ТЕМА: «Воздух – невидимка»
Цель:
Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
-дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
-память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты, кляксография.
Оборудование:
- стаканчики с водой, котельные трубочки (по количеству детей), резиновая игрушка, кусочек резины, тазик с водой, веер, салфетки бумажные, шарики, одноразовые мешочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие ,вы будете настоящими исследователями .Вы хотите быть исследователями ?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку .
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый ,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это ?
Дети: Воздух
- А как вы догадались?
- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.
- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему?
А как вы думаете, в нашей комнате есть воздух?
- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать?
- А я предлагаю отправиться в страну Почемучек, в научную лабораторию исследовать воздух. Мы с вами будем искать ответы на наши вопросы.
Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения, ни чего не трогать и находиться мы должны в спец. одежде, одеваем фартуки.
Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.
- Очутились мы в стране Почемучек. Вот теперь вы, не дети, а научные сотрудники.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.
(на доске 3 модели: ГЛАЗА, НОС, УШИ.
- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
- Как можно увидеть воздух? Молодцы.
Эксперимент №1 «Есть ли воздух в баночке?».
- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно банки кладём салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая). Почему?
Вывод №1: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
- А сейчас наклоните баночку и опустите её в воду. Что происходит? (Идут пузырьки, вода наполняет банку водой, а воздух выходит в воду и образует пузырьки воздуха).
Вывод №2:можно увидеть воздух при помощи баночки и ёмкости с водой. В баночке есть воздух, он выходит из баночки в воду, образуя пузырьки.
Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Вывод №3: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Эксперимент №2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».
- Коллеги берём трубочку, опускаем один конец в воду, а в другой дуем. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?
Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
ВОСПИТАТЕЛЬ: Это мы сейчас проверим.
(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины)
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода
- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.
- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да).
- А кто не согласен? Все увидели воздух?
- А что нам помогло увидеть воздух? (При опускании банки в ёмкость с водой мы увидели пузырьки воздуха, когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).
2.Отправляемся дальше.
А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
- Возьмите салфетки. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок).
-А, запах чувствуете? (нет, у воздуха нет запаха)
- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха).
Эксперимент № 4 «Чувствуем воздух при помощи шарика».
- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.
- Что вы чувствуете? (Воздух, холодок). Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
-Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. Вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки.
Что в них находится?
Дети: Ничего, пусто, воздух.
- Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.(1- лимон, 2- чеснок, 3 - духи, 4 - чистый воздух)
Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи салфетки, дули на ладошки, воздушного шарика).
3.- Отправляемся дальше.
На какой вопрос, мы будим сейчас искать ответ? ( «Ухо»).
- Как можно услышать воздух?
Эксперимент № 6«Слышим воздух»
1. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
2. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод1:воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Музыканты, которые, играют, на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки .Звуки распространяются по воздуху .Например, на Луне ,где нет воздуха ,ничего не слышно ,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук). Почему возник звук? когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Вывод 2: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух ?( растениям ,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Всем существам на Земле необходим чистый воздух, т.е. с большим количеством кислорода. А сейчас, в современном мире, воздух сильно загрязняется. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки вредных газов, из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи различных газов.
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
ИТОГ: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
- Где мы сейчас были? (В стране Почемучек, в научной лаборатории).
- А зачем мы туда отправились? (Искать ответы на вопросы).
- С помощью чего мы нашли ответы:
Посмотрите на модели.
Увидели воздух:
С помощью коктейльных трубочек и ёмкости с водой.
Почувствовали воздух:
С помощью шариков, салфеток, дули на ладонь.
Услышали воздух:
С помощью бутылочек, баночек.
С помощью шарика.
Спасибо за внимание!