СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие "Честь имею"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление, готовность стать защитником Отечества.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Честь имею"»

Воспитательное мероприятие

«Честь имею»

Честь- это стремление быть

Благородным, высшим существом

По внутренним достоинствам,

Совершать поступки, достойные славы,

Без всякого принуждения извне и без

Всякого другого вознаграждения,

Кроме одобрения своей совести.

П.А. Румянцев


Цели: расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление, готовность стать защитником Отечества.

Оформление: презентация

План классного часа.

  1. Вступительное слово.

  2. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?».

  3. Работа с понятиями.

  4. Информационный блок «Кодекс чести».

    • «Да, были люди в наше время…»

    • честь имею.

  1. Дискуссия

  2. Заключительное слово.

  3. Подведение итогов.

Ход классного часа.

Звучит песня в исполнении О.Газманова «Господа офицеры»

1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Вся тысячелетняя история России – это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? Какие события истории России вызывают такие ассоциации? Знаете ли вы о Днях воинской славы России? (дети отвечают)

2. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?».

Классный руководитель.

1.Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии?

(изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма…)

2.Какими способами пытаются получить отсрочку от армии? (высказывания детей)

Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России, в Тамбове можно получить профессию офицера? (в России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов)

3.Знаете ли вы, каков срок службы по призыву? (12месяцев)

Можно ли еще сократить этот срок? (специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить)

4.Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая – за счет призывников? (2/3 по контракту, 1/3 призывники)

5.Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие, взятые по призыву? (нет)

6.Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (на вооружении российский Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья)

3. Работа с понятиями.

Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» - это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».

По В.Далю, «честь»-это «внутреннее нравственное достоинство человека ,доблесть ,честность,благородство души и чистая совесть».Предлагаю уточнить смысл понятия «честь».

РАБОТА ПО ГРУППАМ.

Ребята вы выполняли творческую поисковую работу по группам. Вы выясняли смысл понятий: «честь мундира», «поле чести», суд офицерской чести, кодекс чести и смысл девиза « Жизнь Отечеству, честь – ни кому».

Первая группа , поясните ,что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира ?

(Означало это понятие прежде всего честь полка и появилась,,когда когда каждый род войск получил свою форму ,мундир,честь которого офицер обязан был защищать . Этим ,в частности ,обьясняет столь внушительное количество дуэлей в российской армии девятнадцатого века . Гордость за страну ,храбрость,верность долгу ,дисциплину ,верность традиции,знамени.Как только человек надел военную форму ,он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

Вторая группа , поясните ,что такое «поле чести». Что защищают на этом поле ?

(Это поле битвы ,поле брани, где бой идёт по правилам,где противники уважают друг друга ;поле сражения за честь отечества.)

Третья группа , что такое суд «офицерской чести «? Каким мог быть его приговор?

(Неофициальный нравственный суд сослуживцев , может наказать презрением ,бойкотом ,изгнанием из сообщества офицеров .)

Четвёртая группа ,вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству . Честь –никому!» Как понимать это выражение .

Пятая группа ,поясните, что стоит за понятием «кодекс чести» .


(Свод негласных законов , которые приняты всеми членами сообщества ,порядочность, уважение , нравственность )

4.Информационный блок «Кодекс чести»

Российская армия всегда была сильна своим духом.На протяжении столетий она славилась доблестью,отвагой и самопожертвованием,службой отечеству верой и правдой «, «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись , безопасность Отечества была гарантирована .Когда они стушевывались , исчезали(хотя бы временно ), всё рушилось . Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин : «…Россия будет существовать ,расти и цвести , если в ней воцарится дух чести , служения и верности».

«Дух чести, служения и верности»-что входит в это понятие? Небольшая историческая справка которую подготовили(…………….)

«Да , были люди в наше время …»

---«Да , были люди в наше время ,могучее ,лихое, племя, богатыри не вы …» Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина… О силе духа ,военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди

Прусский король Фридрих II : «Русского солдата мало убить , его надо повалить».

Наполеон: «Дайте мне русского солдата , и я покорю весь мир».

Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем королю Швеции советовал шведам: «Подражайте русским , для них нет ничего невозможного «.

Но лучше всего высказался о русском солдате А.В.Суворов -всего два слова: «Чудо-богатыри!»

Верность присяге , верность долгу , патриотизм – вот что всегда отличало русского воина.

Несколько примеров из истории.

1380г. Куликово поле . Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина , встал в общий строй Большого полка и вместе со своими войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.

1812г. Генерал Николай Раевский . В безнадёжном положении под деревней Салатановкой лично повёл свой корпус в атаку , взяв с собой двух сыновей шестнадцати и одиннадцати лет . Поражённые решимостью генерала не щадить не себя , не своих детей , солдаты в жёстком бою опрокинули врага .


1854г. Адмирал Владимир Корнилов , организатор обороны Севастополя. Смертельно раненый , истекая кровью он успевает произнести : «Скажите всем , как приятно умирать , когда совесть спокойна . Я счастлив , что умираю за Отечество.»

1904г. Капитан первого ранга В.Ф.Руднев ,командир крейсера «Варяг» , оказавшись один на один с японской эскадрой , отверг требование сдаться , вступил в бой и, одержав нравственную победу , на века прославил русский флот и русский национальный характер.


1904г. Малый миноносец «Стерегущий» против двух крейсеров и четырёх больших миноносцев Японии. Японцы , окружив миноносец ,предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте . В ходе боя из 52 человек экипажа 46 , в том числе все офицеры были убиты ,четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса :Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков Бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.


1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловец. Всего 28 человек, в т.ч. один офицер. Вооружение – бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева – никого. Могли разбежаться – и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа- и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну – 20 танков, другую – 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслемым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!


Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и солью кровяной.

Чтоб вставить в поэтическую строчку

Короткое названье Хорсеной.

Закрою карту, снова открываю,

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она- та точка роковая,

Кто знал её вчера?Она Чечня.

Ученик. Сумерки, снег ,вертолёт,

Зарево дальнего боя.

Вот и 2000 год стал нам судьбою.

Высока,высока над землёй синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

«Боевым награждается орденом».


Звучит песня «Мои афганские друзья».

Ученица. У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.

Ученик. Это еще- живая память. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И эта память будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.

Ученица. Десять лет продолжалась война в Афганистане. В ту пору мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово «дух» может означать не только что-то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с «калашниковым» на перевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: «зеленка», «вертушка», «груз 300», «груз 200»…

Звучит песня «Черный тюльпан» А. Розенбаума.


Ученик. Того, кто служил в Афганистане и Чечне, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде… Мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно чем-то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не ее продолжительностью, а тем, что ее наполняет.


Ученик. Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооружённых конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?

Ученица. У нас в гостях участник боевых действий в Афганистане Малин С.Н.(предоставляем ему слово)


Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам?


(Дети высказываются.)



Не секрет, что сегодня в России отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной и офицерской среде. Неслучайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России.

5. Честь имею

Где же записаны эти правила чести? Как они передавались из поколения в поколение? «Правила чести» русского офицера отражались в наставлениях воспитанникам кадетских корпусов, в полковых инструкциях, в «дуэльном кодексе», в «памятках» командиров для подчиненных. Кодекс чести не был записан в какой то одной книге. Это был свод неписанных правил, которые вырабатывались веками, передавались от отца к сыну в дворянских военных династиях. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играла важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. В 1911 г. В Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество.


В числе запрещенных для посещения офицерами заведений были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, ресторан «Яр», мелкий кинематограф Рестораны и гостиницы низших разрядов, все трактиры, Чайные и пивные, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог. В театре, в гостях, в поезде, ресторане или на улице – всюду офицер всегда должен помнить, что он носит мундир русской армии. На семейных вечерах все держали себя просто, как в единой культурной семье. Обычно офицеры и члены их семей здоровались за руку. Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины.

Мундир из покон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира».



Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. Во время ужина на одном из балов поклонник лейб-гвардии Московского полка Г.А.Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира(т.е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству.

Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценилось в офицерской среде. Унизить офицере, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках.

В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т.ч. и отказ во взаимном приветствии.

Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного достоинства и уважения его в других.

Право на поединок способствовало очищению офицерского сознания от элементов плебейства. За оскорбительные слова « я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов – боевой офицер, кавалер многих наград – потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего император.


А остальные офицеры лейб-гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку.

Ещё пример: в 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А вот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдвое убитого содержание из собственных средств.

Высокие представления о чести проявлялись и в отношении к ветеранам.

Для примера можно привести воспоминания одного из ветеранов лейб-гвардии Кексгольмского полка.

Двигаясь в походной колонне по улицам местечка … батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

-Ты что, дед? – спросил батальонный командир. – Почему стоишь смирно?

-А как же, - ответил старик,- ведь это же мой родной полк. В таком вот мундире я, батюшка мой, ещё на туретчину ходил.

Батальонный повернул коня и помчался к полковому командиру. Генерал приказал развернуть все 16 знамен, и мы торжественным маршем, под музыку, с развернутыми знаменами прошли перед ветераном…

Трудно сказать о чувствах, которые охватили в этот торжественный момент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца охватил священный трепет. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась в нашем полку новая традиция.

Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам.

Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать её бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови.

Следует отметить так же и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отечества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сил развития армии, её стойкости, непобедимости в боях.

По мнению Ивана Ильина, рыцарственное служение Родине, характерно для русского офицерства и делающее его представителей «подлинными дворянами», необходимо культивировать во всем обществе. В статье «О рыцарском духе» (1928) философ, в частности, отмечал: «Во всей великой смуте наших дней, среди крушений, бед и утрат, в раздорах и соблазнах мы должны помнить одно и жить одним: поддержанием и насаждением духа рыцарственного служения… Ибо этот дух есть как бы воздух и кислород русского национального спасения … Вне рыцарственного духа национального служения – все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам».

6.Дискуссия. По группам обсудите следующие вопросы

Нужна ли России армия? Если нужна то какая?


1.Сейчас стоит вопрос о сохранении территориальной целостности России после 2015г. Мы видим, что идет расширение НАТО на Восток.

Если мы посмотрим назад в историю, за последние 500 лет Россия только 40 лет не воевала, остальные 460 лет она отстаивала либо свои интересы, либо интересы своих союзников. Поэтому говорить о том, что для России нет угроз, в корне неверно, об этом может рассуждать только недальновидный человек.

Вопрос о том, нужна нам армия или нет, стоять не может. Если говорить в глобальном масштабе , то 2/3 мировых природных запасов сосредоточены на территории РФ. В мире достаточно желающих завладеть этими ресурсами.


2. Сейчас во всем мире существует угроза международного терроризма. И ни одна страна в этих условиях не будет разгонять свою армию.

Атрибутом каждого государства является наличие армии, способной защищать независимость и интересы этого государства. Поэтому, пока Россия будет существовать как отдельное государство, одним из атрибутов России будет ее армия- либо профессиональная , либо комплектуемая по призыву по смешанному принципу.

Наличие армии не заставляет нас быть рабами, только наличие боеспособной армии не позволяет нам превратиться в рабов.

Какая армия нужна?

3.Именно такая армия нужна сейчас России. Нашей стране срочно нужна милитаризация! Россия-это 1/8 часть богатейшей ресурсами суши, чтобы её защитить, нужна мощная, технически оснащённая армия и постоянный резерв войск. А наша армия за последние 15 лет во многом растеряла свой боевой потенциал. И сейчас, при обсуждении военной реформы, дискуссии в основном ведутся о том, как улучшить комфорт службы, сделать службу престижной, прибыльной, но не о том, как нарастить боевую мощь армии.


4.Повинность должна быть всеобщей безо всяких отсрочек и «альтернатив». 1-2 года службы- минимум. Те, кто учится, должны служить меньше, по окончании учёбы и по специальности. Для этого образование гражданских вузов должно быть адаптировано, чтобы приносить пользу обороне. Нужно запустить мощную рекламную кампанию, чтобы имидж армии.

Если в России будет такая армия, то:

-резко вырастет обороноспособность государства;

-будет решена проблема воспитания подрастающего поколения (физическое развитие, отсутствие вредных привычек, патриотизм и т.п);

-поднимется престиж армии в обществе.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО классного руководителя

Мы сегодня говорили о людях, которые стесняются громких слов о патриотизме, долге, чести. Но читая об их службе, мы понимаем, что эти понятия в России ещё не обесценились.

Подводя итог нашему обсуждению, предлагаю блиц-опрос. Прошу одним словом ответить на вопрос : Какая армия нужна России?»


Ответы детей.


Ребята и в заключение от всей души желаю вам чтобы вы стремились быть:

Благородным, высшим существом

По внутренним достоинствам,

Совершать поступки, достойные славы,

Без всякого принуждения извне и без

Всякого другого вознаграждения,

Кроме одобрения своей совести.