СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восприятие и гигиена зрения человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восприятие и гигиена зрения человека»

Тема урока «Зрительное восприятие. Гигиена зрения»

Составитель: учитель биологии Тихомирова Ольга Сергеевна

Цель: совершенствование имеющихся и формирование новых знаний о 

 особенностях зрительного восприятия  человека; обоснование  соблюдения правил гигиены зрения.

Планируемые результаты:

1.Формирование предметных умений:

- сформировать понятие «зрительные ощущения и восприятия»;

- сформировать знания о нарушениях  зрительного анализатора;

- сформировать знания о дальнозоркости близорукости

- сформировать знание об основных особенностях гигиены зрения;

- раскрыть причины нарушения функций зрительного анализатора.

2. Формирование метапредметных умений:

личностные:

-принимать и осваивать роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

- организовывать учебную деятельность и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- определять и формулировать цель учебной деятельности;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- отличать верное выполнение задания от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- определять границы знаний, незнаний;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные:

- внимательно слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Задачи:  

1. Образовательные.

дать понятие о формировании зрительного восприятия, выяснить основные правила гигиены зрения.

2. Развивающие.

Продолжить  формирование познавательно активности учащихся  посредством мыслительной деятельности, развивать универсальные умения по самостоятельному овладению знаниями, расширить кругозор детей, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательные.  

Продолжить  формирование мировоззренческих понятий на основе  философско-методологического мышления, воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни, чувство ответственности  за собственное здоровье, развивать интерес к изучаемому предмету.

Форма работы: индивидуальная, групповая

Основные понятия: восприятие, желтое пятно, слепое пятно, стереоскопическое зрение, дальтонизм, близорукость.

Метапредметные связи: физика, обж

Информационно-технологические ресурсы: учебник, интсруктивные карточки, карта оценивания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Повторение изученного материала

Фронтальный опрос класса, задает вопросы:

Из каких частей состоит зрительный анализатор? ( Рецепторный орган, нервный путь, зрительная зона коры больших полушарий.)

Закончите мои предложения.

  1. Снаружи глаз защищен белочной оболочкой или………………….  склерой. 

  2. Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку…………роговицу.

  3. Позади которой находится радужная оболочка или……… ……….радужка. 

  4. Свет проникает в отверстие, находящееся в центре радужки………...зрачок.

  5.  За зрачком располагается прозрачная природная линза ………....хрусталик. 

  6. Световые лучи, отражающиеся от предметов, фокусируются на внутренней оболочке глаза………………………………………………………...сетчатке. 

  7. Здесь расположены световые рецепторы – палочки и ……………...колбочки. 

  8. Под белочной оболочкой располагается……………….сосудистая оболочка.

  9. Полость глазного яблока заполнена…………………….стекловидным телом.

 Ребята, повернитесь лицом друг к другу и загляните в глаза своего одноклассника. Какие части глаза вы можете увидеть? (Склеру, роговицу, радужку, зрачок.)

Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке. Выполняют работу в парах, описывают части глаза соседа по парте.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя:

Мы живем с вами в мире красок. Не всем обитателем нашей планеты даровано это чудо. Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. 90 % информации об окружающем нас мире дают человеку органы зрения. Представьте, какой ничтожно малой информацией мы обладали бы при полном отсутствии зрения.

Как вы думаете,  чему будет посвящена  тема  нашего урока?

Слушают учителя, формулируют тему урока (Зрительное восприятие окружающего мира, нарушение работы зрительного анализатора.)

Записывают тему в тетрадь.

Личностные-  смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется

Регулятивные-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные-  Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Изучение нового материала

Организация работы на уроке:

Как мы видим мир, о причинах возникновении  нарушений зрения и о том, как сохранить наше зрение пойдет речь на нашем уроке.

В восприятии зрительного образа участвуют оба полушария, каждые из которых получает информацию от правого и левого глаза. Поэтому человек может воспринимать величину, форму и объем предмета, оценивать расстояние до него. Эту способность называют стереоскопическим зрением. Левый глаз видит больше левую сторону, правый правую.

Просит провести небольшой опыт: Возьмите ручку в руки и вытяните перед собой руку, посмотрите сначала правым глазом, затем левым глазом на ручку. Вы можете заметить, будто бы ручка перемещается. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.

   «Не верь глазам своим» - иногда, говорим мы,  сталкиваясь со зрительными иллюзиями.

Проведем еще один опыт:

  1. Перед вами двойственные изображения (раздаточный материал). Что вы видите? (представлена картинка, где изображена молодая и старая женщина)

Мы наблюдаем смену образов при восприятии.

  1. Определение слепого пятна.

На дне глаза, напротив зрачка, находится желтое пятно – место наилучшего видения. Здесь располагаются только колбочки. Недалеко от желтого пятна ближе к носу расположено слепое пятно (место выхода зрительного нерва), а нем нет фоторецепторов. Эта область не чувствительна к свету. Предлагаю вам в глазах поискать слепые пятна.

Это делается так: закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и листок горизонтально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) листок от лица и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.

Сделайте вывод по проделанному опыту.

А сейчас давайте вспомним какие среды глаз являются преломляющими световые лучи? (роговица и хрусталик).

Объясняет свойства глаза: Основное свойство глаза это аккомодация. Аккомодация – способность глаза видеть как на близком, так и на далеком расстоянии. Только благодаря аккомодации глаза изображение предметов получается на сетчатке глаза. Предел аккомодации глаза наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Подвиньте страницу учебника на расстояние 12 см, что вы наблюдаете? Расстояние наилучшего зрения (отодвигайте страницу от глаз), при котором детали предметов можно рассматривать без напряжения для нормального глаза, - 25 см. Это следует учитывать, когда пишите, читаете, шьете и т. д. Еще одно свойство предельный угол зрения c приближением предмета увеличивается угол зрения, под которым мы видим две близкие точки предмета. Увеличить угол зрения можно, используя лупу, микро­скоп.

Ответьте на вопрос: Какие наиболее распространенные нарушения зрения встречаются у людей?

Дальнозоркость или гиперметропия  особенно развита у пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не контрастными.

  Близорукость или миопия может быть врожденной и приобретенной.  При ней лучи света фокусируются  перед сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а удаленные предметы видятся нечетко. Приобретенная близорукость возникает при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения – увеличивается кривизна хрусталика. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы изображения возникали точно на сетчатке.

А какое еще наследственное нарушение зрения вы знаете?

Еще одним наследственным нарушением функций зрения является неспособность многих людей воспринимать все спектральные цвета. Цветовое зрение улучшает видимость предметов и дает дополнительную информацию о них. Нарушение цветового зрения (дальтонизм) встречается у 8% мужчин и 0.5% женщин. Оно возникает из-за отсутствия зрительных пигментов в колбочках. Различают формы при которых отсутствует восприятие отдельного красного, зеленого или синего цвета.

Чтобы избежать нарушения зрения необходимо соблюдать гигиену или некоторые правила:

  1. Читать лежа и в транспорте (Вредно, т.к. положение книги в руке постоянно меняется по отношению к глазам)

  2. Смотреть на яркий свет (Вредно, т.к. слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению)

  3. Смотреть близко телевизор (Вредно, т.к. мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшается зрительное восприятие.)

  4. Оберегать глаз от ударов (Полезно, т.к. может наступить слепота.)

  5. Промывать по утрам глаза (Полезно, т.к. очищают от микробов)

  6. Тереть глаза грязными руками (Вредно, т.к. может попасть инфекция)

  7. Читать при хорошем освещении (Полезно, т.к. не утомляются глаза)

  • С какой стороны должен падать свет? (Слева, избегая прямого попадания света в глаза.)

  1. Тереть глаз, если попала соринка? (Вредно)

  • Что нужно делать? ( Нужно поднести к глазу ванночку, наполненную кипяченой водой)


Слушают учителя, проводят опыт с ручкой, отвечают на вопросы учителя.

Проводят опыт с рисунком женщины. Отвечают кого они увидели(старую или молодую женщину). Делают вывод.

Слушают учителя и делают записи определения слепого пятна и желтого пятна. Проводят опыт определения слепого пятна. Делают вывод.

Слушают учителя и делают запись о свойствах глаза.

Читают учебник с 80. Приводят примеры нарушения зрения, записывают в тетрадь. (Дальнозоркость – лучи света фокусируются за сетчаткой. Близорукость – лучи света фокусируются перед сетчаткой).

Отвечают на вопрос о наследственном нарушении зрения – дальтонизм.

Задают вопросы и помогают учителю формулировать правила ухода за зрением.

Регулятивные-  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

Познавательные- Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные -постановка вопросов


Закрепление материала

Мы с вами узнали о таком потяни, как зрительное восприятие, какие нарушения зрения могут быть приобретенные и врожденные, какие правила нужно соблюдать для сохранения зрения. А теперь постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Можем ли мы, прицеливаясь в тире, одинаково четко видеть мушку ружья и мишень? (Да, желтое пятно)

  2. Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел даже тропинку. Что произошло? (В темноте цветовое восприятие затухает и действуют палочки – клетки «ночного» зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Ученые обнаружили, что при длительном нахождении в условиях очень ослабленного освещения чувствительность глаз может повысится в сотни и тысячи раз)

  3. Павел Выборнов получил водительские права и решил стать водителем-профессионалом. Но мечта его не осуществилась. По результатам мед. Обследования к работе он не был допущен, т.к. у него обнаружили дальтонизм. Почему опасна эта болезнь для водителей транспортного средства? («Слепота» на красный цвет)

  4. Какое значение имеет зрение для человека (Восприятие мира)

  5. Что такое зрительное восприятие (Процесс формирования зрительного образа)


Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке, формулируют выводы по прошедшему материалу урока

Личностные- нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные- контроль  - в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Познавательные- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


Рефлексия

Спасибо за плодотворную работу на уроке, за сотрудничество. На доске изображена «лестница успеха». Оставьте свою роспись на той ступеньке, которая бы отразила полученные знания на уроке.

  1. Уверен в своих знаниях

  2. Нужно еще повторить

  3. Нуждаюсь в помощи

Ставят подписи на «лестнице успеха». Объясняют свой выбор

Домашнее задание

Учебник с 79-82, записи учить, вопросы после параграфа с 83, № 11, 13 письменно.

Записывают домашнее задание.