Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска Московской области
Тема: « Воспитательный потенциал уроков в начальной школе в формировании патриотической, нравственной и духовной личности.
Учитель начальных классов:
Юшкевич Виктория Викторовна
Воспитательный потенциал любого урока включает в себя:
- Организационно-эстетическую среду
- Содержание
- Стиль образовательного общения
- Культуру управления образовательной деятельностью
- Дидактическую структуру
- Методические приемы
При одном и том же содержании учебного материала урок может производить разный воспитательный эффект, в зависимости от:
- содержания учебников;
- методов и приёмов;
- форм организации познавательной деятельности и их взаимодействия;
- эмоционального уровня;
- структуры урока;
- технологии .
Методы:
- рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой;
- показ картин, карт, схем;
- демонстрация кинофильмов;
- конкурсы, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций;
- метод художественного исполнительства
- исследовательский метод
«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству»
(из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»)
В понятие патриотизма входят несколько компонентов
1. Когнитивный (знания, представления) .
2.Эмоциональный (чувства) .
3. Поведенческий (умения, навыки).
Содержание деятельности определяется принципами системности, последовательности и поэтапности, позволяющими реализовать следующую воспитательную цепочку:
- любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;
- воспитание и уважение к старшим, к людям труда ;
- любовь к родной природе;
- моя Родина - Россия.
- человек – защитник своего Отечества.
Основные направления патриотического воспитания
«Я и семья»
- воспитывать ценностное отношение к семье, изучая её духовные традиции,
к старшему поколению, к государственной символике, родному языку,
к Конституции и законам Российской Федерации;
«Моя школа»
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе, толерантного
отношения;
«Мой родной край-моя малая Родина»
- воспитывать ценностное отношение к своей малой родине, рассказывать о её традициях и культурном достоянии, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; прививать бережное и ответственное отношение к природе;
«Я- россиянин»
- развивать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, способствовать воспитанию чувства любви, долга,
- ответственности, национальной гордости, готовности к защите Отечества;
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
Портрет выпускника начальной школы:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества; -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Проект « Пешком по старой Москве»
На уроке «Основы православной культуры »
Проект по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку.
Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий.»
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся разделяются по 3 уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний :
- школьник знает правила поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и т.п.;
- имеет представления о Родине, о гражданине, Правах и обязанностях, о людях других национальностей, о культуре России; о государственных символах, о духовно-нравственных ценностях человека и гражданина, понимает общественную жизнь;
- знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
- владеет навыками речевого общения в различных ситуациях;
- школьник умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и т.п.;
- умеет быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку;
- является активным участником общественной жизни.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
- При планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности обучающихся и класса в целом
- Продумывать виды деятельности обучающихся на каждом этапе урока.
- Осуществлять выбор оптимальных способов и приёмов для начала урока.
- Использовать на этапе актуализации инновационные технологии.
- Использовать на уроке разные виды контроля.
- Применять разные способы оценивания.
- Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока .
«Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя»
К.Д. Ушинский