Волшебные слова
Цель: систематезировать знания детей о вежливых словах; развивать внимание, логическое мышление, артистические способности, умение подбирать рифму; воспитывать стремление активно использовать в своей речи вежливые слова.
Оборудование : у учащихся – цветные карандаши, четверть альбомного листа.
Воспитатель: Начать занятие я хочу со сказки (автор Р. Куда), которая называется «Принцесса-С- Самым –Красивым- Голосом».
У «Принцессы-С- Самым –Красивым- Голосом» был самый красивый голос. Не то что серебристый, а просто золотой. А стоит ли пользоваться золотым голосом, только чтобы сказать «здравствуй» или «прощай», или «который час»? Пользоваться самым красивым голосом стоит, только когда наступит самый крайний случай.
Вот и неговорила принцеса ни «здавствуй», ни «прощай», вот и не желала ни « хлеб да соль», ни «Бог в помощь».
«Принцесса-С- Самым –Красивым- Голосом» ждала самого крайнего в жизни случая, чтобы подать наконец свой золотой голос.
Другие ничего не знали про то, что она ждет. Давно уж решили, что принцесса немая и просто не умеет говорить.
Зато «Принцесса-С- Самым –Негодным- Голосом» всегда заговаривала с теми, кто ей встречался, ее голос без опаски звучал в лесу и на лугу, на городской улице и во дворе хутора. Когда принцесса приходила, она говорила «здравствуй», а когда уходила- «прощай». И «спасибо» она говорила и «простите» тоже.
В жизни так не бывает, чтобы не пришел крайний случай. Вот и в жизни «Принцесса-С- Самым –Красивым- Голосом» наступил самый край ний случай. В тот день, когда во всеуслышание обьявили, что самый красывый голос у «Принцессы-С- Самым –Негодным- Голосом».
Тут от испуга у «Принцесса-С- Самым –Красивым- Голосом» открылся рот и она хрипло каркнула: «Вовсе не у нее, а у меня!».
Воспитатель: Итак как вы думаете, ребята, какие слова и выражения помогли «Принцесса-С- Самым –Негодным- Голосом» приобрести самый красивый голос? (Ответы детей) Какие еще подобные фразы вы знаете? Как их называют? (Вежливые, или волшебные слова)
Воспитатель: Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить волшебные слова, которые прозвучат в нем.
Волшебные слова
Извини,
Пожалуйста
И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения-
Есть еще таблица – Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»-
Волшебные слова.
Запись учащимся выражений в тетрадь. Проверка.
Воспитатель: Есть русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомо слова «Здравствуйте!». А зачем мы его произносим?
- Слово «Здравствуйте!» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда то давно, люди, произнося слово «Здравствуйте!», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным.
Что такое «здравствуй»? Здравствуйте!
Лучшее из слов Здравствуйте! – ты скажешь человеку
Потому что «здравствуй» Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
Значит будь «здоров». И, наверно, не пойдет в аптеку
Правило запомни, И здоровым будет много лет.
Знаешь – повтори. Доброго пути!
Старшим это слово Нам желают: доброго пути!
Первым говори. Будет легче ехать и идти.
Вечером расстались, Приведет, конечно, добрый путь
Встретились с утра, Тоже к доброму чему-нибудь.
Значит, слово «здравствуй»
Повторить с утра.
Спасибо! До свидания!
Мы все припомнить не смогли бы, Когда мы увидимся снова?
Ведь это было столько раз… - Никто не ответит заранее…
За что мы говорим «спасибо»? Сказать остается два слова,
За все ,что делают для нас. И мы говорим «досвидания!»
Будьте добры
Будьте добры, -это я говорю по секрету,
Будьте добры- и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Воспитатель: Подберите по рифме вежливое слово или выражение:
Всегда я маме говорю: « За обед ….» (благодарю)
Отзовется даже рыба, услышав теплое …. (спасибо)
Прощенья попросить хотите – скажите четко …..(извините)
Каждый день мы не напрасно говорим знакомым …(здравствуй)
Приятеля обидев, попроси : «Пожалуйста,…(прости)
Пролся,запомни, как пароль: «Пожалуйста,….(позволь)
Знакомым на прощание скажите….(до свидания)
Перед сном причтно очень услыхать….( спокойной ночи)
Воспитатель: Следующее задание заключается в том, тобы к каждой группе выражений из азбуки вежливости подобрать обобщающее слово (запись на доске, коллективная работа)
а) Анна Николаевна! г) Здравствуй!
Андрюша! Добрый день!
Дорогая бабушка! Приветствую.
Милая мама! Добрый вечер.
б) Я очень вас прошу.. д) Простите, пожалуйста
Будьте добры! Прошу меня извенить.
Вы не могли бы.. Виноват…
Будь любезен! Прошу прощения.
в) Спасибо! е) До свидания!
Благодарю Вас. До скорой встречи.
Я вам очень признателен. Всего хорошего.
Большое спасибо. Пока.
Обобщающие слова: извинения, обращение, прощание, приветствие, просьба, благодарность.
Простите
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся,
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите»,- сказал.
И мама молчит
Улыбается даже:
«Мы купим другую,
Есть лучше в продаже».
«Простите!» казалось бы,
Что в нем такого,
А вот ведь какое
Чудесное слово
Вапросы:
О каком честном поступке говоритьсч в стихотворении?
Какое чудесное слово использует папа?
Когда и как его надо произносить?
Ты умеешь им пользоваться? Как часто прибегаешь к его помощи?
Воспитатель: попробуйте дополнить предложения недостоющими словами
…..говори «доброе утро», а вечером …..
…..говори «здравствуй», а прощаясь…
…то тебя называют вежливым, а если не пользуешся волшебными словами…
…. относишся к людям, так и люди будут..
…..на душе становиться хорошо, а от злых слов…
Воспитатель:А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах:
F | F | Д | V | D | О | C | Б | L | Р | K | О | Е |
С | N | Б | V | Р | А | U | Т | J | С | Т | В | О |
S | Л | R | У | I | Ч | J | О | Q | Ш | Е | I | Q |
U | S | Б | J | О | R | Г | А | Т | С | Т | В | А |
Ответ: доброе братство лучше богатства (читаем только русские буквы)
П | Е | В | Л | И | В | Е | Е |
Р | Т | О | О | Г | П | Ж | Т |
И | Л | Е | В | Н | О | Д | |
В | И | С | О | Е | Б | А | |
Ответ: приветливое слово и гнев побеждает (читаем столбцами)
Воспитатель:
-Каким тоном надо произносить приветствие?
-Когда говорим слова «простите», «извините»?
-Познакомимся с интересным явлениев –интонацией. Когда мы говорим, важно не то, что говорим, но и с какой интонацией.
Автор: Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена ей испачкает пальто.
Старушка: «Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так себя вести нельзя!
Лена: « А что я сделала? Подумаешь, пожалуйста! Буду сидеть спакойно!»
Автор: И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.
Воспитатель: и девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?
(Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извеняется за то,что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря «Да, я знаю вежливые слова, но они для меня ничего не значат»)
Д | О | Б | Р | О | Е |
С | Л | О | В | О | И |
К | О | Ш | К | Е | П |
Р | И | Я | Т | Н | О |
Ответ: доброе слово и кошке приятно(читаем строчками)
Воспитатель: Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим! Помните, что усилить красоту этих слов вам помогут улыбка и доброжелательный взгляд.
Эти чудные цветы
Добавят красоты,
И станет в мире меньше зла
И больше доброты.
И в заключении я вам раздам «эти чудные цветы», на лепестках этих цветов вам нужно будет написатьзапомнившиеся вежливые слова.(самостоятельная работа)Подарите друг другу эти цветы на память о сегодняшнем занятии. Пусть они всегда напоминают вам о необходимости как можно чаще употреблять добрые слова.
Подведем итоги занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал…»