Воспитательное занятие для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс
Тема урока: «Путешествие на луну»
Цель: создание условий для развития познавательного интереса обучающихся.
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Развитие интереса к космосу;
Развитие детской наблюдательности и любознательности;
Развитие конструктивных способностей и моделирования;
Развитие внимания, зрительной памяти, воображения;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие межполушарных связей.
Воспитательные задачи:
Воспитание бережного отношения к своей планете;
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: ножницы, карандаши, лист бумаги А4, лист в клеточку, карточки со словами и цифрами (приложение), иллюстрации (приложение), шаблоны ракет, звездочки, камушки.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Когда над землей летит космонавт -
Глядят ему вслед миллионы ребят,
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят
- Сегодня мы с вами станем космонавтами. Прочитайте хором слова, записанные на доске:
- Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много знать! (Приложение 1)
- Космонавту нужно выполнить программу полета, а это много различных заданий. Нам тоже придется пройти эти испытания. За каждое правильно выполненное задание на небе (на доске) будет загораться одна звезда. Чтобы небо было красивым, нужно зажечь много звезд. В этом случае мы сможем с вами долететь до Луны, когда программа полета будет выполнена. (Приложение 2)
Основная часть:
- Отгадайте загадку:
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Помчится до звезд.
- Да, это ракета. Для полета нам нужна ракета. (Приложение 4). Возьмите из конверта чертеж ракеты: квадрат из цветной бумаги - 8*8 см.). Разрежьте ножницами по линиям чертежа (правила обращения с ножницами) (Приложение 3). Обрезков быть не должно.
- Какие геометрические фигуры получились?
- Сколько всего фигур?
- Используя все геометрические фигуры составьте ракету.
- Не зевай по сторонам,
Мы сегодня космонавты!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету
Отправляемся на Луну!
Звезды, в гости ждите нас!
- А теперь в путь!
На старт! Внимание!
Считаем хором: 5,4,3,2,1, пуск!!!
- В верхней части листа нарисуйте облака. Для этого в каждую руку возьмите по простому карандашу. Выполните рисунок двумя руками одновременно. Получилось? Замечательно! На нашем пути загорелась еще одна звезда.
- А теперь задание для самых внимательных. Чтобы лететь было веселее мы взяли с собой друга. Нарисуем его на листочке бумаги в клеточку (дети выполняют графический диктант). (Приложение 5)
- Внизу листа поставьте точку. Далее проводим карандашом:
2 клетки вверх, 3 кл. вправо,
2 кл. вниз, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх,
2 кл. вправо, 2 кл. вверх, 2 кл. влево,
1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вниз,
3 кл. влево, 1 кл. вверх. 1 кл. вправо,
1 кл. вверх. 2 кл. влево, 6 кл. вниз, 1 кл. вправо
- Кто у нас получился на рисунке? (Собака)
- Верно, собака - друг человека. Собаки Белка и Стрелка летали в космос еще до первого полета человека. (Приложение 6)
Белка и Стрелка – это самые знаменитые в мире пассажиры космического корабля. Эти две собаки-космонавты первыми из представителей животного мира совершили путешествие на космическом корабле и вернулись живыми и невредимыми.
Полет Белки и Стрелки в космос был запланирован на 19 августа 1960 года на борту советского космического аппарата «Спутник-5». Длился он немногим больше суток, и за это время собаки успели семнадцать раз облететь земной шар по орбите.
Находясь на борту «Востока -1», Белка и Стрелка, сами того не подозревая, внесли огромный вклад в развитие космонавтики. Реакции организма собак на состояние невесомости и нахождение в космосе фиксировались специальными датчиками и передавались ученым на Землю.
И Белка, и Стрелка перенесли полет нормально, никаких существенных отклонений в процессах их жизнедеятельности не произошло.
С научной точки зрения полет в космос собак-космонавтов имел большое значение. На основании собранных данных ученые удостоверились, что полет в космос человека возможен и опасности для живого организма не представляет, но он должен быть максимально ограниченным по времени. Фактически, Белка и Стрелка утвердили возможность полета Гагарина в космос.
- Следующее задание: нужно построить дом из 6 счетных палочек.
- Какие геометрические фигуры использовали для домика? (квадрат и треугольник).
- А теперь из домика сделайте флажок.
- А теперь уберите палочки так, чтобы остался квадрат.
- Добавьте еще 2 палочки и положите палочки так, чтобы рядом с квадратом получилось еще 2 треугольника.
- Космонавты должны не только много знать и уметь, но и быть сильными и здоровыми, поэтому они даже в космосе делают зарядку.
Физминутка:
- В невесомости плывем мы под самым потолком,
К Марсу путь был очень долгим,
Стоп, выходим из кабины.
- Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите плечи с силой. Вдох, задержите дыхание, выдох! Повторите это упражнение, держа левой рукой правое плечо.
- Работаем дальше. Известно, что у любого космонавта должна быть хорошая память. Для этого нужно постоянно тренировать. Сейчас я буду показывать карточки разных цветов с разными фигурами. Внимательно рассмотрите их и запомните (20 сек.) далее закрываем картинки и показываем детям цветные карточки без фигур. Им нужно показать фигуру, которая была изображена на карточке данного цвета. (Приложение 7)
- Космонавту в полете приходится много работать, поэтому ему нужно полноценно питаться. Пища космонавта должна быть богата витаминами. Это полезно для здоровья. А где больше всего содержится витаминов?(В овощах и фруктах)
- Давайте поиграем в игру. Собираем урожай и называем только овощи. Условия игры: 1-ый ученик называет овощ, 2-ой ученик повторяет овощ и называет свой овощ и т.д.
- А сейчас попробуем составить загадку про один из фруктов. Составлять будем все вместе. Например, про яблоко.
(На доске заранее составлена таблица)
Параметры | Что бывает такое же? | Какое? |
форма | круглое | мяч |
цвет | красное | солнышко |
вкус | сладкое | арбуз |
(отвечая на вопросы обучающиеся коллективно заполняют свободные колонки на доске
- А теперь подставим между словами второй и третьей колонки в каждой строке два важных и маленьких слова (но и не). Давайте хором прочитаем загадку, которая у нас получилась:
- Круглое, но не мяч,
Красное, но не солнышко,
Сладкое, но не арбуз.
Заключительная часть:
- Молодцы! Наше космическое путешествие подходит к концу. Поступила срочная радиограмма:
36 145727 7 145786 (на доске) (Приложение 8)
Ключ к расшифровке радиограммы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
у | к | в | м | н | ы | и | ц |
Дети пишут на листочках расшифровку радиограммы (вы умники и умницы)
- Поздравляю всех с успешным «прилунением». Полет-путешествие на луну закончен. Все вместе вы выполнили программу полета. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось! Сколько звезд зажглось на нашем пути!
- Спасибо всем участникам нашего полета
- Возвращаться нам пора,
Полетели детвора!
Мы с полета возвратились
И на землю приземлились.
- Чему мы научились в полете?
- Понравилось ли вам путешествие?
Сейчас каждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу
справа, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний
день. Давайте я покажу (психолог дает обратную связь каждому ребенку).
И в заключение нашего путешествия мне хочется подарить вам лунные
камешки. Они не простые, они волшебные. Когда вам будет страшно или
когда вы будете волноваться, возьмите этот камешек в руки и он придаст вам
силы и уверенности.
До свидания, дорогие ребята, до новых встреч!
Кончен путь, приземлилась ракета, перед нами леса и поля.
Здравствуй наша родная планета! Здравствуй наша родная Земля!
- Сейчас каждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу справа, что ему понравилось в поведении одноклассника за сегодняшний день. Давайте я покажу как...
- И в заключение нашего путешествия мне хочется подарить вам лунные камешки. Они не простые, они волшебные. Когда вам будет страшно или когда вы будете волноваться, возьмите этот камушек в руки и он придаст вам силы и уверенности.
До свидания, дорогие ребята, до новых встреч.
Приложение 1
Космонавтом хочешь стать?
Должен много – много
знать!
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
36 145727 7 145786