« Семья и семейные ценности»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
-обучающая: познакомить учащихся с понятием «семья»; рассмотреть ценности семьи, сформировать представление о влиянии взаимоотношений между партнерами на характер семейных отношений;
-развивающая: способствовать рефлексии своего отношения к семье, развить умения работать в группе, анализировать и строить семейные отношения;
-воспитывающая: воспитать ценностное отношение к семье и браку, уважительное отношение к партнеру по общению.
Оборудование: конспект урока, презентация, листы бумаги; ручки; проектор, вырезки из фильмов для демонстрации понятий;
Ход урока
Этапы урока и его содержание | Время |
1. Организационный момент. Целеполагание | 2 мин. |
2. Этап усвоения новых знаний | 20 мин. |
3. Этап закрепления новых знаний | 20 мин. |
4. Подведение итогов | 3 мин. |
Содержание урока
1. Организационный момент. Целеполагание.
«Здравствуйте! Сегодня мы проведем с вами занятие, посвященное семье и браку. Тема урока звучит следующим образом: « Семья и семейные ценности». Цель урока – рассмотреть такие понятия как «семья» и «семейные ценности», раскрыть их содержание. Так же сегодня мы с вами будем говорить о том, как правильно строить взаимоотношения для того, чтобы ваша будущая семья была крепкой и гармоничной.
2. Этап усвоения новых знаний.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был очень устойчивым. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Семья… мы очень часто слышим и произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
Упражнение ассоциации
У каждого из вас свои представления о семье, давайте попробуем с помощью ассоциаций представить себе семью.
Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?
Если семья – это постройка, то какая
Если семья – это стихия, то какая
Если семья – это природное явление, то какое…
Если семья – это цветок, то какой
Например:
Если семья – это постройка, то какая – дом, сарай, гараж, вилла, домик в деревне, необжитая квартира
Если семья – это стихия, то какая - вода, бушующий океан, ревущее пламя, теплый ветер.
Если семья – это природное явление, то какое - наводнение, легкий пушистый снег, теплое солнце
Если семья – это цветок, то какой - роза, астра, ромашка.
«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [Соловьев Н. Я]. Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества.
Но как зарождается семья и с чего она начинается?
Как вы считаете с чего начинается создание семьи?
Одним из самых первых шагов на пути к становлению семьи – является выбор партнера. На то, какого человека мы хотим видеть рядом с собой, влияет очень много факторов. И конечно, одним из самых весомых является набор личностных характеристик человека. Давайте посмотрим, какие качества наиболее важны именно для вас при выборе партнёра для общения и для создания семьи.
Упражнение «Образ партнера»
Инструкция: перед вами на столах лежит таблица, состоящая из двух столбцов. В первом столбце перечислены пять основных характеристик, включённых в образ предпочитаемой подруги или друга, во втором – характеристики будущей супруги или супруга. Ваша задача поставить эти характеристики на первое, второе, третье и т.д. места в зависимости от того, что именно для вас является наиболее важным. Например: вы считаете, что для подруги/друга наиболее важным является чувство юмора, тогда вы ставите его на первое место и так далее по степени важности. Прорабатывать надо каждый список отдельно: отдельно для образа предпочитаемого подруги/друга и отдельно для образа будущего супруга/супруги.
На выполнение этого задания мы даем вам 2 минуты.
Психологи проводили исследование предбрачных предпочтений старшеклассников и студентов первых курсов институтов университета, и была выявлена следующая картина. Давайте сравним эти данные с тем, что написали вы.
Таблица 2
Результаты опроса среди юношей
№ | Образ предпочитаемой подруги | % ответов | Образ будущей супруги | % ответов |
1 | Внешние данные | 71,2 | Нравственные качества (суммарный индекс различных черт хорошего характера) | 75,0 |
2 | Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) | 68,3 | Ум | 67,1 |
3 | Ум | 65,4 | Внешность | 56,7 |
4 | Коммуникативные данные | 34,6 | Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) | 53,4 |
55 | Чувство юмора, веселость | 32,7 | Отношение к самому отвечавшему | 33,3 |
Таблица 3
Результаты опроса среди девушек
№ | Образ предпочитаемого партнера по общению | % ответов | № | Образ желаемого супруга | % ответов |
1 | Внешность и особенности телосложения | 100 | 1 | Отношение к опрашиваемой | 100,0 |
2 | Чувство юмора | 78,7 | 2 | Зрелость, ответственность | 83,2 |
3 | Ум | 60,1 | 3 | Ум | 60,1 |
4 | Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) | 49,4 | 4 | Финансовая обеспеченность | 53,4 |
5 | Чуткость, доброта. | 47,1 | 5 | Доброта | 48,3 |
Мотивы вступления в брак.
Итак, мы видим, что образы предпочитаемых друзей и предпочитаемых будущих супругов отличаются. Чем же это чревато?
Послушайте печальные истории
«Когда мы просто встречались, наши отношения были полны романтики. Но стоило нам зарегистрировать брак, и вся поэзия отношений куда-то улетучилась, проза жизни, быт завладевают семейными отношениями, начинаются ссоры, взаимные претензии. Неужели придется развестись? Можно ли этого избежать?» Света.
«Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться, где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение?» Анатолий.
Работа в группах
1.Как вы считаете, какие мотивы наиболее важны при вступлении в брак?
2.Семейные ценности (5 основных)
3.Заповеди (правила) семейной жизни, которые способствуют сохранению отношений
Например: Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт, любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья.
Да вы все правы. Можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.
Но, конечно, наиболее часто люди называют такой мотив, как любовь… что же такое любовь?
В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.
Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности)
Как возникает любовь? Л.М.Панкова выделяет три стадии любви.
Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.
Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.
Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.
Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.
Но не стоит думать, что браки, созданные по любви, наиболее крепкие. Семья – это сложное явление, которое содержит разные ценности, поддерживающие отношения людей.
Какие семейные ценности вы можете назвать?
Семейные заповеди. Что помогает сохранять тёплые дружеские отношения в семье?
Семья - это одно целое и для сохранения гармонии в семье необходимо придерживаться определённых правил, заповедей.
А вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи:
Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе
Решай вместе с человеком, а не вместо человека
Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера
Будь другом друзей супруга
Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай
Спеши сделать доброе дело и не жди награды
Не верит тот, кто сам обманывает
Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене
Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга
Смейся вместе, а не над
Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах
Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе
Не давай советов, если тебя не просят
Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт
Любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья
3. Этап закрепления новых знаний
Мы видим, что для крепкой семьи необходимы поддержка, сопереживание, умение выслушать другого и многое другое. Сейчас мы предлагаем вам посмотреть небольшие вырезки из фильмов, иллюстрирующие те ценности, которые должны присутствовать во взаимоотношениях в семье.
Упражнение: «Словарь семейного благополучия».
На каждое определение сделана небольшие вырезки из фильмов – показываются эти вырезки школьникам, которые должны назвать то понятие, о котором идут речь в отрывке фильма.
Примечание для ведущего: Красным цветом выделены те понятия, которые проиллюстрированы на этом уроке. Остальные понятиям из списка рекомендуется проиллюстрировать на следующем уроке с целью актуализации и закрепления изученного материала.
Сопереживание – способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте
Равенство – считаетесь с интересами друг друга
Поддержка – вдвоем мы способны на многое
Компромисс – умение уступать друг другу
Признание – уважение и благодарность
Приспособляемость – умение адаптироваться если того требуют обстоятельства
Любовь – нежная забота друг о друге
Верность – преданность друг другу
Умение слушать – прислушиваться друг к другу
Юмор – смех поддерживает физическое и психологическое здоровье
Доверие- чувство безопасности и уверенности
Нежность – чуткое отношение друг к другу
Совместное времяпрепровождение – нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
4. Рефлексия. Подведение итогов.
Что ж, наш урок подходит к концу, и мы предлагаем вам подвести небольшой итог сегодняшнего занятия.
Семья – это…? Что вы узнали на уроке? Что необходимо для крепкой семьи?
Семья имеет огромное значение в жизни каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения, и именно этому и посвящен был наш урок.
Приложение
№ | Образ предпочитаемой подруги | Образ будущей супруги | № |
| Чувство юмора, веселость | Нравственные качества (суммарный индекс различных черт хорошего характера) | |
| Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) | Ум | |
| Внешние данные | Внешность | |
| Коммуникативные данные | Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) | |
| ум | Отношение к самому отвечавшему | |
№ | Образ предпочитаемого партнера по общению | % ответов | № | Образ желаемого супруга | % ответов |
1 | Внешность и особенности телосложения | 100 | 1 | Отношение к опрашиваемой | 100,0 |
2 | Чувство юмора | 78,7 | 2 | Зрелость, ответственность | 83,2 |
3 | Ум | 60,1 | 3 | Ум | 60,1 |
4 | Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) | 49,4 | 4 | Финансовая обеспеченность | 53,4 |
5 | Чуткость, доброта. | 47,1 | 5 | Доброта | 48,3 |
Мотивы вступления в брак.
Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе:
1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.
Работа по группам.
Задание для 1 группы. Заполните таблицу «Система ценностей различных поколений», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на систему семейных ценностей. Приведите примеры.
Система ценностей различных поколений
Задание для 2 группы. Заполните таблицу «Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на структуру семейных прав и обязанностей. Приведите пример
Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе
Примерные обязанности | Жена | Муж | Вместе |
Мытьё посуды | | | |
Домашний ремонт | | | |
Уборка | | | |
Ремонт одежды | | | |
Покупка продуктов | | | |
Приготовление еды | | | |
Заработок | | | |
Принятие решений о крупных покупках | | | |
Воспитание детей | | | |
Уход за больным ребёнком | | | |
Планирование и организация от-пуска | | | |
Ведение домашней бухгалтерии | | | |
| | | |
Задание для 3 группы: Заполните таблицу «Образ идеального супруга / супруги», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на представления об идеальном партнере. Приведите примеры.
Образ идеального супруга / Супруги
Примерный список качеств: женственность; эмоциональность; впечатлительность; слабость; таинственность; болтливость; аккуратность; интуитивность; хозяйственность; пугливость; мягкость; чувственность; жалостливость; суетливость; ответственность; кокетство; легкомыслие, мужественность; сила; ответственность; решительность; сме-лость; логичность; устремленность в будущее; агрессивность; активность; чувство от-ветственности; хозяин в доме; любовь к женщинам, злость, обидчивость, общитель-ность, скупость щедрость, скромность, активность, хитрость, доброта, смелость, юмор, честность и др.
1. Упражнение «Семья на отдыхе».
Каждой группе предлагается изобразить фотографию семьи на отдыхе, при этом возможны следующие варианты: воскресенье пещерного человека, семья бизнесмена, итальянская семья, отдых на даче и т. д.
2 упражнение «Ухаживание». Учащимся необходимо разыграть следующие ситуации
1. На танцах к девушке подошли одновременно двое юношей с приглашением на танец. Как она должна поступить?
2. Вы пригласили в кафе понравившуюся вам девушку. Как вы будете вести себя в кафе.
3. Молодой человек приводит в дом свою девушку. Как он представит её своим родителям.
В качестве домашнего задания можно использовать материалы публикаций, анализ отрывков из писем, художественных произведений, биографий реальных людей. Например:
«Когда мы просто встречались, наши отношения были полны романтики. Но стоило нам зарегистрировать брак, и вся поэзия отношений куда-то улетучилась, проза жизни, быт завладевают семейными отношениями, начинаются ссоры, взаимные претензии. Неужели придется развестись? Можно ли этого избежать?» Света.
«Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться, где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение?» Анатолий.