Окружающий мир 3 класс
Тема:
Воздух и его охрана.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидмый, и всё же
Без него мы жить не можем.
ВОЗДУХ
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане.
Догадались что это за океан? Нет?
Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом –
о голубом воздушном океане. Четыре водяных океана широко-
широко разлились по земле, а пятый воздушный – над
землёй. Получается, что поверхность планеты – его
дно.
В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.
1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и попробуйте его осторожно сжать.
2. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
- Можно ли сжать воздух?
- Что произойдет, если отпустить палец?
3. Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щеки пальцами.
– Что заметили?
Человек без воздуха может прожить 5минут.
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом.
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств.
Ветер – это
движение воздуха.
Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой.
-
Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.
Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то
вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели
бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.
Воздух.
Он прозрачный невидимка, Легкий и прозрачный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас.
- Что можно узнать из стихотворения о воздухе?
Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства
английский священник Джозеф Пристли и
французский химик Антуан Лавуазье.
Так что же такое воздух?
Это газ, а вернее смеси газов.
Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух - это смеси многих газов, в основном азота - 78%, кислорода -21%, углекислого газа - 1%.
Какими же свойствами обладает воздух?
1. Прозрачный.
2. Бесцветный.
3. Не имеет запаха.
4. При нагревании расширяется.
5. При охлаждении сжимается.
6. Плохо проводит тепло.
- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»?
Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха.
На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.
В разных местах созданы специальные станции,
они постоянно следят за чистотой
воздуха в больших городах.
Человек без воздуха может прожить самое большее 6 минут. Чтобы воз- дух был чистым в воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа 600 литров кислорода необходимо для дыхания на один день. А вот растениям наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют «Зелеными легкими планеты». Чтобы очистить воздух, надо - сажать деревья,
кустарники: липы, тополя, сирень. Смолистый запах ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезен для чело- века. На предприятиях устанавливать очистные сооружения, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы. Разрабатывать новые автомобили, которые не будут загрязнять
воздух.
Итог
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое воздух?
- Какие его свойства?
- Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.