СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воздух -неведимка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация представления детей о воздухе.

Просмотр содержимого документа
«"Воздух -неведимка"»

ТЕМА: «Воздух – невидимка»

Цель:

Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

-дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

-память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

-воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты, кляксография.

Оборудование:

- стаканчики с водой, котельные трубочки (по количеству детей), резиновая игрушка, кусочек резины, тазик с водой, веер, салфетки бумажные, шарики, одноразовые мешочки.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие ,вы будете настоящими исследователями .Вы хотите быть исследователями ?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку . 
Через нос проходит в грудь 
И обратно держит путь 
он не видимый ,и все же 
Без него мы жить не можем!
Что это ?
Дети: Воздух 

- А как вы догадались?

- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.

- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему?

А как вы думаете, в нашей комнате есть воздух?

- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать?

- А я предлагаю отправиться в страну Почемучек, в научную лабораторию исследовать воздух. Мы с вами будем искать ответы на наши вопросы.

Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения, ни чего не трогать и находиться мы должны в спец. одежде, одеваем фартуки.

Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.

- Очутились мы в стране Почемучек. Вот теперь вы, не дети, а научные сотрудники.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.

(на доске 3 модели: ГЛАЗА, НОС, УШИ.

- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

- Как можно увидеть воздух? Молодцы.

Эксперимент №1 «Есть ли воздух в баночке?».

- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно банки кладём салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая). Почему?

Вывод №1: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

- А сейчас наклоните баночку и опустите её в воду. Что происходит? (Идут пузырьки, вода наполняет банку водой, а воздух выходит в воду и образует пузырьки воздуха).

Вывод №2:можно увидеть воздух при помощи баночки и ёмкости с водой. В баночке есть воздух, он выходит из баночки в воду, образуя пузырьки.

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) 
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Вывод №3:
 Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. 
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)


Эксперимент №2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».

- Коллеги берём трубочку, опускаем один конец в воду, а в другой дуем. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

ВОСПИТАТЕЛЬ: Это мы сейчас проверим.

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины)

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

( воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода

- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.

- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да).

- А кто не согласен? Все увидели воздух?

- А что нам помогло увидеть воздух? (При опускании банки в ёмкость с водой мы увидели пузырьки воздуха, когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).

2.Отправляемся дальше.

А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

- Возьмите салфетки. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок).

-А, запах чувствуете? (нет, у воздуха нет запаха)

- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха).

Эксперимент № 4 «Чувствуем воздух при помощи шарика».

- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.

- Что вы чувствуете? (Воздух, холодок). Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)

Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.

Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

-Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. Вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки.

Что в них находится?

Дети: Ничего, пусто, воздух.

- Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.(1- лимон, 2- чеснок, 3 - духи, 4 - чистый воздух)

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи салфетки, дули на ладошки, воздушного шарика).

3.- Отправляемся дальше.

На какой вопрос, мы будим сейчас искать ответ? ( «Ухо»).

- Как можно услышать воздух?

Эксперимент № 6«Слышим воздух»

1. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

2. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

Вывод1:воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Музыканты, которые, играют, на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки .Звуки распространяются по воздуху .Например, на Луне ,где нет воздуха ,ничего не слышно ,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук). Почему возник звук? когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Вывод 2: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух ?( растениям ,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Всем существам на Земле необходим чистый воздух, т.е. с большим количеством кислорода. А сейчас, в современном мире, воздух сильно загрязняется. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки вредных газов, из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи различных газов.
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!


- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

ИТОГ: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

- Какой опыт вам показался интересным больше всего?

- Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

- Где мы сейчас были? (В стране Почемучек, в научной лаборатории).

- А зачем мы туда отправились? (Искать ответы на вопросы).

- С помощью чего мы нашли ответы:

Посмотрите на модели.

Увидели воздух:

С помощью коктейльных трубочек и ёмкости с водой.

Почувствовали воздух:

С помощью шариков, салфеток, дули на ладонь.

Услышали воздух:

С помощью бутылочек, баночек.

С помощью шарика.

Спасибо за внимание!