СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздействие музыки на психику человека

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека.

Просмотр содержимого документа
«Воздействие музыки на психику человека»

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

Музыка выступает как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения, и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Механизм воздействия музыки на человека можно понять из учения А.А.Ухтомского о доминанте. Доминанта – временно господствующая рефлекторная система, обуславливающая работу нервной системы в данный момент. Нервная система отражает внешнюю среду. поэтому дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать или успокоить ритм органов человека.

Выявлено, ритмы маршей, рассчитанных на то, чтобы сопровождать войска в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. И при таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши парадных шествий 2/4, 4/4 более энергичны, несколько превышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому оказывают бодрящее воздействие. Успокаивающее действие оказывают ритмы вальса 3/4.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. По этому свойству лидером по воздействию на состояние человека является органная музыка.

Музыка на занятиях и в труде, так же и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать нам покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов ритмики и физкультуры. А искусство танца тренирует не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нервную систему. Как показывают наблюдения, замена традиционной физкультуры танцами значительно повышает психоэмоциональный тонус.

Применение музыкального сопровождения для релаксации существенно повышает ее эффективность. В этом случае музыкальный материал не должен отвлекать, т.е. без текста или текст на незнакомом языке. Музыка должна звучать очень тихо.

При помощи определенного подбора произведений можно моделировать настроение. Для того, чтобы вывести человека из того или оного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки и в соответствии с желательной переменой в настроении. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию как сострадание и сочувствие. А следующие произведения как бы нейтрализуют его., тонизируют.

Существует такая отрасль психологии как музыкальная психология, изучающая воздействие музыки на человека. Она исследует, в том числе, лечебное воздействие музыки на человека, эстетическую, нравственную и воспитательную роли музыки в формировании подрастающего поколения, влияние музыки на творческий потенциал личности.

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с давних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобно гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие, а в другом – причиняют вред. Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребенка (музыкальная память, чувство ритма и т.п.) не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности в группе или дома.

3