СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстание Спартака.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе "Восстание рабов в Древнем Риме", с использованием методического приёма кроссенс.

Просмотр содержимого документа
«Восстание Спартака.»

Восстание Спартака.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня, наш урок мы проведем вместе. Посмотрите внимательно на экран. Какое слово объединяет все эти картинки? Учащиеся. Слово «ТРУД».

Учитель: А что пригодится нам для плодотворного труда на уроке?

Какая учебная принадлежность есть у вас на букву Т? (тетрадь) Покажите.

Какая учебная принадлежность есть у вас на букву Р? (ручка) Покажите.

Какая учебная принадлежность есть у вас на букву У? (учебник) Покажите.

Какая учебная принадлежность есть у вас на букву Д? (дневник) Покажите.

Т.о., если сможем выбрать нужную нам информацию в учебнике, обобщить ее в тетради, то получим отличный результат.

И так, вы готовы к работе на уроке.

Учитель: А работы у нас много, материал объемный. А как вы думаете, работать будет легче в группах или поодиночке?



2. Мотивация.

Учитель: А в чем будет заключаться наша работа на уроке, мы узнаем из стихотворения. Для этого послушайте и подумайте, о чём говорится в тексте?

«Свобода! Свобода!

Богиня богинь!

Когда нападут легионы врагов,

В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнёт,

Пусть самый ленивый оружье возьмёт.

Свобода! Свобода! Богиня богинь!»

(О борьбе рабов за свободу).

Учитель: Ребята, давайте вспомним, в каких государствах Древнего мира существовало рабство?

- Древний Вавилон

- Египет

- Греция

- Рим.

Учитель: Давайте вместе с вами проведем небольшое историческое исследование. И сравним положение рабов в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме по следующим критериям:

1. Определим источники рабства

2. Сравним занятия рабов

3. Выясним отношение к рабам

1 группа – Определит источники рабства в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме.

Древний Вавилон (п. 11, стр.49)

Древний Египет (п. 14, стр. 66)

Древний Рим (п.54, стр. 264)

1. Военнопленные

2. Должники

1. Военнопленные

1. Военнопленные

2. Похищенные разбойниками и проданные в рабство

3. Должники



2 группа – Сравнит занятия рабов в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме.

Древний Вавилон (п. 11, стр.49)

Древний Египет (п. 14, стр. 66)

Древний Рим (п.54, стр. 266)


1. Мужчины работали на тяжелых работах

2. Женщины были заняты в домашнем хозяйстве

1. Работали в сельском хозяйстве

2. В каменоломнях. На рудниках, на строительстве дорог и общественных зданий

3. Работали ремесленниками

4. Прислуживали господам

5. Были гладиаторами



3 группа – Выяснит отношение к рабам в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме.

Древний Вавилон (п. 11, стр.49)

Древний Египет (п. 14, стр. 66)

Древний Рим (п.54, стр. 265)

Рабов было немного. Их могли отпустить на волю. Самые маленькие штрафы за убийство раба

Рабу сохраняли жизнь, но он не имел никаких прав

Продавали на рынках рабов. Раб – собственность владельца. Его можно продать, жестоко наказать и даже убить.



Итак, по – вашему мнению, в каком государстве положение рабов было самым тяжелым?

- В Древнем Риме.

Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.

Проблемный вопрос:

Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?

К заговорам, неповиновению, восстанию.

Итак, какая тема нашего урока: «Восстание рабов в Древнем Риме».

Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.

Какова цель нашего урока?

Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.

Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Каковы причины восстания?

2. Ход восстания.

3. Итоги восстания.

4. Значение восстания.

Учитель: Мы продолжаем работу в группах. Теперь вам предстоит изучить исторический документ и определить причины восстания.

Ученики работают с текстом Плутарх «Марк Красс» и определяют причины восстания.

Причины восстания:

1. недовольство рабов своим положением

2. насильное обучение военному делу

3. несправедливое отношение хозяина

Плутарх. «Марк Красс»

...Восстание гладиаторов 74-71 гг. до н.э., сопровождавшееся разграблением всей Италии известное под названием спартаковские войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, всё же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укреплённое место, гладиаторы выбрали себе трёх предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племён Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем представителем своего племени.

Вопросы 1 группе.

1. Как называется документ, и к какому виду источников он относится? Назовите автора документа. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор? Кому принадлежала эта школа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________-______

3. Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы 2 группе.

1. Гладиаторы из каких государств находились в школе гладиаторов? Много ли гладиаторов содержалось у хозяина школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Были ли довольны рабы своим положением? Что они предприняли?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы 3 группе.

1. Кто возглавил восстание рабов? Когда проходило восстание?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как автор документа относится к Спартаку, а как к хозяину рабов. Ответьте словами из документа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход восстания:

Учитель: Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие.

Просмотр видеофрагмента.

Подводит итоги восстания:

Учитель: Как вы поняли из видеофрагмента, чем закончилось восстание?

Вопрос к видеофрагменту?

Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?

1. Неопытность воинов армии Спартака.

2. Отсутствие чёткого плана действий восставших.

3. Обман пиратов.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя