СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные функции учителя в современных условиях образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные воспитательные функции учителя в современных условиях образования.

Воспитательная функция учителя в целостном педагогическом процессе реализуется с помощью содержания образования, форм и методов обучения, всей организации учебно-воспитательной работы. В процессе обучения знания, перерастающие в убеждения, составляют центральное звено в структуре личности, во многом определяют ее мировоззрение, направленность и поведение. Переход знаний в убеждения осуществляется в том случае, если учитель глубоко раскрывает научную сущность знаний, убедительно показывает их соответствие действительности, правде жизни. Это требует от педагога тщательного отбора объективных фактов, их всестороннего анализа и глубоких обобщений. Научное знание приобретает глубокий воспитательный смысл, когда рассматривается в духовно-ценностном, мировоззренческом контексте. Процесс усвоения научных знаний детьми эффективен, когда организуется учителем как познание истины путем плюралистического сопоставления различных точек зрения.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные функции учителя в современных условиях образования»

Воспитательные функции учителя в современных условиях образования


Понятие «учитель» выражает суть деятельности не только учителей-предметников, но и руководителей факультативов: музыкальных, хореографических, художественных кружков и студий; мастеров производственного обучения; тренеров и всех, кто учит детей, передает им знания, умения и навыки в той или иной области жизни. Воспитание и обучение органично связаны между собой. Воспитание включает ребенка в систему общественных отношений, формирует его личностные качества посредством обучения социальным формам поведения, деятельности и общения.

Воспитательная функция учителя в целостном педагогическом процессе реализуется с помощью содержания образования, форм и методов обучения, всей организации учебно-воспитательной работы. В процессе обучения знания, перерастающие в убеждения, составляют центральное звено в структуре личности, во многом определяют ее мировоззрение, направленность и поведение. Переход знаний в убеждения осуществляется в том случае, если учитель глубоко раскрывает научную сущность знаний, убедительно показывает их соответствие действительности, правде жизни. Это требует от педагога тщательного отбора объективных фактов, их всестороннего анализа и глубоких обобщений. Научное знание приобретает глубокий воспитательный смысл, когда рассматривается в духовно-ценностном, мировоззренческом контексте. Процесс усвоения научных знаний детьми эффективен, когда организуется учителем как познание истины путем плюралистического сопоставления различных точек зрения.

Эффективное воспитание в процессе обучения достигается осмыслением нравственного значения знаний, их места в системе человеческих ценностей. Познание истины требует от людей мобилизации всех физических и духовных сил; научные поиски, открытия немыслимы без совершения нравственного подвига. Именно эмоциональные переживания и являются выражением внутреннего духовно-нравственного напряжения. Это требует от учителя не бесстрастного изложения тех или иных фактов, законов, а заинтересованного рассказа о том, чего стоило людям добытое знание. Дети постигают нравственный смысл учения как ответственность перед обществом, требующую большого напряжения физических и душевных сил. Нравственное значение знаниям придает также отношение людей к тому, в какой сфере общественной жизни они намерены его использовать.

Воспитательное значение научных знаний заключается еще в раскрытии детям с их помощью объективной эстетической картины мира, жизни природы и общества. Эта картина может быть выражена в эстетических категориях, прежде всего в категориях прекрасного, безобразного, трагического, комического. Учителя обладают развитым эстетическим чувством, глубоко сознают место своего предмета в изучении «мировой гармонии» и умеют показать детям эстетику процесса учения и приобретаемого знания. Одновременно с раскрытием эстетической картины мира преподаватели имеют возможность показать детям экологическое значение научных знаний. В современных условиях учитель любого предмета, будь то география или обществознание, не может обойти глобальных экономических проблем, воспитания у детей бережного отношения к природе.

Наконец, воспитательное значение процесса усвоения знаний состоит в развитии мышления, всех психических процессов. Знания являются материалом для мыслительной деятельности. Обучаясь, ребенок сравнивает, анализирует, обобщает, сопоставляет, создает новые для себя понятия и образные представления. В процессе этой мыслительной деятельности, под ее воздействием у детей формируются нервофизиологические структуры головного мозга, а также формально-логический, диалектический, художественно-образный типы мышления. Таким образом, в процессе обучения учащиеся не просто осваивают определенную сумму знаний, но и воспитываются, формируют духовное ядро своей личности, развивают психические свойства и качества. Трудно переоценить воспитательное значение умений и навыков, приобретаемых учащимися в учебном процессе. Они являются важнейшим средством и условием жизненного проявления, самоутверждения, творчества. Одна часть усвоенных детьми знаний сохраняется в их сознании в виде представлений, понятий, образов, убеждений, другая перерабатывается и материализуется в умения и навыки. Именно они, доведенные до автоматизма, особенно при управлении сложными современными устройствами, машинами и аппаратами, обеспечивают утверждение человека в предметном мире и его безопасность. Их формирование, постепенное умножение делает нервную систему человека все более жизнеспособной, восприимчивой и гибкой. Образовавшиеся умения и навыки по закону переноса применимы в различных областях жизни, способствуют качественному формированию новых навыков в смежных видах деятельности.

Большое воспитательное значение имеет сам процесс выработки и обработки умений и навыков. В целях отработки умений и навыков дети пишут сочинения и стихи; придумывают собственные задачи по математике, физике, химии; делают посильные открытия и новые технические конструкции; предлагают дизайнерские решения; целесообразные формы и приемы трудовых действии; проявляют организаторское творчество. В результате в активное состояние приводятся все духовные и физические силы личности: ее интеллект, чувства, воля, нервная система, мышцы. Воспитательный эффект формирования навыков и умений возрастает, если учитель учитывает настроения, склонности и интересы школьников, если ребенок с помощью приобретенного умения реализует в жизни свою способность, талант, добивается практического успеха в техническом творчестве, в художественной самодеятельности, в производительном труде.

Учителя нашей школы успешно реализуют воспитательные возможности организации учебного процесса, в первую очередь форм и методов обучения. Разнообразие форм (урок, экскурсия, лекция, семинар, лабораторные и индивидуальные занятия) помогает созданию наиболее благоприятных условий для усвоения материала и развития познавательных интересов. Учебная форма представляет собой такую организационную систему отношений, которая наряду с решением главной задачи — усвоения детьми знаний и навыков — позволяет параллельно осуществлять их умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Коллективные и индивидуальные формы учебного процесса способствуют созданию атмосферы продуктивного творческого взаимодействия детей и взрослых. Учащиеся приучаются к коллективным и индивидуальным способам познания и нравственному поведению. У них развивается чувство коллективизма, такие нравственные черты и качества, как ответственность, организованность, целеустремленность. Взаимопомощь ставит перед необходимостью проявления заботы, понимания проблем и трудностей другого человека, внимания к окружающим.

Использование учителем многообразия методов дает возможность формировать у школьников тот или иной тип мышления, развивать механизмы мыслительной активности. Сочетание разнообразных методов в учебной практике, привлечение учащихся в процессе познания к анализу и синтезу, сравнению и сопоставлению, дедуктивным заключениям, к поискам путей преодоления противоречий, к обобщениям с учетом конкретно-исторических условий, к восхождению от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, к созданию оригинальных способов решения различных задач ведут к развитию мыслительной способности детей. Таким путем воспитывается творческое мышление, без которого невозможно участие в научно-техническом прогрессе, в развитии культуры и искусства.

Методы обучения активно способствуют формированию личностных качеств каждого школьника, развитию его способностей. Умственный труд требует прилежания, внимания, фантазии, волевого и эмоционального напряжения, активности, проявления самостоятельности, ответственности и чувства долга. Наряду с общими способностями и личностными качествами формируются специфические, индивидуальные интересы, потребности, способности.

Наконец, воспитательная функция учителя требует от него умелого использования собственно воспитательных методов в учебном процессе. Они в органической связи с методами обучения позволяют осуществлять дополнительное стимулирование ребенка к активной учебной работе, обеспечивать внешний порядок, налаживать рабочую исполнительскую дисциплину. Стимулирующее влияние на учащихся оказывает пример трудолюбия и организованности самого учителя. Воспитанию целеустремленности и оптимизма у детей способствует его умение ставить перед детьми увлекательные перспективы в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Используемая в учебном процессе игра непосредственно увлекает детей, помогает преодолению трудностей и препятствий, создает благоприятные психологические условия для усвоения знаний. В целях организации порядка в учебе и стимулирования активности школьников учителя используют педагогическое требование, реализуемое в форме делового, доброжелательного, настойчивого совета, распоряжения, указания. Оценка знаний учащихся содержит в себе элементы таких методов воспитательного воздействия, как поощрение и наказание. Для детей оценка-отметка не только и не столько объективный показатель уровня их знаний, сколько поощрение или наказание.

Начиная с подросткового возраста, значительную роль в организации отношений ребенка к учебному процессу играют методы самовоспитания. В этот период важно переводить методы педагогического воздействия, внешние стимулы во внутренний мир личности, помогать самоорганизации школьников. Самовоспитание в процессе обучения, постановка личных целей, составление планов их достижения, определение путей практического действия формируют характер и волю, развивают самообладание, умение управлять своими чувствами и побуждениями. Таковы воспитательные функции учителя в учебном процессе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!