СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал урока истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал урока истории»

11














Воспитательный потенциал урока истории






Выполнила:

Сашкова Ирина Александровна



















План


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ……………..5

  2. НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ…………………………………………………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11
































ВВЕДЕНИЕ


«Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица,
ничего кроме вреда, не приносящая».
К.Д. Ушинский




      В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания. Школа является далеко не  единственным фактором гражданского образования и воспитания, но в современных условиях именно  она  может  оказаться  одним  из   важнейших институтов  социализации личности.

Урок истории – это часть учебного процесса, не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Также урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в школьном курсе и построенного по принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса вместе с обучением. Обучение и воспитание, дополняя друг друга, служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. Содержание современных учебных программ обладает большим воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, который предоставляет ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманизма. Профессионализм учителя заключается не только в методической грамотности, а в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности

 

 



















1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКОВ ИСТОРИИ


 Воспитательные задачи урока истории:


  1. научить определять суть и содержание духовных ценностей (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества;

  2. какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям;

  3. какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);

  4. взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами)

  5. способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся


 Последние десятилетие для России - время формирования гражданского общества и государства. Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? На протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Гражданское самосознание определяется сформированностью у учащихся основополагающих ценностей российской и мировой культуры. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ №751 от 04.10.2000 года, в числе основных целей и задач определяет:

- Воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;


-Формирование у детей и молодежи ценностного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры и межэтнических отношений;


-Разностороннее и современное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.


Воспитательный потенциал достигается не только  на уроках, но и также во внеурочной деятельности. Ребята интересуются прошлым и настоящим нашей страны; спрашивают мою точку зрения по поводу тех или иных событий, высказывают собственное мнение. В их оценках не прослеживается однозначность и поспешность выводов, ребята учатся рассуждать. Чувствуется неравнодушие ко всему происходящему. И это один из важных показателей, ведь именно так успешно прививается чувство патриотизма и великодушия

Очевидно, что воспитание социально значимых качеств личности становится приоритетным направлением развития образовательной системы. Это подтверждает и другой документ - государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы", определяющие своей целью "развитие системы патриотического воспитания граждан РФ, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественно-экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ". Сегодняшнее молодое поколение все чаще обращается к истории государственных символов. Это свидетельствует о поиске нравственных ориентиров и духовных ценностей в молодежной среде. Одна из важнейших задач воспитательной работы - не оставить ребят равнодушными, формировать у них уважительное отношение к Закону, государственным символам России, ее многовековой истории, чувство гордости за свое Отечество. «Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, пред всей страной», - А.С. Макаренко



В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить три направления:

-изучение истории Отечества;

-изучение истории семьи ребенка;

-изучение родного края;











2. НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ



Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом. При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно – ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходимо на уроке. Необходимо разрушить у учащихся стену равнодушия, обратиться к их чувствам, побудить пережить чужую боль.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания. Важную роль в воспитании гражданина своей Родины, горячо любящего свой народ, свою землю, играют уроки, посвященные вопросам развития культуры. Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. По уровню сложности выделяются задачи, предполагающие усвоение знаний о нравственной стороне трудовой деятельности:


1-уровень, требующие дать оценку трудовой деятельности людей, сформулировать оценочное суждение под руководством учителя;

2-уровень, побуждающий дать самостоятельную нравственную оценку трудовой деятельности людей, когда ученик поставлен в ситуацию выбора;

3-уровень. Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. Опираться на знания детей о героях русских былин из курса литературы. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» предложить текст: « В былине об Илье Муромце сказано, что его первым подвигом был не военный, а хлебопашеский. Когда пошел Илья ко родителю на работу, на ту, на крестьянскую:






ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Воспитать ребёнка гражданина – патриота своей страны это значит, что он должен знать правдивую историю своей страны, обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Предмет истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Ученик должен осознать себя частью страны, знать, что он может повлиять на её развитие.

Воспитать высоконравственного человека значит «перенести» школьника в изучаемую эпоху, добиться её глубокого понимания. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходим Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.
 Таким образом, воспитательный потенциал современного урока истории состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого школьника на уроке, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.  Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

 





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной психологии на уроках отечественной истории// Преподавание истории в школе. – 1999. - № 5. 

  2. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге ХХ1 века). Челябинск: «Книга», 1993.

  3. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Образовательный стандарт: российский и зарубежный опыт. М., 2002.

  4. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Преподавание истории в школе. -2002. - № 3.

  5. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги. Поиск путей обновления школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2000. - №1.

  6. Удалось ли создать историко-культурный стандарт // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. № 9.

  7. Ямбург Е.А. Воспитание историей. - М., 1989.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!