СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздух вокруг нас исследовательская деятельность старшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование первичных представления детей о свойствах воздуха 

Просмотр содержимого документа
«Воздух вокруг нас исследовательская деятельность старшая группа»

Конспект открытого занятия кружка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Тема«Воздух вокруг нас»

Цель: формирование первичных представлений детей о свойствах воздуха через познавательно-исследовательскую и игровую деятельность.


Задачи:

оразовательные:

- обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха,

- уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

развивающие

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, - развивать умение делать выводы по результатм наблюдений и экспериментов.

воспитательные:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,

Материал и оборудование: шарики.камушки.трубочки.разовые пакеты .вода.стаканы разовые


Программное содержание:


Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выделять свойства воздуха в процессе экспериментирования.

Побуждать детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования.

Способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками. Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.

Создать условия для выражения детьми своего мнения.

Методы, приёмы:

Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка).

Наглядные: показ способа действий.

Практические: опыты и эксперименты.

Игровые: игровая ситуация, загадка.

Форма: фронтальная и индивидуальная.

Активизация словаря: слова, обозначающие свойства воздуха; значение слов - ученые, лаборатория.

Ход занятия:

(Дети стоят в кругу)

Ребята, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.

Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию для исследований. Вы, ребята, сегодня выступите в роли ученых. Мы будем проводить опыты и узнаем много интересного и полезного.

А что мы будем изучать, вы узнаете,отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

(Воздух)

Молодцы ребята, это воздух.

Эни, бени, ап! Закрывайте глаза! Покрутитесь 5 раз! Мы теперь не девочки, мы теперь не мальчики, вместе с воспитателем мы теперь ученые в лаборатории!

А что такое лаборатория?

Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их.Нам нужно вспомнить правила поведения: не шуметь, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы, господа ученые! Тогда я вам предлагаю перейти к нашему первому опыту.

Опыт № 1 –Поймай невидимку!

Что у нас в корзине?

(Пакеты)

Правильно, полиэтиленовые пакеты.

Возьмите 1 пакетик и скажите, что у нас в пакетах?

Ничего.

Какой у нас пакет? (пустой, плоский) А, теперь я предлагаю поймать воздух этими пакетами. Приготовились, ловим воздух.

На что у нас стали похожи пакеты? (подушка, шарик)

Ребята, а посмотрите сквозь пакет, воздух какой в нем(прозрачный, бесцветный)

Значит мы можем сделать вывод из нашего опыта. (Воздух вокруг нас, он прозрачный, бесцветный, мы его не видим, мы смогли поймать невидимку, а теперь выпустим его)

А пакетики вернем на место. И перейдем к следующему опыту.

Опыт № 2 – «Воздух в человеке»

Ребята, возьмите стаканы с водой. Давайте подуем в трубочки. Что вы увидели в стаканах? (пузыри) А что нам нужно сделать, чтобы пузыри в стакане появились вновь? (подуть) А чтобы подуть, что нам нужно сначала сделать? (набрать воздух) Молодцы, давайте мы с вами наберем воздух и подуем еще раз.

Ребята, а что это за пузыри такие? (воздух)

Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого опыта? (в человеке есть воздух)

А есть ли воздух в других предметах? (надувные игрушки, надувной круг, мяч, воздушный шарик, надувная лодка, спасательный жилет)

Ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух(мнения разделились) Чтобы это проверить я предлагаю перейти к следующему опыту.

Опыт № 3 «Воздух и вода»

Перед вами тазики с водой, камни и шарики.

Возьмите камни, опустите их в воду. Что произошло? (Они утонули)

А теперь возьмите шарики и проделайте то же самое. Что вы увидели на этот раз? (они плавают на поверхности воды)

Почему так происходит? (воздух легче воды)

А где воздух в игрушках или в камнях? (в игрушках)

В: Мы с вами смогли сделать следующий вывод, что воздух легче воды.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Физкультминутка (под музыку, в кругу)

Представьте, что мы с вами бабочки, летающие над цветочным лугом.

Утром бабочка проснулась, (руки через стороны вверх)

Улыбнулась, потянулась! (потянуться, улыбныться)

Раз - росой она умылась, (умыть лицо)

Два - изящно покружилась(покружиться)

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела, (по кругу, махая руками)

Над рекою покружилась

И на цветочек села.

Опыт № 4 «Ветер – движение воздуха»

Ребята, я вам предлагаю остаться на коврике. Посмотрите, что у меня в корзине? (вееры) А для чего нам нужны веры? (чтобы охладиться) Возьмите, пожалуйста, вееры и помашите на себя. Что вы, ребята, чувствуете? (ветер) А что такое ветер? (это движение воздуха) Правильно, мы заставили воздух двигаться в нужном нам направлении и получили ветер.

Итак,какой мы можем сделать вывод: ветер – это движение воздуха. Положите веры в корзинку.

Опыт № 5 «Воздух не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воздух вокруг нас. Чем он пахнет? (ничем) Я вам предлагаю перейти к следующему опыту.

У каждого из вас стоят баночки. Откройте их, посмотрите, что в них и понюхайте. Какие запахи вы почувствовали? Но ведь баночки были пустыми? Какой вывод мы можем сделать? (воздух не имеет запаха, но может его запоминать, сохранять и переносить)

По запаху мы можем узнать, что нам повара приготовили на обед. А на лугу мы можем ощущать ароматы цветов и трав.

Но, к сожалению, на нашем лугу произошла беда. Посмотрите, что случилось, ребята? (дым) Из заводских труб пошел дым и загрязнил окружающую среду. В городах строится много заводов, из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли и ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ

А как это происходит, мы увидим на следующем опыте, который я проведу сама, а вы посмотрите.

Опыт № 6 «Как происходит загрязнение воздуха»

А почему, я должна сама проводить этот опыт, как вы думаете? (спички детям не игрушка)

Посмотрим как же происходит загрязнение воздуха на заводах(демонстрация опыта с макетом завода)

Сейчас мы наш завод приостановим, а вас, ребята, я приглашаю посмотреть короткий мультфильм, о том, как на современных заводах устанавливают оборудование для очищения воздуха (просмотр короткометражного мультфильма «Приключения Нефтяши и его друзей – «Чистый воздух»)

Ребята, вот как ученые помогают справиться нам с бедой.

В нашем поселке Комсомольском тоже есть завод по производству цемента. На заводских трубах установлены мощные фильтры, которые улавливают пыль и вредные, ядовитые вещества и не дают им загрязнять воздух в нашем поселке.

Мы с вами хотим жить на зеленой планете и дышать чистым, свежим воздухом. А что мы для этого должны делать? (заботиться о воздухе, не загрязнять, ставить фильтры на заводские трубы, не мусорить, сажать больше зеленых деревьев) Тогда на нашем лугу всегда будут расти цветы и травы, пархать бабочки, петь птицы.

Ребята, вы настоящие ученые воздухоискатели. Скажите, что нового вы узнали после наших исследований? Какие опыты вам понравились?

А теперь нам пора покинуть нашу лабораторию, но мы сюда, обязательно вернемся, и продолжим наши исследования.

Эни, бени, ап! Закрывайте глаза! Покрутитесь 5 раз!

Ну вот, мы и вернулись обратно в наш детский сад