СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие по безопасности жизнедеятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О пользе и опасности в обращении с огнём.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие по безопасности жизнедеятельности.»

Огонь — друг и враг человека


Цель: пополнить знания учащихся о прави­лах пожарной безопасности. Научить уча­щихся правильным действиям в случае воз­никновения пожара.

Заранее порекомендовать школьникам прочитать книги С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном ге­рое»; Л.Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житкова «Пожар в море».

Можно также организовать выставку рисунков на тему «Осторожно, огонь!», объявить конкурс на лучшее сочинение «Огонь — друг и враг человека».

Накануне провести экскурсию в пожар­ную часть или пригласить на классный час инспектора пожарной части.


Ведущий. Все вы, вероятно, не раз ви­дели, как по селу проносятся красные ма­шины, перекрывая ровный шум улиц тре­вожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедлен­ная помощь. А как часто по телевизору по­казывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушае­те и думаете, что лично к вам это не отно­сится. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И тем не ме­нее количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожа­ров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девя­тый пожар происходит по вине детей.

Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара, о том, что нужно делать, если пожар все же про­изошел.

Для начала произведем разминку. Я бу­ду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать: «Это — я, это — я, это — все мои друзья», если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

(Это — я, это — я, это — все мои друзья.)


Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Молчат.)


Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это — я, это — я, это — все мои друзья.)


Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел. (Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это — я, это — я, это — все мои друзья.)


Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Огонь! Миллионы лет назад люди на­учились добывать его. Он играл исключи­тельно важную роль — согревал в холод, по­могал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня лю­ди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова.

Однако часто огонь становился страш­ным врагом, разрушал буквально все на своем пути, наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в по­жар.

А сейчас прервем наш рассказ о пользе и вреде огня. Предлагаю провести веселую эстафету «Юный пожарный». Пригласим две команды по три человека. Каждый участник команды проходит определенный этап, передавая друг другу эстафетную па­лочку.

1й этап. Ученик быстро подбегает к стулу, на котором сложена боевая одежда пожарного, и быстро надевает ее.

2й этап. После передачи эстафеты вто­рой участник подбегает к стулу, садится, бе­рет в руки катушку и, наматывая на нее ве­ревочку, ведет детскую машинку, на кото­рой стоит стакан с водой.

3й этап. Ученик с завязанными гла­зами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из «задымленного поме­щения».

Подведение итогов.


Пожар — это неконтролируемый процесс го­рения определенных материалов, сопровождае­мый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содер­жание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяются так­же другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления про­дуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины их возникновения.


Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по од­ному шару в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.

Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар —

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет...

(злой пожар!)


Раз, два, три, четыре —

У кого пожар... (в квартире)?


Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил... (утюг)?


Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над... (газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички... (зажигал)?


Побежал пожар во двор.

Это кто там жег... (костер)?


Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег... (траву?)


Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые... (предметы)?


Помни каждый гражданин

Этот номер... (01).


Дым увидел — не зевай

И пожарных... (вызывай)!


Ведущий. Причин возникновения по­жаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, иг­рают со спичками.

Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру лож­ные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются над тем, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.

А теперь обратимся к истории возник­новения пожарной охраны в России.

Своеобразным началом организован­ной борьбы с пожарами были первые госу­дарственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Темного. Это были указы о том, как обра­щаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смерт­ной казнью.

В 1493 году после пожара в Кремле на­чалась каменная застройка Москвы. Иван III приказал в радиусе ста десяти са­женей от кремлевских стен снести все дере­вянные строения.

В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой.

В 1803 году царь Александр I издал указ о формировании в Петербурге пожар­ной команды. На вооружении команды на­ходились ручные пожарные насосы. Един­ственным видом пожарной связи между пожарными частями служили каланчи, с которых можно было обнаружить пожар по зареву.

Попробуем выявить самых быстрых, сильных, умелых через игру «Рекорды Гиннесса».

Самый быстрый. Участнику дается по­жарный рукав, его необходимо раскатать и скатать. Кто правильно раскатает и скатает пожарный рукав, тот становится победите­лем. Время засекается секундомером.

Самый меткий. От линии на расстоянии десяти шагов ставится ведро. Участнику выдается 10-15 сосновых шишек, которые надо бросить в ведро. Победитель тот, кто забросит наибольшее количество шишек в ведро.

Самый зоркий. Открытки или плакаты с пожарной тематикой разрезаются на квад­ратики и в конверте выдаются участникам. Нужно собрать их на скорость.

Самый смышленый. Участнику выдается конверт, в котором содержатся карточки со словами песок, одеяло, вода, огнетушитель. Судья дает задание участнику: «Вы увиде­ли тлеющие угли. У вас в конверте есть на­бор средств тушения. Ваши действия?» Участник должен на слова тлеющие угли положить карточки со словами, обозначаю­щими средства тушения. (Например: уг­ли — вода, песок, огнетушитель.)


Ведущий. Следующее творческое за­дание называется «Конкурс сказочников». Вы должны придумать конец сказки «Спичка-невеличка и большой пожар».

Жила-была Спичка, Спичка-Невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками - близнецами в маленьком домике — спичечном коробке. У всех сестричек были коричневые одинаковые головки, в которых таилась вол­шебная сила. Если потереть головой о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям.

Однажды мама пятилетнего Димы ушла из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спрятать...


Ведущий. Немалый ущерб нашему го­сударству и населению приносят пожары. Пожар — явление крайне опасное, жесто­кое, враждебное всему живому. Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожаются ценности, исчисляемые миллиардами рублей.

Викторина « Самый эрудированный».

  • По какому номеру телефона нужно со­общить о пожаре? (01)

  • Можно ли бить стекла в комнате во вре­мя пожара? (Нельзя, через разбитые стекла в помещение будет поступать свежий воз­дух, что способствует ускорению горения.)

  • Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может произойти взрыв газа, если при включении будет высечена искра.)

  • В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны откры­ваться в сторону улицы, чтобы не создавать в дверях давку при большом скоплении людей.)

  • Почему нельзя бросать в огонь незнако­мые предметы и аэрозольные упаковки? (Аэрозольные упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)

  • Как потушить горящую на человеке одежду? (Остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя.)

  • Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода — провод­ник электрического тока. Это опасно для жизни.)

  • Где можно спрятаться от дыма? (Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в доме есть дым — держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть помещение.)

  • Можно ли тушить пожар огнем? (Можно, встречным огнем тушат лесные пожары.)

  • Объясните значение слов пожарный, по­жарник. (Пожарный — тот, кто тушит. По­жарник — погорелец.)

Подведение итогов викторины.


Ведущий. Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар

все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был ва­шим другом и никогда не стал врагом.

Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь!

Подведение итогов различных конкур­сов. Награждение подарками.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!