СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие "Здоровье учащихся - здоровье нации"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлено воспитательное мероприятие, связанное с загрязнением природы и его влиянием на здоровье человека.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Здоровье учащихся - здоровье нации"»

19




ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ


Тема: ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ – ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ


Цель:

Выяснить:

  • факторы, влияющие на здоровье человека и укрепляющие его;

  • показатели (критерии) здоровья;


Осуществлять всестороннее развитие и комплексное воспитание личности.

Развитие логического мышления, памяти, речи и познавательного интереса к предмету.


Оборудование и материалы:

  • Схемы, таблицы, рисунки;

  • Таблички, плакаты с опорными понятиями.







План


  1. Здоровье как показатель результата взаимодействия человека и окружающей среды.

  2. Влияние окружающей среды на человека.

  3. Условия нормальной жизнедеятельности человека.






УЧИТЕЛЬ:

Все мы дети природы. Но каковы сейчас наши взаимоотношения с ней? Как мы влияем на нее, а она – на нас? Что означают слова, которые сейчас мы с вами постоянно слышим: «плохая экология», «магнитные бури», «синдром приобретенной усталости», «СПИД» и др.

Наш организм (как и все другие живые организмы) тесно связан с окружающей средой. Но почему именно сейчас так остро встали эти проблемы? Как они связаны с нами, с нашим прошлым, настоящим и будущим?

На эти и многие другие вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.


Блок 1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА


Вопросы:

  1. Являются ли синонимами понятия “Природа” и “Окружающая среда”? Почему?

  2. Назовите оболочки Земли.

  3. Что вызывает их загрязнение?

  4. Назовите известные вам факторы природной среды и объясните их происхождение. Приведите примеры.

  5. Перечислите системы органов человека.

  6. Что такое «Здоровье»?

  7. От чего зависит здоровье человека?

  8. Какие вы знаете виды здоровья?

  9. Что такое “Экология”?


А сейчас рассмотрим схемы 1, 2 и таблицу 1.


Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда



ЗЕМЛЯ

Оболочки:

  1. атмосфера;

  2. литосфера;

  3. гидросфера;

  4. биосфера;

  5. магнитосфера.
















ПРИРОДА


Виды:

Живая

Неживая


Факторы среды:

  1. Абиотические (абиогенные);

  2. Биотические (биогенные);

  3. Атмосферные;

  4. Антропогенные.




































(К схеме 1)

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА



ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА


Вопросы:

  1. Какие из систем органов человека наиболее важны? Почему?

  2. Какие факторы негативно влияют на них и каковы последствия этого влияния?




Таблица 1

Жизненные ресурсы организма и экология

Основные загрязнители

Влияние на здоровье человека

Воздух

1. Зависшие частички

- ОРЗ, рак легких

2. Угарный газ.

- головные боли

  1. Свинец и другие тяжелые металлы

- канцерогенное действие

  1. Болезнетворные бактерии и вирусы

  • инфекционные заболевания (грипп, корь, дифтерия, туберкулез)

Вода

1. Тяжелые металлы

  • Угнетают активность ферментов (умственная отсталость, врожденные уродства)

2. Пестициды

- Заболевания печени, почек, легких, нервные нарушения

3. Болезнетворные бактерии

- Сальмонеллез, сибирская язва, холера

Пища

1. Нитраты

  • Нарушения нормальной работы кровеносной системы.

  • Канцерогенное действие.

2. Болезнетворные бактерии

  • Пищевые отравления, кишечные инфекционные заболевания



Схема 2

Отрицательное воздействие антропогенных факторов

Загрязнение атмосферы:

  • Уничтожение озонового слоя,

  • Парниковый эффект,

  • Кислотные дожди.

Загрязнение гидросферы:

  • Химическое,

  • Физическое,

  • Биологическое,

  • Радиационное загрязнение рек и водоемов.

Загрязнение литосферы:

  • Радиационное,

  • Химическое,

  • Биологическое поражение растений, животных и микроорганизмов.





Поражения наружных покровов


Ч

Е

Л

О

В

Е

К


Инфекционные заболевания

Ослабление иммунной системы



Онкологические заболевания

Заболевание внутрен-них органов и систем человека



Различные нарушения нервной системы и психики человека





Социальные воздействия

(стрессовые ситуации)





Итак, мы видим, что окружающая среда влияет на все органы и системы органов человека, приводит к тяжелым, а порой – и к неизлечимым заболеваниям, а в конечном итоге – к смерти!

Учитывая все возрастающее воздействие человечества на окружающий мир, в июне 1986 года на конференции в Кливленде, США, в самостоятельную ветвь оформилась наука ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА.

Экологическая медицинакомплексная научная дисциплина, которая рассматривает все аспекты влияния среды, окружающей человека, на его здоровье.


Факторы антропогенного воздействия на природу влияют не только на взрослых, но и (что наиболее опасно) негативно влияют на развитие эмбриона человека.

Факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона:

  • Загрязнение окружающей среды (химическое, радиационное, биологическое);

  • Лекарства, наркотики и препараты бытовой химии;

  • Материнские стрессы;

  • Наследственные факторы;

  • Недостаток питания и дефицит воды;

  • Инфекционные заболевания (краснуха, СПИД и др.).



Таблица 2

Влияние некоторых факторов на плод

Фактор

Влияние на плод

Соли тяжелых металлов (свинец и др.)

Интоксикация организма матери и плода

Окись углерода (II)

Кислородное голодание (вступая в реакцию с гемоглобином, лишает ткани кислорода)

Алкоголь

Дети рождаются физически недоразвитыми, отстают в умственном развитии

Курение

В 2 раза чаще бывают преждевременные роды, масса новорожденного на 10 % меньше




Блок 2. ИММУННАЯ СИСТЕМА


УЧИТЕЛЬ:

Наиболее страшное из всего перечисленного – ослабление иммунной системы.

Вопросы:

  1. Что вы знаете об иммунной системе?

  2. Что такое иммунитет?


Иммунитетспособность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Схема 3













Естественный


ВИДЫ ИММУНИТЕТА


Искусственный













Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме.


Иммунная система


Центральные органы

  • красный костный мозг,

  • тимус


Периферические органы

  • лимфатические узлы,

  • миндалины,

  • селезенка



Рис. 1

Схема расположения центральных и периферических органов иммунной системы







Блок 3. СПИД


УЧИТЕЛЬ:

Самое страшное заболевание иммунной системы человека, которое называют “чумой XXI века», - это СПИД.

Что вам известно о нем?


СПИД1синдром приобретенного иммунодефицита – тяжелое инфекционное заболевание вирусной природы.

Рис. 2. ВИЧ (HTLV – 3) – вирус

иммунодефицита человека


Модель строение вируса HTLV-3, построенная на основании электронно-микроскопического изучения вируса. Эта работа выполнена совместными усилиями сотрудников НИИ эпидемиологии и вирусологии им. Н. Ф. Гамалеи АМН СССР под руководством А. Ф. Быковского и сотрудниками Института Пастера под руководством Л. Монтанье.



Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет.

Почему организм не может защититься?

Вирус


Т-лимфоцит Антитело


Т-лимфоцит

с вирусом





Поражение новых Вирусы в клетках находятся в форме,

Т-лимфоцитов недоступной для антител


В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.



Стадии болезни СПИДа:

  1. Заражение вирусом ВИЧ:

  • Недельная лихорадка,

  • Увеличение лимфоузлов,

  • Сыпь.

  • Через месяц в крови обнаруживаются антитела к вирусу ВИЧ.

  1. Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет):

  • Изъязвления слизистой,

  • Грибковые поражения кожи,

  • Похудание,

  • Понос,

  • Повышенная температура тела.

  1. СПИД:

  • Воспаление легких,

  • Опухоли (саркома Капоши),

  • Сепсис и другие инфекционные заболевания.


Можно ли убить возбудителя СПИДа?


50-70 спирт




Несколько секунд

Попадание в ЖКТ




Разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой

Кипячение





Мгновенно

Дезинфицирующие вещества (хлорамин, хлорная известь)


Мгновенно

t= 56 С





30 минут

Попадание на кожу




Через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже


Пути передачи ВИЧ-инфекции:

  • Половой (со спермой и влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях.

  • При искусственном оплодотворении.

  • При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем.

  • От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком.

  • Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.


Не отмечены случаи передачи ВИЧ-вируса:

  1. Воздушно-капельным путем при кашле и чихании.

  2. Бытовым путем через объятия, рукопожатия, при посещении бань, бассейнов, так как через неповрежденную кожу вирус не передается.

  3. При укусах кровососущих насекомых.


Блок 4. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ


УЧИТЕЛЬ:

У взрослых людей под влиянием загрязнений среды возникают различные заболевания внутренних органов и систем человека. Однако, наибольшее влияние, которое многие из нас испытывают осознано (ежедневно или довольно часто) – это курение, алкоголь и наркомания.

Вопросы:

  1. Что такое наркомания?

  2. Какие вы знаете наркотические вещества?

  3. Относятся ли к наркотикам курение и алкоголь?

  4. Чем опасно их воздействие на организм человека?


КУРЕНИЕ

Вопросы:

  1. Какая из этих привычек наиболее распространена (особенно среди молодежи)?

  2. Что входит в состав табачного дыма и как это влияет на организм?


Таблица 3

Вредное влияние курения на внутренние органы

Т

А

Б

А

Ч

Н

Ы

Й

Д

Ы

М


Нервно-сердечные яды

  • Болезни сердца,

  • Нервно-психические болезни

Радиоактивный полоний

  • Болезни крови,

  • Раковые заболевания (легкие)

Канцерогенные смолы

  • Повреждения зубной эмали,

  • Воспаление слизистых оболочек рта

Стирол

  • Нарушение слуха

Синильная кислота

  • Нарушения во всем организме

Никотин

Поражение:

  • Зрения,

  • Желудка и кишечника,

  • Кровеносных сосудов (атеросклероз),

  • Легких (туберкулез),

  • Нервной системы

Угарный газ

  • Болезни сердца


УЧИТЕЛЬ:

С этой привычкой можно жить долгие годы, нанося непоправимый ущерб своему здоровью.

Вопрос:

  1. Что наиболее опасно – воздействие никотина на курящего или некурящего человека? Почему?

  2. Каково воздействие никотина на организм человека?


Таблица 4

Воздействие никотина на организм человека

Н

И

К

О

Т

И

Н

Головной мозг

Ухудшение кровообращения мозга:

  • Головные боли,

  • Ухудшение памяти,

  • Утомляемость

С

М

Е

Р

Т

Ь

Ротовая полость

  • Разрушение зубов,

  • Рак губы, языка,

  • Потеря вкусовых ощущений

Трахея

  • Воспаление слизистых оболочек зева, трахеи, бронхов,

  • Рак гортани, трахеи

Сердце

  • Спазм сосудов,

  • Инфаркт миокарда

Легкие

  • Хронический бронхит курильщика,

  • Эмфизема,

  • Рак

Печень

  • Нарушение обмена веществ

Желудок

  • Гастрит,

  • язва,

  • Рак

Половые железы

  • Снижение половых функций




АЛКОГОЛИЗМ

УЧИТЕЛЬ:

Наиболее опасен для окружающих алкоголизм. Почему?


Алкоголизм – серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя.

Стадии:

Начальная – появление влечения к алкоголю. Для опьянения требуется большая доза алкоголя. Употребление алкоголя становится систематическим.

Средняя – нарастающее влечение к алкоголю, частичная потеря памяти, потеря контроля над собой. Появляется состояние похмелья. Общее изменение организма человека.

Последняя – полная (психическая и физическая) зависимость от алкоголя. Необратимые изменения организма. Происходит деградация личности.


Таблица 5

Воздействие алкоголя на организм человека

А

Л

К

О

Г

О

Л

Ь

Головной мозг

  • Разрушение нервных клеток

НЕОБРАТИМЫЕ ПРОЦЕССЫ, ВЕДУЩИЕ К ГИБЕЛИ ОРГАНИЗМА

Сердце

  • Жировое перерождение

Печень

  • Цирроз печени,

  • Алкогольный гепатит

Желудок

  • Гастриты,

  • Язва,

  • Рак

Почки

  • Гибель почечных клубочков,

  • Отравление продуктами обмена веществ

Половые железы

  • Снижение половых функций (импотенция)



А, как известно, привычка – вторая натура. И без собственного осознания и силы воли избавиться от них очень сложно (несмотря на самые разнообразные способы кодирования).






ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

УЧИТЕЛЬ:

«В здоровом теле – здоровый дух» - так считали еще древние.

А что это значит?

Что такое здоровье?

От чего зависит здоровье?

Как его сохранить и укрепить?

На эти и многие другие вопросы, связанные с нашим здоровьем, мы попытались найти ответы сегодня.


ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ НА ОРГАНИЗМ

  • Борная кислота

ПОЧКИ

  • Спирт этиловый

  • Нафталин

  • Ртуть

  • Бензол

  • Антибиотики

  • Острая пища

  • Свинец


Таблица 6

Факторы риска2

Факторы, влияющие на здоровье

Значение для здо-ровья, примерный удельный вес (%)

Группы факторов риска

Образ жизни

49-53

Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалан-сированное, неправильное питание, злоупотребление ле-карствами;

Вредные условия труда;

Стрессовые ситуации (дистресс);

Адинамия, гиподинамия;

Плохие материально-бытовые условия;

Непрочность семей, одиночество;

Низкий образовательный и культурный уровень;

Чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Генетика, биология человека

18-22

Предрасположенность к наследственным болезням.

Внешняя среда, при-родно-кли-матические условия

17-20

Загрязнение воздуха, воды, почвы;

Резкая смена атмосферных явлений;

Повышенные космические, магнитные и другие излучения.

Здраво-охранение

8-10

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.


Факторы, укрепляющие здоровье:


  1. Двигательная активность:

  1. повышает работоспособность и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

  2. улучшает работу органов дыхания;

  3. укрепляет сердечную мышцу;

  4. нормализует обмен веществ.

  1. Рациональное питание:

  1. режим питания (улучшает работу органов пищеварения);

  2. разнообразие питательных веществ и витаминов (обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ);

  3. умеренность в еде (нормализует процессы метаболизма).

  1. Режим труда и отдыха:

  • Нормализует работ всех систем организма.



























СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


Аллерген (от греч. аллос – другой и генос – происхождение) – вещество, вызывающее аллергию. В последнее время их число значительно возросло за счет новых химических соединений.

Аллергия (от греч. аллос и эргон – действие) – ненормальная (главным образом повышенная) реакция животного организма на определенные вещества при их повторном воздействии.


Загрязнение среды – привнесение в среду или возникновение в ней любых загрязнителей.

антропогенное (искусственное) – загрязнение среды, вызванное хозяйственной или иной деятельностью человека. Виды: химическое, физическое, радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитных колебаний.

биологическое – привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов.

глобальное – загрязнение, обнаруживаемое в любой точке планеты (например, ДДТ в яйцах пингвинов в Антарктиде).

естественное – загрязнение, возникшее в результате природных катастроф или процессов (например, выброс в атмосферу морских солей, вулканической пыли, извержения вулкана, ураганы, пыльные бури и др.).

радиоактивное – загрязнение, вызванное повышением естественного уровня радиоактивных веществ в среде.

физическое – загрязнение, связанное с изменением физических параметров среды: температурных (тепловое загрязнение), волновых (световое, шумовое, электромагнитное загрязнения), радиационных (радиоактивное загрязнение).

химическое – загрязнение среды, связанное с изменением ее химических свойств или поступлением обычно в ней отсутствующих веществ. Наиболее распространенный вид загрязнения среды.

… Иногда выделяют и информационные загрязнения (например, реклама).

Заражение – превышение допустимого количества вредных веществ или живых существ (бактерий, вирусов, гельминтов и др.) в среде или организме человека или животных.

Здоровье человека – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического (психического) и социального комфорта (по формулировке ВОЗ).


Токсикант (от греч. токсикон – яд) – ядовитое вещество.

Токсичность – свойство веществ вызывать отравления у человека, животных, растений и микроорганизмов.


Экология (от греч. ойкос – дом, жилище и логос – учение) –
  1. в классическом понимании – биоэкология (по Э. Геккелю – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой);
  2. в узком понимании – наука о законах жизни экосистем;
  3. в широком понимании – наука о биосфере планеты и положении человека и человеческого общества в ней (экология глобальная, мегаэкология).

Э. человека – 1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой;

2) экология человеческой личности;

3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах.






ЛИТЕРАТУРА
  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, 1998.

  2. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль, 1998.

  3. Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека в аблицах и схемах. – М., 1998.

  4. Хижняк М. І., Нагорна А. М. Здоров’я людини та екологія. – К., 1995.

  5. Экология. Школьный справочник / Сост. А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль, 1998.




1 - первые случаи СПИДа отмечены в начале 80-х годов ХХ века в США среди наркоманов. Сейчас эпидемия охватила около 190 стран мира.

2 - из Руководства по социальной гигиене и организации здравоохранения. М., 1987,

по Б. Т. Величковскому и соавт., 1994.