Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Канютинская основная школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Итоговый проект
по истории
на тему:
«Великая Отечественная война
глазами современных детей».
Выполнил: учащийся 9 класса
Кошлич Дмитрий
Руководитель:
Жукова Людмила Павловна,
учитель истории и обществознания
д.Канютино, 2022 г.
Содержание
Введение 3-4
Глава 1. Хроники войны
1.1. Общие сведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 5-6
1.2. Холм-Жирковская земля – земля героическая 7
1.3. Страшные события, происходящие во время ВОВ……………………8-9
Глава 2. Работа с данными
2.1. Определение уровня осведомленности учащихся 10
Заключение 11
Список литературы 12
Приложения. Результаты опроса 14-14
Введение Минуло 77 лет с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны.
В настоящее время молодое поколение знает о событиях ВОВ, но стало забывать о их важности. Оно знает, когда начались и закончились военные действия, но не интересуется подробностями страшных событий, которые являются связующим звеном между прошлым и будущим и не позволяют нам совершать прошлых ошибок.
Мы находимся здесь и сейчас и не должны забывать об истинном смысле этой войны, о ее цене и результате, а также о ветеранах, которые положили свою жизнь на “алтарь мирного неба”.
Актуальность
В работе обосновываются актуальность одной из таких проблем как историческая память о событиях Великой Отечественной войны. Подчеркивается важность правильной трактовки Великой отечественной войны современными детьми, которая должна основываться на спектре конкретных оценок исторических объектов и субъектов и самого знания о них.
Проблема
На сегодняшний день одна из проблем современной России, это состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной войне. Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях. Сегодня многообразие и разноплановость, которую содержат информационные источники, откладывают отпечаток на историческую память, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.
Цель:
Повышение уровня патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе полученных знаний о Великой Отечественной войне.
Объект исследования
Учащиеся 7-9 классов Канютинской основной школы.
Предмет исследования
Знания о Великой Отечественной войне и отношение к ней.
Гипотеза
Я предполагаю, что данная работа может подтолкнуть современных школьников к более тщательному изучению такого периода истории нашей страны, как Великая Отечественная война.
Задачи
проанализировать документальную хронику по теме исследования;
разработать и провести анкетирование по данной проблеме;
обработать полученные данные;
представить полученные данные графически;
сделать презентацию.
Методы исследования
В исследовании были использованы следующие методы: анкетирование учеников, анализ тематической литературы, обобщение и систематизация полученных данных, схематическое моделирование.
Практическая значимость
Практическая значимость работы заключается в том, что её можно использовать на уроках истории, классных часах, внеурочных мероприятиях.
Продукт проекта: презентация.
Глава 1. Хроники войны
1.1. Общие сведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Великая Отечественная война 1941-1945 г. – это война Советского Союза против нацистской Германии и её союзников (Италии, Румынии, Финляндии, Венгрии, Словакии, Хорватии). Она является важнейшей частью Второй мировой войны.
На рассвете, 22 июня 1941 г., без объявления войны германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики, Началась Великая Отечественная война советского народа. Верховный главнокомандующий пребывал все это время в растерянности и не обращался к советскому народу вплоть до 3 июля. Именно в таком состоянии нашу страну застигла фашистская Германия. Но благодаря смелости и мужеству советского народа, СССР смогла противостоять врагу и победить его.
На защиту Родины поднялся весь народ. Из войн, которые вынесла Россия, эта была самой жестокой и кровопролитной. Гитлеровцы имели не только отлично оснащенную и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт. Они прошли победоносным маршем по Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании. Так же быстро и легко Гитлер и его маршалы и генералы намеревались завоевать СССР. Но их расчет на молниеносную войну с треском провалился.
От пограничной Брестской крепости до Смоленска, от Киева до Тулы враг продвигался с тяжелыми боями и всюду встречал героическое сопротивление. Яростный отпор получил противник под городом Ельней. Здесь на какое-то время неудержимый натиск немецких полчищ был приостановлен. И все же враг продолжал рваться вглубь страны, и был уже на подступах к Москве. С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам. Но все усилия овладеть Москвой закончились полным провалом. Советские войска остановили немцев и заставили отступить. Это было первое крупное поражение врага.
Однако за успехом битвы под Москвой последовали неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Тяжелые дни переживал и Ленинград. 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг перекрыл все подступы к нему, что сделало невозможным подвоз продовольствия. От холода, голода, непрерывных бомбежек и обстрелов погибло почти 850 тысяч человек. Но город выстоял. В начале 1943 года блокада была прорвана.
Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом. Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней продолжалось великое сражение, в котором противник потерял убитыми, раненными и пленными почти полтора миллиона человек. Огромная группировка немецких войск, говоря языком военных, была взята в клещи и разгромлена.
Затем советские войска уничтожили крупное скопление вражеских сил в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захватчиков через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина.
Страшась сокрушительного поражения своих войск, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством. Вскоре Берлин был взят, и 9 мая 1945 года кровопролитная война с германским фашизмом завершилась. С тех пор эта дата стала великим народным праздником Победы. Стоит также отметить, что Советская армия освободила не только СССР, но и другие страны.
Победу ковали не только на фронте, но и в тылу. Вместо ушедших на фронт мужчин на военных заводах трудились их отцы, матери, сестры, жены и дети. Иным мальчишкам и девчонкам, чтобы они могли дотянуться до станков, ставили под ноги ящики. Согласно моему опыту общения с взрослыми 40 лет и старше, эти сведения так или иначе известны всем.
1.2. Холм – Жирковская земля – земля героическая. Вдали смоленских, легендарных
Стен исторических времен,
Есть Холм-Жирковский самый
дальний
И самый северный район.
А. Коженов
Достаточно беглого взгляда на карту Смоленской области, чтобы убедиться: по своему положению Холм-Жирковский район - обычная глубинка. Расположен на севере Смоленской области, в бассейне самой крупной реки области Днепра с притоками рек Вязьмы, Соля, Вопи. Здесь живут и работают добрые, отзывчивые люди – это дети, внуки, правнуки, родственники тех, кто защищал нашу землю от фашизма. В ходе Великой Отечественной войны, самой тяжелой и самой жестокой в ее истории, Холм-Жирковскому району суждено было вынести, пережить страшнейшие испытания. Наша земля вспорота, перепахана снарядами и бомбами, обильно полита кровью солдат и жителей наших сел и деревень.
Невозможно перечислить ущерб, нанесенный району фашистами за годы оккупации. Только население Холм-Жирковского района уменьшилось с 34203 человек до 12331 человека.
В Холм-Жирковском районе сожжено и уничтожено полностью 3 средних школы, 11 неполных средних школ, 32 начальные школы, 4 медицинских пункта, 2 больницы, 8 изб-читален, 18 канцелярий сельсоветов, здание райисполкома и райкома ВКП(б), 39 магазинов, 2 льнозавода, 2 кирпичных завода, электроподстанция, 3 помещения железнодорожных станций. Фашисты оставили одни руины. Из скота у колхозников остались в районе: восемь лошадей, две свиньи, двадцать три коровы, овец и коз-431, кур и гусей-2726...
В годы Великой Отечественной войны моя деревня Канютино была оккупирована гитлеровскими войсками в октябре 1941 года, освобождена в марте 1943 года.
Немецко-фашистские войска творили чудовищные злодеяния на оккупированной ими территории, но мои земляки, односельчане смело и мужественно защищали нашу деревню, наш район, Родину от фашистской нечести. Мы гордимся ими!
1.3. Страшные события, происходящие во время ВОв на моей малой Родине.
В начале войны в деревне Канютино был создан истребительный батальон. Позже, когда фашисты окончательно оккупировали район, из истребительного отряда была создана подпольная организация. Вскоре она была раскрыта фашистами. Было две версии. Первая – в организацию вкрался провокатор-предатель, вторая – кто-то из подпольщиков, не выдержав пыток, выдал товарищей. Во всяком случае, арест всех подпольщиков был произведен очень быстро.
Очевидцы-жители соседних домов, наблюдавшие через незаметные щели в домах и заборах жуткую картину расправы с подпольщиками, рассказывали:
«Могилы никто не рыл. Накануне расстрела фашисты толом взорвали две воронки. Вот к этим воронкам полураздетых подпольщиков из бани (рядом с комендатурой), где их содержали под охраной полицая и немца, которые и водили их под руки с двух сторон, ставили лицом к этим воронкам и расстреливали в затылок из пистолета. Все это происходило 5 января 1943 года. Когда всех убили, полицаи присыпали погибших мерзлыми комьями и снегом. Подходить к расстрелянным никому не разрешалось. Полицаи зорко охраняли».
Из воспоминаний:
[Воронки были заполнены водой. Из воды торчит валенок с разгрызенной собаками или лисами пяткой. Там белела кость. Кругом нестерпимая вонь. Потом, когда вода ушла, жители ближайших домов засыпали воронки землей. Так образовалась могила: 6 мужчин и 2 подростка в одной воронке и 6 женщин в другой. Общее количество погибших составляло 14 человек].
Таких воспоминаний по стране миллионы. Разве можно такое забыть? Изучать историю ВОВ необходимо, чтобы не позволять поселиться в головах людей мыслям, которые можно отнести к фашистским, нацистским, знать, что такое война, стараться всеми силами предотвратить её повторении.
Данную часть исследования хочу закончить словами писателя В.Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, и стране подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили».
Мы - жители Канютино, знаем о Вас, дорогие наши герои, мы - помним, мы - гордимся!
Глава 2. Работа с данными
2.1. Определение уровня осведомленности учащихся В рамках исследования был проведен опрос «ВОВ глазами современных детей». В нём принимали участие учащиеся 7-9 классов, всего 15 учащихся. В результате тестирования были выявлены следующие особенности и тенденции.
Наибольшее количество опрошенных узнали о событиях Великой Отечественной войны из рассказов учителей (67%). Также источниками информации для участников опроса стали рассказы близких (20%), кино (13%) (Приложение 1)
У большего числа респондентов (60%) родные и близкие участвовали в Великой Отечественной войне. (Приложение 2)
Судя по ответам, ученики знают о германском плане нападения на СССР (67%), (Приложение 3), знают о полководцах, участвовавших в Великой Отечественной войне. (Приложение 4)
Заключение.
Война.… Какое это страшное слово! С 1941 по 1945 Советский Союз отчаянно боролся с фашизмом. Столько людей забрала война, столько людей не могли любить, трудиться, и создавать будущее для своих детей.
Война не обошла стороной ни одну семью нашей страны, оставив свой отпечаток в судьбе каждого человека.
Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Теперь она уже в прошлом веке. Но время не властно над памятью народной, не предать забвению подвиг, который был совершен поколением огневых сороковых.
На основе проведенного исследования и собранных данных о Великой Отечественной войне полученный материал можно использовать на уроках истории и краеведения. Это позволит учащимся больше узнать о своей малой Родине. А учителя смогут использовать в целях воспитания Патриотизма и привития детям любви к своей Малой Родине.
Список литературы
А.И. Афанасьева и В.И. Меркушин. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне. Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирования патриотизма и гражданственности. Екатеринбург, 2011 г.
Большая советская энциклопедия, Москва, 1970 г.
В. Д. Камынин. Историческая память о Великой войне. Проблемы образования, науки и культуры, Москва, 2011 г.
Великая Отечественная война: цифры и факты. Юбилейный статистический сборник. Н.И. Алькова, О.А. Белова, Н.Н. Дерюга, О.А. Ерохина, С.Г. Максимова, Н.Н. Трифонова. Ответственный за выпуск М.Б. Антоньева. Алтайский край, г. Барнаул, 2015 г.
Ю.А. Никифоров. Фальсификация второй мировой войны: к постановке проблемы. Вестник МГИМО Университета. 2009 г.
https://www.znak.com/2020-06-22/uzhasy_i_podlosti_velikoy_otechestvennoy_voyny_glazami_frontovika
https://istmat.org/files/uploads/55363/altayskiy_kray_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.pdf
Приложения. Результаты опроса
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4