышления и познавательного интереса детей. Мальчики участвовали в конкурсах, где проявляли смекалку и находчивость. Мероприятие было весёлым и познавательным. Семиошина С.И. провела в 6 классе мероприятие в форме заочной экскурсии «От Георгия Победоносца до Георгия Жукова», цель которых: воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей родины, понимание их значения в истории нашего народа,  способствовать формированию нравственной культуры. Дети принимали активное участие и показали творческие способности.  «Здесь пол-России воевало» под таким названием был проведен  урок мужества  в 9 классе Ефимовым А.Н., цель которого: расширить представление детей об Орловско-Курской битве, побуждать к изучению истории страны. Обучающиеся готовили выставку книг на тему войны, готовили дополнительный материал о ВОВ, оказывали помощь труженикам тыла.  Грамотами школы были отмечены лучшие плакаты и рисунки к 9 мая. Победителями  в художественном конкурсе «Учимся Родину защищать» стали обучающиеся 5 класса Осипова Анастасия  и Сафронова Евгения,  обучающаяся 9 класса Мельк Юлия.

 

       К 27-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС были проведены  мероприятия, посвященные этой катастрофе. Классные руководители организовали единый День памяти погибшим во время ликвидации аварии на ЧАЭС. Были проведены классные часы с использованием презентаций: «Чернобыль… Чёрная быль» - Семиошина Н.А., «Чернобыль. На грани возможного» - Жаринова Л.Н., «Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение» - Башадова Г.А., «Чернобыль…» - Семиошина С.И., «Чернобыль – атомная трагедия 20 века» - Ефимов А.Н., «Чужой беды не бывает» - Сафронова И.А.

 

  В области реализации задач нравственно-патриотического воспитания, на братском захоронении состоялся Митинг, посвященный празднованию 68 годовщине Дня Победы. Мероприятие «День Победы» проводил Ефимов А.Н. Цель: развивать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны. Обучающиеся рассказывали стихи, возложили цветы и венки, почли память погибших минутой молчания. К празднованию  победы в Великой Отечественной войне были обновлены стенды в музейной комнате, продолжалась переписка с родственниками солдат, погибших за нашу деревню, собран большой материал о ветеранах, наших земляках.  С целью реализации нравственно-патриотического воспитания была проведена районная краеведческая конференция, где работы нашей школы были отмечены грамотами:  презентация «Земляки – участники локальных конфликтов» - обучающаяся 8 класса Фомичёва Марина;  «Школьные музеи» - обучающаяся 8 класса Семутичева Людмила.

 

Вывод: В следующем учебном году в рамках нравственно-патриотического воспитания целесообразно продолжить создание условий для формирования нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров. Провести цикл классных и внеклассных мероприятий по воспитанию патриотизма, чувства ответственности и нравственных позиций.

 

Правовое воспитание. Цель: воспитать уважение к закону, поведение в рамках правовых норм. В рамках этого направления была проведена Неделя правовых  знаний. Белоусова Г.А. провела мероприятие «Наши права и обязанности» во 2, 4 классах, цель которого: ознакомление обучающихся с основными правами и обязанностями ребёнка, формирование положительного отношения к законам. Учитель познакомила детей с важным документом страны «Конвенцией». Интересным было то, что обучающиеся находили нарушения прав ребенка в сюжетах из сказок. Жаринова Л.Н. в 7 классе организовала мероприятие  «Права ребёнка в новом веке», где дети знакомились с правами и обязанностями гражданина России, с Конституцией РФ. В итоге мероприятия дети пришли к выводу, что главная обязанность граждан – соблюдать законы, с уважением относиться к ним. Самым активным и знающим игроком была Свиридова Диана. Сафронова И.А. провела классный час «Права детей – забота государства» в 1 классе, где говорилось о правах и обязанностях школьников, о символике РФ. Лучшим знатоком государственной символики РФ стал Михалёв Никита. Семиошина С.И. в  6 классе провела интеллектуальную игру «Символы современной России» с целью: познакомить обучающихся с правами несовершеннолетних и их ответственностью, с символами государства. Дети проявили находчивость и творчество, когда создавали символы нашей школы.

 

Вывод: Работа по воспитанию уважения к закону РФ, к правам и законным интересам каждого человека будет продолжена.  Необходимо усилить контроль за неблагополучными семьями. Классным руководителям организовывать систематическую работу со  слабоуспевающими детьми.

 

Развитие познавательного интереса: развитие творческих способностей и навыков учения. Необходимо стимулировать познавательный процесс обучающихся. Классные руководители разрабатывают мероприятия с игровыми и творческими заданиями. Повышение мотивации к обучению и творческому саморазвитию, рост интеллекта и уверенности в собственных силах приводят к повышению положительных результатов. С этой целью классными руководителями были проведены разнообразные по форме мероприятия. В 1 классе Сафронова И.А. провела классный час в форме игры «Путешествие в королевство Буковки», цель которого:  повторить алфавит, написание букв и составление слов, воспитание дружеских отношений. Белоусова Г.А. провела игру  по литературному чтению «Музей пушкинских сказок» во 2, 4  классах, цель которой: помочь обучающимся вспомнить и закрепить знания о творчестве А.С.Пушкина, о знаменитых его сказках, побудить детей читать книги и бережно к ним относиться. Участникам игры надо было пройти несколько этапов игры: «Логика», «Сказочные герои», «Словесность», «Литература» и другие. Были выявлены победители игры: Мухамедов Осман и Ермишина Елена. В 8 классе Башадова Г.А. провела интеллектуальную игру «Никогда не поздно поумнеть», с целью: формирование положительного отношения к умственному труду, развитие любознательности, пытливости, эрудиции. Были подобраны упражнения для развития внимания, для повышения скорости и глубины сознания. Ответы детей были творческими  и оригинальными. Победителем игры стала Фомичёва Марина.

 

Вывод: Работа по развитию познавательного интереса будет продолжена в следующем году. Продолжить работу по проведению предметных недель по разным предметам. Систематичность и целенаправленность такой работы даст положительные результаты.

 

Художественно-эстетическое воспитание, цель которого: воспитание культуры поведения, развитие художественных задатков. В рамках этого направления были проведены разные по форме классные часы. В форме игры в 5 классе Семиошина Н.А. провела классный час «В деревню Кащеевку к Бабе Яге».  Обучающиеся побывали на станции Змея Горыныча, в городе Чудес, в деревне Кащеевка. Дети выполняли интересные шуточные задания, пели песни из мультфильмов. Самыми активными были Алексеева Светлана и Афонин Илья. Семиошина С. И. в 6 классе провела мероприятие «Московские музеи» в форме  заочной экскурсии. Дети готовили сообщения о знаменитых музеях в Москве, подготовили рисунки и презентацию по музеям Москвы. Активными участниками были Сафронова Арина и Булгакова Наталья. Ефимов А.Н. в 9 классе провел мероприятие «Святые Кирилл и Мефодий». Обучающиеся готовили сообщения об истории письменности на Руси. В рамках реализации художественно-эстетического воспитания старшим вожатым  были проведены общешкольные мероприятия: «День Учителя», «Осенний праздник», «День Матери»,  «Новогодний праздник», «Мамин день».

 

По традиции в конце декабря был проведен новогодний праздник  для обучающихся 1 – 9 классов. На праздник к ребятам пришли Снегурочка, Дед Мороз, Кикимора, Леший, Баба Яга. Готовился сценарий, в который были включены номера художественной самодеятельности и конкурсы. Была организована новогодняя почта, чтобы дети обменялись поздравлениями друг с другом и поздравили педагогов нашей школы. Праздник получился весёлым. Обучающиеся проявили артистичность и находчивость. Каждый обучающийся получил подарок от Деда Мороза.

 

Вывод: Благодаря эффективной работе учителей, в рамках направления  художественно-эстетического воспитания, наша школа является одним из объектов тесного сотрудничества учителей и обучающихся. Обучающиеся активно принимали участие в школьных праздниках. Многие из них стали призерами различных конкурсов. В следующем учебном году целесообразно продолжить создание условий для развития художественных и творческих задатков.

 

- Спортивно-оздоровительное воспитание: воспитание ответственного отношения к здоровью. В рамках спортивно-оздоровительного воспитания обучающиеся школы принимали участие в классных и общешкольных мероприятиях, а также запланированных ООПО. Учителем физической культуры Жариновой Л.Н. совместно с классными руководителями был разработан план организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

 

В октябре был проведен  месячник «Школа – территория здоровья». Обучающиеся  5 – 9 классов принимали участие в осеннем кроссе. 23 октября были организованы мероприятия, посвященные Олимпийским и Паралимпийским урокам. Классные руководители 1 – 9 классов проводили классные часы. Классный руководитель 8 класса Башадова Г.А. провела классный час «Ценности Паралимпийского движения», цель которого: сформировать понимание обучающимися ценностей Паралимпизма, представления о мужестве и смелости, помочь изменить отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Башадова Г.А. применила презентацию, где каждый слайд знакомил с ценностями Паралимпийского движения. Обучающиеся подготовили информацию об эмблемах Паралимпийских игр.  Обучающиеся придумывали стихотворения, связанные с главными ценностям и символами Паралимпийских игр.  Активными участниками классного часа были Семутичева Людмила и Фомичева Марина.

 

 Уже стало традицией в конце каждой четверти проводить «День Здоровья». В зимний период в школе проводилось:  праздник «Зимние забавы» для обучающихся 1 – 4 классов, игры-конкурсы «Если хочешь быть здоров» для обучающихся 5 – 9 классов. Весной проводились: весенний кросс,  соревнования по легкой атлетике.  Обучающиеся школы принимали активное участие в акции «Мы за здоровый образ жизни». Месячник был насыщен разнообразной работой. Была оформлена выставка  рисунков и плакатов «Мы за здоровый образ жизни». Лучшие работы были отмечены грамотами. В литературном конкурсе победителями стали Сафронова Арина и Фомичёва Марина, которые сочинили стихи о спорте. Рисунки на тему «Мы выбираем здоровье» Ермишиной Елены, Булгаковой Натальи и Свиридовой Дианы  были отмечены грамотами и призами. 

 

Классными руководителями были проведены классные часы:   «Спортивный праздник» в  1 классе (Кл.рук. Сафронова И.А.), «Гигиена питания» во 2, 4 классах (Кл.рук.Белоусова Г.А.), «Мы за здоровый образ жизни» в 3 классе (Кл.рук.  Солохина В.Г.), «Полезны ли полезные привычки» в 5 классе (Кл.рук. Семиошина Н.А.), ««Как вы прекрасно выглядите!» в 6 классе (Кл.рук. Семиошина С.И.),     «Всё имеет смысл, пока мы здоровы» в 7 классе (Кл.рук. Жаринова Л.Н.), «Важнейшие элементы здорового образа жизни»  в  8 классе (Кл.рук. Башадова Г.А.), «Будьте здоровы!» в  9 классе (Кл.рук. Ефимов А.Н.).  Систематически  организовывались круглые столы, просмотр  и обсуждение видеофильмов, совместные мероприятия по профилактике вредных привычек среди подростков со  школьной и сельской библиотеками, с сельским Домом  культуры, встречи с медицинским работником по проблемам  наркомании и алкоголизма.

 

Вывод:  Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья обучающихся. В следующем учебном году  работа по спортивно-оздоровительной деятельности будет продолжена в том же направлении.

 

Экологическое воспитание: установление грамотных отношений с природой, обществом, самим собой. Экологическая культура играет   важную роль в воспитании личности. Экологическое просвещение, являясь приоритетным направлением работы школы, прививает бережное и чуткое отношение к природе, расширяет знания о природе, формирует навыки поведения в природе, совершенствует умение оказать помощь природе. Уже стало традицией школы проводить месячники по благоустройству школы в сентябре, октябре, марте, апреле и мае. Классными руководителями проводились классные часы: ««Красная книга – не просто книга» во 2, 4 классах (Кл.рук. Белоусова Г.А.), цель которого: познакомить с Красной книгой России, воспитывать бережное отношение к животными и растениям; «На пороге экологической катастрофы» в 8 классе (Кл.рук. Башадова Г.А.) с целью: выявления уровня знаний у обучающихся по экологическим вопросам нашей планеты; «Природа не прощает ошибок» в 7 классе (Кл.рук. Жаринова Л.Н.), цель которого: углубить знания по экологии, воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на земле; «Мир вокруг нас» в 5 классе (Кл.рук. Семиошина Н.А.) с целью: воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей страны, разработать проекты об очистке России от мусора. Каждое мероприятие было разнообразным по форме, использовались современные технологии. Обучающиеся нашей школы подбирали дополнительный материал из Интернета, создавали фотоальбомы «Жалобы природы» -  4 – 7 классы, подбирали материал из Красной книги России -  2 – 4 классы, создавали презентации ученики 6 – 9 классов. Ежегодно наша школа участвует в акции «Дни защиты». Большая работа проводится в этом направлении: уборка территории школы и братского захоронения, вырубка порослей, обрезка и побелка деревьев, удаление сорняков на участке, оформление цветников и посадка цветочно-декоративных растений. Обучающиеся всегда ответственно относятся к поручениям классных руководителей. Работа по экологическому воспитанию имеет положительные результаты. Оформляются выставки рисунков и плакатов. Была подготовлена выставка «Урожай– 2012», цель которой: развитие интереса обучающихся к окружающему миру, богатствам природы; воспитание бережного отношения к миру природы. Дети на пришкольном участке вырастили овощи особых сортов. Была оформлена выставка поделок из природных материалов. Районной грамотой по экологическому воспитанию была отмечена работа Семутичевой Людмилы «Юный любитель сельскохозяйственных животных» в номинации «Наша дружба».

 

Вывод: Работа в этом направлении должна быть продолжена, т.к. проблема экологической опасности на сегодняшний день является актуальной. В следующем году будут проводиться акции «Природа в опасности», экологические месячники, тематические недели, с целью реализации задач: формирование интереса к окружающему миру, расширение знаний детей о многообразии организмов и их взаимодействия между собой, воспитание бережного отношения к природе.

 

Социализация: воспитание ответственного отношения к принятию решений, подготовка к жизни в обществе, выбору профессии. Актуальными потребностями для обучающихся являются следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в психологической и эмоциональной зависимости. В рамках этого направления проводится общешкольная деятельность: уборка территории школы, ремонт книг в школьной библиотеке, проходят смотры по сохранности учебников, генеральные уборки кабинетов, работа на пришкольном участке. В области социализации классными руководителями были проведены разнообразные мероприятия. Сафронова И.А. провела в 1 классе «О том, как беречь время», цель которого: формировать позитивное отношение к трудовой деятельности, побудить детей с уважением относиться к разным профессиям, развивать коммуникативные качества обучающихся. Мероприятие заинтересовало учеников, учитель побудила детей к выбору профессии. Солохина В.Г. провела игру «Мир моих увлечений» в  3  классе. Цель игры: познакомить детей с увлекательным  миром профессий, побудить детей быть трудолюбивыми, уважительно относиться к труду людей. Обучающиеся готовили стихотворения о  профессиях, которые им нравятся больше всего, отгадывали загадки и оформляли фотовыставку «Детский мир интересов». Семиошина Н.А. в 5 классе провела классный час в форме игры «Человек трудом велик». Цель игры: познакомить детей с разнообразными профессиями, побудить детей быть трудолюбивыми, уважительно относиться к труду людей разных профессий. Обучающиеся читали стихотворения о профессиях, составляли пословицы о труде, отгадывали загадки и оформляли фотовыставку «Все работы хороши». В течение учебного года Жаринова Л.Н.  в 7 классе проводила увлекательные мероприятия, связанные с выбором профессии и правильному поведению в обществе. Были проведены мероприятия: «Марафон  профессий», «Мир профессий», «По морям профессий».  Цели мероприятий данного направления: знакомство с профессиями, выявление склонностей к различным видам деятельности, создание условий для осознания детьми проблемы профессионального выбора, подготовка обучающихся к жизни в обществе. Мероприятия были познавательными и носили практический характер, можно было применить роль специалиста по выбору детей.

 

Вывод: Работу направления «Социализация» можно считать эффективной. Воспитательные задачи данной деятельности позволяют: расширить возможности развития детей сообразно их способностям, возможностям, формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие. Систематическая и плодотворная  работа каждого классного руководителя будет играть огромную  роль в воспитательном процессе классного коллектива и школы.

 

    Традиционно в конце марта в нашей школе проходит «Книжкина неделя», цель которой: расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, побудить детей  бережно относиться к книгам, создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. Учителями  были проведены классные часы: «Путешествие в мир книги» в  1 классе (Кл.рук. Сафронова И.А.), «Люби книгу» во 2, 4   классах  (Кл.рук. Белоусова Г.А.), «В гостях у дедушки Корнея» в 3 классе в форме викторины (Кл.рук. Солохина В.Г.), «Страна, которой нет на глобусе» в 7 - 9 классах в форме игры (Учитель русского языка и литературы Семиошина Н.А.), праздник «Книжкины именины» в 5 – 7 классах (Библиотекарь Семиошина С.И.). Каждое мероприятие было воспитательным и поучительным, побуждало детей любить и беречь книги. Были отмечены «Лучшие читатели» следующие обучающиеся: Фомичёва Марина – 8 класс, Сафронова Арина – 6 класс, Алексеева Светлана – 5 класс, Мухамедов Осман  –  4 класс.

 

   Воспитательная работа имеет положительный результат благодаря использованию разнообразных форм и средств обучения и воспитания, модернизации воспитания, постоянному росту педагогического мастерства классных руководителей, целенаправленной работе пионерской организации, кружковой деятельности и работе классных руководителей с родителями.   

 

Работа с родителями

 

Воспитательная работа нашей школы строится на взаимодействии школы и семьи с целью гармонизации процесса воспитания подрастающего поколения.  Родительские собрания представляют собой «согласование, координацию и интеграцию усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка». Родительские собрания повышают педагогическую культуру родителей, активизируют их воспитательный потенциал. С этой целью в школе велась плодотворная работа с родителями обучающихся. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Тематика родительских собраний согласовывалась с родителями. В течение учебного года были проведены и общешкольные родительские собрания, на которых обсуждались вопросы: антитеррористической защищенности, введением школьной формы, обеспечение обучающихся учебниками, участие 9 класса в итоговой аттестации по форме Г(И)А, поведение и учеба обучающихся, работа летнего лагеря и т.д.  

 

Проблема сотрудничества педагогов и родителей является достаточно важной, от ее решения зависит успех всего образовательно-воспитательного процесса в школе.  Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это ответственная и непростая задача. Педагоги активизируют родительский потенциал, привлекая их к  участию в подготовке и проведению праздников. Совместно с родителями были проведены праздники:  «Новогодний праздник», «Мамин праздник», «Последний звонок». Каждый праздник проходит в весёлой и дружной обстановке.

 

  Целенаправленно и систематически ведется работа пионерской дружины «Орлята», которую возглавлял Ефимов Александр Николаевич. Была продолжена работа по программе «Орлята – территория детства», цель которой: создание условий для формирования гражданско-патриотических качеств ребенка, нравственной устойчивости, социальной активности и самостоятельности молодого поколения.

 

Пионеры принимали участие в районных акциях, играх и конкурсах. Вот некоторые из них: акция «За здоровый образ жизни» и «Покормите птиц зимой», конкурс «Будущий солдат Российской Армии»,  конкурс рисунков  на экологическую тему,  праздник «День Пионерии», акция  «Марш парков – 2013».  Пионеры школы подготовили концерт с песнями и стихами военных лет. На протяжении многих лет нашими пионерами ведется тимуровская помощь ветеранам  труда и малолетним узникам ВОВ. Весной ребята помогают убирать территорию около домов, сажают молодые деревья, убирают старые кустарники. Пионеры приводят в порядок братское захоронение и следят за порядком. Возлагают цветы 9 мая, 22 июня и 5 августа. Обучающиеся школы принимают активное участие в Днях защиты. Убирается мусор на территории школы, стадиона, местного водоёма. Ребята весной мастерили скворечники для птиц, зимой развешивали кормушки. Были отмечены грамотами лучшие работы обучающихся: Афонина Ильи,  Гринвальд Дмитрия, Мухамедова Османа  и другие.

 

Кормушка Фомичёва Дениса была отмечена районной грамотой. Стало хорошей традицией посещать национальный парк «Орловское Полесье». Во время летнего отдыха организовываются поездки по историческим местам Орловщины. Пионеры нашей школы активно участвовали во внеклассных мероприятиях, посвященных 68-летию Великой Победы, «Помним, любим и ждем», «Кто сказал, что надо бросить песню на войне», «Русское оружие – оружие победы». Ежегодно проводятся экскурсии по родному краю, природоохранная и краеведческая деятельность, походы экологической направленности. Был проведен пионерский сбор, посвященный Дню Конституции РФ, цель которого: ознакомить с историей праздника, уточнить знания о государственных символах. Многие участники школьного и районного конкурса были отмечены грамотами.

 

Вывод: В следующем году будет продолжена работа пионерской дружины «Орлята», по программе «Орлята – территория детства», направленная на достижение основных задач: формирование патриотических качеств и ценностных ориентаций  личности, основанных на общечеловеческих и культурных ценностей; создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности.

 

Работа школьного  самоуправления

 

Цель: создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждого ученика через представление выбора направлений и видов деятельности.

 

В первой четверти была проведена традиционная работа по формированию актива в классах и школы. Были организованы выборы председателей  отрядов.

 

На  сборах председателей отрядов были приняты следующие решения:

 

1.      Необходимо создавать условия для реализации управленческих и творческих способностей  каждого обучающегося.

 

2.      Создать условия для развития школьного самоуправления.

 

На совете председателей отрядов ребята познакомились с проектом положения об ученическом самоуправлении и разработали план работы в течение года. План работы был реализован на 90 %. Значимые мероприятия:

 

В октябре “День самоуправления” охват с 1 по 9 класс. Ответственный за проведение праздника был 9 класс. Акция “Помоги пожилым людям” 1 – 9 классы. Проведенные мероприятия способствуют развитию самоуправления в школе, развивают  сотрудничество между учениками, учителями и родителями. В ноябре состоялось мероприятие “Международный день толерантности” охват обучающихся среднего звена с 5 по 9 классы.

 

На следующий учебный  год поставлены следующие задачи: активизировать работу школьного самоуправления, способствовать развитию творческой личности. Положительные результаты запланированного дела позволяют заинтересовать  учеников, классных руководителей и родителей. Совместный анализ позволяет выявить проблемы и найти пути решения. В конце года на конкурс были предоставлены папки - презентации: “Наш дружный класс”. Дружным сплоченным коллективом были выявлены обучающиеся 6 класса.

 

Программа «Летний отдых детей – 2013»

 

Согласно программе «Летний отдых детей - 2013» была организована занятость детей во время летних каникул. В июне  в школе работал лагерь дневного пребывания «Солнышко». Дети находились под постоянным контролем  медицинского работника и воспитателей, которые проводили для них познавательные, развлекательные, спортивные мероприятия, экскурсии. Начальник летнего оздоровительного лагеря Солохина Валентина Григорьевна разработала программу «Лето – это маленькая жизнь», цель которой: создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей, для полноценного отдыха, оздоровления детей, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую деятельность.  Сложность  работы в лагере дневного пребывания заключалась в отсутствии спортивного инвентаря, настольных игр, аппаратуры. Хорошей оценки заслуживает трудовая деятельность  работников лагеря. Воспитатели летнего лагеря: Семиошина Надежда Александровна, Жаринова Любовь Николаевна, Белоусова Галина Афонасьевна ежедневно организовывали активный отдых детей. Было проведено множество мероприятий. Наиболее удавшиеся были: конкурсы «День талантов», «Русский день», «Мисс и мистер лето – 2013», праздники «Весёлая ярмарка с конкурсами и блинами», «Когда приходит Шапокляк», «Пушкинский день», викторина «Устами младенца», «Волшебные краски» и многие другие. Обучающиеся участвовали  в конкурсах, играх, соревнованиях, концертах. Самым активным был отряд «Веснушки». В конкурсе отрядных песен, газет, стихотворений и газет они были победителями. Сплотился дружный коллектив. Ребята отряда оказались добросовестными, творческими и ответственными друзьями.  Увлекательными были походы в природу, с целью: знакомство и сбор лекарственных растений, знакомство с обитателями луга и водоёма, установление грамотных отношений с природой. Были организованы поездки в национальный парк «Орловское Полесье».        Исходя из анализа  работы  школы в летний период, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи решены, цель достигнута. Работу школы по организации летнего отдыха детей  можно считать удовлетворительной.

 

Анализ работы библиотеки

 

На протяжении нескольких лет работу библиотеки организовывает Семиошина Светлана Ивановна. Библиотека работает по заранее составленному плану.

 

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

 

            - Обеспечение учебного и воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов;

 

- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры;

 

- Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;

 

- Привлечение каждого обучающегося к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;

 

Для сопровождения учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников проводились обзоры новых поступлений, периодических изданий. Педагоги знакомились с новой литературой на методических объединениях, педсоветах, совещаниях. Подбирались документы в помощь по проведению предметных недель  и других общешкольных и классных мероприятий. Оказывалась помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.

 

Для педколлектива были выписаны такие журналы, как: «Последний звонок», «Педсовет», «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Начальная школа»  и др. Все журналы постоянно пользуются читательским спросом. В том, что книговыдача возросла, есть заслуга и периодических изданий.

 

Воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

 

Исходя из вышесказанного, учитывая потребности обучающихся и их родителей в необходимости развития воспитательной системы школы в 2013-2014 учебном году, необходимо решать следующие воспитательные задачи:

 

- Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса;

 

- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

 

- Создание условий для самореализации личности каждого ученика;

 

- Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга;

 

- Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности;

 

- Формирование у детей нравственной и правовой культуры;

 







Анализ воспитательной работы 1 «Б» класса

за 2014-2015 учебный год

классный руководитель Андреева Г.И.



На конец второго полугодия в 1 классе 18 учащихся: 8 девочек, 10 мальчиков.

         За данный период учащиеся 1 класса адаптировались в классе и школе, овладели всеми необходимыми режимными моментами  и оздоровительными комплексами, проявили себя в коллективных делах (подготовка к открытым мероприятиям, экскурсии, активное участие в проектной деятельности). 

         Основными воспитательными задачами на второе полугодие в классе были:

        Продолжить работу по формированию навыков здорового образа жизни (совместно с медицинскими работниками)

        Создание дальнейших благоприятных условий для успешной адаптации каждого ребенка.

        Дальнейшее формирование школьной мотивации учащихся, умение учится и рационально использовать свое рабочее время.

        Оформить классный уголок «Книголюб».

        Ориентировать детей на планомерное развитие умственных способностей, устойчивого интереса к познанию на коррекционных занятиях и при деятельном участии родителей в выходные дни.

        Развитие положительных качеств через индивидуальную работу и коллектив класса.

        Направлять и развивать дальнейшую работу по самоуправлению

        Определить дальнейшую перспективу в работе с родителями, спланировать работу по просвещению родителей на родительских часах и собраниях.

        Спланировать индивидуальную профилактическую работу с проблемными детьми совместно с психолого-социальной службой.

 Воспитательная работа в классе велась по утвержденному плану.

         Первая и важная  задача была направлена на оздоровление детей и формирование навыков здорового образа жизни, которая осуществлялась совместно с медицинскими работниками,  психологом,  логопедом.

8 человек посещали занятия с психологом, 12 человек посещали логопеда,18 человек занимались в кружке ОФП и стали победителями школьной спартакиады и занимали призовые места.

         Проводились регулярные классные часы и беседы совместно с медицинскими работниками («Курс полезные привычки», «Как мы дышим», «Зачем мы едим», «Что умеет наша кожа» и т.д.)

         Согласно мониторингу были выявлены следующие показатели:

Часто болеющих-16 %

Не болеющих детей-26%

         На конец учебного года по выздоровлению было выписано -22% (4 человека) учащихся и 10% (2 человека) - направлены для обучения в коррекционной школе.

      Благодаря созданию благоприятных условий для успешной адаптации первоклассников на конец учебного года мы пришли к следующим показателям:

         Психологический климат класса составляет 3,9 балла (средний уровень). В результате проведенной социометрии в классе 20% -лидеры, 11%- предпочитаемые, 49%- непредпочитаемые, 20%- ауцайдеры.

         Основываясь на показателях уровня формирования компетенций составляет:

1 полугодие - очень низкий уровень 35%, низкий уровень65%.

2 полугодие - очень низкий уровень 20%, низкий уровень 75%, средний уровень 5%.

         Уровень проявления компетенции каждого воспитанника прослеживается по диагностической программе.

       Среди 18 учащихся проведен опрос по личной самооценке где 6% (1 человек) имеет заниженную самооценку, 22% (4 человека) имеют адекватную оценку, 72% (13 человек) с завышенной самооценкой.

     Благодаря систематической  работе с детьми в классе через соревнование «Путь к успеху», индивидуального подхода на самоподготовке, через внеклассную проектную деятельность («Изучение экономических основ», « Перелетные птицы»), через тематические классные часы, экскурсии, открытые мероприятия класс достиг следующих результатов: 9- хорошистов, 3 человека – со  средними показателями, 5 человек - со слабым уровнем знаний, 2 человека - необучаемые в общеобразовательной школе.

     11-человек посещают школьную библиотеку, четверо из них являются участниками конкурсов рисунков и посещают при библиотеке кружок «Почемучка». Самые читающие дети  получили памятные призы.

         Для развития познавательных способностей проводились коррекционные занятия (быстрота реакции, слуховая память, логическое мышление, воображение, внимание  и  т.д.)

         Работа по самоуправлению велась под четким руководством и контролем воспитателей. Была четко сформирована работа классного актива. Ребята с интересом выполняют свои обязанности в работе классного актива.

       Проводилась активная работа с родителями. Велась индивидуальная работа по вопросам здоровья, успеваемости, увлечения ребят. Родительский комитет привлекался в работе с трудными детьми. Регулярно проводились родительские часы-консультации, родительские собрание «Физическое и психологическое здоровье первоклассников», итоговое родительское собрание  «Путь к успеху».

         Родители привлекались к сотрудничеству: помощь классу в хозяйственных делах, в проведении экскурсий и поездок, в организации огоньков и тематических проектов, в организации прогулок в вечернее время. Родительский комитет совместно с педагогами продолжали поздравление детей с днем рождения. Из вышеизложенного анализа следуют воспитательные задачи на  2012-2013 учебного года:

*Продолжить работу по формированию навыков здорового образа жизни (совместно с медицинскими работниками.)

*Дальнейшее формирование школьной мотивации учащихся, умение учится и рационально использовать свое рабочее время.

*Оформить классный уголок «Книголюб».

*Продолжить работу по планомерному развитию умственных способностей, устойчивого интереса к познанию на коррекционных занятиях и при деятельном участии родителей в выходные дни.

*Развитие положительных качеств через индивидуальную работу и коллектив класса.

* Развивать дальнейшую работу по самоуправлению.

*Спланировать активную работу с родителями.

*Спланировать индивидуальную профилактическую работу с проблемными детьми совместно с психолого-социальной службой.









































Анализ воспитательной работы 3 «А» класса

за 2014-2015 учебный год

классный руководитель Андреева Г.И.


Во 3 «А» классе 25 человека, из них: 15 девочек и 10 мальчиков. Основная масса детей 2005 года рождения, 4 человека 2006 года рождения (шестилетки) и 1человек 2004 года. Четверо детей нашего класса из многодетных семей (Великанова Оля, Великанова Юля, Таиров Анвар, Черных Анна). Четверо детей из неполных семей (Колесникова Маша, Силин Ярослав, Кухтина Даша, Чесноков Витя). Учащиеся проживают по нашему микрорайону.

Многие дети имеют отклонения от нормы по медицинским показаниям: с нарушением зрения 3 человека, с нарушением речи – 1человек, внутричерепное давление - 2 человека.


            Цели и задачи воспитательной работы в 2013 – 2014 учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств,   создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создавать условия для самореализации личности каждого ученика;   повысить у обучающихся интерес к внеклассной работе.



Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, беседы с родителями, ежедневный контроль  за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

   


1. Анализ эффективности планирования воспитательного процесса в классе в 2014-2015 году

В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.

За прошедший год было проведено много тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы имели разные направления в воспитательной работе: патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, трудовое и др. Они были направлены на обобщение знаний и представлений первоклассников об окружающем их мире и своём месте в нём. Мною проводились мероприятия, в которых дети получали знания и практический опыт:

  • беседы гражданской и патриотической направленности: «Мы живем в России», «Конституция - основной закон государства», «Права человека», «Они сражались за Родину», «никто не забыт , ничто не забыто», участвовали в конкурсе рисунков к 9 мая;

  • нравственной направленности: классные часы « Дружба в нашем классе», «Мы разные и в этом наша сила», «Как сделать этот мир чуть лучше», «Школа вежливости»;

  • эстетическое направление: посетили цирк, были на цирковом представлении в ДК Машиностроителей, приняли активное участие в конкурсе рисунков ко Дню Матери , классный час «честность прежде всего» и др., просмотрен ряд спектаклей на различную тематику, песочная анимация, ПДД и др.;

  • спортивное направление: наш класс участвовал в районном соревновании «Веселые старты»;

  • конкурсы рисунков ко Дню матери , Дню космонавтики, к 23 февраля, к 1 и 9 мая;

  • общешкольные праздники : принимали активное участие в общешкольных мероприятиях День матери, школьная игра КВН, концерт к 8 марта, концерт «Кто сказал, что не нужна песня на войне», литературно-музыкальная композиция «война и дети», Новогодний утренник, конкурс смотр строя и песни к 9 мая (заняли 1 место).


По профилактике правонарушений, специально разработанной программы не было, поэтому мною был составлен план на год, включающий комбинированные индивидуальные и групповые беседы по правовому воспитанию «Права человека», профилактике вредных привычек «Правила поведения в школе, в общественных местах», пропаганде здорового образа жизни «Здоровье – это жизнь», «Крепкие зубы здоровью любы», был проведён цикл бесед по ПДД. Результатом данной работы я считаю снижение уровня правонарушений.

2. Анализ развития коллектива класса.

Продолжала работать по развитию самоуправления в классе - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывало огромную помощь мне в работе.

Продолжалась работа с активом класса, который вовлекал во внеклассную и внеурочную деятельность учеников.

Отношения мальчиков и девочек остались ровными и доверительными. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум.

           В результате диагностики межличностных отношений в конце 3 класса были выявлены лидеры класса ( Таиров Анвар, Мышьякова Лиза, Черных Анна, Силин Ярослав) устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу в учебе и школьных делах.        

Многие ребята участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами( Всероссийский конкурс «Медвежонок», «Кенгуру»). В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно - эстетическому направлениям (5 человек ходят в музыкальную школу № 13, 3 человека ходят в художественную школу, 2 девочки в ансамбль «Родник», 1 на хоккей, 1 на футбол).

Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.

Дети стали проявлять активность и желание координировать свои действия: дежурить по классу (ответственная Шолохова Кристина), проводить зарядку перед уроками (ответственный Колесник Кирилл), проявляли инициативу в трудовой и игровой деятельности и т.д.

Делу сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

Считаю, что главная воспитательная задача по формированию детского коллектива за прошедший год выполнена.


3. Анализ развития учащихся класса

Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом, очень отличалась степень развития кругозора. У части детей плохо сформированы важные познавательные способности: внимание, память, восприятие, мышление, умение слушать и слышать и т.д. Мелкая моторика рук развита средне. Быканова Настя – левша. Два человека в классе нуждаются в логопедических занятиях – Сурков Павел, Кретелёв Руслан. У них явно выражены различного рода дефекты речи. Физически не все развиты хорошо (Долгошей Александра, Пальчиков Максим, Сурков Павел).

        Проводилась дифференцированная работа с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. С одарёнными учениками (Мышьякова Лиза, Чесноков Витя) проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к олимпиадам.  Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал , предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.                

Главной задачей было продолжать нацеливать детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости.

За текущий период у детей активно формировались учебные навыки. Все учащиеся справились с программой 3 класса и были переведены в четвертый класс со следующими результатами: 1 – отличник (Мышьякова Л.), Хорошистов – 16 человек, 8 учащихся закончили учебный год с тройками.. У детей пропал страх, активно формировалась уверенность в своих силах в учебной деятельности. Однако, развитие психических процессов (память, внимание и т.д.) остаётся главной задачей для детей с низким уровнем развития . Детям с высоким уровнем интеллекта, так же требуется дополнительное внимание.

В классе так и остались учащиеся из «группы риска» (Аракелова Ира, Небольсина Полина, Крестелёв Руслан). Это учащиеся, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем продолжает вестись работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за деятельностью этих детей.

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. На критику со стороны относятся несколько пассивно, принимая советы и замечания окружающих как должное. Но иногда видно, что эти ошибки повторяются вновь и вновь. Считаю необходимым продолжать работу в этом направлении: повысить уровень воспитанности, культуру общения в кругу одноклассников, и со взрослыми; правовую культуру, пока не все ребята самостоятельно могут анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию.


4. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Всем классом были на экскурсии на хлебозаводе №7. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.


5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.

За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 4 классных родительских собрания по плану: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома», «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии», «Наказание и поощрение в семье», «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка». Родительские собрания проходили один раз в четверть. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались и частные вопросы: режим дня детей, безопасность детей по дороге в школу и обратно, в каникулы, пребывание одного дома, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, как организовать помощь ребёнку, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.


Кроме того, один раз в четверть проходило заседания родительского актива по вопросам организации досуга детей, помощь в учебном и воспитательном процессе.


6. Анализ организации работы с учителями – предметниками.

Проводились беседы с учителями – предметниками ( Золотаревой И.А., Ащеуловой Е.А., Строгановой Г. В.) по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках. Данные, собранные в результате опроса анализировались, для достижения позитивной динамики развития учащихся и классного коллектива в целом.


Выводы:

Проанализировав учебно-воспитательную работу в 3 «А» классе, считаю, что поставленные задачи в целом выполнены.

В 2014-2015 году для эффективности учебно-воспитательного процесса в 3 «А» классе считаю целесообразным планирование следующих воспитательных задач:


1.Учебно-воспитательную работу на уроках и во внеурочное время подчинить формированию у учащихся начал нравственных отношений: к товарищам, к старшим и малышам, к окружающему миру, к природе;

формировать и развивать нравственно-патриотические представления учащихся об Отечестве (Россия, Воронежская область, Воронеж, школа, семья) и его истории.



2.Помогать учащимся освоить новые навыки учебного труда (проектная деятельность, работа с тестами, сбор материалов для «Портфолио учащегося»), прививать навыки и формировать положительное отношение к самообслуживанию и общественно полезному труду.



3.Продолжать работу по формированию детского коллектива, актива класса, формированию нравственных взаимоотношений, умению давать честную оценку и самооценку, накапливать положительный опыт общения в детском коллективе.



4.Открывать детям мир прекрасного в природе и искусстве. совершенствовать умения детей в выразительном чтении, изобразительной деятельности, музыке; привлекать всех учащихся к художественной самодеятельности.



5.Учить детей заботиться об охране и укреплении своего здоровья, хорошей осанке, закаливании.











Анализ воспитательной работы 3 «Б» класса

за 2015-2016 учебный год

классный руководитель Андреева Г.И.


В 3 «Б» классе 19 человек, из них: 8 девочек и 10 мальчиков. Основная масса детей 2007 года рождения, 1 человек 2006 года рождения . Четверо детей нашего класса из многодетных семей (Грибкова Алена, Кобзева Евника, Саргсян Давид). Шестеро детей из неполных семей (Анисимов Миша, Кобзева Анна, Сибирцев Стефан,). Учащиеся проживают по нашему микрорайону.

Одна девочка с нарушением зрения - Образцова Екатерина.


            Цели и задачи воспитательной работы в 2014 – 2015 учебном году были направлены   на работу по формированию навыков здорового образа жизни (совместно с медицинскими работниками); создание дальнейших благоприятных условий для успешной адаптации каждого ребенка;  дальнейшее формирование школьной мотивации учащихся, умение учиться и рационально использовать свое рабочее время,

ориентировать детей на планомерное развитие умственных способностей, устойчивого интереса к познанию на коррекционных занятиях и при деятельном участии родителей в выходные дни; развитие положительных качеств через индивидуальную работу и коллектив класса, направлять и развивать дальнейшую работу по самоуправлению, определять дальнейшую перспективу в работе с родителями, планировать работу по просвещению родителей на родительских часах и собраниях; планировать индивидуальную профилактическую работу с проблемными детьми совместно с психологом на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств,   создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создавать условия для самореализации личности каждого ученика;   повысить у обучающихся интерес к внеклассной работе.



Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, беседы с родителями, ежедневный контроль  за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

   


1. Анализ эффективности планирования воспитательного процесса в классе в 2015-2016 году

В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.

За прошедший год было проведено много тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы имели разные направления в воспитательной работе: патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, трудовое и др. Они были направлены на обобщение знаний и представлений первоклассников об окружающем их мире и своём месте в нём. Мною проводились мероприятия, в которых дети получали знания и практический опыт:

  • беседы гражданской и патриотической направленности: «Что я знаю о законе», «Россия – Родина моя», «О героях былых времен…», «Ваши подвиги помнят вечно», участвовали в конкурсе рисунков к 9 мая;

  • нравственной направленности: классные часы « Дружба – это всегда серьезно», «Школа вежливости », «Поступки твои и других», «кого мы называем честным»;

  • эстетическое направление: посетили цирк, были на цирковом представлении в ДК Машиностроителей, приняли активное участие в конкурсе рисунков ко Дню Матери , участвовали в конкурсе рисунков на асфальте « Город будущего» , была проведена интерактивная спартакиада « В союзе с красотой» и др., просмотрен ряд спектаклей на различную тематику, песочная анимация, ПДД и др.;

  • экологическое направление: проведены беседы «откуда берутся грязнули», «Волшебница - вода», «Что такое полезные продукты», «Правила поведения в природе» - игровая программа, классные часы на эту же тематику « По страницам Красной книги», « Мы за здоровый образ жизни» и др;


  • конкурсы рисунков ко Дню матери , Дню космонавтики, к 23 февраля, к 1 и 9 мая;

  • общешкольные праздники : принимали активное участие в общешкольных мероприятиях День матери, концерт к 8 марта, литературно-музыкальная композиция «война и дети», Новогодний утренник, конкурс смотр строя и песни к 9 мая , Последний звонок.


По профилактике правонарушений, специально разработанной программы не было, поэтому мною был составлен план на год, включающий комбинированные индивидуальные и групповые беседы по профилактике вредных привычек «Правила поведения в школе, в общественных местах», пропаганде здорового образа жизни «Что такое полезные продукты», был проведён цикл бесед по ПДД. Результатом данной работы я считаю снижение уровня правонарушений.

2. Анализ развития коллектива класса.

Начата работа по развитию самоуправления в классе - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывало огромную помощь мне в работе.

К декабрю был сформирован актив класса, который вовлекал во внеклассную и внеурочную деятельность учеников.

Отношения мальчиков и девочек не всегда ровные и доверительные. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум.

           К концу года ребята стали общаться тактичнее между собой, помогали друг другу в учебе и школьных делах.        

Многие ребята участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами( «Пластилиновая сказка» - Демиденко Андрей, Федоров Миша). В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно - эстетическому направлениям (6 человек ходят в музыкальную школу № 13, 8 человек посещали Психолого-педагогический клуб, 2 мальчика ходят на плавание, 8 человек посещают кружок английского языка).

Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы , это Анисимов Миша, Федоров Миша , Асеев Женя, Круглов Даниил. С ними и с их родителями проводилась постоянная работа по правилам поведения в школе, в общественных местах. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена и дальше.

Делу сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

Считаю, что главная воспитательная задача по формированию детского коллектива за прошедший год выполнена.


3. Анализ развития учащихся класса

Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом, очень отличалась степень развития кругозора. У части детей плохо сформированы важные познавательные способности: внимание, память, восприятие, мышление, умение слушать и слышать и т.д. Мелкая моторика рук развита средне. Кобзева Евника – левша. Семинютин Захар нуждаются в логопедических занятиях . У него явно выражены различного рода дефекты речи. Физически не все развиты хорошо ( Акопян Милена, Образцова Екатерина).

В классе много детей , которые слабо усваивают программный материал (Анисимов М., Соломатина Н., Акоян М.). им предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.                

Главной задачей было продолжать нацеливать детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости.

За текущий период у детей активно формировались учебные навыки. Все учащиеся справились с программой 1 класса и были переведены во второй класс. У детей пропал страх, активно формировалась уверенность в своих силах в учебной деятельности. Однако, развитие психических процессов (память, внимание и т.д.) остаётся главной задачей для детей с низким уровнем развития . Детям с высоким уровнем интеллекта, так же требуется дополнительное внимание.

В классе так и остались учащиеся из «группы риска» (Асеев Женя, Грибкова Алена, Плохих Настя). Это учащиеся, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем продолжает вестись работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за деятельностью этих детей.

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. На критику со стороны относятся несколько пассивно, принимая советы и замечания окружающих как должное. Но иногда видно, что эти ошибки повторяются вновь и вновь. Считаю необходимым продолжать работу в этом направлении: повысить уровень воспитанности, культуру общения в кругу одноклассников, и со взрослыми; правовую культуру, пока не все ребята самостоятельно могут анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию.


4. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Всем классом были на экскурсии на хлебозаводе №7. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.


5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.

За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 4 классных родительских собрания по плану: «Знакомство с родителями учеников-первоклассников», «Проблема адаптации первоклассников в школе», «телевизор в жизни семьи и первоклассника», «Эмоции положительные и отрицательные». Посещаемость родителей на собрания была хорошая. Родительские собрания проходили один раз в четверть. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались и частные вопросы: режим дня детей, безопасность детей по дороге в школу и обратно, в каникулы, пребывание одного дома, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, как организовать помощь ребёнку, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.


Кроме того, один раз в четверть проходило заседания родительского актива по вопросам организации досуга детей, помощь в учебном и воспитательном процессе.


6. Анализ организации работы с учителями – предметниками.

Проводились беседы с учителями – предметниками ( Воронцовой В.Ю.) по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках. Данные, собранные в результате опроса анализировались, для достижения позитивной динамики развития учащихся и классного коллектива в целом.


Выводы:

Проанализировав учебно-воспитательную работу в 1 «Б» классе, считаю, что поставленные задачи в целом выполнены.

В 2014-2015 году для эффективности учебно-воспитательного процесса в 1 «Б» классе считаю целесообразным планирование следующих воспитательных задач:

1.Продолжить работу по формированию навыков здорового образа жизни (совместно с медицинскими работниками.)

2.Дальнейшее формирование школьной мотивации учащихся, умение учится и рационально использовать свое рабочее время.

3.Продолжить работу по планомерному развитию умственных способностей, устойчивого интереса к познанию на коррекционных занятиях и при деятельном участии родителей в выходные дни.

4.Развитие положительных качеств через индивидуальную работу и коллектив класса.

5.Развивать дальнейшую работу по самоуправлению.

6.Спланировать активную работу с родителями.

7.Спланировать индивидуальную профилактическую работу с проблемными детьми совместно с психолого-социальной службой.