Восстание Спартака.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня, наш урок мы проведем вместе. Посмотрите внимательно на экран. Какое слово объединяет все эти картинки? Учащиеся. Слово «ТРУД».
Учитель: А что пригодится нам для плодотворного труда на уроке?
Какая учебная принадлежность есть у вас на букву Т? (тетрадь) Покажите.
Какая учебная принадлежность есть у вас на букву Р? (ручка) Покажите.
Какая учебная принадлежность есть у вас на букву У? (учебник) Покажите.
Какая учебная принадлежность есть у вас на букву Д? (дневник) Покажите.
Т.о., если сможем выбрать нужную нам информацию в учебнике, обобщить ее в тетради, то получим отличный результат.
И так, вы готовы к работе на уроке.
Учитель: А работы у нас много, материал объемный. А как вы думаете, работать будет легче в группах или поодиночке?
2. Мотивация.
Учитель: А в чем будет заключаться наша работа на уроке, мы узнаем из стихотворения. Для этого послушайте и подумайте, о чём говорится в тексте?
«Свобода! Свобода!
Богиня богинь!
Когда нападут легионы врагов,
В мечи превратишь ты оковы рабов!
И в странах позора, где царствует гнёт,
Пусть самый ленивый оружье возьмёт.
Свобода! Свобода! Богиня богинь!»
(О борьбе рабов за свободу).
Учитель: Ребята, давайте вспомним, в каких государствах Древнего мира существовало рабство?
- Древний Вавилон
- Египет
- Греция
- Рим.
Учитель: Давайте вместе с вами проведем небольшое историческое исследование. И сравним положение рабов в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме по следующим критериям:
1. Определим источники рабства
2. Сравним занятия рабов
3. Выясним отношение к рабам
1 группа – Определит источники рабства в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме.
Древний Вавилон (п. 11, стр.49) | Древний Египет (п. 14, стр. 66) | Древний Рим (п.54, стр. 264) |
1. Военнопленные 2. Должники | 1. Военнопленные | 1. Военнопленные 2. Похищенные разбойниками и проданные в рабство 3. Должники |
2 группа – Сравнит занятия рабов в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме.
Древний Вавилон (п. 11, стр.49) | Древний Египет (п. 14, стр. 66) | Древний Рим (п.54, стр. 266) |
| 1. Мужчины работали на тяжелых работах 2. Женщины были заняты в домашнем хозяйстве | 1. Работали в сельском хозяйстве 2. В каменоломнях. На рудниках, на строительстве дорог и общественных зданий 3. Работали ремесленниками 4. Прислуживали господам 5. Были гладиаторами |
3 группа – Выяснит отношение к рабам в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме.
Древний Вавилон (п. 11, стр.49) | Древний Египет (п. 14, стр. 66) | Древний Рим (п.54, стр. 265) |
Рабов было немного. Их могли отпустить на волю. Самые маленькие штрафы за убийство раба | Рабу сохраняли жизнь, но он не имел никаких прав | Продавали на рынках рабов. Раб – собственность владельца. Его можно продать, жестоко наказать и даже убить. |
Итак, по – вашему мнению, в каком государстве положение рабов было самым тяжелым?
- В Древнем Риме.
Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.
Проблемный вопрос:
Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?
К заговорам, неповиновению, восстанию.
Итак, какая тема нашего урока: «Восстание рабов в Древнем Риме».
Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.
Какова цель нашего урока?
Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.
Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Каковы причины восстания?
2. Ход восстания.
3. Итоги восстания.
4. Значение восстания.
Учитель: Мы продолжаем работу в группах. Теперь вам предстоит изучить исторический документ и определить причины восстания.
Ученики работают с текстом Плутарх «Марк Красс» и определяют причины восстания.
Причины восстания:
1. недовольство рабов своим положением
2. насильное обучение военному делу
3. несправедливое отношение хозяина
Плутарх. «Марк Красс»
...Восстание гладиаторов 74-71 гг. до н.э., сопровождавшееся разграблением всей Италии известное под названием спартаковские войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, всё же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укреплённое место, гладиаторы выбрали себе трёх предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племён Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем представителем своего племени.
Вопросы 1 группе.
1. Как называется документ, и к какому виду источников он относится? Назовите автора документа. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор? Кому принадлежала эта школа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________-______
3. Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы 2 группе.
1. Гладиаторы из каких государств находились в школе гладиаторов? Много ли гладиаторов содержалось у хозяина школы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Были ли довольны рабы своим положением? Что они предприняли?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы 3 группе.
1. Кто возглавил восстание рабов? Когда проходило восстание?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как автор документа относится к Спартаку, а как к хозяину рабов. Ответьте словами из документа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход восстания:
Учитель: Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие.
Просмотр видеофрагмента.
Подводит итоги восстания:
Учитель: Как вы поняли из видеофрагмента, чем закончилось восстание?
Вопрос к видеофрагменту?
Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?
1. Неопытность воинов армии Спартака.
2. Отсутствие чёткого плана действий восставших.
3. Обман пиратов.