МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа»
Воспитательная работа
на уроках русского языка
Подготовила: Маковнева Н.А.,
учитель русского языка и литературы
План
I. Духовно-нравственное становление школьников – важнейшая составляющая развития общества и государства.
II. Воспитательная направленность уроков русского языка:
а) формирование нравственных качеств личности;
б) формирование чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе;
в) формирование культуры общения и коммуникативных навыков ребенка;
г) физическое и психическое здоровье обучающихся и санитарно-гигиеническое воспитание школьников;
д) Эстетическое воспитание школьников.
III. Роль систематической воспитательной работы в школе, семье.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера воспитания, сформулированные в Законе РФ «Об образовании», в которых определены конкретные цели и задачи воспитания, направленные на создание благоприятных условий для взаимодействия обучающихся, семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.
Воспитание детей и молодежи российского общества реализуется в современных условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия, дезорганизацию жизни семей, разрушение сложившихся нравственно-эстетических норм и традиций семейного уклада, усиление конфликтности между родителями и детьми, рост социального сиротства, беспризорности. Современное развитие средств массовой информации и коммуникации резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В результате этого на детей обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующий насилие, вседозволенность, бескультурье и аморальность. Детские фильмы насыщены стрельбой, дракой, убийствами и жестокостью. Да и редкий выпуск новостей обходится без сводки убийств, терактов и прочих катастроф. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.
«Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она существует как будто не по твоей вине. Радоваться за товарища, который достиг успеха. Знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».
Эти слова Антуана де Сент-Экзюпери раскрывают активную позицию человека – гражданина своего отечества, болеющего душою за ближнего, за город, за страну. Проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий учебный процесс обучения и развития.
Содержание и методы воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование и гармоничное развитие личности ребенка, личности творчески активной и общественно востребованной, имеющей внутреннюю потребность в самосовершенствовании (самовоспитании).
Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и обучающихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постоянно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков, живших до него.
В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Еще античные мыслители ставили вопрос6 «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель»? И сами же отвечали: «Потому что ВСЕ учителя должны являться наставниками морали». Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Урок родного языка таит в себе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего отечества.
Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели образования? Считаю, что воспитательный потенциал содержится в любых учебных предметах. Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Воспитание процесс целостный и непрерывный. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда. Например, идет урок русского языка, записываем предложение о хлебобулочных изделиях. По ходу урока выясняется, что дети не знают, что такое коврижки и крендели. После разъяснения разговор логически перетекает в беседу о том, как тяжело производится хлеб, как долг его путь от зернышка пшеницы до мягкой булочки на нашем столе, о бережном отношении к хлебу, а значит и к труду очень многих людей, овеществленном в этом хлебе. Научиться грамотно писать – это, безусловно, важно, но и душе после каждого урока что-то должно остаться, некое духовное приращение, какое-то, пусть крохотное, нравственное зернышко.
Урок русского языка. Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык, чтобы «во дни сомнений» он действительно мог стать для них «поддержкой и опорой». Стараюсь найти возможность приблизить к жизни, воспитанию детей любой содержательный материал. Предлагаю группу слов: мальчик, девочка, изучать, Москва, родной. На вопрос о том, что можно сказать об этом множестве слов, дети отвечают, что здесь представлены:
- разные части речи,
- двухсложные и трехсложные слова,
- слова с орфограммами,
- имена нарицательные, имена собственные.
Предлагаю ребятам исключить «лишнее» слово. Снова много разнообразных предложений:
- исключить следует слово «мальчик» (как единственное, содержащее показатель мягкости)
- «родной» (как единственное прилагательное) и т. д.
А добравшись до слова «Москва» (единственное имя собственное), ведем разговор дальше о том, как мы понимаем слова «главный город», что значит «любить свою страну», как и от кого мы ее защищаем и бережем.
Общеобразовательная школа является первой ступенью гражданского образования. Перед педагогами стоит задача формирования основ гражданской позиции школьников через формирование нравственных качеств личности, его культуры общения и коммуникативных навыков ребенка, мировоззренческих позиций, чувства сопричастности к историческому прошлому края.
Главное – заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам. Как писал Д.С. Лихачев: «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему».
На своих уроках стараюсь воспитывать в детях определенные стороны гражданской позиции через различные задания.
Формирование нравственных качеств личности.
В школьных учебниках достаточно упражнений, направленных на решение этой задачи, я даю и другие задания. Например, на экран проецирую слова: жалость, жестокость, искренность, доброта, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.
Предлагаю детям прочитать слова, задуматься над их лексическим значением, ответить на вопросы:
- Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство означает каждое их этих слов?
- Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть? Объясните свой ответ.
Рядом со словом совесть ребята поставили такие слова – справедливость, честность, доброта, искренность.
Это упражнение дополняю вопросом: «Каким вы представляете себе счастливого человека?»
Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое счастье?»
Обучающиеся в силу своих позитивных свойств отвечали: «Счастье – это что-то необычное, что-то хорошее, спокойное, что нельзя описать словами. И чтобы чувствовать это, надо жить. Значит, жизнь – это тоже счастье. (Яна Р.).
«Счастье – это умение наслаждаться жизнью и радоваться каждому новому дню» (Лариса В.).
«Счастье – это и есть жизнь. Та жизнь, в которой нет зла, ненависти, где нет плохих людей. Ведь можно быть богатым, но несчастливым. Кто-то правильно сказал, что лучше иметь голую свободу, чем золотую клетку» (Яна Ч.).
«Счастье – это когда всем хорошо, а не одному тебе» (Ирина К.).
«Когда над головой мирное небо, поют птицы, когда ты видишь красоту лесов, полей, то понимаешь, что счастье – это доброта и любовь» (Екатерина Л.).
Другой пример. При изучении темы «Антонимы», дети знакомятся со стихотворным текстом Ф. Кривина, готовятся прочитать его выразительно, задумываются над темой текста, пытаются определить его главную мысль.
Лики лжи.
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной,
Слишком сложной и совсем простой.
Ложь бывает грешной и святой,
Скромненькой бывает и нарядной,
Выдающейся и заурядной,
Откровенной нелицеприятной,
А бывает просто суетой…
Ложь бывает страшной и смешной,
То всесильной, то совсем бесправной,
То униженной, то своенравной,
Мимолетной или затяжной.
Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной…
Правда же бывает только правдой.
Предлагаю ребятам объяснить значение употребленных здесь прилагательных. Дети приходят к выводу, что правда каждого из нас делает лучше, чище.
Затем предлагаю сочинить диалог Правды и Лжи, или Смелости и Трусости, или каких-либо других антонимичных человеческих качеств, в котором бы раскрывались их существенные признаки, а также было бы выражено отношение обучающихся к сравниваемым понятиям.
В 5 классе при изучении темы «Антонимы» предлагаю детям написать изложение-миниатюру по тексту А. Приставкина «Муравей». Задание: выразить свое отношение к поступку человека.
Муравей.
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду, и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он остановился и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с тем поднял ягоду и засунул ее в рот.
И пошагал дальше.
При изучении темы «Синонимы» ребята познакомились с синонимами, имеющими эмоциональную окраску. Читаю им сказку В.А. Сухомлинского «Семь дочерей», семь раз употребив глагол сказать (текст сказки предварительно размножаю для каждого ученика).
Семь дочерей.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - (сказала) первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - (сказала) вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- (сказала) третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - (сказала) четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - (сказала) пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - (сказала) шестая.
А седьмая дочка ничего не (сказала). Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Детям предлагаю подготовить пересказ сказки, употребив синонимы к глаголу сказал,, помогающие раскрыть характер дочерей.
В 6 классе при изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» урок начинаю с краткой беседы о любви к Родине.
- Наша Родина – матушка Россия. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, выпоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Многие поэты посвятили сои стихи Родине. Вы сейчас получите карточки с подобными текстами и выполните грамматическое задание. (Найти в тексте существительные, образованные бессуффиксным способом от прилагательных.)
Золотые нивы,
Гладь да блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
Звезды над полями,
Глушь да камыши…
Так и льются сами
Звуки из души!
(И. Никитин)
На сто верст кругом одно и то же:
Глушь да топь, чижи да дикий хмель…
Отчего ж нам этот край дороже
Всех заморских сказочных земель?
(Д. Кедрин)
В 9 классе при повторении изученного в 5-8 классах начинаю урок с краткой беседы о красоте поступков, воспитании характера человека.
- Когда я вошла в класс, то увидела, что передо мной не просто ученики, а уже почти взрослые люди. Вы вступили в такую пору жизни, когда очень важно воспитывать себя, давать справедливую оценку своим поступкам. Ведь основное содержание человеческой жизни – воспитывать себя, предъявлять к себе почти непосильные моральные требования и строго следить за тем, чтобы они были выполнены.
Я предлагаю вам текст из книги Я. Корчака «Правила жизни». Вы должны выяснить основную мысль текста и выразить свое отношение к нему.
Затем выполните некоторые грамматические задания. (На экран проецируется названный текст).
Я. Корчак «Правила жизни»
Один вспыльчивый, легко впадает в гнев, другой редко злится, один умеет хоть немного, да владеть собой и сдерживаться, другой сразу приходит в неистовость, словно убить хочет.
Про таких говорят: «Раб своих страстей». Правильно говорят: тот, кто не умеет сам себе приказать: «Перестань!», у кого нет сильной воли – тот раб: всякий доведет его до белого каления. Мудрец сказал, что приказывать другим легко, а вот научись быть господином собственных мыслей и чувств.
На уроках русского языка легко работать также с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку.
«Тире между подлежащим и сказуемым» - Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; Родина – мать, сумей за не постоять;
«Прилагательные полные и краткие» - Своя земля и в горсти мила; Глупа та птица, которой гнездо свое не мило;
«Степени сравнения имен прилагательных» - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти;
«Не с глаголами» - Правда в огне не горит и в воде не тонет; Согласного стада и волк не берет; После дела за советом не ходят;
«Глаголы на –тся, -ться» - Конь познается при горе, а друг – при беде; Грамоте учиться – всегда пригодится; Пуганая ворона и куста боится;
«Однородные члены предложения» - За совесть, за честь хоть голову снесть; Спишь, спишь, и отдохнуть некогда; Не пером пишут, а умом и т.д.
Но уроки русского языка невозможно рассматривать без уроков литературы. Ведь литература играет огромную роль в идейно-нравственном формировании личности, в ее гармоничном развитии. Сегодняшние школьники читают меньше. Международное исследование показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. Патриотизм, любовь к народу, уважение его культуры всегда отличали выдающихся представителей отечественной словесности. Литература – это учебник жизни и побудитель к духовной работе.
Как же повысить интерес к чтению?
Прежде всего в школе, на уроке и в системе внеклассных занятий нужно изучать лучшие произведения литературы разных эпох, разных авторов, воспринимать художественную литературу как явление идеологическое, социальное и эстетическое, понимать закономерности историко-литературного процесса. Но все это будет эффективно только при условии, если исходной позицией каждого школьника будет его собственное желание пережить, почувствовать и понять изучаемое произведение. А такое желание должно основываться на убежденности, что все это мне интересно и нужно. Эффект обучения и воспитания прямо зависит от активности личности, ее заинтересованности и накопленного опыта.
На своих уроках стараюсь не только научить ребенка правильно и быстро читать – этого мало. Учу, чтобы он понимал и запоминал прочитанное, мог анализировать.
Чтение – процесс сложный, творческий. Умение читать – не только сумма правил и знаний, усвоив которые, станешь квалифицированным читателем. Нет, этого мало. Необходимо обладать еще способностью творческого чтения, уметь эмоционально воспринимать прочитанное, анализировать его и сопереживать героям. Только читатель с развитой способностью к творческому чтению может постичь все нравственно-эстетическое богатство.
Формирование чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, любви к природе.
Содержание многих текстов позволяет формировать такие нравственные качества ребенка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому края. Дети получают представления об исторических ценностях, созданных русским народом, замечательных памятниках России.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка использую такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: Усваивая язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Работу над формированием патриотизма провожу в каждом классе, однако объем работы различен и зависит от общей подготовки обучающихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю детям определить основную мысль текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом общении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (соседям, знакомым) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «будьте любезны» (5класс); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 класс); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 класс) и т.д.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Даю обучающимся самые различные задания: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные словам «патриот, патриотизм» Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам «родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество». Что объединяет эти слова?
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее богатства. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства.
Так, при повторении знаний о предложении (о видах предложений по интонации, о знаках препинания в конце предложений) в 5 классе даю такой текст: «Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами нет ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз».
Обучающиеся читают удивительно правдивые слова о русской природе художника Левитана. Спрашиваю детей:
- Чем понравились вам слова?
- Как художник любит природу?
Далее сообщаю детям:
- Исаак Ильич Левитан по-особому любил русскую природу. Она у него очень красивая и очень русская. Такие прекрасные картины, как «Золотая осень», «Март», мог создать человек, горячо любивший Родину. Таким был Левитан. В целом природу изучают на уроках природоведения. На уроках русского языка мы также будем проводить небольшие беседы о бережном отношении к природе, о том, как и для чего нужно любить ее. Помогут нам в этом сочинения по картинам, упражнения учебника. А сейчас спишите высказывания Левитана себе в тетради и постарайтесь выучить его наизусть. С него мы и начнем разговор о русской природе.
При повторении темы «Предложение» говорю с детьми о русской белоствольной березе. Вместе мы даем ей словесное описание, определяем цвет и форму листа, обращаем внимание на яркую белизну ствола, на его красоту. После этого обучающиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о березе. Лучшие записывают на доске и в тетрадях. С одним из них дети проводят синтаксический разбор. Урок проходит живо и интересно, Обучающиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы становится разговор о русской березе, о ее удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к березе, так и к другим деревьям. Если позволяет время, даю такой текст:
Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей любимой красавицы! Любит наш народ березку за красоту ее и за пользу, которую она приносит.
Дети пытаются ответить на поставленные вопросы, определить тему и главную мысль текста. Вопрос: «О чем самом главном хотел сказать автор в этих строках?» заставляет обучающихся задуматься над образом березы и ее значением в жизни русского человека.
Возвращаемся еще раз к красавице березе при изучении темы «Имя прилагательное». Предлагаю детям вспомнить стихотворения, найти отрывки из произведений, рассказывающие о березе, выделить слова, с помощью которых писатели, поэты выражают свое восхищение эти деревом. Вот некоторые стихотворения и отрывки:
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
(И. Бунин.)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
(Вс. Рождественский.)
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
(А. Прокофьев.)
Старые деревья давно облетели, и только молодые белоствольные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие ярким золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
(По С. Аксакову.)
… Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе.
(По И. Тургеневу.)
Дети называют словосочетания звучный лес, белые березы, тихий дождь, алмазных слез, зеленые косы, горячее лето, русскую, светлую, грустную, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую березку, молодые белоствольные березки, сказочное дерево и т. д. и объясняют их значение. После этого предлагаю им создать образ березы в целом, используя названные слова. На таких ярких примерах дети убеждаются в необходимости использовать имена прилагательные. «Благодаря чему писатели и поэты достигли такого выразительного, эмоционального описания березы, всей природы в целом?» - спрашиваю детей.
При изучении темы «Имя прилагательное» использую предложения такого содержания: «Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая…, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, неярко, мягко-зеленая…» (С. Аксаков.)
Даю задание: вставить вместо точек названия деревьев; ответить на вопрос, какие отличительные признаки подсказали правильный выбор; обратить внимание, как писатель точно отбирает слова, чтобы раскрыть прелесть березы и липы.
Очень результативна работа над сочинениями или небольшими коллективными рассказами по картине. В этих работах непременно бывают повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения. Сколько воспитательных возможностей таят в себе такие уроки! Привожу фрагмент одного из них.
«Перед вами репродукция картины П. Кончаловского «Сирень», - обращаясь я к детям. – Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? Рассмотрите внимательно картину. Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали и принесли в комнату? Какого цвета эта пышная, великолепная сирень? Посмотрите, тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени. Почувствовали ли вы восхищение художника Щедрой, богатой природой, его огромную любовь к ней? В природе, а точнее, в сирени он видит прекрасное, он видит жизнь!
Дале по опорным словам, которые записаны на доске (богатый, щедрый, обильный, пышная, благоухает, сиреневый воздух, лиловые, синие, оранжевые гроздья), дети пишут сочинение по картине «Сирень».
Знакомлю детей с легендой о появлении сирени: «Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда падали лучи, распускались цветы – желтые, оранжевые, красные, белые, синие. Весна шла с севера на юг, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, то у нее остались только одни лиловые. Из них то и выросли кусты сирени.
Родом сирень из Персии. Четыреста лет назад сирень привезли в Вену, а оттуда она стала быстро распространяться по всей Европе».
Природа полна загадок, неожиданностей, она всегда в движении. О загадках природы рассказывают короткие рассказы Ю Дмитриева. Приведу фрагмент урока на тему «Изменение глаголов по временам» с использованием миниатюры Ю Дмитриева «Колокольчики». На уроке провожу выборочный диктант. Цель его проведения – проверить, как дети умеют определять времена глаголов.
Вот эта миниатюра:
«Красивы колокольчики в букете, но еще лучше на лугу. Особенно когда их много и вся поляна или луг будто тихонечко звенит от покачивающихся головок колокольчиков. Ночью, а в плохую погоду и днем, цветы колокольчиков наклоняются и чуть прикрываются. Это для того, чтобы капли дождя или ночная роса не попали в цветок, не намочили бы нежную пыльцу. И действительно, вода скатывается по гладким, наклоненным стенкам цветка, как с крыши шалашика. В этот шалашик забираются, спасаясь от ночного холода и непогоды, мелкие насекомые. В цветке им тепло, сухо, уютно. Выйдет солнышко, поднимет головку колокольчик, и вылетят из него насекомые. А надо будет – снова прилетят к цветкам, залезут в синие шалашики».
После выполнения работы проверяю, какое правило применяли дети и как они его применяли. Далее спрашиваю о том, понравился ли им рассказ о колокольчиках, что нового они узнали об этом цветке, надо ли беречь и охранять колокольчики, что можно сказать об авторе миниатюры «Колокольчики». Затем говорю детям: «Хотелось бы, чтобы вы не проходили мимо, останавливались и наблюдали за тем, что происходит в природе. Природа – наш вечный друг, она как живая, только не говорит языком человека. Но хорошего человека природа всегда встретит, приласкает».
С помощью таких миниатюр провожу самостоятельную работу, проверку знаний по теме, индивидуальный опрос, свободные, объяснительные диктанты. Дети радуются такой работе. Ни одного ученика нет равнодушного в этот момент. Так мои ребята учатся видеть и любить природу, учатся быть ее добрыми и рачительными хозяевами.
Формирование культуры общения и коммуникативных навыков ребенка.
Культура общения является неотъемлемой частью человека. Для работы над этой проблемой подбираю упражнения, формирующие навыки общения детей: пословицы о языке и речи, отрывки из литературных произведений с использованием диалогов и т.д. Например, В. Солоухин знакомит своих читателей со значением слова здравствуйте и его уместном употреблении в речи. Предлагаю детям подготовиться к выразительному чтению и прочитать стихотворение:
- Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Дольше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
Дети определяют главную мысль этих поэтических строк и обсуждают, какой ответ можно дать на вопросы этого стихотворения.
Постепенно ввожу в активный словарь обучающихся ряд «волшебных слов», которые необходимо использовать в разговорной речи: Здравствуйте! Спасибо! Доброй ночи! Извините, пожалуйста. До свидания! Простите, пожалуйста! До встречи! Спокойной ночи! Добрый день! Извините, я виноват. Всего хорошего! Прощайте! Будьте здоровы! Благодарю вас!
Затем вступаю с детьми с диалог и предлагаю им порассуждать над вопросами, высказать свое мнение:
- Почему эти слова называют «волшебными словами русской речи»?
- В чем их волшебная сила?
- Почему они так необходимы?
Различные задания грамматического характера даю детям после знакомства со стихотворением О. Дриз «Добрые слова». Но сначала даю задание: прочитать стихотворение и раскрыть смысл «добрых слов».
Добрые слова.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
!Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Чтобы «волшебные слова» вошли в повседневную жизнь обучающихся, предлагаю разыграть в парах диалоги к сюжетным рисункам. Эти упражнения способствуют развитию коммуникативных навыков Обучающихся, умению слушать и слышать собеседника, вести диалог на заданную тему, отстаивать свою точку зрения или же прислушиваться к чужому мнению.
Физическое и психологическое здоровье обучающихся и санитарно-гигиеническое воспитание школьников.
Отрицательное влияние на здоровье обучающихся оказывает преподавание и обучение в режиме «готового задания». Это значит, что детям с первого дня обучения в школе предлагается определенная информация для усвоения, запоминания и дальнейшего воспроизведения на уроке, причем она, как правило, уже сформирована полностью и однозначно. Такой путь угнетает познавательную активность и деятельностную самостоятельность детей и воспитывает у них интеллектуальную, а затем и физическую лень, которая, согласно концепции здоровья известного отечественного хирурга, профессора Н.М. Амосова, является одной из главных причин болезней человека. Поэтому на своих уроках стараюсь воспитывать у детей самостоятельность, готовность к самоорганизации и самоуправлению. Этому способствует учебный процесс, построенный на основе принципов проблемного, развивающего обучения, которое предполагает организацию активной мыслительной творческой деятельности обучающихся.
На разных этапах урока задаю детям вопросы, предполагающие возможность размышления, тренирующие память, восстанавливающие забытое: «Как вы думаете…?», «Кто из вас знает…?», «Кто-нибудь слышал об этом…?», «Обратите внимание…», «Дайте совет другу, что нужно сделать, чтобы…», «Вспомните: предложения бывают распространенные и нераспространенные, простые и сложные. Почему их так называют?»
Стараюсь организовывать комфортное начало и окончание уроков, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой, минутки психологической разгрузки. Такие упражнения я предлагаю обучающимся 5 и 6 классов. Предлагаю им прочитать стихотворение Б. Заходера:
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик,
Что не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот что значит
Запятая!
Конечно же дети улыбаются, тогда я выясняю причину их улыбок и подвожу к словам Воробья. После этого ребята, отдохнув, продолжают работу над правильной постановкой запятой.
Этот и подобные тексты снимают с детей усталость, помогают расслабиться.
Часто предлагаю задания, пропагандирующие здоровый образ жизни, воспитывающие интерес ребенка к спорту. Например, предлагаю им составить текст на любую спортивную тему. Тем, кому трудно, предлагаю на выбор несколько тем: «На спортивной площадке», «Как красиво фигурное катание!», «Лучший отдых – лыжная прогулка» и т.д.
Для нас, педагогов, на первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления здоровья, но воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Решать эту проблему мне помогает использование небольших текстов-советов. Например, при изучении темы «Неопределенная форма глагола» дети работают с таким текстом.
Ласковое солнце.
Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинать загорание в кружевной тени деревьев по 3-4 минуты, с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2-3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставлять под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока. И еще не забудь, выходя на солнце, надеть на голову панаму или платок. Случается, что некоторые ребята плохо переносят солнечные лучи, тогда загорать им нужно еще осторожнее. А если врач вообще запретил загорать, не нужно унывать. Можно принимать воздушные ванны в теплую облачную погоду.
При изучении темы «Имя прилагательное» использую такой текст.
Свежий воздух.
Воздух – свежий, чистый – полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени. Хороши воздушные ванны во время похода, когда маршрут лежит через лес. И вообще старайся во время воздушных ванн побольше двигаться.
Принимать воздушные ванны следует в местах, защищенных от ветра. Начинать лучше в летнее время. При температуре +16, +18 градусов первая ванна должна длиться 2-4 минуты, затем увеличить время до 20 минут. Если температура +20 градусов – время увеличить вдвое. Можно организовать дневной сон на свежем воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под навесом.
В осеннее время полезна медленная ходьба в теплой одежде по лесу, берегу реки, парку. Длина маршрута до 1 км. Можно принимать воздушные ванны в домашних условиях, понизив температуру в комнате до +18, +20 градусов. Очень хорошо устраивать сквозняк, но самому на сквозняке находиться не нужно. Необходимо постоянно следить за чистотой воздуха и обязательно проветривать комнату перед сном.
Эстетическое воспитание школьников.
«Что посеешь, то и пожнешь!» - гласит народная мудрость. Как важно засеять поле в срок добротными семенами, а учителю в школе заложить в души воспитанников добрые зерна эстетического сознания.
Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, потому, развивая эстетическое чувство у обучающихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.
Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное в них наш предмет преподает в дидактическом материале – в текстах использованных отрывков и художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у обучающихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии обучающихся на уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка.
Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Языковое эстетическое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности использования и выразительности языковых средств. Эти элементы языкового эстетического чувства у большинства обучающихся без специального воздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у детей эстетическое отношение к языку и речи.
Перед учителями русского языка и литературы стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:
- познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
- развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
- воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
- развить у детей потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями обучающихся.
Для решения этой задачи к своим урокам подбираю высокохудожественные тексты русских писателей и поэтов, сопровождая богатейший языковой материал интересными заданиями, направленными на формирование эстетических представлений, на развитие творческого мышления.
Приведу пример. Предлагаю ученикам прочитать слова из стихотворения Е. Трутневой «До свидания, лето»:
Разыгрался, на, поляне, ветер, в, закружил, лесной, сарафане, красном, осинку; и, листок, с, вьется, березы, и, золотой, пчелкой, елкой, летает, колючий, над.
Далее предлагаю составить два предложения с однородными членами, ставя выделенные слова первыми в предложении. У ребят сразу не получаются стихотворные строки, прихожу им на помощь. Предлагаю такие задания:
- Найдите в первом предложении рифмующиеся слова.
- Поменяйте в первом предложении слова местами так, чтобы получились две стихотворные строки.
Подобную работу провожу и со вторым предложением. Очень важно, чтобы от полученного результата школьники испытывали удовольствие. Ведь только успех и положительные эмоции продвигают их по учебной лестнице вверх.
Привожу фрагмент урока на тему: «Упражнение в проверке безударных гласных». На уроке работаем со стихотворением С. Есенина «Береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.
«Береза» - это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Оно было написано в 1914 году. В этом стихотворении поэт, восхищаясь березой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ березы у поэта становится символом Родины. Вот почему так названо стихотворение. (Ученица читает наизусть стихотворение).
На доске записано предложение:
Береза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась).
- Выберете наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.
Укрыться – закрыться со всех сторон; накрыться – накрыться сверху снегом; принакрыться – слегка накрыться.
Почему вы так считаете?
Вспомните, как красива береза «под снегом». Попробуйте описать ее (с опорой на картину). Какие краски вы будете использовать? Почему?
Затем читаю стихотворение детям сама и задаю вопросы:
- В какое время года поэт изобразил березу?
- Какой увидел зимнюю березу автор?
- Почему она привлекла его внимание, вызвала у него удивление и восхищение?
- Какое время суток рисует С.Есенин? (Утро). Почему? Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте. (Белая, принакрылась снегом, серебром, снежинки, в сонной тишине, заря).
- Солнечное утро или пасмурное? (Солнечное. «Горят снежинки в золотом огне»).
- Как занимается заря? («Лениво».)
- Почему автор так говорит? (Потому, что зимой ночи длинные, а дни короткие. Трудно новому дню победить ночь, поэтому солнце восходит осторожно, «не торопясь».)
- С чем сравниваются снежинки? (С серебром, снегом.)
- А ветви березы? (С каймой, кистями, бахромой). Почему?
- Как вы думаете, почему Сергей Есенин говорит о березе принакрылась снегом, распустились кисти? (Поэт одушевляет березу, саму природу – чудесную мастерицу, создательницу красоты).
- Что является главным предметом повествования? (Береза).
- Найдете строчки, в которых говорится о ней, ее зимнем наряде, цвете. (Белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, горят снежинки в золотом огне.)
- Какое слово употреблено автором три раза? (Белый).
- Как вы думаете, почему он это сделал? (чтобы показать именно зимнюю березу, в ее белом наряде).
- Перечитаем еще раз стихотворение и подумаем, какие звуки чаще всего встречаются в тексте. (Звуки [a], [o], [э].) Они звучат долго, придавая певучесть, плавность произведению.
- При самостоятельном чтении выделяйте слова: береза, кисти, снежинки, ветки, заря, так как они создают общий план стихотворения. Не забывайте в конце предложений делать паузы. Читайте неторопливо, мелодично.
Далее даю задания в проверке безударных гласных.
- Запишем основные темы и выражения для их раскрытия.
Слова снегом, снежинки. Какое из данных слов является проверочным? (Снегом; г/ж).
- Подберите однокоренные слова к слову береза. Запишите их. (Березовый, березняк, подберезовик).
- К слову снежинки. (Снежный, снеговик, подснежник, снежок, снег; г/ж).
- К слову белый. (Белеет, побелка, белизна.)
- К слову окном. (Оконный, подоконник.)
- Выделите корень и гласную в корне.
На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части дети делают вывод.
Частая работа со стихотворными произведениями не проходит даром. Дети сами пытаются сочинять стихи. Привожу пример стихотворения, автором которого является ученик 7 класса Сергей М. Стихотворение написано под впечатлением поездки мальчика в Москву.
Воспоминания о Москве
Столица нашей Родины – Москва…
Не видел ничего на свете краше,
Согласен с тем поэтом, что сказал,
Она достоинство, краса и гордость наша.
Брожу по Красной площади, смотрю
На купола, на звезды Спасской башни,
Царь-колокол, Царь-пушку я могу
Не только посмотреть, рукой потрогать даже.
А вот и ВВЦ. Все в красочных огнях,
Не представлял, что мы здесь видеть будем.
И вот в музее восковых фигур меня
Встречает Президент Владимир Путин.
И мы с ним за руку, к нам объектив проник,
А Путин строгий: взгляд, костюм, прическа.
Почти Твардовский «Ленин и печник»,
Но только не боюсь я – он из воска.
А дальше вижу я музей Поля Чудес:
Костюмы, фотографии, призы,
Я шлем надел и в самолет залез,
Там чувствую себя участником игры.
Потом аттракционы начались,
Фонтаны, тиры, карусели, стойки,
А я – в кабину, пристегнул ремни,
Помчался во весь дух с американской горки.
Хочу проехать на огромном колесе,
Хотя и страшно, сердце замирает,
Зато передо мною в трепетной листве
Так медленно Москва вся проплывает.
Но время шло. Пора ехать домой,
В вагоне душно, шумно и уныло.
И, вспоминая о Москве большой,
Я думаю: «Со мной ли это было?»
Кроме богатого языкового материала нередко предлагаю репродукции картин великих русских художников, мастеров пейзажа и портрета (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабаря, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.А. Серова, А.А. Пластова), сопроводив каждую текстом искусствоведов. Дополнительно к нему веду беседу по содержанию картины. Все это вместе настраивает на творчество, ребенок проникается содержанием картины, испытывает благодарность к творчеству художника.
Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дают возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что должно «стать главным результатом воспитания».
А закончить бы хотелось стихотворением Ф. Тютчева, в котором четко отражена роль педагога-воспитателя:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые!
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны смириться.
Литература
Васильева Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык». – М.: 5 за знания, 2008.
Волина В.И. Учимся играя. – Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.
Косивцова Л.И. Предметные недели в школе. – Волгоград: ОАО «Учитель», 2001.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. – М.: Сфера, 2002.
Соколова Г.П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка // РЯШ. – 1989. - №3 – С. 3-10.
Филипченко М.П. Загадки-шарадки и не только. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2007.
Шульгина Н.П. Работа с текстом как средство формирования личности ученика // РЯШ. – 2003. - №3 – С. 3-9.
23