СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возможность повышения качества знаний через уроки нетрадиционной формы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему Возможности повышения качества знаний через уроки нестандартной формы

Просмотр содержимого документа
««Возможность повышения качества знаний через уроки нетрадиционной формы».»

МБОУ «Маганская СОШ» Березовского района Красноярского края










Тема: «Качество образования: опыт, проблемы, перспективы»


«Возможность повышения качества знаний через уроки нетрадиционной формы».













Социальный педагог, учитель ОБЖ

МБОУ «Маганская СОШ»

Столярова Мария Карловна






2014 г










Оглавление

Введение

  1. Содержание педагогического исследования ……………..4

  2. Анализ полученных результатов …………………………. 8

  3. Заключение …………………………………………………..9

  4. Список литературы ………………………………………....10


























Введение


Система общего среднего образования, как известно, характеризуется единством четырех элементов: целей образования, состава учащихся, содержания образования и методов обучения, иначе говоря, ответом на вопросы: для чего, кого, чему и как учить. Главными из них, на мой взгляд, являются последние два элемента, т.е. содержание образования (чему учить?) и методы обучения (как учить?). Однако все элементы системы общего образования взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.

Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности.

Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные знания.

Дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве, в психолого-педагогической поддержке, в своем развитии. С этой целью мы создаём творческую среду, способствующую формированию личности, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.








В своей повседневной преподавательской деятельности придаю исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передаю учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности , что позволяет работа над научными проектами. Учебный процесс в этом случае строится на основе самостоятельного поиска ребёнком новых познавательных ориентиров. Здесь я использую следующие формы: краткие сообщения - пятиминутки, разработка и конструирование наглядных пособий по теме, самостоятельное составление прикладных задач по теме с использованием материала из жизни, подготовка докладов, написание рефератов, индивидуальные и групповые исследовательские работы (например, практические работы), научные проекты. За последние несколько лет наши учащиеся являются постоянными участниками и призерами районных научно-практических конференций.

Всем известно изречение, что "только творческий педагог может воспитать творческую личность" и все предметные недели, проводимые ежегодно, не похожи одна на другую и вызывают огромный интерес у учащихся, отклик у родителей, одобрение коллег и администрации. Этому есть несколько причин: во-первых, максимальный охват детей, начиная с начальной школы; во-вторых, изобилие наглядного материала, изготовленного детьми, родителями, которым завешаны стены рекреаций; в-третьих, это нестандартные конкурсы: "Биржа знаний", "Аукционы", "КВН между учащимися и учителями " и др. Главный результат мероприятий - появление новых "звёздочек", открытие нового и неизведанного.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую в своей педагогической практике современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В образовательной среде представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые я применяю в учебном процессе. Использование технологии личностно-ориентированного образования и технологии проектирования позволяет ученикам проявлять инициативу и свою гражданскую позицию, согласно технологии отношение к ученикам должно быть приветливым и внимательным, необходимо проявлять доверие, привлекать учеников к планированию уроков, привлекать к созданию творческих работ, проектов, создавать ситуации взаимного обучения, общаться в форме диалога, позитивно оценивать достижения ребенка, игра - как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом, что делает ее незаменимым элементом обучения. С помощью игры моделируются ситуации, которые происходят с человеком в социуме, игра требует от личности активного участия, чтобы достичь победы и избежать поражения. Преимущество игрового метода заключается в том, что он позволяет увидеть поведение личности в разных ситуациях и реакцию на происходящее вокруг. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности. Применяя данные технологии в инновационном обучении, я делаю процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. Деятельностный подход в обучении применяется с целью обеспечения включенности всех учащихся в деятельность, повышения уровня их познавательной активности и самостоятельности. Цель-доминанта – научить учиться. В результате структура уроков стала динамичнее, деятельность ученика – приоритетнее, в результате чего он стал активнее. Мной создаются условия для самореализации и самоактуализации личности. Повысилась мотивация даже у слабых учащихся, совершенствуются универсальные учебные умения.

В Маганской школе я дополнительно веду элективный курс «Я –Гражданин» (1-3 класс), «Право» (8,9,11 классы).. Являюсь руководителем декоративно-прикладного кружка «Лукошко» (1-4 классы). Кружок имеет художественно-эстетическую направленность здесь мы, обращаясь к народным ремёслам, не исключаем влияния моды и наличия современных материалов. Дети любого возраста любят получать и дарить подарки. Изготовленные детьми подарки и сувениры внесут тепло и радость в их дом. Главное, что здесь есть возможность учителю самому проявить свои творческие способности.

Целью программы творческой мастерской «Лукошко» является развитие личности ребёнка, формирование духовной культуры, пробуждение и развитие свойств души. Обучение разным видам ручного труда и получение определённых знаний, умений и навыков в данной области. Возможность поверить в успех и в свои творческие способности.

А также немаловажным для меня как соц. педагога является то, что я могу вовлечь в мир прекрасного и заинтересовать им детей группы риска.

Испытываю огромное удовольствие, когда вижу, что сумела передать детям частицу своих знаний, воспитала в них доброту и терпимость. Успешность реализации программы приводит к тому, что обучающиеся самостоятельно изготавливают подарки и сувениры близким; активно организуют тематические выставки, участвуют в праздниках школы, в конкурсах, ярмарках и выставках разного уровня.

При проведении внеурочных занятий использую метод создания психологической игровой ситуации, обучая ребят навыкам компетентного исполнения различных социальных ролей. Стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники были гибкими в общении, умели преодолевать конфликты, искать компромиссы, идентифицировать себя с другими. Воспитать хорошо адаптированных к социальной среде граждан – одна из моих задач. Добиваюсь этого через привлечение учащихся к участию в социально-значимых районных и краевых мероприятиях, результатом становиться получение персональных грамот и благодарственных писем.


Несмотря на накопленный опыт в обучении детей, многие важные проблемы остаются нерешенными, а именно, проблемы сохранения физического и психического здоровья детей в условиях интенсификации обучения, психологические последствия использования новых информационных технологий.

В МБОУ «Маганская СОШ» мы столкнулись с рядом проблем, возникающих и в работе учителей, обучающих учащихся:

1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов.

2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.

3. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители детей.

5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал детей не раскрывается в полной мере. Поэтому проблема обучения и развития наших детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

Если в системе образования будут иметь место инновационные школы , то возможно повысится и качество образования . А так как инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков , передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.

В школе задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы. Школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Хотелось бы, чтобы школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия стали местом семейного отдыха. Чтобы родители уделяли детям больше своего внимания.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность, а для меня как социального педагога это очень важно.


Анализ полученных результатов:

Анализ проведенных исследований (Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.), а также результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению.

Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Таким образом, если в процессе обучения уделять особое внимание обобщению знаний с учетом нестандартных уроков, можно повысить у учащихся познавательный интерес, мотивацию обучения, развитие активности и самостоятельности, что приведёт к повышению качества знаний.

Использование обобщающих уроков в повышении качества знаний на уроках ОБЖ позволило достигнуть определённых результатов:

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета и в целом познавательный интерес к изучению предмета.

Что отразилось на повышении качества знаний по данному предмету.

Учебный год

Качество знаний

2011-2012

63%

2012-2013

74%

2013-2014

81%


Заключение

Конечно, перечислить все формы и методы при работе с учащимися невозможно. Педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с теми ресурсами , которые у него есть. А при всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося и разносторонне развитой личности в частности. А значит, повысится и качество образования.














































Используемая литература



1. www.gov – сайт Министерства образования РФ (новости, базы данных, газеты и журналы, нормативные акты)

2. www.ug – «Учительская газета»

3.Баринова И.И., Герасимова Т.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии./ И.И.Баринова, Т.И.Герасимова.- М., «Просвещение», 1989- 270с.


4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов/Н.В. Бодровская, А.А.Реан – СПб.: Питер, 2000. – 304с. – (Серия «Учебник нового века»).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!