Тема урока « Воздушное питание растений»
Цель: изучить процесс воздушного питания растений «фотосинтез» и условия его протекания.
Организационный момент.
Актуализация знаний:
Разгадайте загадку. Ответ внесите в ключевое (главное) слово схемы
В зеленом тереме площади не меряны,
комнаты не считаны, стены – как стекло,
все насквозь видно! А в стенах – окошки,
сами открываются, сами закрываются!
ОТВЕТ: Зеленый терем – это лист, комнаты – клетки. Прозрачные, как стекло, стены – это покровная ткань. А что за окошки имеют прозрачные стены, самооткрывающиеся и самозакрывающиеся устьица.
- Все ли клетки листа одинаковы?
- От чего зависит разница в строении?
Вспомните функции листа. Заполните оставшиеся пропуски в схеме
Фотосинтез
Газообмен
Размножение
ЛИСТ
Испарение
Запас веществ
Установите соответствие: ткани листа – особенности строения
Особенности строении | Ткани листа |
1. Имеет отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты | А кожица |
2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество. | Б. мякоть |
3. Состоит из рыхлых и плотных клеток, содержащих хлоропласты | В. жилки |
4. Представлен сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами | Г. устьица |
5. Предохраняет лист от повреждений и внешних воздействий | |
6. Осуществляет процесс фотосинтез | |
7. Обеспечивает связь со стеблем, передвижение веществ. | |
8. Обеспечивает газообмен и испарение воды. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Г | А | Б | В | А | Б | В | Г |
Выход на тему. – просмотр отрывка мультфильма Пин Код « Будь проще» (2.56 мин – 3.30 мин)
- Откуда берется кислород?
Ответы детей
Запись в тетради ТЕМЫ УРОКА «Воздушное питание растений»
ЦЕЛЬ (постановка цели урока учащимися) Составьте предложение с любым из глаголов УЗНАТЬ, ИЗУЧИТЬ, ПРИМЕНИТЬ.
Продолжить ПРОСМОТР мультфильма. 3.30 – 5.13
- Ребята, я вам предлагаю смоделировать процесс фотосинтеза. У вас на партах есть рисунок и карточки со словами, прочтите вопросы задания и распределите карточки со словами по рисунку возле соответствующих стрелочек.
Составление схемы (работа в парах)
слова: углекислый газ, вода, крахмал, солнечный свет, хлорофилл, кислород
- Перечислите условия протекания процесса Фотосинтеза.
Первое условие, при котором происходит процесс фотосинтеза, заключается в приспособленности растений располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток. (Свет, который поступает через прозрачную кожицу листа).
Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (Хлорофилл, находящийся в хлоропластах).
Следующий компонент – это газ, который большинство организмов выделяют в атмосферу при дыхании (СО2, поступающий в листья через устьица).
Это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа. (Води и растворенные минеральные соли).
- Сделайте вывод, используя полученные ответы
Вывод: листу необходимы свет, углекислый газ и вода, с растворенными минеральными солями, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.
- Что такое фотосинтез?
- Из каких веществ, и при каких условиях происходит образования органических веществ?
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование)
- Сейчас нам предстоит выяснить, что образуется в листе с участием этих веществ?
Для опыта используется герань.
Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место надвое суток.
Другое растение оставляют на свету.
Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги.
Оба растения выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив.
Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла.
Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода.
На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему.
Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.
- Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?
При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что на свету в листьях образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.
Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы?
- Почему же плоды многих растений имеют сладкий вкус?
- Крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.
Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.
Задание «Восстанови текст»
« Воздушное питание растений осуществляется на основе (ФОТОСИНТЕЗА).
В ходе (ФОТОСИНТЕЗА ) зеленые растения улавливают (СОЛНЕЧНУЮ) энергию и преобразуют её в энергию химических связей (ОРГАНИЧЕСКИХ) соединений. Выделенный в процессе фотосинтеза (КИСЛОРОД) используется всеми живыми организмами для (ДЫХАНИЯ)
Растения благодаря (ФОТОСИНТЕЗУ) осуществляют чрезвычайно важную – космическую - роль в жизни (ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ).
(ВОДА) – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения. Она является главным компонентом в (ПРОВОДЯЩЕЙ) системе при перемещении растворов питательных веществ в растении.
(ДВИЖЕНИЕ ) воды обеспечивает взаимосвязь корней и листьев, охлаждение растения.»
Отгадайте загадку: «кто кормится разом рассолом и газом?»
И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
ОЦЕНКИ за урок.
Домашнее задание: пар. 14. Учить термины