Анализ воспитательной работы МКОУ Русско-Мельхитуйская основная общеобразовательная школа
за 2015- 2016 учебный год
В этом учебном году в МКОУ Русско-Мельхитуйская ООШ обучалось 57 учащихся
1-3 класс – 8уч-ся, кл. рук-ль Киргизова Е.П.
2 класс – 10 уч-ся, кл. рук-ль Махова Ж.Г.
4
класс – 9 уч-ся, кл. рук-ль Кузнецова Н.Г.
5 класс – 4 уч-ся, кл. рук-ль
6 класс –7 уч-ся, кл. рук-ль Иванова И.А.
7
класс –5 уч-ся, кл. рук-ль
8 класс –7 уч-ся кл. рук-ль Капитонова А.Н.
9 класс –7уч-ся, кл. рук-ль Сундеева Г.В.
Тема школы: «Реализация ФГОС через внедрение инновационных форм, методов, способов педагогического воздействия в сфере здоровьесберегающей среды»
В течение этого времени коллектив школы работал над целью:
- Совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Учителями в течении всего периода изучались и использовались в учебно- воспитательном процессе личностно-ориентированные технологии, приемы, методы воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка; осуществлялась деятельность по моделированию и построению воспитательных систем класса в свете ФГОС.
Педагогами и администрацией решались следующие задачи:
Создать условия для успешного перехода на ФГОС второго поколения в основной школе;
Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;
Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними;
Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.
Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие органов ученического самоуправления.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.
Развитие коммуникативных умений педагогов, работать в системе «учитель – ученик - родитель».
Решение вышеперечисленных задач способствовало развитию воспитательной системы школы, в основе которой – совместная творческая деятельность детей и взрослых.
Поставленные цели и задачи реализуются через следующие направления:
Интеллектуально-познавательное
Нравственно-патриотическое
Спортивно-оздоровительное
Трудовое
Художественно-эстетическое
В этом году состоялся педсовет по теме «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление ПАВ, распространение ВИЧ-инфекции». C докладом по теме выступила Шевцова А.С.- зам. директора по ВР. Монаков В.Ф. – учитель ОБЖ познакомил с системой профилактика употребления ПАВ, распространения ВИЧ-инфекции на уроках ОБЖ. Педагоги анализировали современные подходы в работе с детьми и их семьями, предлагали наиболее эффективные формы и методы, а также делились опытом решения данной проблемы.
Методическое объединение классных руководителей работало над проблемой:
«Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы ». Было проведено 4 заседания:
Организация воспитательного процесса
Интерактивный классный час
Профессиональная компетенция классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития
ФГОС общего образования
Спортивно-оздоровительная деятельность
Большое внимание коллектив школы уделяет физкультурно-оздоровительной работе и пропаганде ЗОЖ, поэтому постоянно ведется работа по созданию условий в ОУ, способной к организации систематической работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Все запланированные мероприятия по этой программе позволяют воспитывать у учащихся потребность в ЗОЖ. Это и профилактика употребления ПАВ, классные часы и диспуты по формированию ЗОЖ, встречи с медиком, медицинские осмотры, своевременные прививки, профилактика заболеваний, спортивные мероприятия, секции, пропаганда ЗОЖ (рисунки, плакаты, конкурсы сочинений). Ведется постоянное сотрудничество в этом направлении с Педагогом –психологом: Копач Н.Г., соц. работником Николаенко Н.Ю., и Русско-Мельхитуйским ФАП.
14 учащихся занимались в спортивной секции. День здоровья был проведен дважды.
В течение года проводились традиционные соревнования между классами по волейболу, баскетболу, пионерболу, мини- футболу, лапте. 29 декабря традиционно состоялся лыжный забег, который организовывает учитель физкультуры Ковалева Н.А.
Во время учебных занятий педагоги уделяли большое внимание осанке детей, профилактике глазных заболеваний, проводили физкультминутки, валеопаузы.
Большая работа была проведена в школе в течение года по профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании, табакокурения, ВИЧ –инфекционных заболеваний
Мероприятия данной тематики и пропаганде ЗОЖ:
Общешкольных родительских собраний-1
Классных родительских собраний в разной форме (беседы, лекции, круглые столы) -17
Акций – 2
Анкетирований родителей -1
Анкетирований учащихся – 2
Распространение памяток – 2
Конкурсы рисунков -4
Дни Здоровья – 2
Спортивные соревнования (волейбол, баскетбол, футбол, пионербол)-4
Классных часов-20
В феврале-марте в рамках акции «Родительский урок» были проведены:
Кл.час «Профилактика алкоголизма и подросткового суицидального поведения». 9 кл. Психолог Копач Н.Г..
Общешкольное родительское собрание «Здоровые дети-здоровая нация» Копач Н.Г. психолог
Тренинг «Профилактика курения».5-6 кл. Психолог Копач Н.Г.
Кл. час «Путешествие по городу здоровья»3кл. Педагог - организатор Кузнецова Н.Г.
Интеллектуальная игра «Слабое звено» (Вредные привычки)5-6 кл Педагог - организатор Кузнецова Н.Г.
Кл.час «Здоровому- вес здорово» 4кл. Педагог - организатор Кузнецова Н.Г.
Спортивно-развлекательная игра «Ключ здоровья» Педагог - организатор Кузнецова Н.Г.
Конкурс плакатов «Мы- за ЗОЖ!»
Кл. час «Наркотики-полет и падение»-8 кл. Кл. рук-ль Капитонова А.Н.
В рамках акции по профилактике табакокурения прошли следующие мероприятия:
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
Мифы о пьянстве и курении
Анкетирование учащихся «Вредные привычки»
Веселые старты
За ЗОЖ
Стоп вредным привычкам!-к-с рисунков
И др.
30 ноября в 8-9 классах школы был проведен классный час в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом. Учащиеся посмотрели видеофильм «Что такое ВИЧ/СПИД», приняли участие в анкетировании с целью выявления уровня информированности по проблеме ВИЧ/СПИД, обсудили интересующие их вопросы.
Организация досуга
Как всегда, жизнь учащихся в течение этого года была очень насыщенной, проводилось большое кол-во воспитательных мероприятий: интеллектуальные игры, литературные ринги, КВН-ы, праздники, концерты, проблемные классные часы, беседы, такие как:
- «Азбука юного пешехода»
- «Игра-самопредставление «Это-Я»»
- «Святость материнства» -концерт
- «Дорогою добра»-сказ. викторина
- «Мода на Здоровье» конкурс плакатов
- Концерт — поздравление ко Дню учителя «С любовью к Вам, Учителя!»
- «Акция «Милосердие» День пожилых людей».
-«Умники и умницы»
-«День народного единства – история праздника»
- и мн. др.
Как всегда, интересно прошли традиционные мероприятия:
* День Знаний
* Праздник Последнего звонка
* Прощание с Азбукой
* Концерт ко Дню учителя
* Уроки Мужества
* Концерт к 9 мая
* Народные гуляния «Проводы русской зимы»
Активно включена в воспитательную деятельность и библиотека. Библиотекарем нашей школы Киргизовой Е.П. были подготовлены и проведены:
1. «Путешествие в город чистоты и порядка» классный час 2 класс.
2 Литературный час в 7-8 классах.
4.«Все о Барсиках и Мурках», Классный час в 3классе.
5.«Копилка мудрости» беседа с элементами игры в 5классе.
6. «Славный народ- собаки!» классный час в 4 классе.
7. «Наш любимый Чукоша» утренник во 2 классе.
9. Эти старые, старые сказки...» беседа, литер. игра по творчеству Г.-Х.Андерсена в 4 классе.
10. «Бросай-ка!» литературная игра в 3классе.
11. Посвящение первоклассников в читатели библиотеки.
Также были оформлены книжные выставки: к юбилеям писателей и поэтов и памятным датам России.
В течение года проведено несколько выставок творческих работ учащихся:
-Праздник Урожая (конкурс плакатов «Мода на здоровье»
-«Моя мама-самая лучшая!»(Конкурс рисунков)
- Конкурс поделок «Подарок маме»
- «Символ года»(Конкурс плакатов)
- «Новогодний сапожок»(конкурс поздравительных сапожков)
- «День Защитника Отечества» (конкурс рисунков)
- «Нам этот мир завещано беречь» (конкурс рисунков)
-«Знай и уважай правила дорожного движения»
- и др.
Нравственно-патриотическое воспитание
В течение года велась целенаправленная работа по нравственно- патриотическому воспитанию, Это:
-тематические классные часы, такие, как «Конституция России-главный Закон страны», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Что такое толерантность», «Урок добра», «Добрая душа-добрые поступки», «Гражданин России», «У памяти своя тропа, свои нечитанные строки, особые истоки, своя особая струна», «Я и моя Родина» и мн. др
- встречи с представителями ПДН ОВД, КДН, участковым
- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике
- праздники дня Конституции, День Победы, дни Воинской славы.
- конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике
-деятельность Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
-уроки Мужества.
-Вахта Памяти.
-Экологические проекты
-деятельность ВПР «Восход»
-агитбригады.
15 ноября в 8-9 классах прошел урок толерантности, который провел учитель истории Капитонова А.Н. Учащиеся слушали доклад учителя о том, что такое толерантность, почему этот день называется еще "День терпимости". После прослушивания информации ребятам было предложено просмотреть фильм "Один день войны". После фильма ребята, вместе с учителем, обсудили фильм.
К Дню Защитника Отечества были проведены мероприятия.
Мероприятия проводились в тесном сотрудничестве классных руководителей, учителя ОБЖ и физкультуры, педагог-организатор.
В течение года учащиеся ухаживали за памятниками, собирали материал об участниках ВОВ и тружениках тыла. Были оформлены: тематический стенд «Великая Победа», книжная выставка «Священная война. В классных коллективах прошли уроки Мужества; конкурс рисунков и стихов о Родине, о ВОВ; и др.9 мая наши учащиеся приняли активное участие в митинге и праздничном концерте.
Внеурочная занятость
Важным звеном в системе воспитательной работы школы является система дополнительного образования. Для развития личности ученика, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач, для повышения компьютерной грамотности организована кружковая работа по интересам. Часы, используемые на кружковую работу по отдельным предметам, способствуют расширению умственного кругозора ребенка, развитию творческих способностей, обеспечивают повышенный уровень изучения отдельных предметов.
Работа в кружках – это одна из форм профессиональной ориентации, так как задачей предпрофильной подготовки является развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
Педагоги школы старались создать условия для удовлетворения потребностей детей, их самовыражения и самоопределения, предоставить свободный выбор учащимся дополнительных образовательных направлений, выявить и поддержать одаренных детей, а также создать ситуации для успешной деятельности каждого ученика, с учетом того, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.
В этом году работали кружки:
Направление развития личности | Название кружка | Руководитель | Класс |
Духовно-нравственное | «Азбука добра» проектная деятельность | Кузнецова Наталья Геннадьевна | 4 |
Общекультурное | Умелые ручки | Махова Жанна Геннадьевна | 2 |
Резьба по дереву | Монаков Валентин Филиппович | 5-8 |
Роспись по дереву |
«Радуга из шерсти» | Шевцова Альбина Степановна | 1-8 |
Общеинтеллектуальное | Занимательная математика | Сундеева Гульнара Вилюковна | 5-6 |
Путешествие в слово | Иванова Ирина Александрина | 6-7 |
Прометей | Капитнова Алла Николаевна | 5-6 |
Полиглотик | Дебенов Олег Викторович | 2-4 |
Спортивно-оздоровительное | Легкая атлетика | Ковалева Нина Анатольевна | 5-7 |
Члены творческих кружков постоянные участники школьных и районных выставок, конкурсов.
Члены кружков «Радуга из шерсти», «Роспись по дереву» и «Резьба по дереву»- постоянные участники выставки детского творчества в Нукутском Детско - юношеском центре, «Новогоднее чудо» Щербакова Маргарита, Латышев Алексей стали победителями, остальные участники получили сертификаты. В районном творческом конкурсе на противопожарную тему, коллективная работа мальчиков 6 класса заняла 2 место, Лобанов Семен, Пух Григорий -3 место. В конкурсе «Язык – душа народа» Кузнецова Екатерина заняла 3 место. А также в районном конкурсе творческих работ обучающиеся по математике «Математика в моей жизни», Кузнецова Екатерина заняла 1 место (творческая работа «Математика в профессии повара»), в заочном конкурсе «Эрудит – 2016», Сундеев Николай стал победителем, в конкурсе рисунков по произведениям сибирских писателей Новиков Сергей, Сундеев Николай были награждены грамотами 1и 2 степени. Все участники получили сертификаты.
В школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся осуществляется внеурочная деятельность, которая направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В учебный план стандарта второго поколения для учащихся 1-5 классов отводится от 5-10 часов на внеурочную деятельность.
При организации внеурочной деятельности используются программы, разработанные педагогами школы, педагогами дополнительного образования, утвержденные методическим советом школы.
Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении не только урочную, но внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности:
Направление | Решаемые задачи |
Спортивно-оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Общекультурное | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
Духовно-нравственное | Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа |
Общеинтеллектуальное | Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора |
Социальное | Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально значимой деятельности |
Внеурочная деятельность 2015-2016 учебного года нашей школы представлена следующим модулем:
Название модуля | Класс | Руководитель |
Духовно-нравственное направление |
Азбука народных промыслов | 4 | Монаков В.Ф. |
Православная культура | 1-5 | Дебенов О.В. |
Школьный музей | 4-5 | Киргизова Е.П. |
Общеинтеллектуальное направление |
Наглядная геометрия | 5 | Сундеева Г.В. |
Этика: Азбука добра | 2 | Махова Ж.Г. |
Удивительный мир слов | 3-5 | Иванова И.А. |
Общекультурное направление |
Русский фольклор | 3,4 | Костюк О.А. |
Волшебный клубок | 4,5 | Шевцова А.С. |
Уроки художника | 4,5 | Монаков В.Ф. |
Культура домашнего праздника | 2-4 | Шевцова А.С. |
Спортивно-оздоровительное направление |
Подвижные игры | 1 | Ковалева Н.А. |
Юный турист | 3-5 | Дебенов О.В. |
Здоровье | 2,3 | Болтоева Н.Д. |
Социальное направление |
Навыки общения | 4 | Кузнецова Н.Г. |
Полезные привычки | 4 |
Навыки общения | 3 | Копач Н.Г. |
Моя экологическая грамотность | 5 | Болтоева Н.Д. |
По всем данным направлениям руководителями кружков составлены рабочие программы в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.
Во внеурочную деятельность вовлечены в течение учебного года все учащиеся 1-5 классов. Дети вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Учителями (классным руководителем и руководителем кружка) накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), ведутся журналы кружковой работы.
Активно привлекаются к организации внеурочной деятельности и родители обучающихся. Так, в этом учебном году совместно с родителями были проведены такие мероприятия как: «Посвящение в первоклассники», «День матери», «8 марта – Женский день», «КВН» и т.д.
Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей, учитывая возможности школы (по результатам анкетирования)
Основной трудностью организации внеурочной деятельности является материальное обеспечение кружков, так как реализация программ, фиксация работы, отражение в портфолио подразумевает большие материальные затраты в виде распечатывания фото (на цветном принтере), покупки канцелярских принадлежностей (цветной бумаги, обычной белой бумаги, клея, пластилина и так далее). Данная проблема требует корректного обсуждения с родителями, так как не все могут позволить себе покупку еще одной папки для творчества. Наблюдалась и еще одна трудность – усталость детей, связанная с возросшей учебной нагрузкой.
В следующем 2016-2017году в содержание программ необходимо включить больше занятий на свежем воздухе, тематических экскурсий и динамических пауз с играми и упражнениями.
Классное руководство и работа с родителями
Классный руководитель - главный человек в школьной жизни ребенка. Спектр деятельности классного руководителя очень велик: он и учитель, и психолог, и воспитатель, и организатор творческих дел. И от того, как он наладит взаимоотношения с классом, как сумеет найти «ключик» к каждому ученику, как выстроит свою деятельность по отношению к родителям, учителям- предметникам и общественности зависит успех воспитания. Содействие созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка, работа по развитию сплоченного классного коллектива, помощь воспитанникам в учебной деятельности – вот основные направления работы классного руководителя. Так в этом году в классах проводились тематические классные часы, игры, конкурсы, КВН-ы, викторины. Такие как:
- «О товариществе и дружбе»
- «Мы несем ответственность за тех, кого приручили»
- «Я и мои поступки»
-«Культура поведения в общественном месте»
-«Мир доброты»
-«Кто такие злые люди»
-«Твой внешний вид»
-«Законы жизни»
- «Этикет и мы»
-«Наши взаимоотношения»
-«Прозвище-это скверно»
-«Хорошо, что мы такие разные»
- «Традиции моей семьи»
- и мн. др.
Большое внимание уделяется профилактике безопасности. С этой целью проводятся мероприятия по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, антитеррору, безопасности в быту, лесу, в работе с разными инструментами, техническими приборами и др.
-Правила поведения в школе
-Внимание! Дорога!
-Бытовой и уличный травматизм
-Красный, желтый, зеленый.
-Один дома
-Мы идем в поход.
-Спички детям не игрушка и т.д.
-Опасности вокруг нас
-Безопасность на воде
-22-00. Я дома!
-и др.
Учащиеся 5-6 класса на зимних каникулах посетили цирк в городе Иркутск. Также несколько раз к нам приезжал мобильный планетарий с 3D фильмами.
Одним из направлений деятельности школы, классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:1. Психолого - педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации. 2. Организация совместное проведение свободного времени детей и родителей. 3. Защита интересов и прав ребенка в трудных семьях. . Поэтому педагоги стараются установить доброжелательные отношения с родителями, определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свобод, постоянно информируют родителей о процессе воспитания, успехах, продвижении в развитии ребенка.
В этом году проведены 4 общешкольные родительские собрания :
* «Нововведения в образовании». Родителей ознакомили со статьями нового Закона «Об образовании в РФ и с решением педсовета №1 о переходе на ФГОС ООО в 5-х классах с 01.09.2015 года
* «Детская агрессия». С докладом по теме выступила Копач Н.Г.- психолог. Она рассказала о том, что такое агрессивность, в чем особенность детской агрессии. Назвала причины детской агрессии.
* «Здоровые дети- здоровая нация». Психолог Копач Н.Г. рассказала родителям о современной ситуации в отношении профилактики алкоголизма среди подростков, в частности, о проблемах пивного алкоголизма, об увлечении детьми уже с малолетнего возраста коктейлями, тониками, пивом.
*«Летнее оздоровление и занятость обучающихся». Зам по ВР Шевцова А.С. доложила родителям о планировании работы школы в летний период, ознакомила родителей с Положением о внешнем виде обучающихся.
Также в этом году классными руководителями были проведены следующие лектории:
Внедрение ФГОС
Проблемы адаптации первоклассников
Физическое развитие в школе и дома
Режим дня
Наши трудные дети
Гиперактивный ребенок
Воспитание у детей интереса к школе
Роль родителей в формировании ценностных ориентаций
И др
Все классные отмечают низкую посещаемость родительских собраний и участие родителей в жизни класса. Не все родители понимают, что участие семьи в школьных делах ребенка очень важно для его становления. Посещаемость общешкольных родительских собраний составляет 15 - 20 человек, а классных в среднем 5-6. По-прежнему, есть родители, которые не реагируют на просьбы и замечания учителей, а некоторые вообще самоустраняются от воспитания собственного ребенка, предоставляя школе самой решать возникшие проблемы. Поэтому классные руководители, кроме информирования об успехах и неудачах детей, индивидуальных бесед, собраний, стараются вовлекать родителей во внеклассные мероприятия, посещать семьи, выявлять проблемы ребенка, связанные с семьей. Так уже традиционными стали родительские собрания совместно с детьми у многих классных руководителей, праздники мам и бабушек День матери, семейные праздники и конкурсы.
Диагностика воспитательного процесса
Психолого-педагогическая диагностика является оценочной практикой, которая помогает педагогу изучать индивидуально-психологические особенности отдельно взятого ученика и составлять социально-психологическую характеристику детского коллектива в целом. Чтобы воспитать гармоничную личность и создать сплоченный детский коллектив педагогу необходимо знать каждого ребенка со всех сторон, во всех его проявлениях. Все существующие сегодня методики воспитания работают, если учитывать несколько обязательных факторов: возрастные особенности, степень сформированности детского коллектива и особенности взаимоотношений внутри него, уровень доверия между детьми и взрослыми.
Так в 6-9 классах были проведены микроисследования с целью выявления интересов, способностей детей, жизненных планов, проблем в коллективном общении, развития умения управлять своими эмоциями. Регулировать свое поведение в той или иной ситуации психологических особенностей, отношений к учебе, друзьям и т.д.
-Что вам интересно
-Взаимоотношения в семье
-Наши отношения
-Игровые тренинги «Коснись и я пойму», «Охапка рук», «Дуэлянты»,
-Выявление агрессивности у подростков
-Конфликтная ли вы личность.
-Как научиться властвовать собой
-Профдиагности.
-Отношение к учению.
- и др.
В старших классах классными руководителями уделялось внимание исследованию профнамерений, готовности к выбору профессии.
Конечно, отрицательную роль играет отсутствие школьного психолога, который мог бы систематизировать эту деятельность, а также оказать консультационную помощь классным руководителям.
Деятельность детских объединений
В этом году в школе в апреле 2016 года было создано Детское объединение, военно-патриотический клуб «Восход». Руководитель – Монаков В.Ф. ДО реализовывало следующие задачи:
создание оптимальных условий для личного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения детей в возрасте от 11 до 15 лет, популяризация истории России, Российской Армии, родного края, военно-прикладных видов спорта среди детей в школе;
формирование общей культуры воспитанников, их гражданских и нравственных качеств;
подготовка подрастающего поколения к воинской службе, к вооруженной защите отечества, формирование у них любви к Родине и ее Вооруженным силам, повышение ответственности за укрепление обороноспособности, готовности к службе в Российской Армии.
пропаганда военно-патриотического воспитания через организацию и проведение массовых военно-спортивных мероприятий;
укрепление здоровья подростков через занятия различными видами спорта.
Целью детского объединения являлось: развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Все мероприятия проводились с учетом направлений, по которым работает ДО: патриотическое, нравственное, эстетическое, а также интересов, потребностей и способностей детей, были проведены следующие мероприятия:
Проведение «Недели Боевой вахты»
Митинг у обелиска героям ВОВ
Военно-спортивная игра «Зарница»
Дети, которые входят в состав «Восход» принимали участие в районных мероприятиях, таких как в турнире по пейнтболу и по лазертагу, в селе Хайта, где получили грамоты за участие.
Практически все запланированные мероприятия были проведены.
Социальная работа и профилактика правонарушений
В течение всего года велась активная профилактическая работы с трудными детьми, с неблагополучными семьями. Продолжалась работа по оформлению банка данных об учащихся школы, паспортов классов, школы, пополнение картотеки семей.
Также была проведена диагностика.
Информация об учащихся (сбор сведений; акты). Конечный продукт - социальный паспорт класса.
Информация о семьях, выявление асоциальных семей (сбор сведений, акты). Конечный продукт - социальный паспорт семьи. Составлен социальный паспорт школы.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ
В МКОУ Русско-Мельхитуйская ООШ на начало учебного года
Всего семей – 48
Обучающихся на дому – 0
Многоднтные-8
Дети сироты (опекаемых) - 2
Без матери воспитываются - 1
Без отца воспитываются - 11
Учащихся из малообеспеченных семей - 35
Учащихся из неблагополучных семей- 5
Учащихся из неполных семей- 12
Учащихся из полных семей - 43
Учащихся, состоящих на учете в КДН и ЗП-2
Учащихся, состоящих на учете в ОВД-0
Учащихся, состоящих на внутришкольном учете-3
Количество семей, где работают оба родителя - 17
Количество семей, где работает один родитель - 25
Количество семей, где оба родителя безработные - 1
Количество семей, где единственный родитель безработный -10
Количество семей, где оба родителя имеют высшее образование -0
Количество семей, где один родитель имеет высшее образование - 5
Количество семей, состоящих на ВШУ-0
Количество семей СОП -2 .
В сентябре был проведен социальный мониторинг с целью выявления неадаптированных детей. На внутришкольный учете на начало учебного года детей не было. В течение года были поставлены на учет 3 обучающихся. Из них 2 стоят на учете в КДН. С этими детьми проводились беседы, родители и дети приглашались на заседания Совета профилактики.
На учете в КДН и ЗП состоял 2 обучающийся. Рассмотрение вопроса о результатах ИПР назначено на 21 апреля 2016 года.
В течение года были обследованы условия жизни и воспитания опекаемых детей от 20.11.2015г., от 15.05.2016 года. Были обследованы условия жизни и воспитания детей, состоящих на ВШУ: - от 23.02.2016г. от 07.04.2016г., от 20.05.2016г.- от 22.03.2016г., от 20.05.2014г.– от 23.01. 2016г, от 20.05.2016г. - от 15.02.2016г., от20.05.2016г.
Для каждого ребенка также был составлен индивидуальный план работы. Были использованы методы: наблюдение, беседа, переубеждение, частично ролевая игра, индивидуальные консультации. В результате работы была составлена карта наблюдений за учащимися, составлены характеристики на каждого ребенка.
Выводы: В школе организовано социально - педагогическое сопровождение детей «группы риска».
1. В ОУ проводилась работа по выявлению основных причин появления детей «группы риска».
2.Создана благоприятная образовательная среда, способствующая сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
3.Наблюдается снижение количества детей асоциального поведения.
4. Созданы условия для формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
5. Не наблюдается повышения обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
Эффективность социального патронажа семьи:
налажен доверительный контакт с семьей;
осознание семьей своих проблем;
сбор и анализ точной и полной объективной информации о семье.
Проблемы: не все семьи желают выполнять ту деятельность, за которую она несет ответственность, остались неудачи в решении проблем.
В течение года состоялось четыре заседаний Совета профилактики, где рассматривались личные дела учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учащихся, имеющих замечания по поведению и нежелающих учиться. На заседания приглашались сами учащиеся, их родители и кл. руководители.
По профилактике правонарушений, профилактике вредных привычек и осуществления контроля за учащимися и семьями, стоящими на учете, школа взаимодействует с Комитетом по образованию, Комитетом по молодежной политике, ПДН ОВД ,КДНиЗП, Органом опеки и попечительства.
В этом году под опекой находилось 2 детей. Для всех детей этой категории созданы условия для комфортного проживания и обучения.
Трудовое воспитание и профориентация
Трудовое воспитание- один из важнейших видов деятельности в нашей школе. В течение года учащиеся благоустраивают территорию школы, проводят субботники по уборке и озеленению, следят за чистотой в кабинетах, за порядком на переменах, дежурят в столовой. В течение пятой трудовой четверти учащиеся выращивают овощи, принимают участие в ремонте школы. Хотя анализ летней практики показал, что не все учащиеся добросовестно и ответственно относятся к работе. Некоторые категорически отказываются участвовать в трудовых делах школы, находя поддержку у своих родителей, многие работают спустя рукава.
Профессиональная ориентация школьника является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности- её профессионально самоопределения. В целях улучшения работы в этом направлении была разработана целевая программа «Профессиональное самоопределение учащихся».
Профориентация шла по следующим направлениям:
Просветительская работа. Её главная цель заключается в расширении знаний учащихся и их родителей о профессиях, показе актуальности обсуждаемой проблемы и путях их решения.
Диагностика, которая позволяет выявить проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и их родителей, а так же помогает изучить личностные особенности и профессиональные возможности учеников.
Коррекционная работа. Она помогает избежать ошибок при выборе профессии, повести рефлексию своих способностей и возможностей, а так же найти оптимальный путь самореализации.
В течение года классные руководитель 9 класса проводили классные часы «Почему я выбираю эту профессию», «Здоровье и выбор профессии», «Много профессий хороших и разных», практикумы по определению готовности к выбору профессии, различные диагностики по исследованию личностных особенностей, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, родительские собрания в классах по соответствующей тематике.
Так опрос в 9 классе показал, что 1 учащийся решили продолжить обучение в 10 классе, остальные 6 учащихся определились с учебным заведением.
Классные руководители 1-8 классов также уделяют большое внимание профессиональной подготовке учащихся, проводят различные мероприятия (КВН, конкурсы, игры, диагностику), как с детьми, так и беседы с родителями.
Летняя занятость и оздоровление
В июне при школе работал ЛДП «Здравушка», где оздоровилось 41 ребенок. Как и учащиеся, так и родители довольны организацией работы лагеря и всеми проводимыми мероприятиями. В этом году работа велась по программе «Радужное путешествие смешариков, которую разработала воспитатель Махова Ж.Г. Цель программы: воспитание любви к Родине, к родному краю; создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в условиях лагеря с дневным пребыванием детей.
В основе развития лагерной смены лежала идея сюжетно-ролевой игры. Дети погружались в легенду о том, что по радуге можно путешествовать. Каждый ребята посещали то или иной цвет радуги. На этом цвете жил один из Смешариков, с которым они и совершали путешествие. Ребята побывали в гостях у Кроша, Нюши, Лосяша, Карыча и др. На одного сказочного героя отводилось два дня, этот день был окрашен тем уветом, каким был сказочный герой. Ребята в этот день должны были иметь у себя что-нибудь такого же цвета.
Каждый отряд имел свое тематическое название, девиз и законы. В начале смены в каждом отряде выбирался командир, который отвечал за дисциплину и активность участи в мероприятиях. Сборы каждого отряда для проведения своих мероприятий проходили на отрядном месте.
Каждый день был расписан по минутам: обязательная зарядка, линейка, спортивный час, музыкальный час, мероприятия по плану, прогулки, игры на воздухе. Каждый день – тематический, который заключался в названии Смешарика. Дети с удовольствием участвовали во всех мероприятиях. Особый интерес вызывали у детей подвижные игры, спортивные состязания. Очень интересно прошли: конкурс «Малые рекорды Гиннеса», Мисс Лето-2016, Минута славы. Большое внимание педагоги уделяли профилактике заболеваний, пропаганде ЗОЖ, безопасности детей.
Проводили интеллектуальные конкурсы, ринги, викторины, беседы «Мы за здоровый образ жизни», «Личная гигиена». Ежедневно проводились минутки здоровья, проводили работники ФАПа. Как всегда сотрудничали с сельской библиотекой (интеллектуальные игры), ДК (дискотеки).
Питание детей было разнообразным, 2-х разовым.
Также в течение лета с 2 по 8 классы трудиться на пришкольном участке. Планируют отдых в разных лагерях 6 человек.
Цели и задачи на 2016-2017 уч.год.
1. Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей в свете деятельности школы по ФГОС
2. Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, продолжать обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся.
3. Активизировать работу общешкольного родительского комитета.
4. Продолжить работу по развитию ученического самоуправления.
5. Разработать и апробировать новую программу воспитательной деятельности.
6. Усилить контроль за посещаемостью обучающихся в урочное время, занятостью во внеурочное время
7. Формировать в школьном коллективе детей и взрослых уважительное отношения к друг другу друга на основе толерантности;
8. Повысить эффективность работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности;
Заместитель директора по ВР Шевцова А.С.