19
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Тема: ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ – ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
Цель:
Выяснить:
Осуществлять всестороннее развитие и комплексное воспитание личности.
Развитие логического мышления, памяти, речи и познавательного интереса к предмету.
Оборудование и материалы:
План
Здоровье как показатель результата взаимодействия человека и окружающей среды.
Влияние окружающей среды на человека.
Условия нормальной жизнедеятельности человека.
УЧИТЕЛЬ:
Все мы дети природы. Но каковы сейчас наши взаимоотношения с ней? Как мы влияем на нее, а она – на нас? Что означают слова, которые сейчас мы с вами постоянно слышим: «плохая экология», «магнитные бури», «синдром приобретенной усталости», «СПИД» и др.
Наш организм (как и все другие живые организмы) тесно связан с окружающей средой. Но почему именно сейчас так остро встали эти проблемы? Как они связаны с нами, с нашим прошлым, настоящим и будущим?
На эти и многие другие вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.
Блок 1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Вопросы:
Являются ли синонимами понятия “Природа” и “Окружающая среда”? Почему?
Назовите оболочки Земли.
Что вызывает их загрязнение?
Назовите известные вам факторы природной среды и объясните их происхождение. Приведите примеры.
Перечислите системы органов человека.
Что такое «Здоровье»?
От чего зависит здоровье человека?
Какие вы знаете виды здоровья?
Что такое “Экология”?
А сейчас рассмотрим схемы 1, 2 и таблицу 1.
Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда
ЗЕМЛЯ
Оболочки:
атмосфера;
литосфера;
гидросфера;
биосфера;
магнитосфера.

ПРИРОДА
Виды:
Живая
Неживая
Факторы среды:
Абиотические (абиогенные);
Биотические (биогенные);
Атмосферные;
Антропогенные.

(К схеме 1)
Вопросы:
Какие из систем органов человека наиболее важны? Почему?
Какие факторы негативно влияют на них и каковы последствия этого влияния?
Таблица 1
Жизненные ресурсы организма и экология
Основные загрязнители | Влияние на здоровье человека |
Воздух |
1. Зависшие частички | - ОРЗ, рак легких |
2. Угарный газ. | - головные боли |
Свинец и другие тяжелые металлы | - канцерогенное действие |
Болезнетворные бактерии и вирусы | |
Вода |
1. Тяжелые металлы | |
2. Пестициды | - Заболевания печени, почек, легких, нервные нарушения |
3. Болезнетворные бактерии | - Сальмонеллез, сибирская язва, холера |
Пища |
1. Нитраты | |
2. Болезнетворные бактерии | |
Схема 2 Отрицательное воздействие антропогенных факторов
Загрязнение атмосферы: | Загрязнение гидросферы: | Загрязнение литосферы: |
 | | |
Поражения наружных покровов | | Ч Е Л О В Е К | | Инфекционные заболевания |
Ослабление иммунной системы | | | Онкологические заболевания |
Заболевание внутрен-них органов и систем человека | | | Различные нарушения нервной системы и психики человека |
| | |
Социальные воздействия (стрессовые ситуации) |
Итак, мы видим, что окружающая среда влияет на все органы и системы органов человека, приводит к тяжелым, а порой – и к неизлечимым заболеваниям, а в конечном итоге – к смерти!
Учитывая все возрастающее воздействие человечества на окружающий мир, в июне 1986 года на конференции в Кливленде, США, в самостоятельную ветвь оформилась наука ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА.
Экологическая медицина – комплексная научная дисциплина, которая рассматривает все аспекты влияния среды, окружающей человека, на его здоровье.
Факторы антропогенного воздействия на природу влияют не только на взрослых, но и (что наиболее опасно) негативно влияют на развитие эмбриона человека.
Факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона:
Загрязнение окружающей среды (химическое, радиационное, биологическое);
Лекарства, наркотики и препараты бытовой химии;
Материнские стрессы;
Наследственные факторы;
Недостаток питания и дефицит воды;
Инфекционные заболевания (краснуха, СПИД и др.).
Таблица 2
Влияние некоторых факторов на плод
Фактор | Влияние на плод |
Соли тяжелых металлов (свинец и др.) | Интоксикация организма матери и плода |
Окись углерода (II) | Кислородное голодание (вступая в реакцию с гемоглобином, лишает ткани кислорода) |
Алкоголь | Дети рождаются физически недоразвитыми, отстают в умственном развитии |
Курение | В 2 раза чаще бывают преждевременные роды, масса новорожденного на 10 % меньше |
Блок 2. ИММУННАЯ СИСТЕМА
УЧИТЕЛЬ:
Наиболее страшное из всего перечисленного – ослабление иммунной системы.
Вопросы:
Что вы знаете об иммунной системе?
Что такое иммунитет?
Иммунитет – способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Схема 3

Естественный
ВИДЫ ИММУНИТЕТА
Искусственный
Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме.
И
ммунная система
Центральные органы красный костный мозг, тимус | Периферические органы лимфатические узлы, миндалины, селезенка |
Рис. 1
Схема расположения центральных и периферических органов иммунной системы

Блок 3. СПИД
УЧИТЕЛЬ:
Самое страшное заболевание иммунной системы человека, которое называют “чумой XXI века», - это СПИД.
Что вам известно о нем?
СПИД1 – синдром приобретенного иммунодефицита – тяжелое инфекционное заболевание вирусной природы.
Рис. 2. ВИЧ (HTLV – 3) – вирус
иммунодефицита человека
Модель строение вируса HTLV-3, построенная на основании электронно-микроскопического изучения вируса. Эта работа выполнена совместными усилиями сотрудников НИИ эпидемиологии и вирусологии им. Н. Ф. Гамалеи АМН СССР под руководством А. Ф. Быковского и сотрудниками Института Пастера под руководством Л. Монтанье.
Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет.
Почему организм не может защититься?
Вирус
Т-лимфоцит Антитело
Т-лимфоцит
с вирусом
Поражение новых Вирусы в клетках находятся в форме,
Т-лимфоцитов недоступной для антител
В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.
Стадии болезни СПИДа:
Заражение вирусом ВИЧ:
Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет):
СПИД:
М
ожно ли убить возбудителя СПИДа?
50-70 спирт Несколько секунд | Попадание в ЖКТ Разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой | Кипячение Мгновенно | Дезинфицирующие вещества (хлорамин, хлорная известь) Мгновенно | t= 56 С 30 минут | Попадание на кожу Через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже |
Пути передачи ВИЧ-инфекции:
Половой (со спермой и влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях.
При искусственном оплодотворении.
При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем.
От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком.
Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.
Не отмечены случаи передачи ВИЧ-вируса:
Воздушно-капельным путем при кашле и чихании.
Бытовым путем через объятия, рукопожатия, при посещении бань, бассейнов, так как через неповрежденную кожу вирус не передается.
При укусах кровососущих насекомых.
Блок 4. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
УЧИТЕЛЬ:
У взрослых людей под влиянием загрязнений среды возникают различные заболевания внутренних органов и систем человека. Однако, наибольшее влияние, которое многие из нас испытывают осознано (ежедневно или довольно часто) – это курение, алкоголь и наркомания.
Вопросы:
Что такое наркомания?
Какие вы знаете наркотические вещества?
Относятся ли к наркотикам курение и алкоголь?
Чем опасно их воздействие на организм человека?
КУРЕНИЕ
Вопросы:
Какая из этих привычек наиболее распространена (особенно среди молодежи)?
Что входит в состав табачного дыма и как это влияет на организм?
Таблица 3
Вредное влияние курения на внутренние органы
Т А Б А Ч Н Ы Й | Д Ы М | | Нервно-сердечные яды | |
Радиоактивный полоний | |
Канцерогенные смолы | |
Стирол | |
Синильная кислота | |
Никотин | Поражение: |
Угарный газ | |
УЧИТЕЛЬ:
С этой привычкой можно жить долгие годы, нанося непоправимый ущерб своему здоровью.
Вопрос:
Что наиболее опасно – воздействие никотина на курящего или некурящего человека? Почему?
Каково воздействие никотина на организм человека?
Таблица 4
Воздействие никотина на организм человека  Н И К О Т И Н | Головной мозг | Ухудшение кровообращения мозга: Головные боли, Ухудшение памяти, Утомляемость | С М Е Р Т Ь |
Ротовая полость | Разрушение зубов, Рак губы, языка, Потеря вкусовых ощущений |
Трахея | |
Сердце | Спазм сосудов, Инфаркт миокарда |
Легкие | |
Печень | |
Желудок | |
Половые железы | |
АЛКОГОЛИЗМ
УЧИТЕЛЬ:
Наиболее опасен для окружающих алкоголизм. Почему?
Алкоголизм – серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя.
Стадии:
Начальная – появление влечения к алкоголю. Для опьянения требуется большая доза алкоголя. Употребление алкоголя становится систематическим.
Средняя – нарастающее влечение к алкоголю, частичная потеря памяти, потеря контроля над собой. Появляется состояние похмелья. Общее изменение организма человека.
Последняя – полная (психическая и физическая) зависимость от алкоголя. Необратимые изменения организма. Происходит деградация личности.
Таблица 5
Воздействие алкоголя на организм человека  А Л К О Г О Л Ь | Головной мозг | | НЕОБРАТИМЫЕ ПРОЦЕССЫ, ВЕДУЩИЕ К ГИБЕЛИ ОРГАНИЗМА |
Сердце | |
Печень | Цирроз печени, Алкогольный гепатит |
Желудок | |
Почки | |
Половые железы | |
А, как известно, привычка – вторая натура. И без собственного осознания и силы воли избавиться от них очень сложно (несмотря на самые разнообразные способы кодирования).

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
УЧИТЕЛЬ:
«В здоровом теле – здоровый дух» - так считали еще древние.
А что это значит?
Что такое здоровье?
От чего зависит здоровье?
Как его сохранить и укрепить?
На эти и многие другие вопросы, связанные с нашим здоровьем, мы попытались найти ответы сегодня.
ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ НА ОРГАНИЗМ
Борная кислота | ПОЧКИ | |
| |
| |
| |
Таблица 6
Факторы риска2
Факторы, влияющие на здоровье | Значение для здо-ровья, примерный удельный вес (%) | Группы факторов риска |
Образ жизни | 49-53 | Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалан-сированное, неправильное питание, злоупотребление ле-карствами; Вредные условия труда; Стрессовые ситуации (дистресс); Адинамия, гиподинамия; Плохие материально-бытовые условия; Непрочность семей, одиночество; Низкий образовательный и культурный уровень; Чрезмерно высокий уровень урбанизации. |
Генетика, биология человека | 18-22 | Предрасположенность к наследственным болезням. |
Внешняя среда, при-родно-кли-матические условия | 17-20 | Загрязнение воздуха, воды, почвы; Резкая смена атмосферных явлений; Повышенные космические, магнитные и другие излучения. |
Здраво-охранение | 8-10 | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. |
Факторы, укрепляющие здоровье:
Двигательная активность:
повышает работоспособность и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
улучшает работу органов дыхания;
укрепляет сердечную мышцу;
нормализует обмен веществ.
Рациональное питание:
режим питания (улучшает работу органов пищеварения);
разнообразие питательных веществ и витаминов (обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ);
умеренность в еде (нормализует процессы метаболизма).
Режим труда и отдыха:
СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Аллерген (от греч. аллос – другой и генос – происхождение) – вещество, вызывающее аллергию. В последнее время их число значительно возросло за счет новых химических соединений.
Аллергия (от греч. аллос и эргон – действие) – ненормальная (главным образом повышенная) реакция животного организма на определенные вещества при их повторном воздействии.
Загрязнение среды – привнесение в среду или возникновение в ней любых загрязнителей.
… антропогенное (искусственное) – загрязнение среды, вызванное хозяйственной или иной деятельностью человека. Виды: химическое, физическое, радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитных колебаний.
… биологическое – привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов.
… глобальное – загрязнение, обнаруживаемое в любой точке планеты (например, ДДТ в яйцах пингвинов в Антарктиде).
… естественное – загрязнение, возникшее в результате природных катастроф или процессов (например, выброс в атмосферу морских солей, вулканической пыли, извержения вулкана, ураганы, пыльные бури и др.).
… радиоактивное – загрязнение, вызванное повышением естественного уровня радиоактивных веществ в среде.
… физическое – загрязнение, связанное с изменением физических параметров среды: температурных (тепловое загрязнение), волновых (световое, шумовое, электромагнитное загрязнения), радиационных (радиоактивное загрязнение).
… химическое – загрязнение среды, связанное с изменением ее химических свойств или поступлением обычно в ней отсутствующих веществ. Наиболее распространенный вид загрязнения среды.
… Иногда выделяют и информационные загрязнения (например, реклама).
Заражение – превышение допустимого количества вредных веществ или живых существ (бактерий, вирусов, гельминтов и др.) в среде или организме человека или животных.
Здоровье человека – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического (психического) и социального комфорта (по формулировке ВОЗ).
Токсикант (от греч. токсикон – яд) – ядовитое вещество.
Токсичность – свойство веществ вызывать отравления у человека, животных, растений и микроорганизмов.
Экология (от греч
. ойкос – дом, жилище и
логос – учение) –
- в классическом понимании – биоэкология (по Э. Геккелю – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой);
- в узком понимании – наука о законах жизни экосистем;
- в широком понимании – наука о биосфере планеты и положении человека и человеческого общества в ней (экология глобальная, мегаэкология).
Э. человека – 1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой;
2) экология человеческой личности;
3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах.
ЛИТЕРАТУРА Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль, 1998.
Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека в аблицах и схемах. – М., 1998.
Хижняк М. І., Нагорна А. М. Здоров’я людини та екологія. – К., 1995.
Экология. Школьный справочник / Сост. А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль, 1998.
1 - первые случаи СПИДа отмечены в начале 80-х годов ХХ века в США среди наркоманов. Сейчас эпидемия охватила около 190 стран мира.
2 - из Руководства по социальной гигиене и организации здравоохранения. М., 1987,
по Б. Т. Величковскому и соавт., 1994.