Организационный этап. Мотивация | Учебно-практические и учебно-познавательные: формирование и оценка навыка самоорганизации и саморегуляции: организация выполнения задания, планирование этапов работы | Организует учебную деятельность. Актуализирует имеющиеся информационные ресурсы обучающихся. Мотивирует на изучение материала. Интерактивная доска Прошло 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.
Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ!
* 22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В первый же день боев фашисты уничтожили 1200 советских самолетов, свыше 800 из них - на аэродромах.
* Согласно статистике 1998 года, общие безвозвратные потери Советской Армии составили 11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести, пленено 4 559 000. В общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять 29 592 749 человек.
* Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских военнослужащих. В Армию и на Флот было призвано 490 тысяч женщин.
| Проверяют наличие источников информации. Взаимодействует с учителем в ходе коммуникации. Выбирают эффективные способы организации рабочего места. На столах учебники, дополнительный материал… | Метапредметные: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. |
Постановка целей и задач урока | Учебно-практические и познавательные: Мотивирование обучающихся на постановку учебной задачи» Выявление и анализ связей и отношений между объектами и процессами; Постановка целей, преобразование практической задачи в познавательную | Формулирует тему и цели урока. Обращает внимание на предметы, расположенные на рабочем столе. Предлагает сформулировать тему и цели урока, исходя из обученности учащихся. Роль математики и математиков в военном деле велика. Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты, проявляли величайшее мужество, были храбрыми и расчетливыми воинами. Многие из тех, кто ушел на фронт, не возвратились. Страна потеряла огромное количество талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности. Еще одним из факторов, приближавшим победу нашего народа, следует считать решения прикладных задач, которые осуществили в предвоенные годы и в годы войны советские математики. Они помогали успешно решать важнейшие практические вопросы освоения природных богатств, проблемы, связанные с созданием новой совершенной военной техники, с увеличением выпуска танков, самолетов и другой продукции, в которой так нуждался фронт.
| Предполагают тему урока. исходя из оборудования в классе. Аргументируют собственную точку зрения, формулируют задачи учебного занятия. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. |
Формирование проблемы, выдвижение гипотезы. Планирование деятельности | Учебно-практические: Планирование путей достижения целей. Использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; Формирование и оценка навыка сотрудничества. Учебно-познавательные: отработка и осознание теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур | Организует знакомство с историческими событиями, используя презентацию. Формирует учебную задачу по разминированию поля. Знакомит учащихся со списком заданий, которые должны быть выполнены. Итог работы, защита своей работы. | Анализируют увиденный фрагмент. Анализируют информацию для выполнения задания. Выстраивают алгоритм действий. Выступление учеников с докладами: 1 ученик. Статистический контроль в военном производстве.
Одна из проблем, занимавшая многих математиков в то время, была проблема исключительной важности: проверка качества больших количеств однородных изделий. Ведь военные действия невозможны без патронов, снарядов, бомб, мин и т. д. причем все это необходимо в огромных количествах. Эта проблема со всей остротой возникла перед промышленностью уже впервые дни войны, поскольку прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену пришли женщины и подростки без квалификации и рабочего опыта.
Изготовление деталей для снарядов на оборонном заводе. Москва.
Некачественный патрон мог испортить ружье и принести вред стрелявшему, плохо сделанный снаряд разрывал пушку. Но проверка нередко требует намного больше того времени, что уходит на его изготовление. Тогда математики предложили использовать статистический метод контроля , что позволяло при проверке ничтожной доли изделий давать достаточно точные заключения о качестве всей партии. Через определенное время со станка берутся несколько (скажем, пять ) только что изготовленных изделий и замеряются параметры их качества. Если все эти параметры находятся в допустимых пределах, то производственный процесс продолжается, если же хотя бы одно изделие выходит за пределы допуска, то подается сигнал о необходимой переналадки станка или смене режущего инструмента. Какое отклонение параметра от номинала допустимо, чтобы вся партия была изготовлена качественно? Это требует специальных расчетов. После окончания войны выяснилось, что аналогичные исследования проводили математики США. Они подсчитали, что результаты их работы принесли за годы войны стране миллиардную экономию. То же самое можно сказать и о работе советских математиков и инженеров.
Среди математиков, занимавшихся этим вопросом, был А.Н. Колмогоров и его ученик Б.В. Гнеденко. 2 ученик. Теория вихреобразования Работы В.В. Голубева по теории вихреобразования за обтекаемым в потоке телом, например, крылом или фюзеляжем самолета, помогли выработать меры по выведении самолета из состояния «штопор».
Великая Отечественная война выдвинула перед всеми видами деятельности огромное число новых проблем. Среди них были и такие, которым ранее не придавали значения. Например, до войны считалось, что в воздухе будут господствовать самолеты, летающие с большими скоростями и на большой высоте. Но с началом войны оказалось, что нужны и тихоходные аэропланы, летающие на малых высотах. А для них не было таблиц бомбометания, поскольку никто не помышлял об их использовании в качестве бомбардировщиков. Пришлось срочно эти таблицы составлять, а для ускорения вычислений надо было вывести удобные формулы. В 1942 г. необходимые таблицы появились.
Их использовали пилоты и штурманы тихоходных самолетов У-2, служивших ночными бомбардировщиками. Экипажи этих маленьких, ничем не защищенных самолетов прославились умением незаметно, почти бесшумно близко подлететь к позициям противника и точно их атаковать.
В 1942 г. коллектив математиков, руководимых С.Н.Бернштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10раз.
В блокадном Ленинграде ученые — математики и астрономы — написали исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии — Большой астрономический ежегодник на 1943- 1945 гг. Во время работы над этим пособием треть его создателей погибла.![](https://fhd.multiurok.ru/f/b/f/fbf6265182e0c72709a11d33a9d9705d7d80ffe6/VOV-v-cifrah-i-faktah_2_1.png) 8 ученик. Таблица непотопляемости. Видная роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающемуся математику-академику А.Н. Крылову.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/b/f/fbf6265182e0c72709a11d33a9d9705d7d80ffe6/VOV-v-cifrah-i-faktah_2_2.jpeg) Крылов Алексей Николаевич
За время своей почти полувековой работы в Морской академии Крылов создал большое число трудов по теории кораблестроения, разработал теорию устойчивости корабля, то есть способность корабля возвращаться к состоянию равновесия после вынужденного выхода из него под влиянием внешних сил, а также установил строго научную теорию качки корабля на волнении и его плавучести. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц, спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности. Эти работы доставили Крылову мировую славу и способствовали установлению приоритета русской науки в этой области знания. После войны на вооружении Военно-воздушных сил появились ракеты различного назначения. В состав Военно-Морского флота вошли новые атомные подводные лодки - ракетоносцы, оснащенные баллистическими ракетами подводных стартов.
| Личностные: ориентация в социальных ролях. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Познавательные: анализ необходимой информации, применение методов информационного поиска. |
Применение нового знания | Учебно-познавательные: Создание и использование моделей объектов. Процессов, схем; Формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения знаний как результата использования доп.материала Учебно-практические: формирование и оценка навыка сотрудничества | Обеспечивает комфортные психологические условия для реализации задач учебного занятия. Организует работу, обсуждение результатов, решения проблемы, выполнения поставленной цели. Решают задачу на расчет нормы хлеба во время блокады Ленинграда, по разминированию поля, построение модели самолета по точкам на координатной плоскости. | Организуют учебное планирование и сотрудничество. Аргументируют свою точку зрения. Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые коррективы. | Коммуникативные: Умение выражать полно свои мысли; Умение излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами |
Рефлексия учебной деятельности | Учебно-практические и учебно-познавательные: формирование навыка рефлексии, анализ собственной деятельности с точки зрения полученных результатов, выявление позитивных и негативных сторон урока, качество проведенного урока | Предлагает ответить на ряд вопросов: Мне понравилось… Я думаю, что… Я узнал(а)…. Что мне запомнилось… | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые коррективы. Выражают собственное мнение о результатах своей работы. | Личностные: аргументировано оценивают себя и окружающих. Осознают свои эмоции и адекватно выражают их. Контролируют себя |