СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное занятие «Моя семья – моё богатство!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия актуальна всегда, потому, что семья основа всех основ. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие «Моя семья – моё богатство!»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Брасовская школа-интернат»







Воспитательное занятие



Тема

«Моя семья – моё богатство!»



7-8 класс







Подготовила и провела

воспитатель Аленичева Л.А.







2023-2024 учебный год







Тема «Моя семья – моё богатство!»

Цель: Формировать понятие о семье и ценностях семейных отношений; помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга. Задачи: - Расширить представления о семье, о важности и роли семьи в жизни человека; - Воздействовать на эмоциональные чувства; - Способствовать формированию у обучающихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи. - Способствовать сплочению коллектива, развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал (карточки, ромашки, пословицы, ладошки), клей-карандаш.

Ход занятия

I. Организационный момент


Воспитатель.

- Добрый день, уважаемые гости!

- Мы рады видеть вас на нашем занятии. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

- С каким настроением вы начинаете работать?

- Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!

Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше занятие будет успешным.


II. Актуализация темы, сообщение цели и задач

(Воспитатель показывает две одинаковые шкатулки)


Воспитатель. Вспомните, ребята, что обычно кладут в шкатулки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)

- Посмотрите, в одной из наших шкатулок тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства?


Ответы детей (Чтобы быть богатыми, что бы носить украшения, для домашней коллекции)


Воспитатель. Как вы считаете драгоценности, золото, серебро, украшения- это главное богатство для человека?

Ответы детей (Это не главное богатство)

Воспитатель. А какое богатство можно положить в другую шкатулку? Давайте подумаем вместе. Это самое главное богатство в жизни каждого из нас, без него нам было бы в жизни очень трудно.

Подумайте и скажите что в этой жизни для вас самое главное?


Ответы детей (это наша семья)


Воспитатель. Правильно ребята, Самое главная ценность для каждого человека это его семья.


(Воспитатель открывает вторую шкатулку и показывает слово семья или фото семьи)


Семья - это счастье, любовь и удача

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней заботы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Ведь счастливо жить одному невозможно!


Воспитатель. Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - семья!

Тема нашего занятия «Моя семья – моё богатство!» Слайд 1.

А почему семья для вас является богатством? Об этом и пойдёт речь на нашем занятии.


III. Работа по теме


Воспитатель

Как вы понимаете, что такое «семья»?


Ответы детей (семья - это близкие и родные люди, живущие вместе)


Воспитатель

Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова «Семья – это группа живущих вместе близких родственников»


(Воспитатель вывешивает определение на доску)


Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?


Конечно же, самые родные, близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Воспитатель.

- А знаете, от какого слова происходит слово «семья»?

- Слово «семья» происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему?


Ответы детей (из семечка вырастают колоски, у человека дети)


Воспитатель

Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.


Ребята, давайте перечислим самых близких членов семьи: ребенок, мама, папа, бабушка, дедушка.

Поднимите руки у кого из вас есть братья и сестры, бабушка, дедушка.


Воспитатель

Видите ребята, по количеству членов семьи все семьи разные,

и отличаются одна от другой.

А чем они отличаются?

(Высказывания ребят)


Воспитатель. Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.

- Может ли человек прожить без семьи? (Нет)

- Для чего нужна семья?


Ответы детей

Посмотрите на экран Слайд 2.

Давайте прочитаем


Для чего нужна семья?


учит любви

ответственности

заботе и уважению для счастья для поддержки для помощи


Воспитатель. Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.


Давайте попробуем с вами расшифровать слово семья.


(Воспитатель крепит слово «семья» на доске)

Выполним задание.



Задание №2 работа в парах

Перед вами карточки


На каждую букву слова «семья» вам предложены слова, но буквы в них перемешаны. Вы должны расставить буквы в порядке возрастания цифр и расшифровать эти слова. Затем ответить, какая должна быть семья?

( дети называют слова, воспитатель крепит слово перед каждой буквой)


С – сплоченная

Е – единственная

М – могучая

Ь – мягкий знак – смягчает все отношения

Я – яркая


Воспитатель.

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие - то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т.д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.


О таких семьях народ сложил пословицы и поговорки. Сейчас мы вспомним их.

Я предлагаю вам, закончить пословицы и поговорки о семье.


Слайд 3.

Счастлив тот, кто у себя дома

Когда семья вместе, так и душа на месте

Мой дом – моя крепость

Не нужен клад, когда в семье лад

Где семья дружна, не страшна беда

В семье разлад, так и дому не рад

Семья в куче – не страшна туча


Воспитатель

Молодцы, с заданием справились.

Семья – самое главное в жизни. Близкие и дорогие люди, которые должны быть сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Люди, которые всегда смогут выслушать, помочь, успокоить, дать совет и защитить. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье.


Ребята, скажите, как дети должны относиться к своим родителям?


Ответы детей (заботливо, по-доброму, с пониманием)


Воспитатель

Но, к сожалению, не во всех семьях бывает понимание, уважение, взаимопомощь.

Хочу прочитать вам одну притчу.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.


Воспитатель

О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?

Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.


Физкультминутка

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Что ж заряд хороший есть можно нам теперь и сесть.


Продолжим занятие.


Воспитатель

Ребята, мне очень хочется узнать, как вы относитесь к вашим родным людям. Для этого мы поиграем в игру, которая называется «Магазин одной покупки».


Правила игры

В магазине можно выбрать одну, самую, на ваш взгляд, нужную вам вещь. Только вот цена этой покупки выражена не в денежной форме.

Вы читаете «цену покупки», размышляете, брать её или не брать, какова её цена. Если вы решились сделать покупку, то забираете её себе, если нет, то возвращаете.

Работа с карточками

(Воспитатель раскладывает «покупки» – карточки, где лицевая сторона название вещи или картинка, а обратная – «цена покупки»).

Дети выбирают карточки, садятся на места и принимают решение.



Коньки - цена: Твой дедушка не сможет выкупить дорогостоящие лекарства. Компьютер - цена: Твоему папе придется найти вторую работу.

Велосипед - цена: Путевку в санаторий для дедушки.

Теннисные ракетки - цена: Бабушка не сможет заменить старые очки

Смартфон - цена: Твоей маме придется работать на двух работах с утра до ночи. Ролики - цена: Папа еще год будет ходить в старой куртке

Наушники - цена: Твоей сестре/брату придется разбить свою копилку, которая копила на мечту. Фотоаппарат - цена: Родители смогут оплатить операцию для бабушки.

Игровая приставка - цена: Мама не сможет купить себе зимние сапоги.

Футбольный мяч - цена: Придётся отложить ремонт бабушкиного телевизора.

Воспитатель

Вы играли, рассуждали, делали выбор в пользу другого, близкого вам человека, а вас это радовало?


Ответы детей (да, стало так хорошо на душе, было радостно, мне стало хорошо на сердце).

Воспитатель

Я с вами согласна. Эта игра показала, что у вас есть душа. Чтобы душа не болела, нужно  быть добрым, прежде всего. А добро – это не только что-то лёгкое и приятное, но и требующее выбора, усилий, отказа от чего-либо ради ваших родных людей. 


А теперь я хочу, чтобы вы ответили мне на вопрос? Какими бы вы хотели видеть идеальными родителей и детей ?


Задание

  Один ряд продолжит предложение. Если б я был идеальным родителем я бы был:


Ответы (внимательным, добрым, щедрым, заботливым, справедливым)


Второй ряд продолжит предложение. Если б я был идеальным ребёнком, я бы был:


Ответы (послушным, внимательным, хорошо учился, уважительным, честным)

Воспитатель
Спасибо за ваши ответы, хочу сказать, если вы действительно будете такими идеальными, то все в ваших семьях будет замечательно.


Ребята, так какие важные качества необходимо проявлять в семье, а какие нельзя?

Слайд 4

(Забота, уважение, ложь, внимание, любовь, злость, понимание, гнев, доверие, радость, доброта, нежность, ненависть, зависть.)


(Дети называют качества, плохие качества воспитатель убирает со слайда)


IV. Закрепление

Воспитатель

Ребята поднимите руки, кто хочет иметь крепкую, дружную, счастливую семью.


Тогда подумайте, что каждый из вас может для этого сделать.

Воспитатель

Ребята, у вас на столах лежат цветные ладошки, которые мы с вами приготовили заранее.

Я хочу, чтобы вы сейчас используя любое из этих качеств, написали на ладошке, что вы сделаете для своей семьи.

Например

Я буду заботиться о своих родных и близких, помогать им.

Я буду уважать родных и внимательно к ним относиться.

Я буду любить своих родных и понимать их.

Я стараюсь приносить родным радость и быть добрым ко всем.

Дети пишут пожелания

Воспитатель

Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить вокруг этого круга.


Дети выходят, прикрепить свою ладошку к кругу.

Садятся на место.


Воспитатель

Как вы думаете, почему именно вокруг круга вы расположили ваши ладошки?

Ответы детей


Воспитатель

Потому что в семейном кругу проще вести открытый разговор, это возможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг является гарантией вашей защищенности.

Вот такой символ семьи получился у нас.

Семья-это, словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

V. Итог занятия

Воспитатель

А знаете ли вы, что в мире празднуется день семьи? День семьи – международный праздник, который отмечается 15 мая. Этот праздник был официально провозглашен  в 1993 году. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.


Ребята, а наш класс можно назвать семьей? (Высказывания ребят)

Воспитатель

В какой-то степени можно.


Верно, ваш класс можно назвать семьѐй. Конечно, вы не родственники, но видитесь каждый день. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. Вы вместе узнаѐте что-то новое, если что-то у вас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если вы где-то проявляете себя с хорошей стороны, получаете грамоты, завоевываете места, то выигрывает весь класс. И мне бы хотелось бы, чтобы наш класс стал ещѐ дружнее и остался такой дружной семьѐй до окончания школы.

Всем спасибо!