Воздействующая сила искусства
. Искусство и власть
Как связаны такие явления
как искусство и власть ?
Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, светской и религиозной.
Август из Прима-Порта, I век
Мрамор. Высота: 2,04 м
Музей Кьярамонти, Ватикан
Донателло.
Конная статуя венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата
(Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию.
«Медный всадник»
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев.
Д. Левицкий. Екатерина II
«
Ж.-Л. Давид «Наполеон на перевале
Сен-Бернард»
Задание:
- Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран?
- В чем сходство и различие этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.
Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Возведёны в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном.
- Московские Триумфальные Ворота (Триумфальная арка) — сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати».
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - памятник. 2 пол. XVII в (стремление патриарха Никона создать святые места по образу Палестины, где прошла земная жизнь Иисуса Христа)
Государственная академическая
капелла Санкт-Петербурга — концертная организация
Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России
(основан в XV в.)
и симфонический оркестр
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека
Главное здание МГУ — центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Ленинских горах.
Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1948—1952. Авторы проекта:
Д. Н. Чечулин, А.Ростковский, инженер Л. М. Гохман.
Здание Министерства Иностранных Дел РФ — одно из семи зданий, входящих в перечень сталинских высоток. Было построено с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского.
Дворец Советов неосуществлённый грандиозный проект в Москве советского правительства, (1930-е гг. (до 1941 года) и 1950-е гг.) Должен был стать, кульминацией всего высотного строительства СССР и самым высоким зданием мира. Архитектор Б.Иофан
Домашнее задание.
- Подготовьте сообщение или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных мыслей и чувств средствами искусства.
- Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи.
- Выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ .