СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект воспитательного занятия "Викторина имён"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательного занятия "Викторина имён"»

Конспект воспитательного занятия

от 12.12.2022

Воспитатель Мушегова С.А. группа ГПД

Воспитательное занятие

Тема: «Викторина имен»

Цели: 

  • познакомить детей с историей русских имен, с их значением, назначением;

  • рассказать, как имя влияет на судьбу и характер человека;

  • познакомить с наукой, изучающей имена.

Задачи:

1) обучающая: обучить детей правильно и полно называть имена;

2) коррекционно – развивающая: развивать кругозор, внимание, любознательность;

3) воспитательная: воспитать уважение к своему имени и к именам других людей.

Оборудование: ромашка с заданиями, вагончики-слога (составь имя), карточки с «неполными» именами.

Ход занятия:

I. Организационный момент

II. Постановка темы и цели занятия.

- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звездочка, которая определяет его дальнейшую судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня мы приоткроем тайну наших имен.

- Ребята, а может быть, кто-нибудь знает, почему родители дали вам именно то имя, которое вы носите? Меня, например, назвали в честь бабушки папы, т. е. моей прабабушки.

(Ответы ребят.)

- Молодцы! Очень хорошо, что вы интересуетесь историей своего имени. А кто не знает, обязательно поинтересуйтесь у родителей, почему они дали вам ваше имя.

III. Ход достижения цели занятия.

- Сейчас мы проведем с вами конкурсы.

Конкурс 1. «Вагончики-полуимена».

(Вагончики вразброс приклеены к доске.)

- Ребята, посмотрите на эти вагончики. На каждом из них написан слог. Раньше эти вагончики составляли имена, но когда их собирали в один состав (присоединяли к поезду), то перепутали их места, разыщите все потерявшиеся имена. (Дима, Маша, Саша, Даша, Марина, Катя, Надя).

- Молодцы! Все имена нашли. А кто-нибудь из вас знает, как называется наука, изучающая имена?

- Эта наука называется антропонимика. Люди, изучающие эту науку, очень много знают о своем имени, о его происхождении, значении. Кто-нибудь знает, что на Руси раньше имена были своеобразными характеристиками человека, отражающими внешность, характер, возраст, поведение. Такие, например, как Мал, Бел, Косой, Добр, Молчан. Также могли называть по времени года, например - Зима. Князьям и княгиням же давали имена Владислав, Владимир, Людмила, Любава и другие. Много интересного антропонимика рассказывает и об обычаях народов.

Конкурс 2. «Полное имя».

- Когда вы вырастете большими, повзрослеете, вас будут называть немного по-другому, а точнее, полным именем. Например, раньше меня звали Дашей, а сейчас уже Дарьей. А вы знаете, как звучит ваше полное имя?

- Молодцы! Давайте потренируемся еще. Я буду вам говорить короткие имена, а вы - полные, только по очереди, поднимая руку! (Саша, Миша, Маша, Лена, Дима, Жора, - Ваня, Сеня - Семён, Валя (ж), Валя(м), Сережа, Соня, Лёша, Лика)

- Молодцы! Знаете полные имена. Теперь мы с вами знаем, как полно, а главное, правильно именовать своих товарищей, друзей, но вот откуда «пришли» наши имена и что они значат - вы знаете?

- А я с помощью антропонимики знаю, что имя Иван (др. - евр.) значит благословение,

Александр (греч.) - защитник,

Алексей (греч.) - помощник, заступник,

Анатолий (греч.) - восточный,

Андрей (греч.) - мужественный,

Василий (греч.) - царственный, царь,

Максим (греч.) - большой,

Никита (греч.) - победитель,

Валентина (лат.) - сильная, жизнеспособная,

Галина (греч.) - тихая, спокойная,

Светлана (рус.) - светлая, и другие ...

- Вот такие имена! Они не только помогают нам общаться друг с другом, но и рассказывают о качествах человека, который его носит.

Конкурс 3. «Угадай имя».

Учащимся раздаются карточки с неполными именами.

На каждой карточке зашифровано имя. Здесь записаны только согласные буквы имени, а чтобы узнать имя, надо только вставить гласные. Например: СШ- это имя Саша. А вот другие карточки... (Даша, Марина, Таня, Тома, Лена, Надя, Рима...)

- Ух, какие вы догадливые! Молодцы, ребята, всё угадали!

- Ребята, а кто-нибудь из вас отмечает свой день ангела? ...

- Отмечать день своего ангела, то есть именины, - древняя русская традиция, о которой сейчас редко вспоминают. А зря! Это второй день рождения, причем у одного имени может быть много дней-именин. Именины называют днем ангела благодаря преданию, которое перенимается с традициями и поверьями многих народов. В этом предании говорится, что когда ребенку дается имя, с небес спускается ангел - защитник, оберегающий человека всю жизнь, отсюда и другое название именин - день ангела.

- Вот, например, Анастасия отмечает свой день ангела 4 января, Александр - 7 февраля, Наталья - 8 сентября, Иван - 2 января, Алексей - 25 февраля, Маша - 14 апреля, Тамара - 14 мая, Вера- 30 сентября.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. 

Конкурс 4. «Тезки».

- Ребята, а вы знаете, что означает слово «тезки»?

- Правильно! Тезки - это люди с одинаковыми именами. А кто знает своих знаменитых тезок? ...

- Молодцы! Хорошо знаете знаменитостей, много умеете. А теперь проверим, насколько вы внимательны.

Конкурс 5. «Посчитай».

Ян, Сережа, Коля, Ванда –

Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько их получится?

(Шесть игроков.)

- Молодцы! Всех сосчитать сумели!

- Ребята, посмотрите на доску. От ромашки заданий осталась одна лишь серединка

IV. Рефлексия.

- Итак, ребята! Вы узнали для себя что-нибудь новое?

- Как называется наука, изучающая имена?

- Молодцы!