СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные часы по ПДД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные часы по ПДД»

Тема: Дорожные знаки


В настоящее время в приложении 1 к ПДД есть 8 разделов, в каждом из которых рассматривается отдельный тип дорожных знаков:

  • предупреждающие знаки;

  • знаки приоритета;

  • запрещающие знаки;

  • предписывающие знаки;

  • знаки особых предписаний;

  • информационные знаки;

  • знаки сервиса;

  • знаки дополнительной информации.


Дорожные знаки разбиты на группы таким образом, чтобы в каждой из групп находились знаки схожие по смыслу.


Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков. В основе большей части предупреждающих знаков лежит красный треугольник, который хорошо видно издалека.

Знаки приоритета, в отличие от предупреждающих знаков, устанавливают преимущественное право проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, а также узких участков дороги.

Запрещающие знаки запрещают водителю выполнять определенные действия.

Предписывающие знаки являются противоположностью рассмотренных ранее запрещающих знаков. Предписывающие знаки позволяют выполнять лишь строго определенные действия строго определенным участникам дорожного движения.

Знаки особых предписаний сочетают в себе элементы как запрещающих, так и предписывающих знаков.

Знаки дополнительной информации служат для уточнения значений дорожных знаков из других разделов.

Информационные знаки и знаки сервиса в большинстве своем носят исключительно информационный характер, т.е. ничего не разрешают и не запрещают.









Тема: Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов.


Цель занятия: Формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.


Содержание занятия.

Правостороннее движение - это когда транспорт движется только по правой стороне проезжей части. Рассказывает, что правостороннее движение в России исторически сложилось во времена, когда еще были конные упряжки. Они должны были придерживаться правой стороны, чтобы не сталкиваться.

Правостороннее движение распространяется и на пешеходов. По тротуару надо ходить с правой стороны. Учитель напоминает учащимся, что слово «тротуар» в переводе с французского языка означает «место для движения пешеходов». Одни люди идут по правой стороне в одну сторону, а другие - навстречу, тоже по правой стороне.

Учитель спрашивает учеников: где должны ходить пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки? (Ответ: по обочине.). Однако ходить по обочине опасно. Иногда на нее съезжают машины, поэтому надо быть внимательным, чтобы вовремя избежать опасности.

Напоминает, что если нет тротуара, пешеходной дорожки, обочины, то можно в сопровождении взрослых идти по краю проезжей части дороги в один ряд и навстречу движению транспорта. Тогда водители видят пешеходов издалека. Кроме того, если машины едут с большой скоростью, можно отойти немного в сторону от шоссе, чтобы не случилось аварии.

Опасности на улицах и дорогах могут возникнуть из-за погоды. Зимой надо быть очень осторожным, потому что можно поскользнуться и упасть перед машиной. Обзору дороги может мешать капюшон, поднятый воротник. Весной на тротуаре большие лужи, и дети, чтобы обойти их, выходят на проезжую часть. А этого делать нельзя - может неожиданно появиться машина. В тумане водители могут не увидеть пешеходов, которые неправильно переходят улицы и дороги. В результате происходят аварии. Поэтому важно постоянно быть внимательным, чтобы видеть и слышать, что делается вокруг.

Особенно опасным участком дороги считается перекресток, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

На перекрестке может быть светофор и регулировщик - например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или регулировщик, называется регулируемым, т. е. управляемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров - он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.


1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.

3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.

4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

Учитель напоминает детям о том, где можно, а где нельзя играть.

  • Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах, катках.

  • Горки, с которых катаются на санках, не должны заканчиваться у края проезжей части - есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.

  • Летом кататься на велосипедах или самокатах можно только в специально отведенных местах.

  • Категорически запрещено выезжать на проезжую часть или тротуар - это создает помехи для движения транспорта и пешеходов.

  • Движение на велосипедах по проезжей части дорог разрешается только с 14 лет.

  • Играть следует на детских и спортивных площадках, стадионах.

  • Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на проезжей част дорог и тротуарах - это мешает движению транспорта и пешеходов.


В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть специальный раздел «Обязанности пешеходов». Учитель кратко излагает суть этого раздела.

Обязанности пешехода.

Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ним невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.

Организованные колонны людей должны двигаться по правой стороне проезжей части не более чем в четыре ряда, не создавая помех транспортным средствам. Впереди и позади колонны с левой стороны идут сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с зажженными фонарями (спереди

- белого цвета, сзади - красного).

Группы детей могут ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, а если их нет - по обочинам в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Переходить дорогу пешеходы должны по подземным или надземным пешеходным переходам, либо в местах, обозначенных разметкой или знаками. На участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, пешеходы должны переходить дорогу на перекрестках по линии тротуара или обочины, а между перекрестками - только под прямым углом в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Переходя дорогу, нельзя останавливаться на проезжей части. Если пешеходы не успели закончить переход, то следует остановиться на «островке безопасности».

При приближении специальных транспортных средств пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части.


Практическое задание:

Изобразите на листе бумаги проезжую часть дороги. Вам необходимо на одной стороне нарисовать светофоры, а на другой - пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками или дорожной разметкой «зебра». Еще раз повторить, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.


Вопросы для закрепления знаний:

1. Как вы понимаете термины «правостороннее движение» и «левостороннее движение»? В каких странах они используются?

2. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие - запрещают?

3. Как надо переходить дорогу, если нет светофора?




















Беседа по теме «Перекресток, зебра, островок безопасности»


Учитель напоминает учащемся, что перекресток —это место пересечения двух и более улиц или дорог. Перекрестки бывают трехсторонние, четырехсторонние и площади. По способу организации движения перекрестки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Первые имеют регулировщика или светофор Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

Обычно нерегулируемые перекрестки — это перекрестки с неинтенсивным движением транспорта. Однако именно они требуют от учащихся особого внимания при переходе. Ведь если для правильного перехода регулируемого перекрестка достаточно руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, то для перехода нерегулируемого перекрестка учащийся должен сам принять решение, когда начинать переход и каким темпом двигаться, определить место для перехода. При этом он самостоятельно должен оценить скорость движущихся к переходу транспортных средств и расстояние до них. Надо ли говорить, что такая задача далеко не всегда решается учащимися успешно, и не случайно ошибки в определении ими места и времени перехода входят в число наиболее типичных в статистике дорожно-транспортных происшествий.

Линии пешеходных переходов служат для обозначения участка, по которому пешеходам разрешается переходить проезжую часть. Линии пешеходных разметок наносятся на перекрестках или в других удобных для перехода местах. Переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода («зебры») или пунктирными линиями поперек проезжей части. Эта разметка обозначает пешеходный переход, где движение регулируется светофором.

Специальной разметкой в виде сплошных линий желтого цвета обозначаются остановки транспортных средств общего пользования, въезд на которые категорически запрещен.

В больших городах на широких улицах имеются так называемые островки безопасности. Пешеходы, не успевшие завершить переход проезжей части, могут остановиться на них, чтобы пропустить машины.

Как правило, островки безопасности имеются на улицах с двусторонним движением. Они разделяют улицу на два проезда со встречным движением. Обычно островки безопасности устраиваются в виде небольшого возвышения на проезжей части улицы или разметки белыми линиями. Машинам запрещено заезжать на островки безопасности даже при отсутствии на них пешеходов.

Линия «стоп» предназначена для водителей и наносится за 2 метра до пешеходного перехода. У этой линии, указывающей место остановки транспорта при запрещающем сигнале светофора или регулировщика, водитель должен остановиться.



Вопросы для закрепления знаний:

Какие виды перекрестков вы знаете?

Чем отличается регулируемый перекресток от нерегулируемого?

Как нужно переходить регулируемый перекресток?

В чем сложность перехода нерегулируемого перекрестка?

Каково назначение дорожной разметки?

Для кого предназначена линия «стоп»?

Как обозначается «зебра» и в чем ее назначение?

Что такое островок безопасности и где он располагается?








































Беседа «Светофор»

Цель: Объяснить учащимся назначение светофора. Рассказать о значении светофора.


Вступление.

(Читает учитель)

С виду грозный и серьёзный,

Очень важный светофор

С перекрёстка, с перекрёстка

На меня глядит в упор.

Всё, что хочет он сказать,

Я умею, я умею по глазам

Его читать!

Различать я должен ясно –

Цвет зелёный, жёлтый, красный.


Учитель: - Догадались, о чём сегодня будем говорить?

Мы познакомимся с правилами перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором, т.е. научимся правильно переходить улицу с помощью светофора.


Беседа:

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о светофоре? (выслушиваются ответы детей).


Повторим ещё раз: красный сигнал светофора запрещает пешеходам движение. А что вы будете делать, если красный вспыхнул, а вы уже начали переход? Обязательно нужно быстрее вернуться на тротуар. Если вдруг вы оказались на середине проезжей части, то надо дождаться зелёного сигнала, стоя на «островке безопасности» или осевой линии. (показ учителем на магнитной доске). Если, конечно, транспорта нет совсем на дороге и не видно вдали, то можно осторожно продолжить движение к тротуару, но не в коем случае нельзя пятиться назад или паниковать и метаться перед движущимися машинами.

Жёлтый сигнал – предупредительный. При жёлтом сигнале начинать переход нельзя ни в коем разе, потому что с другой стороны машины могут ещё двигаться.

Пересекать дорогу можно лишь при зелёном сигнале светофора. Вы, конечно, видели на дорогах светофоры, у которых нет жёлтого сигнала. Где встречаются такие светофоры? Правильно, такие светофоры встречаются на пешеходных переходах. Они и называются пешеходные. В современных городах на переходе устанавливаются световые табло для пешеходов. Следует строго подчиняться их сигналам. Вот мы повторили сигналы. Давайте попробуем применить их в действии. Поиграем с сигналами светофора. Вот вам воображаемая «дорога», а вот «тротуар».

Скажите , вы часто наблюдали, как водители транспорта не выполняли сигналы светофора? А пешеходы? Часто ли они допускают это грубое нарушение Правил дорожного движения? Нужно честно признаться, что дисциплина пешеходов отстаёт от дисциплины водителей. А почему? Ведь значения сигналов светофора одинаковы и обязательны для всех. К кому обращён красный сигнал светофора, тому и запрещается движение.









































Тема: Правила поведения на улице


Выполнение правил движения пешеходов — это элемент культуры поведения человека. Некоторые школьники думают, будто на улице на них никто не обращает внимания, никто не замечает их, и поэтому можно вести себя как хочется — прыгать, бегать, шуметь, останавливаться группами на тротуарах и. т. п. Это далеко не так, на улице следует вести себя так же, как и в других общественных местах.

Правила поведения на улице складывались в результате большого опыта в жизни общества. Эти правила должны выполнять все учащиеся:


  1. По улице надо ходить подтянуто, умеренным шагом и только по тротуару или пешеходному переходу, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать другим;

  2. Нельзя ходить в ряд по несколько, более двух человек, или большой группой — это мешает другим;

  3. При встрече товарища нельзя останавливаться для разговора на середине тротуара, надо отойти в сторону;

  4. Бросать бумажки, кожуру от фруктов и. т. п. Запрещается. Для этого есть урны и мусорные ящики, кроме того, прохожие могут наступить на кожуру от фруктов, поскользнуться и упасть;

  5. С наступлением заморозков нельзя кататься на тротуарах, превращать их в каток: пешеходы могут поскользнуться и упасть;

  6. Нельзя толкаться, из-за этого другие могут сойти на проезжую часть улицы и подвергнуть свою жизнь опасности и тд.


Статья 122. Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения.


  • Нарушение пешеходами правил дорожного движения, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,3 минимального размера оплаты труда.

  • Нарушение правил дорожного движения лицами, управляющими мопедами, велосипедами, а также нарушение правил дорожного движения возчиками, пассажирами или другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, - влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 минимального размера оплаты труда.

  • Нарушение правил дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, - влечет наложение штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда.

  • Нарушение правил дорожного движения, совершенное лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, повлекшее причинение материального ущерба, - влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда.

  • Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, повлекшее причинение легких телесных повреждений, - влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты.














































Викторина «Как ты знаешь Правила дорожного движения».


Для проведения викторины используются вопросы, подготовленные педагогом совместно с учащимися. Для подведения итогов игры создаётся жюри, в которое входят двое учащихся.

Перед началом викторины один из членов жюри знакомит учащихся с правилами провидения викторины, затем чётко и ясно задают вопросы:


1.Как правильно перейти улицу? (Рассказать и показать.)


2.На какие указатели надо обращать внимание, идя по улице?


3.Можно ли ходить группам по тротуару?


4.По какой стороне тротуара надо идти?


5.Где идти, если нет тротуара?


Включить вопрос в виде загадки или предложить за определённое время найти на картинке нарушения правил дорожного движения пешеходами и другими участниками движения.


Задания и вопросы:

  1. Расскажите, как надо вести себя на тротуаре?

  2. Почему опасна брошенная на тротуар кожура от фруктов?

  3. Кому учащиеся должны уступать дорогу на тротуаре в узких местах?

  4. Надо перейти дорогу. Где можно это сделать?

  5. Куда надо сообщить, если на дороге возникла неисправность, угрожающая безопасности движения?

  6. Назовите меры ответственности пешеходов за нарушение ПДД.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!