Воспитательные возможности на уроках математики
1 слайд
Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Одним из элементов, на котором базируется воспитание, является развивающее обучение, позволяющее обучающемуся выступать автором собственного видения мира.
2 слайд
Основные воспитательные цели на уроках математике являются
Воспитание культуры личности
Отношение к математике как к части общечеловеческой культуры
Понимание значимости математики для научно – технического прогресса
Воспитание активности, самостоятельности, ответственности
Воспитание нравственной культуры общения
Воспитание эстетической культуры
3 слайд
Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока?
Что должен сделать педагог, чтобы диалог на уроке состоялся?
Математика обладает большим воспитательным потенциалом.
Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через:
Отбор содержания материала;
Совершенствования структуры урока;
Организация общения.
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися. Все эти виды работ имеют свои особенности и возможности в воспитании. Рассмотрим примеры из опыта работы.
4 слайд
терактивный урок «Математика и профессии». Закрепление материала по теме
«Умножение и деление натуральных чисел». 5
«Математика в профессии»
Несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, лингвисту, историку, продавцу, сварщику, и трудно оборвать этот список, настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности в наше время.
Урок - соревнование можно провести для учащихся 9 – 11 классов.
Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
Учебная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;
Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд);
Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.
1) Во время поездки автомобиль на каждые 100 км пути тратит на 2 л бензина меньше, чем в городе. Водитель выехал с полным баком, проехал 120 км по городу и 210 км по загородному шоссе до заправки. Заправив машину, он обнаружил, что в бак вошло 42 л бензина. Сколько литров бензина расходует автомобиль на 100 км пробега в городе?
2) Сколько брезента необходимо для пошива тента для кузова автомобиля формы прямоугольного параллелепипеда, имеющие размеры: 3 х 1,50 х 2 м?
3) Автомеханик установил сначала 25% всех деталей машины при ремонте, потом 70% оставшихся деталей. После этого осталось ещё установить 27 деталей. Сколько всего деталей нужно было установить автомеханику?
4) Слесарь должен был изготовить определенное количество втулок, с нормой 19 втулок в день. Но он ежедневно изготавливал на 7 втулок больше, поэтому за 3 дня до срока он изготовил 29 втулок сверх плана. Сколько втулок сделал слесарь?
5) Сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,2 м, высота – 2,4 м. Сколько стали необходимо выполнения работы? (Прим.: на швы следует добавить 3% материала).
6) У фермера есть корова, которая дает в сутки 20 л молока. Молоко дает 25% сливок, сливки дают 20% масла. Сколько кг масла вы получите от бурёнки за год?
7) На полке в магазине стоят две банки земляничного варенья одного и того же сорта. Одна банка в 2 раза выше другой, но зато её диаметр в 2 раза меньше. Высокая банка стоит 23 руб., а низкая 43руб. Какую банку купить выгодней?
Следовательно, математика и математическое образование нужны для подготовки к будущей профессии, для работы по которой потребуются знания из алгебры, математического анализа, теории вероятности и статистики, а также многих других подразделов математической науки.
Также можно провести уроке по теме: «Математика и архитектура”, "Математика и оборона страны”, "Математика и экономика”, "Математика и медицина”, "Математика и сельское хозяйство”,
Следующий момент воспитания на уроках математики - это краеведение.
Воспитательные цели уроков краеведения:
1.воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности;
2.развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Урок «Экскурсия по Ульяновской области»
Фрагмент урока.
Задача №1 Сенгилей расположен в Среднем Поволжье, на склонах Приволжской возвышенности, на правом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище) в месте впадения рек Сенгилейка и Тушенка в Волгу.
ЗАДАНИЕ: Вычислите за какое время может проехать автомобиль расстояние 80км от Ульяновска до Сенгилея, двигаясь со скоростью 40км/ч.
Задача №2
В Ульяновской области более 270 видов птиц. Среди них встречаются ласточки, воробьи, скворцы, голуби. Ласточка живёт 16 лет, жаворонок – 9 лет, скворец – 19 лет, воробей – 13 лет, сорока -43.
ЗАДАНИЕ: Вычислите среднюю продолжительность жизни этих птиц.
Задача №3 Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Конечно, без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву. Учёные подсчитали,
сколько кг пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.
Дуб – 54 кг в год
Клён – 33 кг в год
Сосна – 35 кг в год
Ель– 32 кг в год
ЗАДАНИЕ: Сколько кг пыли собирают в год 8 сосен? Два дуба? Три ели?
Таким образом, краеведение является эффективным средством, способствующим
формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира.
В заключении
Урок математики - 40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все - вместе, дружно. И тогда не придется искать причину и повод для разочарования, грусти. Захочется жить, учиться и учить, любить и верить, что жизнь прекрасна!
Хороший педагог должен «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай.
Спасибо за внимание.