СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие "Что значит быть патриотом сегодня"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки; укрепление нравственной позиции личности. Рекомендовано для работы в старших классах.

 

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Что значит быть патриотом сегодня"»

Управление образования администрации г. Горловки

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 88 «Мечта»








Классный час

«Что значит быть патриотом сегодня»

(проведён 22.11.2019 года в 11 классе)




Подготовила и провела:

классный руководитель 11 класса

Оноприенко Елена Ивановна



г. Горловка, 2019


Цель: Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки; укрепление нравственной позиции личности; обсудить, что такое «патриотизм», определить отношение каждого учащегося к позиции «быть гражданином», «быть патриотом».

Задачи: выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма;

-способствовать осознанию учащимися понятий Родина, патриот, долг перед Отчизной;

-воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине;

-развивать в учащихся творческие способности, познавательный интерес, логическое и критическое мышление, способность самостоятельно делать выводы, к определению собственной жизненной позиции, отстаивать свою точку зрения, развивать устную монологическую речь учащихся;

- закрепить на практике правила устного выступления перед аудиторией.

- учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

деятельности;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки, выставка книг, цветные карточки для деления детей на группы.

Участники: учащиеся 11 класса

Эпиграф:

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать. Василий Розанов.

Подготовительная работа:

  • составить вопросы для обсуждения;

  • провести анкетирование;

  • подобрать цитаты по теме;

  • оформить зал;

  • подготовить плакаты, карточки, книги;

  • выступление по вопросам;

  • подготовить презентацию «ИМИ гордится Донбасс»;

  • выучить стихотворения по теме;

  • выучить песню «Чистые пруды»

Ход занятия

Звучит фонограмма песни «Чистые пруды»

Учитель: Дорогие ребята и уважаемые гости, мы начали свой урок с песни- современному гимну любви к Родине. Исполнителя Игоря Талькова называют патриотом. А кто такой патриот, кого сегодня называют патриотами, что значит быть патриотом сегодня? На эти вопросы мы будем находить ответы. Слайд 1

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и его надо лишь усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Это и есть цель урока, который является звеном цепи воспитания гражданственности и патриотизма.

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

 

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

 

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

На экране представлены ЦИТАТЫ: Слайд 2-4

  • Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

Луций Аней Сенека (римский политический деятель, философ и писатель, воспитатель Нерона)

  • “Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Иванович Багратион (князь, российский военачальник, герой Отечественной войны 1812г., участник итальянского и швейцарского походов Суворова. Ранен на Бородинском поле. Скончался от ран.)

  • “Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу (английский драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы)

  • “Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди (американский политический деятель, 35 президент США 61-63г.)

  • «Я-внук своего деда, а ещё я – правнук своего прадеда. У меня дома лежат их награды. Я часть подхожу и смотрю на них, и я понимаю, если мои деды и прадеды смогли, то и я смогу…»

Александр Захарченко (Глава Донецкой Народной Республики с 04.11.2014 по 31.08.2018)

  • “Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. У нас нет и не может быть другой национальной идеи.”

Владимир Путин (Президент Российской Федерации)

  Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и насколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Класс делится на 3 группы: Слайд 5

Первая группа дает определение слову Патриот

Вторая группа дает определение слову Гражданин

Третья группа дает определение слову Родина

Давайте обратимся к научным источникам, словарям, выясним значение слов. Ярослав, а как ты думаешь, какие определения более ёмкие и меткие?

Представители групп зачитывают определение слову патриот, патриотизм

На экране: А вот что сказал Дмитрий Николаевич Ушаков (12 (24) января 1873 года, Москва — 17 апреля 1942 года, Ташкент) — русский филолог, член-корреспондент АН СССР (1939), редактор и соавтор одного из основных толковых словарей русского языка — «Толкового словаря русского языка». Слайд 6 Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

- Вы согласны?

А Гражданин, кто это?

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

 Учитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране, слайд 7):

  • Патриотизм

  • Боль за родную природу

  • Высокая нравственность

  • Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Учитель: Гражданин- лицо, наделенное правами и обязанностями. А можете ли вы перечислить важнейшие права гражданина: Слайд 8

Право на жизнь

Право на свободу

Право на личную неприкосновенность

Право на труд

Право на отдых

Право на свободу слова

Право на свободу совести

Право на образование

Право на медицинское обслуживание

- Основные обязанности гражданина ДНР: Слайд 9

• Соблюдать Конституцию и законы ДНР.

• Уважать права и свободы других людей.

• Защищать Отечество.

• Охранять природу и окружающую среду.

• Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

• Получение основного общего образования.

• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

• Платить налоги

- Ответ на вопрос гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом, нам даст Богдан.

(Мною было проведено анкетирование среди учащихся 11 класса. Вот какие результаты мы получили: Слайд 10

  • Считаете ли вы себя патриотом?

  • Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

  • Хотели ли вы уехать из ДНР?

  • Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

  • Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

  • Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

  • Есть ли пример для подражания? Кто?  

Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

Понятие гражданственность очень полно раскрыл поэт Е. Евтушенко. Ткаченко М. и Осадчий Н. читают стихотворение Е. Евтушенко «Гражданственность».


Ты, гражданственность, - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скриплив.
Тот, кто Родину подлинно любит,
тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище,-
ведь прохожих нелепо хватать
и, бия себя в грудь кулачищем, и
м орать: "Я люблю свою мать!"

Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -
не булгаринствующие врали,
и замешана ты не на квасе,
а заквашена на крови.

Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
защищает собою всё поле,
даже если он в поле один.

Все мы порознь как в чаще тропинки
и дорога, когда мы одно.
Все мы порознь как в поле травинки,
ну а вместе - Бородино.

Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
защищайте Россию, как Тушин,
незаметный её капитан.

Защищайте её от двуличных
подхалимов и клеветников
и от "умников" заграничных
и отечественных дураков.

Защищайте леса и озера,
прикрывая их грудью своей,
от губительного разора...
Не забудьте защиту людей!

Защищайте, как наши высоты,
нашей совести рубежи,
наших женщин - от хамства чьего-то
и детей - от безверья и лжи.

Крикуны исчезают бесследно,
но, как совести внутренний глас,
на защиту России - бессмертно
поднимает гражданственность нас.


- Кто же он – патриот? Кто любит свою родину не на словах, а на деле. Тот, кто считает службу в армии своим долгом; тот, кто готов отдать свою жизнь на благо своей Родины. А таких людей в нашей республике очень много. Дай- то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Задумайтесь и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми, настоящими гражданами своей страны.

Просмотр видеоролика «Кукушка»

Читает Мишин М.

Не погибнет Донбасс…возродится.

Постепенно разруха пройдёт.

Снова в Горловке будет спокойно,

И уверенней будет народ.

Все раздоры, слепые сражения

Вспомним мы через годы не раз,

И другие уже поколения

Без опаски расскажут про нас,

Назовут наши жертвы, потери…

Вновь заслуженно слава придёт.

Не погибнет народ наш.

Я верю. В наш могучий и добрый народ!

Игра «Символы РФ»

Ребята, самое время проверить, насколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов ДНР”.


Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.


1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)


2. Где размещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте Главы ДНР и т. д.)


3. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).


4. Когда поднимается флаг?

  • Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.


5. Как называли первые флаги?

  • Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.


6. Почему на гербе ДНР изображен двуглавый орел?


Учитель итог: все мы должны знать и почитать государственные символы своей республики, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Республику, в которой мы живем.

- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали граждане нашей страны. Назовите имена патриотов.

Презентация с выступлениями ребят.

Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение поэта Б. Котневского (читает Никитенко А.):

У каждого заботой
Своей Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Составим ассоциативный ряд: 1 группа «Патриот, кто он?», 2 группа – «Гражданин, кто он»,

3 группа составляет группа синквейн к слову Родина, результаты записывают на плакатах.

  1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос

  2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

  3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

  4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

  5. Готов стать на защиту Отечества

  6. Отстаивает престиж свой страны

  7. Знает государственную символику

  8. Готов отдать своей родине все силы и способности

  9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом

  10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством

  11. Знает свой родной язык

  12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

- А сейчас я попрошу вас ответить на вопрос: «Я считаю себя патриотом потому, что.»Слайд 11

А теперь давай те подискутируем над первым вопросом.

Вопросы для дополнительного обсуждения:

Что такое национализм? (Выступления учащихся) Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие «неполноценные» народы (славян, например,) подчинить «истинным арийцам», сделать рабами. Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создают боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Из всеобщей декларации прав человека: Все люди рождены свободными и равными в правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины или мирового значения его страны.


О русском языке: Сегодня наш язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов» с экранов телевизоров постоянно звучат американизмы «окей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами. Вседозволенность и свобода во всем: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык? Хочется процитировать Михаила Ломоносова: « Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает».


Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “шагать год в кирзовых сапогах” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия. 3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой? Нужны ли стране профессиональные военные? Кто из вас хочет поступить в военные училища? Престижна ли профессия офицера? Вы за или против службы в армии? Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином. В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную. Политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной. В настоящее время в нашей армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую. Армия является школой мужества профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…


4. Кто такой патриот сегодня?

- С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

- Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

- Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя XX века Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье : и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить. Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».

Проблемная ситуация: Победа российской команды в одном из мировых турниров, ликующая толпа болельщиков, раскрашенная обернутая в цвета российского флага громила улицы городов Это патриотизм? Гордясь своими русскими корнями, банда подростков убивает 8-летнюю девочку-таджичку. Это патриотизм? Идет обсуждение ситуации. (Можно сказать - есть патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления. Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность. Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов.)

Подводя итог, можно сказать - есть патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления. Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность. Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов. Итак, все вопросы, нашей дискуссии обсуждены. Вы высказали свое мнение по различным проблемам. Итак, к какому выводу мы пришли? В начале занятия мы обозначили тему разговора

Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы знак вопроса убрать и сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму да или нет? Кто считает, что патриотизму да – поднимите свои руки.

Патриотами не рождаются, ими становятся. Не случайно в качестве эпиграфа к разговору о патриотизме можно привести слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

.

Рефлексия по итогам занятия: Слайд 12

- О чем заставил вас задуматься ?

- Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?

- Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей республике?





Приложение

Анкета


I. Для меня «Патриот» - это человек, который (выбрать из перечисленных только 3 утверждения):

1.Любит Родину;

2. Гордится Родиной, переживает за нее;

3. Готов встать на защиту Родины;

4. Предан Родине и отстаивает ее интересы;

5. Уважает людей всех национальностей;

6. Сострадает своему народу;

7. Защищает интересы только своего народа.


2. Для меня понятие «Родина» - это (выбрать только одно утверждение):

1. место, где я родился и живу (город, село);

2. родная семья, родной дом;

3. Республика в целом;

4. другое.


3. Черты характера, свойственные человеку-патриоту (выбрать из перечисленных только 3 утверждения):

1. Ответственность;

2. Справедливость;

3. Стойкость;

4. Преданность;

5. Решительность;

6. Терпимость;

7. Благодарность;

8. Усердие.


4. Факторы, снижающие патриотические чувства (выбрать из перечисленных только 3 утверждения):

1.Чувство неуверенности в завтрашнем дне;

2. Социально-правовая незащищенность;

3. Неудовлетворительное материальное положение;

4. Снижение чувства коллективизма, усиление индивидуалистических тенденций в обществе;

5. Рост преступности в стране;

6. Невозможность реализовать свой личный потенциал.


5. Укажите наиболее эффективные формы и методы патриотического воспитания в вашей школе:

1.Встречи с ветеранами войны;

2. Чествование памятных дат, дней воинской славы;

3. Углубленное изучение истории, культуры, героического прошлого страны и родного края;

4. Посещение музеев боевой и трудовой славы;

5. Создание детских общественных объединений;

6. Встречи с замечательными людьми родного края;

7. Проведение внеклассных мероприятий, Уроков Мужества.



12