СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные возможности сказки на занятиях эстетического цикла.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном материале рассказыается о возможностях использования сказок на занятиях эстетического цикла и приведенны примеры сказок.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные возможности сказки на занятиях эстетического цикла.»







Воспитательные возможности сказки на занятиях эстетического цикла







Подготовила

Кривошеева Е. Н.

учитель МБОУ лицея №4

города Чехова







2022

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что многие, в том числе и художественные способности детей семи - девяти лет развиваются наиболее интенсивно в процессе овладения конкретного вида искусства, например, изобразительного. Изучая приемы использования выразительных средств, цвета, линии, формы, для передачи своих мыслей, переживаний и чувств, ребенок проникает в тайны создания художественных образов.

К семилетнему возрасту складывается общий "возрастной портрет" ребенка, показатель разных сторон развития, на которые можно опираться при обучении детей данного возраста изобразительному искусству:

Социальное развитие:

  • стремятся быть хорошими, первыми;

  • умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

Организация деятельности:

  • способны воспринимать объяснения нового материала и выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действий;

  • могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично;

  • способны, сосредоточено, без отвлечений работать по инструкции 10 - 15 минут.

Интеллектуальное развитие:

  • проявляют самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;

  • с удовольствием воспринимают любую новую информацию;

  • имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, жизни;

Развитие памяти и внимания:

  • значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

Развитие мышления:

  • наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно - образное мышление, доступна логическая форма мышления.

Зрительно- пространственное восприятие:

  • различают пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над-под, перед- возле, сверху - снизу, справа - слева);

  • различают и выделяют простые геометрические фигуры и сочетания фигур; классифицируют фигуры по форме, величине;

  • мысленно находят часть от целой фигуры, достраивают фигуры по схеме;

Зрительно- моторные координации:

  • срисовывают простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов;

Развитие движений:

  • координируют движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструированием, мозаикой, рисованием;

  • готовы к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т.п.)

  • стараются соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в творческих видах деятельности;

  • интересуются новыми видами деятельности;

Из перечисленного видно, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов при обучении изобразительному искусству.

В семи - девяти летнем возрасте ребенок делает серьезный шаг в большой мир взрослых в надежде разобраться со всеми "зачем?" и "почему?". Путеводителем по жизненному пути может служить народная мудрость - сказка, услышанная ребенком, пересказанная им, нарисованная, та, в которую он играет. Сказка творит чудо - она воспитывает, греет, лечит, учит жить.

Сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии, мышления, творческого воображения и видения и усвоению основных нравственно- эстетических понятий: добро и зло.

Сказочные герои - добрые и злые, прекрасные и безобразные волнуют с детства, учат любить добро и красоту, ненавидеть зло и трусость, несправедливость.

Сказка и игра сопровождает ребенка в начальной школе на всех уроках, а на уроках эстетического цикла, в частности, на уроках ИЗО без сказки обойтись невозможно.

Очень важно, что каждая сказка не только помогает изучать программный материал, но и содержит мораль, воспитывает в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Существует еще один вид сказок – методические, они помогают раскрыть цели и задачи занятия, иногда служат основой драматизации на уроке, на ней строится вся структура занятия. Сочетая эмоциональные и познавательные стороны сказка помогает:

  • отличать добро и зло, прекрасное и безобразное;

  • делать осознанный выбор;

  • искать альтернативы в ситуациях выбора;

  • утверждать то, что значимо для детей;

  • оценивать и совершенствовать свой образ жизни;

Применение на занятиях такого метода направлено на развитие:

  • творческого воображения;

  • памяти и внимания;

  • логического мышления;

  • информационно-коммуникативной компетенции.




Сказка о непослушной девочке.



В одной семье росла очень непослушная девочка. Она часто уходила из дома без разрешения. Вот и в нашей сказке она убежала в лес и заблудилась. Долго искала девочка дорогу домой и набрела на лесной домик. Жил в этом домике Лесовичок, который охранял лес. Скучно ему было одному в лесу, решил он оставить девочку у себя. Вместе веселее! Но девочка скучала по родителям и просила показать ей дорогу домой. Тогда поставил Лесовичок условие непростое: без красок и кистей, без мелков, карандашей и фломастеров сделать картину с изображением разных деревьев. Если картина получится, то Лесовичок отпустит девочку домой.

Долго думала непослушная девочка, как выполнить задание.
Помогите этой девочке! Предложите ей способ выполнения задания Лесовичка! (дети предлагают своё решение проблемной ситуации) Вспомнила девочка, что в школе Мастер Изображения учил её видеть в обычном особенное, сравнивать предметы между собой. Стала она внимательно оглядываться и вдруг сделала открытие: листья деревьев все разные по форме и каждый похож на маленькое дерево со стволом, кроной и веточками. Вот и материал для картины! Собрала девочка листья разных деревьев, разложила их на бумаге, приклеила. И такая у неё картина получилась красивая, что Лесовичок спорить не стал. Отпустил девочку домой, а картину на самое видное место повесил. С тех пор девочка очень внимательно рассматривает мир вокруг себя. Ведь это так интересно! И слушается родителей.

Итог: сказка учит видеть зрительную метафору (на что похоже) в деталях природы.


Сказка о кляксе.

Жила-была одна девочка. Она любила рисовать, и у неё это хорошо получалось. Однажды она изобразила в альбоме зелёную лужайку, много полевых цветов, голубое небо и лучистое солнце. И вдруг нечаянно уронила с кисти жирную кляксу прямо на рисунок. Вот такую! (показать изображение кляксы). Все говорили, что рисунок очень красивый, только эта уродливая клякса всё портит. Девочка очень переживала, но тут на помощь ей пришёл Мастер Изображения:

- Ты часто смотришь на небо? Что ты там видишь? На что похожи облака? (беседа с детьми)

Облака – это огромные белые пятна, только наше воображение превращает их в животных, в сказочных существ. И твоя клякса, как облако, может превратиться в кого-нибудь. Только пофантазируй немного! Девочка подумала, дорисовала ножки, рожки, мордочку и на нарисованной лужайке появилась овечка (демонстрация учителем). Вскоре никто и не вспоминал, что это забавное животное было когда-то уродливой кляксой.

Итоги: сказка учит сравнивать, проводить ассоциации, видеть образ на основе пятна.

Сказка о радуге.

Жили в одной коробке разные краски. Они долго лежали на полке без дела. Им это наскучило, и стали краски хвастаться. - Я самая красивая, самая лучшая, - сказала Красная краска. – Ведь я самая главная на земле! Я – огонь, без меня всё замёрзнет. - Нет, я, - возразила ей Синяя. Я – вода, без меня всё засохнет.
Голубая:

- Я! Я – небо, воздух!

Коричневая:

- Я! Я – земля, плодородие!

Жёлтая:

- А я свет, солнце!

- Нет, я самая главная!

- Нет, я!

Спорили, спорили краски, да и подрались. Во время драки они так смешались, что получилась одна большая серо-бурая клякса. Пришла в гости к краскам Кисточка и пристыдила их: «Ая - яй! Жить нужно дружно!» Умылась кисточка чистой водой из баночки и набрала немного красной краски. Сделала мазок на листе и снова аккуратно умылась. Передохнула, коснулась оранжевой краски и сделала другой мазок и т.д. (Учитель демонстрирует приёмы работы кистью и рассказывает, как на листе расположить первую дугу будущей радуги) А чтобы краски запомнили, как располагаются цвета в радуге, Кисточка научила их такой фразе: КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН.

Первая буква каждого слова – первая буква в названии цвета.
Итоги: сказка в игровой форме воспитывает аккуратность и помогает запомнить названия и последовательность цветов радуги, формировать приёмы работы.


Сказка о короле, у которого менялось настроение.
В одном сказочном королевстве во дворце жил король. Вообще-то он был хорошим человеком, но у него часто менялось настроение. Когда король радовался, любой человек мог попросить у него помощь и получить её. Но если король грустил, то начинал кричать на людей. Ему самому потом было стыдно за то, что он был таким грубым, но он ничего не мог с собой поделать. Пришлось королю просить помощи у мудрого волшебника.
Почесал волшебник в затылке, сказал «крибле-крабле-бумс», и все люди в сказочном королевстве стали узнавать какое настроение у короля. Хотите знать, как? Как только настроение короля менялось, колокольчики, которыми был украшен дворец, начинали играть мелодии. Давайте послушаем их (прослушивание 2-х контрастных по настроению мелодий). - Как вы думаете, грустит король или веселится? К сожалению, не все люди могут слышать, поэтом мудрый волшебник сделал так, что как только настроение короля менялось, дворец начинал переливаться разными цветами. - Выберите из 2-х цветовых гамм передающую радостное настроение; грустное настроение.

С тех пор король, у которого менялось настроение, никогда больше не накричал ни на одного человека. И людям в королевстве спокойно, и королю не стыдно за себя.

Итоги: сказка помогает донести до сознания детей, что изображать можно не только предметный мир, но и мир чувств.