СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восприятие лета в произведениях Сурикова "Лето"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восприятие лета в произведениях Сурикова "Лето"»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме:

«Восприятие лета в произведении И. З. Сурикова «Лето»

Тема: Восприятие лета в произведении И. З. Сурикова «Лето

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся со стихотворением И.З.Сурикова «Лето»

Задачи:

Образовательные: учить осознанному, выразительному чтению стихотворного произведения через его анализ, соотносить вопросы с содержанием прочитанного;

Развивающие: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;

Воспитательные: воспитывать любовь к летней природе, любознательность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: ознакомление со стихотворение Сурикова «Лето»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий

Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, находить ответы в содержании текста.

Коммуникативные: вести диалог; отвечать на вопросы.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома; проявлять чувства прекрасного по отношению к родной природе.

Методы: работа с информацией, проблемный метод, распознавание достоверной и недостоверной информации, ассоциативный, наглядный, исследовательский.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, словарная работа.





Ход урока

I. Приветствие


1.1 Организационный момент.


(Слайд 2 ).Доброе утро. Ребята, я очень рада видеть всех вас. Меня зовут Ирина Александровна. Мне хочется пожелать вам сегодня хорошего настроения, улыбок и положительных эмоций.

Девизом нашего урока будут слова:

Будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

На уроке мы:

- Говорим.

- Рассуждаем.

- Анализируем.

- Отвечаем на вопросы.

- Выразительно читаем.

II. Подготовка к восприятию.

2.1.Беседа

Дети, скажите, а какое сейчас время года? Докажите, что сейчас весна. Какие признаки весны мы наблюдаем?

- Какие еще времена года вы знаете?

Послушайте загадку и определите о каком времени года идет речь в этой загадке.

Если солнышко смеётся,
Тёплый дождик с неба льётся,
Всё вокруг зелёным цветом,
Значит наступило… ( лето).





2.2.Дыхательная гимнастика

- Мы сказали, что сегодня будем много говорить. А чтобы красиво и правильно говорить, нужно провести дыхательную гимнастику.

Посмотрите на слайд, кто на нем изображен? А как жужжит пчела? Сейчас мы с вами пчелки на лужайке. Повторяйте за мной –

Дж – Дж - Дж

А теперь мы жуки в полете (Ж-Ж-Ж)

- А плавать на речке любите? Вы пользуетесь надувным кругом? Для этого нам свами нужно надуть круг.

(Сделайте глубокий вдох, наберите воздух в легкие, и выдохните его в свой круг. Надуваем каждый свой круг)

Дети, посмотрите на эти предметы . К какому времени года мы мы можем их отнести? Почему?

2.3. Ассоциативный куст

- Ребята, а что вы представляете когда слышите слово ЛЕТО? Давайте поиграем в игру «Верно не верно» Если слово подходит – вы хлопаете, если нет – вы молчите. Всем задание понятно?

Я предлагаю вам такие слова - ассоциации - мороженное, санки, фрукты, подснежник, полевые цветы, голое дерево, велосипед, сосульки, желтый лист, речка, каникулы.

фрукты

каникулы

море



ЛЕТО



цветы

речка







подснежник ролики







сосульки ролики







Велосипед ролики













III. Самоопределение к деятельности

— Этому времени года посвящали свои произведения художники

(КАТИНЫ), поэты – песенники(ПЕСНЯ «ДЕД МОРОЗ И ЛЕТО»), поэты.

— И сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Ивана Захаровича Сурикова . А какое стихотворение вы узнаете, когда разгадаете его название.

Так какая тема нашего урока?

— Скажите, о чём бы вы написали стихотворение с таким названием?

— Как вы думаете, насколько ваше стихотворение совпало бы со стихотворением, которое мы будем сегодня изучать? (Скорее всего, совпала бы тема стихотворения, но у каждого человека свой взгляд на предметы и явления, каждый человек представляет свои образы.)

— Давайте подумаем, что же мы будем делать сегодня на уроке? Какие цели поставим?

Читать Отвечать на вопросы

Анализировать Узнавать новое

IV. Открытие нового знания.

4.1.Знакомство с автором

— И так – Иван Захарович Суриков. Посмотрите на портрет автора.

— Родился Суриков очень давно, около двухсот лет назад в деревне , в крестьянской семье.

(ВЫСТАВКА КНИГ)

Написал очень много стихотворений о природе и детях.

V.Первичное восприятие

5.1. Чтение учителем

— Послушайте стихотворение И. З. Сурикова «Лето» и обратите внимание на то, какое настроение создаёт у вас это стихотворение.

Учитель читает стихотворение.

—Ребята, хочу обратить ваше внимание на ударение в слове жаворонок. Здесь автор использует такое значение для красивой рифмы.

— Какие эмоции или чувства вызвало у вас это стихотворение?

— Кто автор стихотворения?

— Как называется стихотворение?

— О чем это стихотворение?

5.2.Самостоятельное чтение стихотворения

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и отметьте слова которые вам не понятны или незнакомы.

5.3. Словарная работа

Пестреют - выделяться из окружающих предметов своей разноцветностью, содержат в себе что-то разноцветное, пестрое.

Дремлют - находятся в состоянии полусна, некрепко спят.

Луг – место, пространство земли, покрытое травой и цветами.

— Дети, обратите внимание, что растет на лугу? Это цветы, трава. На лугу не растет ни пшеница, ни рожь, ни какие другие злаковые. Луг – это только трава и цветы.

5.4. Чтение вслух (цепочкой по строчке)

Сейчас я вам предлагаю прочитать этот текст цепочкой по одной строчке. Каждый читает только по одной строке.

5.5. Гимнастика для глаз

Наши глазки уже устали . Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. (палочка с СОЛНЫШКОМ)

5.6. Анализ стихотворения

Как вы думаете, о чём нам говорит название стихотворения?

(Лето — это тёплое время года. В это время цветы цветут и солнце светит.)

— Лето — это время, когда природа расцветает, и мы можем наслаждаться теплом.

Что, по вашему мнению, является главной темой этого произведения?

(Тема — это то, о чем рассказывается в произведении.

Тема нашего стихотворения - это природа летом. Солнце, цветы, тепло, и то, как красиво летом и как важно любить природу.)

Какие чувства вы испытываете, когда читаете эти строки?

Сейчас вам задания по рядам :

1 ряд-дайте ответ на вопрос-

Какие образы вы заметили в стихотворении? (Солнце, цветы, лес, жаворонок.)

2 ряд -

Найдите и прочитайте, что автор говорит о солнце.

3 ряд -

Как автор описывает луг? Прочитайте.

— Суриков использует яркие образы, чтобы передать красоту лета. Например, «яркие цветы» и «золотом облиты тёмные листы» — это очень красочные описания.

Какие звуки лета вы слышите в стихотворении? Прочитайте слова из текста.

(Автор говорит только о звуках жаворонка, который «в воздухе звенит». В лесу тихо: «дремлет лес: ни звука, лист не шелестит». Это создает ощущение спокойствия.)

Обратили ли вы внимание на то, что лес изображён как живое существо?

Может ли лес дремать? Какой приём использовал автор, чтобы описать тишину леса? (Перенос свойств живых существ на неживые . Как называется этот прием?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - литературный прием, когда неодушевленному предмету приписывают свойства живого существа.

Как вы думаете, что чувствует автор, когда пишет о лете? (Он, наверное, счастлив и любит природу.)

— Автор явно восхищается природой и хочет передать эту любовь читателям. Стихотворение помогает нам представить, как красиво и весело летом, когда всё цветет и поёт

Мы должны ценить красоту природы и радоваться каждому летнему дню.

5.7.Работа над выразительностью чтения

— Ребята, сейчас мы с вами будем читать это стихотворение выразительно , соблюдая все паузы. Обратите внимание на ваши листы со стихотворением. В конце каждой строки стоит палочка или две палочки . Это паузы, которые мы придерживаемся при чтении. После запятой мы ставим одну палочку(короткая пауза), а после точки, тире, двоеточия-две палочки(длинная пауза).

— А теперь давайте почитаем хором со мной.

— Кто хочет попробовать прочитать выразительно?

( читаем по 1 куплету) (читают 3 человека)

5.8. Игра «Вставь слово»

— Ребята, самого активного я прошу выйти к доске и выполнить задание на доске? (1 человек).

Отметь правильное суждение.

  1. В стихотворении упоминаются животные.

  2. В стихотворении описывается ночь.

  3. Стоит безветренная погода.

  4. На лугу растет клубника и малина.

— А все остальные работаем на местах.


— У вас на столах лежат карточки . Возьмите их в руки. Я хочу проверить , как вы запомнили содержание стихотворения. Я буду читать стихотворение и делать паузы. А вы на месте пауз будете вставлять пропущенные слова с помощью цифр. Задание всем понятно?

— А теперь поменяйтесь карточками и давайте проверим правильность выполнения задания.

А теперь давайте проверим правильность выполнения карточки , которую выполняли у доски.

(На экране проверка)

Отметь правильное суждение.

  1. В стихотворении упоминаются животные.

  2. В стихотворении описывается ночь.

  3. Стоит безветренная погода.

  4. На лугу растет клубника и малина.

VI.Рефлексия

— Вот и подходит к концу наше с вами занятие.

— Давайте посмотрим выполнили ли мы с вами цели которые поставили перед собой?

Продолжите, пожалуйста эти предложения:

— Сегодня я познакомился с произведением:

— название, автор;

— Тема стихотворения…….

— Когда я читал стихотворение Сурикова, то представлял……

— Когда читал, я слышал ……..

— Оно мне напомнило о …….

VII.Домашнее задание

— Домашним заданием вам будет- Выразительное чтение стихотворения И.Сурикова «Лето» и нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.

VIII.Итог

— Сегодня на уроке вы были активными и внимательными. Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо вам за интересный урок . Я тоже как и Иван Суриков люблю лето и природу своего края. Я очень трепетно и с восхищение отношусь к родной стороне и прекрасным видам Родной Луганщины и своего любимого города Старобельска. И нн память о нем я вам оставляю его маленькую частичку : магнит с изображением нашей живописной реки.

Желаю вам удачи.










































ЛЕТО









Отметь правильное суждение.

В стихотворении упоминаются животные.

В стихотворении описывается ночь.

Стоит безветренная погода.

На лугу растет клубника и малина