СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из выступления на семинаре по теме "Воспитательный потенциал урока".

Большую часть своего времени ребенок проводит в школе - на уроке. Урок - не только основная форма обучения, как это принято считать, но и сфера, в которой, в основном, происходит школьное воспитание.  Это предопределяет необходимость четко определить фактический воспитательный потенциал урока.

В силу изложенной выше концепции воспитания вопрос можно сформулировать так: Во взаимодействии с чем на уроке воспитывается ученик?

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал урока»

Воспитательный потенциал урока

Большую часть своего времени ребенок проводит в школе - на уроке. Урок - не только основная форма обучения, как это принято считать, но и сфера, в которой, в основном, происходит школьное воспитание. Это предопределяет необходимость четко определить фактический воспитательный потенциал урока.

В силу изложенной выше концепции воспитания вопрос можно сформулировать так: Во взаимодействии с чем на уроке воспитывается ученик?

Полагают, что основным, если не единственным, из этих факторов является содержание учебного предмета, в основном с учетом его характера и формировалась еще так называемая воспитательная цель урока. Такой подход я считаю недостаточным. Ведь на уроке ученик взаимодействует не только с содержанием предмета. Обычный анализ структуры урока позволяет выявить ряд других факторов. Остановимся на главных из них:

Информативный аспект. Воспитательное значение здесь, прежде всего, имеет специфическое содержание каждого предмета. Гуманитарные дисциплины представляют человека через литературные и исторические образы, поступки литературных персонажей и исторических героев, изображения их достижений и моральных просчетов, духовной жизни, стремлений и т.п. Косвенно такая информация отражает определенную, часто авторскую, оценку всего, о чем идет речь.

При отборе информации необходимо учитывать следующие факторы:

1. Соответствие содержания учебной программе.

2. Отбор содержания с учётом возрастных возможностей детей, особенностей класса, уровня подготовки обучающихся.

3. Построение содержания с учётом компетентностного подхода

4. Оптимальный объём учебного материала, отбор рационального количества заданий.

Трудовой аспект Все, что дети делают на каждом уроке - их труд За время своего обучения в школе ученик посещает около 10-12 тысяч уроков, и усилия, направленные на познание, развитие и самовоспитания, также является нелегким трудом.

Правильно организованная учебно-воспитательная деятельность учащихся - их труд - может восприниматься ими не только как необходимость, но и как нечто желательное, что может быть источником радости и, в конце концов, мотивации учения .Изучая психологию учебной работы, В Сухомлинский считал, что ученик должен переживать три этапа: напряжение, успех и радость Внимательный учитель приложит усилия, чтобы каждый из этих этапов глубоко и полноценно вошел в деятельность учащихся, ибо в этом заключается реальное удовольствие от работы: без напряжения не будет успеха, а без успеха – Радость.

Работа на уроках литературного чтения,например, осуществляется через многообразие заданий:

1. Обобщение знаний прошлых уроков-через систему вопросов.

2. Побуждение ребят к формулировке цели урока-через разгадывание кроссворда.

3. При подготовке к восприятию произведения использовала следующие приёмы:

  • Беседа о книгах, которые читали , основанная на личном опыте учащихся.

  • Рассказ заранее подготовленных учащихся об авторе произведения.

  • Словарная работа – сам учитель выбирает, какие слова объяснять до, какие после чтения.

  • Прием антиципации – предугадывание, предположение, о чем будем читать, какое название произведения.

4. До первичного восприятия учитель обязательно ставит целевой вопрос, направленный на эмоциональное восприятие произведения (ставится один целевой вопрос в зависимости от жанра и содержания произведения):

Какие картины представились?

5. Повторное (вторичное) восприятие текста

Использовалось самостоятельное чтение учащихся вслух по частям, параллельно с беседой по содержанию и составление плана.

6. Обобщение прочитанного с целью определить главную мысль произведения.

Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.

Окончательное отношение читателя к картине природы, ко всему произведению.

Материальный аспект. Любой материальный предмет-это не только продукт чьего-то труда. Он является также носителем определенных эстетических качеств Он может быть не только пригодным и удобным, но и красивым или некрасивым, а следовательно, утверждать или разрушать эстетические вкусы.

На моих уроках обучающиеся пользуются такими средствами обучения : учебниками, словарями, используется выставка книг из библиотеки, аудиозаписи постоянно оформляются презентации.

Всё это оказывает влияние на психологический аспект.

Психологический аспект. Эмоциональный настрой урока обеспечивает психологические условия учебной работы. В моём случае речь идет о возбуждении чувств, вызванное сторонними факторами (аудиозапись, выставка книг ,презентация и т.д.), подъем духа от хорошо организованной учебной работы, ощущение успеха в овладении предмета.

Эмоциональное состояние урока во многом зависит от личности учителя: он приносит в класс свое настроение. Ему должны быть присущи оптимизм труда, то есть вера в то, что каждый ребенок имеет шанс на успех, демократизм отношений, любовь к детям. Созданный на таких принципах психологический настрой урока порождает в ребенке уверенность в себе, веру в добро и справедливость.

Методический аспект так же определяется общепедагогической и методической ориентацией учителя, наличием или отсутствием авторитарного подхода к выбору форм деятельности.

На своём уроке я использовала такие формы деятельности, чтобы ученик чувствовал себя хозяином деятельности , применяла различные формы самостоятельной работы ,индивидуально-массовое решения учебных задач, работа в группах и т.д .В результате этой деятельности формировался механизм сосуществования и сотрудничества.

Контрольный аспект Контроль является важным компонентом обучения и воспитания, хотя часто наносит ему и большой вред Это случается тогда, когда учитель оценивает только внешний результат воспитания (выполнил - не выполнил, изучил - не изучил), но не учитывает степени приложенных усилий. Способный ребенок легко решает задачу и получает высокую оценку Слабый - прилагает большие усилия (переживает момент напряжения), но результата не достигает и получает негативную оценку. Между тем, важно не то, что ученик выполнил, а те изменения, которые произошли в нем во время работы. Поэтому высокой оценки на мой взгляд заслуживает ученик слабый.

Построение учебно-воспитательного процесса с ориентацией на ученика как центральную фигуру урока выдвигает на первый план понятие самоконтроля. Это органический элемент любой учебной деятельности: ученик сопоставляет является достигнутое с ожидаемым конечным результатом и корректирует ход решения проблемы При таких условиях мнение учителя (оценка) трактуется им лишь как "ключ" к решению задачи, как средство его самоопределения. Уменьшение удельного веса внешнего контроля и увеличение веса самоконтроля очень желательно именно с воспитательной точки зрения, так как способствует формированию уверенности в собственных силах, чувство человеческого достоинства

Приведенные выше главные аспекты урока позволяют сделать вывод: не обязательно привносить в урок что-то искусственно "воспитательное" ,зато стоит глубоко осмысливать и использовать то, что следует из самого учебного процесса и структуры урока.