Воспитательный потенциал урока истории.
"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, пред всей страной'", - А.С. Макаренко.
Приоритет в образовании отдается воспитанию, оно органично вплетается в общий процесс обучения и развития. Именно поэтому перед нашей школой, и любой другой, стоят следующие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решать эти задачи помогают благоприятная воспитывающая среда и целостная воспитательная система нашей школы.
К сожалению, за последние годы уменьшилось воспитательное воздействие школы на учащихся, несмотря на то, что историческое содержание урока позволяет ненавязчиво оказывать положительное воспитательное воздействие на ученика. Нам бывает трудно преодолеть то отрицательное воздействие, которое ученик получает в неблагополучной семье, или когда бесконтрольно путешествует по жестоким и бесчеловечным сайтам Интернета. Во многом с проблемой воспитания связана проблема качества нашего повседневного быта. Мы не научили детей аккуратности, трудолюбию, ответственности за свое дело, не выработали прилежание и многие другие свойства личности, необходимые для качественного труда. Зачем иметь хороший почерк, если есть клавиатура компьютера, зачем аккуратно работать на школьной доске, если есть электронная доска, зачем тщательно вести записи в рабочей тетради, если ее потом можно просто выбросить. Отсутствие воспитания и самовоспитания приводит к тому, что со временем мы получаем безответственного работника-неумеху.
Воспитание в обучение истории-целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в процессе их предметной урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающее осознанное присвоение учащимися ценностей культуры людей прошлого в целях социальной адаптации в современном обществе, самоопределения личности.
В литературе давно были определены основные направления воспитательного воздействия на уроках истории: развитие исторического и нравственного сознания (освоение соответствующих представлений, понятий, суждений); воспитание чувств; выработка оценочных суждений. Воспитание на уроках истории тесно увязывалось с организацией участия учащихся в общественной жизни школы с целью формирования активной жизненной позиции молодежи. Были также разработаны методы и приемы воспитания в обучении истории, обеспечивающие целенаправленность педагогического воспитательного воздействия: убеждение, эмоциональное воздействие, решение познавательных задач и т.д.
В условиях переосмысления национальных идей, а также поисков методологических подходов освещения исторических процессов, требуется новое методическое решение проблем реализации мировоззренческой функции истории в образовательном процессе, методов воспитания. Ведущими становятся методы, которые актуализируют личный опыт жизнедеятельности школьника, обеспечивают процесс самоопределения учеников на основе осознанного присвоения духовных достижений человечества в прошлом.
При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно – ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходимо на уроке. Стараюсь разрушить у учащихся стену равнодушия, обратиться к их чувствам, побудить пережить чужую боль.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.
Важную роль в воспитании гражданина своей Родины, горячо любящего свой народ, свою землю, играют уроки, посвященные вопросам развития культуры России.
Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы «Знать и рыцарство в средние века» по всеобщей истории в 6 классе дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 – 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 – 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала «честь». Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К «неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки.
Провести с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выяснить, что благородным сейчас называют человека честного и справедливого, рыцарским называем смелое и великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость сказанного, он дает слово «чести» - честное слово.
На уроке истории России в 6 классе по теме «Восточные славяне» раскрывается вопрос о развитии земледелия. Опираться на знания детей о героях русских былин из курса литературы. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» предложить текст:
« В былине об Илье Муромце сказано, что его первым подвигом был не военный, а хлебопашеский. Когда пошел Илья ко родителю на работу, на ту, на крестьянскую:
Он дубы – колоды все повырубил,
Во глубоку реку все повыгрузил.
Расчистил поле для посева хлебов».
Поставить вопросы:
1.Почему в былине на первое место поставлен не военный подвиг, а хлебопашеский?
2. Почему работа богатыря приравнена к подвигу?
3. Какими качествами надо обладать, чтобы ее выполнить?
4. Сделайте вывод об отношении народа к земледельческому труду.
Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания о подсечном земледелии. Они говорят о том, в чем состоит земледельческий труд, подчеркивают, что для выполнения этой работы нужны сноровка, сила, опыт, настойчивость, воля, трудолюбие.
Работу по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда можно продолжить на более высоком уровне сложности при изучении культуры России конца 15 – 16 вв. При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове ученикам предлагается такая задача. Однажды в мастерскую Ивана Федорова пришел знатный боярин Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с раскаленной смесью свинца и сурьмы: «Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу!». Разлил жидкий метал по формочкам, вытер пот со лба и только тогда подошел к боярину: «Прости, литье – дело срочное, промедления не терпит». «Ловко работаешь, Федоров, тебе бы не буковки, а пушки лить», - говорит Басманов. «Может, и такое время придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями не убьешь», - был ответ первопечатника.
Предложить ответить на вопрос: Какие качества были присущи Ивану Федорову? Подтверди свое мнение текстом. Ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект, говоря о трудолюбии печатника, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание значимости своего труда, стремление трудиться для людей. Иван Федоров – человек труда, для него самое важное – дело, которому он служит.
К урокам иногда, следуя совету Лизинского М. Н., использовать эпиграфы: «Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога. Лень преследует всех – попробуй преследовать ее сам. Горчица – самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке.
На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история прежде всего учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор. А для успешной работы учителя ему необходимо верить. Вера в доброго человека – вот что поможет учителю истории.