Утверждаю
_______________________
«___» _____________ 20 16г.
Воспитательная программа для работы с детьми с ОВЗ.
Формирование личности ребенка
через создание воспитательного пространства.
2016-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ГРУППА: ПМ-8.16
Мастер п/о: Новикова Н.М.
Содержание.
Пояснительная записка
Содержание воспитательной программы
Органы ученического самоуправления коллектива учащихся
Прогнозируемые результаты
Пояснительная записка
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе
Фрэнсис Бэкон
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для техникума, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах техникума и группы, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель воспитательной работы:
Программа предусмотрена для учащихся группы ПМ-8.16.
Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать так:
Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.
Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в техникуме.
Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности коллектива.
Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности группы.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности детского коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый учащийся находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На основе данных принципов можно выделить 4 основных направления:
Здоровье (ЗОЖ и спорт)
Нравственное, эстетическое и духовное воспитание
Досуг и труд
Профилактика преступлений, правонарушений и УСН, ПАВ, курительных смесей среди несовершеннолетних подростков.
Направление ЗДОРОВЬЕ.
Задачи:
1) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья (выполнение режима дня, правильное питание,
регулярные занятия спортом);
2) воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
Формы:
Участие в спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
Организация и проведение тематических классных часов, бесед, индивидуальной работы с родителями и законными представителями.
Организация, проведение и участие в экскурсиях в заповедники, парки.
Нравственное, эстетическое и духовное воспитание
Задачи:
Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города.
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
Прививать детям чувство гордости за свою страну, город.
Формы:
Сбор материалов и выпуск газет.
Участие в музыкальных праздниках и конкурсах.
Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
Участие в литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
Формирование и развитие групповых традиций.
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Организация и проведение групповых праздников.
Досуг и труд
.
Задачи: 1) создание условий для равного проявления учащимися своей
индивидуальности во внеурочной деятельности;
2) использование нестандартных творческих активных форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
3) изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во
внеурочной деятельности;
4) просвещение и консультирование учащихся в выборе кружков и секций;
5) развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть
справедливым к чужим достижениям.
6) формировать у учащихся положительное отношение к трудовой
деятельности;
7) профессиональная деятельность
Формы:
Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
Организация и проведение дежурства по кабинету, по техникуму.
Организация и проведение трудовой практики.
Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
Участие в литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
Участие в музыкальных праздниках и конкурсах.
4. Профилактика преступлений, правонарушений и УСН, ПАВ, курительных смесей среди несовершеннолетних подростков
Задачи:
1. формирование негативного отношения к вредным привычкам;
2. формирования у несовершеннолетних подростков навыков противостояния наркотическому и наркологическому давлению;
Формы:
классные часы
праздники
беседы
диспуты
викторины
конкурсы
экскурсии
поездки
соревнования
КТД
Игры
занятия – практикумы
поисковая деятельность
проектная деятельность
благотворительные мероприятия, акция
анкетирования, тестирования, наблюдения
Основные виды деятельности:
ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью детского коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей учащихся. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб, координирует и направляет работу которых, совет группы. Практическая деятельность в составе одной из 7 служб способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Актив группы:
Староста – координирует деятельность всех учащихся группы:
Прогнозируемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
Активная гражданская позиция.
Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Творческий подход к любым видам деятельности.
Коммуникабельность, умение общаться.
Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.
Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих