КГБУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «Эчган»
Воспитательный час:
На тему: «Курение одна из вредных привычек»
(Программа самообразования «Формирование ЗОЖ у воспитанников детского дома» на 2019-2020 год)
Подготовила: воспитатель 4-ой семейной группы
А.А. Трифонова
пгт. Палана 2019 год
Воспитательный час. Тема «Курение одна из вредных привычек».
Цель:
Сформировать представление о здоровом образе жизни, как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности.
формировать представление о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека;
выработать у учащихся негативное отношение к курению;
Оборудование: презентация; кроссворд; знак «Курить запрещается!»
Ход воспитательного часа
1.Организационный момент.
(Приветствие детей слайд 1)
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живёт:
То куда – то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится!
(Улыбка)
В: Улыбка нужна нам самим и предназначена другим людям, чтобы им было с нами
хорошо, легко и радостно. Давайте улыбнёмся друг другу.
Правила общения на воспитательном часе: (слайд 2)
С уважением относимся друг к другу.
Любое мнение заслуживает внимания.
Признаём право каждого на любой вопрос.
У каждого есть право быть выслушанным и понятым.
Пока один говорит, все его слушают.
О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
2. Сообщение темы и цели урока.
В: - Прослушайте стихотворение. О чем в нем говорится? (ответы детей, слайд 3)
Говорят, что сигарета
Смертоносный пистолет,
Убивает без огня
Закурившего коня.
Бросьте «Яву», бросьте «Приму»,
Будет в мире меньше дыму.
Застилает белый свет
Дым от ваших сигарет.
С сигаретою моей
Я худею и слабею,
И желтею, как трамвай,
Хоть в химчистку отдавай.
Всех, кто любит сигарету,
Тех, кто курит сигарету,
Всех таких учеников –
На скамейку штрафников.
В: - Да. Здесь говорится о сигарете.
Вы не раз слышали о вреде курения. Сегодня разговор пойдет о коварном враге человечества – никотине.
3. Работа по теме урока.
Никотин – это очень сильный яд. Вызывает паралич нервной системы (остановку дыхания, прекращение сердечной деятельности, смерть). (слайд 4)
В: Часто взрослые на вопрос “Зачем вы курите?” отвечают “Привычка”.
- Какие у нас есть привычки? (ответы детей, слайд 5)
- Как вы думаете, а какая это привычка?
К самой распространенной вредной привычке относится курение. Каждый год армию курильщиков пополняют миллионы людей. И самое страшное, что 4, 5, 6, 7 – классники уже начинают курить. Невинная на вид папироса, являющаяся для многих вначале забавой, а затем удовольствием, превращается со временем во врага, отнимающего здоровье у каждого, кто не сумел вовремя одуматься. После десяти-пятнадцати лет пагубная привычка курильщику становится в тягость, но к тому времени власть папиросы как наркотика столь сильна, что она преодолевает и рассудок. Может быть, в затяжных случаях наступает деградация умственных способностей, когда человек перестает понимать элементарные истины, понятные всем, но непонятные курящему.
А как курение получило свое распространение? (Рассказ воспитателя сопровождается презентацией.)
Немного истории. (Слайд 6)
Табак – это растение семейства Пасленовых родом из Америки.
Завез его в XV веке в европейские страны адмирал Христофор Колумб.
В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящееся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что, дикари традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев “тобакко” и несколько курильщиков”.
Растение получило название от имени провинции Тобаго.
Острова Гаити.
Быстрому распространению табака способствовало удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой очень трудно совладать человеку. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году. Табак курили, применяли даже в качестве лекарства, что часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью.
В царствование царя Михаила Федоровича Романова уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Торговля табаком и курение были разрешены в России в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.
Курение или здоровье – выбирайте сами!
По данным Всемирной организации здравоохранения от табака умирает каждый пятый. Каждый день в России из-за болезней, вызванных курением табака, умирает тысяча человек. В организме человека нет ни одной системы органов, которая бы не страдала от курения. Повреждаются легкие, сердце, органы пищеварения. Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов.
Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом “Курение или здоровье? Выбирайте сами!”
Пустяк, если ты еще молод.
Почему дети начинают курить?
. На основе статистических данных одной из основных причин начала курения является любопытство. Другая причина начала курения в молодом возрасте – подражание взрослым, товарищам или героям кино. Причиной курения может являться и принуждение со стороны курящих. Курящие, считают некурящих трусами, “маменькиными сынками”, несамостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей достигается с помощью первой выкуренной сигареты.
После опроса ребят выяснилось, что у 15 ребят курят папы, у 10 – дедушки, у 5 – мамы! Получается, что в этих семьях взрослые сами приучают детей к курению, показывая это на своем примере. С детства они делают своих детей курильщиками – пассивными курильщиками. Ведь ребята вдыхают воздух, насыщенный сигаретным дымом, который наносит больший вред, чем само курение. Мне кажется, что взрослым надо задуматься, прежде чем закурить в присутствии собственных детей: какой пример они им подают, каким образом сохраняют жизнь и здоровье своих любимых детей?! В то же время было приятно обнаружить, что хотя бы в 3х семьях никто из взрослых не курит! Думаю, что в этих семьях все очень заботятся друг о друге.
. Из опрошенных - 3 ребятам предлагали закурить.
Хочу обратить внимание ребят: выявлено, что большинство курящих сейчас людей начали употреблять табак, когда учились в школе.
Значит, если ты не закуришь в школе, то есть вероятность, что ты не закуришь никогда! Начиная курить, дети в большинстве случаев снижают успеваемость в школе. Обычно у них низкая самооценка и они не знают, как сказать НЕТ табаку.
Как сказать “НЕТ”?
Представьте себе ситуацию, когда вам предложили попробовать закурить. Как убедительно отказаться, чтобы вас при этом не посчитали трусом или “маменькиным сынком”? (Разыгрывается ситуация с желающими).
Как действует табак на организм
А так ли опасно воздействие табака на организм? Может, взрослые просто пугают?
Курение – это не просто вредная привычка. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте. Табачный дым крайне отрицательно влияет на состояние всего организма.
Органы дыхания
Табачный дым попадает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыму, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым.
Нервная система
При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.
Сердце
Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца.
Органы пищеварения
Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развивается гастрит, язвенная болезнь желудка. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний. У того, кто начал курить в детстве, можно ожидать развития к 35-40 годам рака легких, от которого не вылечился еще ни один человек на планете.
Девушка и курение.
Курение наносит женскому организму непоправимый ущерб.
30% курящих девушек страдают заболеваниями щитовидной железы, а инфаркт миокарда у курящих женщин бывает в 3 раза чаще, кожа становится серой, неэластичной, зубы и пальцы - желтыми от никотина.
Курение женщины приносит больше вреда, чем курение мужчины, так как сказывается на потомстве. Если женщина курит во время беременности, повышается вероятность самопроизвольных абортов, преждевременных родов, мертворождения. Курящие женщины в 42% случаев бесплодны.
Смертность новорожденных у курящих матерей на 28% выше, чем у некурящих.
Дети, родившиеся у курящих матерей, ослаблены и больны, у них ослаблен иммунитет, бывают судороги, эпилепсия. Такие дети отстают в интеллектуальном развитии, им сложнее учиться в школе, часто бывают головные боли.
Выкуривая сигарету, человек “угощает” свой организм теми вещами, которые в нормальной ситуации даже не додумался бы проглотить. Например, средство для снятия лака, туалетный очиститель, туалетный газ, топливо, которым заправляют ракеты, восковую свечу и даже батарейку.
Помните, что дети, рано пристрастившиеся к курению, не отличаются крепким здоровьем. Они бледны, у них частые головные боли. Курящие дети хуже растут, слабее развиты физически. Они нервны, раздражительны, быстрее устают, плохо запоминают новый учебный материал, неусидчивы, невнимательны и вообще хуже учатся, чем некурящие.
4. Игра «Мозаика».
На доске прикрепляется шесть карточек мозаики обратной стороной. Получив от детей правильный ответ на вопрос, переворачивается соответствующая карточка, и постепенно открывается знак «Курить запрещается!»
Вопросы:
Родина табака:
а) Португалия, б) Южная Америка, в) Испания.
2. Табак – трава или кустарник? (трава).
Кто впервые завез табак в Европу и вырастил на европейской почве?
(Французский дипломат в Португалии Жан Нико).
Что такое никотин? (Яд)
Где он содержится? Почему это вещество так назвали? В табаке обнаружено сильнодействующее вещество, которое назвали в честь открывателя Ж.Нико).
Как выводится никотин из организма? (никак).
5. Мозговой штурм (Слайд)
Игра “ Выбери лишнее слово”.
1. Курица, лиса, волк, медведь. К
2. Один, семь, умножение, три. У
3. Лещ, щука, рак, окунь. Р
4. Коза, лошадь, енот, корова. Е
5. Вчера, сегодня, ночь, завтра. Н
6. Вилка, нож, игла, ложка. И
7. Дуб, береза, ель, осина. Е
Кроссворд
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
противный звук, мешающий говорить и слушать как раз тогда, когда это интереснее всего; (кашель)
вредная привычка, мешающая нормальному функционированию организма; (курение)
органические вещества, содержащиеся в табачном дыме, вызывающие заболевания лёгких; (смолы)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
орган, который больше всего страдает от курения; (лёгкие)
орган, приобретающий жёлто-серый цвет от табачного дыма; (зуб)
капли этого средства хватает для убийства лошади. (никотин)
6.Работа в группах
Собери и прочитай пословицу
Курить – здоровью вредить
Табак – забава для дураков
Курильщик – сам себе могильщик
7. Анализ ситуаций.
Задача 1.
- Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
« У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Ноя слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще всего болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, веселый и сильный. Он занимается спортом .
А я все думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?»
Вопросы:
- Какой выбор надо сделать мальчику?
- Почему курящие люди часто болеют?
Задача 2.
_ Послушайте стихотворение:
У бабули юбилей:
Полон дом у нас гостей,
Гости много говорили,
Чай пили и курили.
И не радостно мне одному
Задыхаюсь я в дыму.
Дым вокруг от сигарет,
Мне в дыму том места нет!
Вопросы:
- Чем опасен для здоровья табачный дым?
-Как бы вы поступили, если бы оказались на месте героя стихотворения?
8. Итог воспитательного часа.
- Каковы последствия этой привычки?
- Какие вредные вещества находятся в сигарете?
- Как вы объясните поговорку: «капля никотина убивает лошадь»?
- Какой вред здоровью может принести сигарета?
- что нужно сделать, если рядом кто-то курит?
– Какую полезную для себя информацию Вы узнали на уроке?
– Сможете ли ВЫ объяснить друзьям и близким, почему курение вредит здоровью?