Сокольникова С.И.
г. Улан-Удэ
Рабочая программа воспитательной работы разработана в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и воспитательным планом ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2»
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Система работы нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определённых недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с проблемами в развитии.
Данная программа учитывает особенности развития личности учащихся с ОВЗ на основе изучения их интересов и потребностей, также программа составлена с учётом психологических и индивидуальных особенностей класса, с учётом направлений воспитательной работы школы. Все направления коррекционно-образовательной работы взаимосвязаны, и задачи коррекционного обучения и воспитания решаются комплексно.
В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой деятельности и развития личности. Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития детей.
Воспитательная задача в школе-интернате строиться на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процессов, и находится в тесной связи с образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у учащихся сознания, которое в дальнейшем будет определять его социальное поведение.
Образовательная деятельность ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2» регламентируется:
Рабочая программа воспитательной работы составлена для учащихся 5 «а» класса специальной коррекционной школы на 2019-2020 учебный год.
Имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек – существо социальное; есть разные способы общения;
владеет навыками речевого общения в различных ситуациях; умеет использовать жесты, интонацию, мимику для выражения своих желаний и просьб;
умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его избежать.
Знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице.
Знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
Повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления (эти навыки и умения проверяются специальными тестами, и результаты сравнивают с начальными показателями).
Сформирована убежденность в ответственности за свое здоровье.
Владеет навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой
содержать свое рабочее место, шкаф, спальню в аккуратном состоянии.
Владеет навыками уборки класса, спальни, игровой комнаты, столовой.
Развиты начальные механизмы творческого воображения: может описать ощущения при прослушивании музыки, нарисовать настроение, придумать и сделать подарок.
Сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушками, в настольную игру,
знает технологию поведения на уроке, при самоподготовке,
умеет выполнять элементарные работы по дому: убирать, гладить, ухаживать за растениями.
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
-выполнять практические работы по уходу за жилищем, одеждой, обувью, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
-соблюдать правила дорожного движения.
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): нешуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
- этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
- усваивать умения и навыки познавательной и практической деятельности.
- применять все навыки проживания в обществе.
-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
1. Роготнева А.В «Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях», М., 2008 г.
2.Волкова В.Н «Экологическое развитие» М.,2010.
3.Жиренко О.Е « Я-гражданин России» М.,2013.
4.Роготнева А.В «Организация воспитательной работы» М., 2014.
5.Степанова Н.В «Воспитание дошкольников, познавательное развитие» М., 2003.
6. Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме». - М,2010
Дата | Раздел, тема | Кол-во часов | Цели и задачи | Методы работы | Формы | Коррекционная работа |
Сентябрь |
2.09 | Праздник «День Знаний» | 1 | Создание праздничной атмосферы Формирование навыков культурного поведения в школе, на улице, в общественных местах | Торжественная линейка Классный час: « День Знаний» | Беседа | Развитие восприятия эмоциональной сферы |
3.09 | Классный час: «Дорожная безопасность» | 1 | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Познакомить с историей возникновения дорожных правил, светофора; научить различать дорожные знаки; повторить правила уличного движения для пешеходов; | Наглядный, практический | Беседа, работа с презентацией | развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
5.09 | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | Знакомство с новыми книгами в библиотеке, формирование у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой, заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки. | Наглядный, практический | Беседа с библиотекарем Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий. | Развитие речи, мышления и памяти Обогащение словарного запаса Развитие умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор |
9.09 | Беседа «Правила поведения в школе и кабинете» | 1 | Учащимся необходимо знать и соблюдать меры безопасного поведения во время и после учебных занятий: | Наглядный, практический | Инструкции, беседа, обсуждение учитель –ученик | Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
10.09 | Классный час «Терроризм» | 1 | объяснить сущности терроризма, его типы и цели; совершенствование у школьников знаний о терроризме; формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения. | Наглядный, практический | Изучить правила поведения при теракте; Показать жестокость террористических актов. | Побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
12.09 | Беседа « Поговорим об одежде» | 1 | Дать детям понятие правил этикета в одежде и объяснить выражение «встречают по одежке». Развитие потребности в аккуратности, в соблюдении правил личной гигиены и культуры одежды. | Наглядный, практический | Беседа о том, что и как нужно носить, чтобы ваш внешний вид подчеркивал то, что ты воспитан, красив, аккуратен. | Воспитание этических норм поведения; выяснить значение первого впечатления, объяснить выражение «встречают по одежке» |
16.09 | Классный час: «Безопасность значит жизнь» | 1 | Повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; | Наглядный, практический | Рассказ, наглядный материал, презентация | Побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям. Развитие умения включаться и поддерживать разговор |
17.09 | Развитие эстетического вкуса через творчество: Изготовление поделки из ватных дисков | 1 | развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов; формирование элементарного эстетического сознания; | Наглядный, практический | Объяснение, работа с инструкционной картой, наглядный материал | Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Умение владеть различными инструментами. |
19.09 | Классный час: «Мы – патриоты России» | 1 | Рассказать значение Родины в жизни каждого человека; раскрыть значение слова «патриот»; формировать нравственные качества учащихся. | Наглядный | Рассказ, наглядный материал, презентация | воспитание любви к своей Родине; развитие умения учащихся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию. |
23.09 | Праздник «Золотая осень» | 1 | Подготовка к празднику «Золотая осень» | Наглядный, практический | Обсуждение поделок, осенних блюд и стенгазеты | Развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия; |
24.09 | Беседа: «Я и мои родные» | 1 | Научить детей устанавливать простые родственные связи между людьми. Привитие любви к семье, воспитание уважительного отношения к родителям. | Наглядный | Рассказ, наглядный материал, презентация | Сориентировать детей на гармоничные взаимодействия всех поколений в семье (дети, бабушки, родители). |
26.09 | Акция «Мой школьный двор» | 1 | Формирование у школьников трудолюбия, навыков самообслуживания, потребности в образовании, обогащение представлений детей об окружающей действительности | Наглядный, практический | Отработка навыков и умений по содержанию своего жилища в чистоте и порядке. | Развитие трудовых навыков и сплочение коллектива. |
30.09 | Классный час: «Азбука пожарной безопасности» | 1 | Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. воспитывать осторожность при использовании огня в различных целях; воспитывать чувство взаимовыручки в трудных ситуациях. | Наглядный, практический | Рассказ, наглядный материал, презентация | Систематизировать знания по пожарной безопасности; совершенствовать и закреплять знания по правилам пожарной безопасности в школе и в быту; |
Октябрь |
1.10 | Развитие эстетического вкуса через творчество: Изготовление открыток ко дню пожилого человека и дню учителя | 1 | Формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства; развитие эстетических и художественно-творческих способностей | Наглядный, практический | Объяснение, работа с инструкционной картой, наглядный материал | Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Умение владеть различными инструментами. |
3.10 | Беседа «День пожилого человека | 1 | Воспитывать чуткое, бережное, внимательное отношение к своим близким пожилым людям. | Наглядный, практический | Рассказ, наглядный материал, презентация | |
7.10 | Классный час: «Настоящий друг» | 1 | Классный час нравственной направленности посвящен обсуждению проблемы дружбы, товарищества Помощь в общении подростка осознает себя и как член коллектива, и как личность. | Наглядный | Рассказ, наглядный материал, презентация, игра. | Углубить представления учащихся об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству. |
8.10 | День летних именинников | 1 | воспитывать внимательное отношение учащихся друг к другу, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. | Наглядный, практический | Проведения праздника | Изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в коллективе. Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию. |
10.10 | Беседа « Я выбираю здоровье» | 1 | Приобщение к здоровому образу жизни; формирование у учащихся активной позиции по данной проблеме. | Наглядный, словесный | Беседа, презентация | Осознанный выбор обучающимися здорового образа жизни . |
14.10 | Классный час « Без труда ничего не дается» | 1 | Обобщить знания о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда; воспитывать уважение к людям труда, к результатам труда, трудолюбие и ответственность. | Наглядный, практический | Беседа, работа с презентацией | Привить уважение и любовь к труду и людям труда; развивать умение младших школьников работать в группе, развивать память, мышление, творческие способности; |
15.10 | Классный час «Я ребенок - я гражданин» | 1 | Определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином” | Рассказ, наглядный материал | презентация | Затронуть сокровенные чувства в сердцах учащихся, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. |
17.10 | Классный час «Земля — наш общий дом» | 1 | Создание условий для формирования у учащихся нового отношения к вопросам, связанным с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. | Рассказ, наглядный материал | презентация | Воспитывать чувство доброго отношения ко всему живому на земле, бережное отношение к природе. Доказать, что здоровье людей сейчас и в будущем зависит от того, как мы будем относиться к природе. |
21.10 | Беседа «Способы укрепления здоровья» | 1 | Формирование у ребенка основ здорового образа жизни. | Наглядный, словесный | Беседа, презентация | Развитие речи детей. Коррекция аналитико-синтетической функции мышления в ходе выполнения упражнений. |
22.10 | Классный час « Кто такой культурный человек» | 1 | Способствовать формированию нравственно - этической культуры, положительных черт характера. | Наглядный, словесный | Беседа, презентация | Развивать умение общаться с людьми, анализировать свои поступки. Воспитывать взаимоуважение, доброту. |
24.10 | Классный час: «Безопасность в сети интернет» | 1 | Ознакомить с основными правилами пользования интернета. Сформировать у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет. Обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет. Воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам. | Наглядный, практический | Рассказ, наглядный материал, презентация | Расширить представление детей об интернете. Формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение. |
Ноябрь |
5.11 | Беседа «День народного единства» | 1 | Дать представление о празднике- 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси. | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; |
7.11 | Классный час: «Личная гигиена» | 1 | сформировать ценное отношение к своему здоровью; сформировать представление о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье, соблюдая личную гигиену; ознакомить с различными формами гигиенических процедур. | Наглядный, практический | Беседа, работа с презентацией | Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни; Выработать умение правильно делать обоснованные выводы. |
11.11 | Беседа « Человек и вредные привычки» | 1 | способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек; развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность; | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье. |
12.11 | Классный час: Символика России | 1 | Осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социального и культурного контекста России | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | Воспитание патриотизма и гражданственности. Развитие познавательных способностей. |
14.11 | Беседа «Профессия моих родителей» | 1 | объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии; воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству; развивать кругозор, мышление; |
18.11 | Беседа « Умей сказать «нет»» | 1 | Пропагандировать здоровый образ жизни воспитывать негативное отношение к вредным привычкам формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения воспитывать | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | Умения противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки побуждать детей к формированию у себя хороших привычек |
19.11 | Беседа «Труд в нашей жизни» | 1 | расширить представление детей о значении труда в жизни общества ; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; | Наглядный, практический | Беседа, работа с презентацией | побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию. |
21.11 | Классный час: «Мои права и обязанности» | 1 | Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство. | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | Учить применять правовые знания в повседневной жизни. Формировать уважительное отношение к правам других людей. Способствовать формированию активной гражданской позиции. |
25.11 | Развитие эстетического вкуса через творчество: Изготовление открыток ко дню Матери | 1 | Формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства; развитие эстетических и художественно-творческих способностей | Наглядный, практический | Объяснение, работа с инструкционной картой, наглядный материал | Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Умение владеть различными инструментами. |
26.11 | Классный час: «Режим дня школьника» | 1 | Продолжать знакомить учащихся с режимом дня, учить правильно распределять свое время; учить воспитанников соблюдать режим дня | Наглядный, практический | Беседа, работа с презентацией, практическая работа | формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (режим, ритм); развитие внимания, самоконтроля |
28.11 | Классный час: «Почтовый адрес дома и школы» | 1 | Формировать у уч-ся понятие об адресе; его значении в написании письма; учить писать адрес на конверте; Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, интерес к предмету. | Наглядный, практический | Беседа, работа с презентацией | Коррекция зрительного восприятия, мыслительной деятельности через упражнения в анализе |
Декабрь |
2.12 | Классный час: «День инвалидов» | 1 | Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни. | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | воспитывать в детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к инвалидам. |
3.12 | Беседа: «Особенности личной гигиены в жизни подростка» | 1 | Продолжить формирование у учащихся здорового образа жизни. | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | Формирование навыков логического мышления, развитие мыслительной деятельности, речи. |
5.12 | Классный час: «Внешний облик и внутренний мир» | 1 | формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение совместно работать в группе; |
9.12 | Классный час: «Бурятия – Республика моя» | 1 | Рассказать учащимся о Республике Бурятия | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | Развитие эмоционально-волевой сферы, восприятия, памяти, логического мышления |
10.12 | Беседа « Каждый труд почетен» | 1 | Создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий. раскрытие значимости труда в жизни людей | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | Способствование развитию любознательности, кругозора; воспитание уважительного отношения к любому труду. Научить понимать значение труда в жизни людей |
12.12 | Классный час « День Конституции» | 1 | Познакомить учащихся с основным законом государства – Конституцией России; | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | содействовать развитию познавательной активности учащихся; формировать гуманизм, всесторонне развитую личность; воспитывать чувство гордости и уважения к Конституции. |
16.12 | Классный час: «Кто курит табак - тот себе враг!» | 1 | формировать отрицательное отношение к курению. развивать познавательные и коммуникативные компетентности; продемонстрировать глобальный характер трудности курения; доказать пагубность этой дурной привычки; | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников; способствовать расширению кругозора учащихся; |
17.12 | Подготовка кабинета и спален к новому году | 1 | Украсить класс и спальни к новому году | Наглядный, практический | Беседа, работа с презентацией. Практическая работа | Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Умение владеть различными инструментами. |
19.12 | Классный час: «Как встречают новый год в разных странах» | 1 | Рассказать о праздновании Нового года в разных странах мира. познакомить детей с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах. | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. Развивать толерантность и уважение к традициям других народов. Воспитывать чувство патриотизма, уважения, дружеское отношение друг к другу. |
23.12 | Подготовка новогодних костюмов и стенгазеты | 1 | Воспитывать умение слушать мнение других | Наглядный, практический | Беседа, работа с презентацией. Практ. работа | Развивать умение работать коллективно (сплочение коллектива) |
24.12 | Беседа «Умение общаться - путь к успеху» | 1 | повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся. стимулировать процесс самопонимания у учащихся; | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | выработать индивидуальный стиль общения; развитие разговорной речи и расширение словарного запаса |
26.12 | Беседа «Осторожно –Зима!» | 1 | Формирование, актуализация и закрепление у учащихся знаний видов и источников опасностей в зимний период, умений и навыков безопасного поведения и правил поведения в случае попадания в опасную ситуацию в зимний период. | Наглядный, словесный | Беседа, работа с презентацией | знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. |