СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздушное питание растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан, для УМК Пономаревой И.Н. 

Просмотр содержимого документа
«Воздушное питание растений»

Тема урока « Воздушное питание растений»

Цель: изучить процесс воздушного питания растений «фотосинтез» и условия его протекания.

Организационный момент.

Актуализация знаний:

  1. Разгадайте загадку. Ответ внесите в ключевое (главное) слово схемы

В зеленом тереме площади не меряны,
комнаты не считаны, стены – как стекло,
все насквозь видно! А в стенах – окошки,
сами открываются, сами закрываются!

ОТВЕТ: Зеленый терем – это лист, комнаты – клетки. Прозрачные, как стекло, стены – это покровная ткань. А что за окошки имеют прозрачные стены, самооткрывающиеся и самозакрывающиеся устьица.

- Все ли клетки листа одинаковы?

- От чего зависит разница в строении?

  1. Вспомните функции листа. Заполните оставшиеся пропуски в схеме

Фотосинтез

Газообмен

Размножение

ЛИСТ

Испарение

Запас веществ





















  1. Установите соответствие: ткани листа – особенности строения

Особенности строении


Ткани листа

1. Имеет отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты

А кожица


2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество.

Б. мякоть


3. Состоит из рыхлых и плотных клеток, содержащих хлоропласты

В. жилки


4. Представлен сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами

Г. устьица


5. Предохраняет лист от повреждений и внешних воздействий


6. Осуществляет процесс фотосинтез


7. Обеспечивает связь со стеблем, передвижение веществ.


8. Обеспечивает газообмен и испарение воды.




1

2

3

4

5

6

7

8

Г

А

Б

В

А

Б

В

Г



Выход на тему. – просмотр отрывка мультфильма Пин Код « Будь проще» (2.56 мин – 3.30 мин)

- Откуда берется кислород?

Ответы детей

Запись в тетради ТЕМЫ УРОКА «Воздушное питание растений»

ЦЕЛЬ (постановка цели урока учащимися) Составьте предложение с любым из глаголов УЗНАТЬ, ИЗУЧИТЬ, ПРИМЕНИТЬ.

Продолжить ПРОСМОТР мультфильма. 3.30 – 5.13

- Ребята, я вам предлагаю смоделировать процесс фотосинтеза. У вас на партах есть рисунок и карточки со словами, прочтите вопросы задания и распределите карточки со словами по рисунку возле соответствующих стрелочек.

Составление схемы (работа в парах)

слова: углекислый газ, вода, крахмал, солнечный свет, хлорофилл, кислород

- Перечислите условия протекания процесса Фотосинтеза.

  1. Первое условие, при котором происходит процесс фотосинтеза, заключается в приспособленности растений располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток. (Свет, который поступает через прозрачную кожицу листа).

  2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (Хлорофилл, находящийся в хлоропластах).

  3. Следующий компонент – это газ, который большинство организмов выделяют в атмосферу при дыхании (СО2, поступающий в листья через устьица).

  4. Это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа. (Води и растворенные минеральные соли).

- Сделайте вывод, используя полученные ответы

Вывод: листу необходимы свет, углекислый газ и вода, с растворенными минеральными солями, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.

- Что такое фотосинтез?

- Из каких веществ, и при каких условиях происходит образования органических веществ?

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование)

- Сейчас нам предстоит выяснить, что образуется в листе с участием этих веществ?

Для опыта используется герань.

Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место надвое суток.

Другое растение оставляют на свету.

Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги.

Оба растения выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив.

Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла.

Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода.

На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему.

Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.

- Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что на свету в листьях образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы?

- Почему же плоды многих растений имеют сладкий вкус? 

- Крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.

Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.


Задание «Восстанови текст»

« Воздушное питание растений осуществляется на основе (ФОТОСИНТЕЗА).

В ходе (ФОТОСИНТЕЗА ) зеленые растения улавливают (СОЛНЕЧНУЮ) энергию и преобразуют её в энергию химических связей (ОРГАНИЧЕСКИХ) соединений. Выделенный в процессе фотосинтеза (КИСЛОРОД) используется всеми живыми организмами для (ДЫХАНИЯ)

Растения благодаря (ФОТОСИНТЕЗУ) осуществляют чрезвычайно важную – космическую - роль в жизни (ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ).

(ВОДА) – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения. Она является главным компонентом в (ПРОВОДЯЩЕЙ) системе при перемещении растворов питательных веществ в растении.

(ДВИЖЕНИЕ ) воды обеспечивает взаимосвязь корней и листьев, охлаждение растения.»



Отгадайте загадку: «кто кормится разом рассолом и газом?»

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне было легко…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»



ОЦЕНКИ за урок.

Домашнее задание: пар. 14. Учить термины




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!