Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра информационно-коммуникационных технологий
КУРС: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
Итоговый проект
«Возможности ИКТ в педагогической деятельности»
Преподаватель курса: Зенкина Сетлана Викторовна ,
доктор педагогических наук, профессор
Работу выполнила: Ткачук Т.П.,
учитель математики первой категории
МБОУ СОШ №5, г. Серпухов.
2017 г.
Одним из основных направлений формирования
перспективной системы образования в России,
наряду с повышением качества образования,
повышением творческого начала в образовании,
является обеспечение нацеленности обучения на
новые педагогические технологии, в первую очередь на современные ИКТ.
Сегодня трудно представить обучение без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить занятия, проводить внеурочные мероприятия. Сейчас все мы больше времени проводим в поиске необходимой информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг учащегося, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную преподавателем информацию с помощью информационных компьютерных технологий. Следовательно, всем необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями. Информационные технологии должны не заменять известные технологии, а помочь им быть более результативными.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность обладающая целым комплексом знаний и умений:
- это владение тезаурусом, включающим такие понятия как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и т.д.;
- умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
- способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и компьютерных поисковых систем;
- умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;
- знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Информационная культура проявляется в следующих аспектах:
- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь её эффективно использовать;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.
ИКТ в образовании
Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств в рамках образовательного процесса.
ЭОР
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства;
К основным преимуществам ЭОР относятся:
Отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов, таких, например, как интерактивности для наиболее эффективного усвоения материала (видео, интерактивные таблицы, анимация, звуковое сопровождение);
Наглядное изображение изучаемых предметов и явлений;
Возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;
Возможность самостоятельного полноценного изучения материала учащимся и самопроверки с помощью тестовых модулей ЭОР.
- Отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов, таких, например, как интерактивности для наиболее эффективного усвоения материала (видео, интерактивные таблицы, анимация, звуковое сопровождение); Наглядное изображение изучаемых предметов и явлений; Возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося; Возможность самостоятельного полноценного изучения материала учащимся и самопроверки с помощью тестовых модулей ЭОР.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИОС:
ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА
ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ и ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ
РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Информационно-коммуникационная
образовательная среда (ИКОС) -
обеспечивает эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно-ориентированной педагогической системы.
Задача индийского математика XII века Бхаскары
Решение задач по готовым чертежам
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фута была широка.
?
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
3
4
Ответ: 8 футов.
117
125
Задача из учебника «Арифметика»
Леонтия Магницкого
"Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."
125
?
Практические применение теоремы Пифагора
- Теорема Пифагора встречается в разных областях науки. Например, в физике, астрономии, архитектуре и в других.
В архитектуре при конструировании рамы окон, зная радиус большого круга, можно с помощью теоремы Пифагора рассчитать радиус малого круга.
12 апреля 1961 г. космический корабль с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был поднят над Землей на максимальную высоту 327км.
С помощью теоремы Пифагора можно рассчитать, на каком расстоянии от корабля находились наиболее отдаленные от него и видимые космонавтом участки поверхности Земли?
Применение теоремы Пифагора в строительстве
Разметка фундамента
Разметка фундамента – серьёзное дело, которое требует высокой точности. Вот тут то и пригодятся школьные знания. С помощью теоремы Пифагора можно выставлять прямые углы в разметке фундамента.
Строительство крыши
При строительстве домов, коттеджей часто встает вопрос о длине стропил для крыши, если уже изготовлены балки .
Использование ИКТ на уроке нужно для:
1. Привлечения внимания.
2.Дифференциации обучения.
3.Усиления мотивации к обучению.
4.Улучшения качества обучения и воспитания, что повышает информационную культуру у учащихся.
Уроки с использованием ИКТ помогают решить следующие дидактические задачи:
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- усвоить базовые знания по предмету;
- сформировать мотивацию к учению;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе;
- над учебным материалом.
Компьютерные технологии позволяют:
- Выиграть время для более интенсивного обучения.
- Сделать урок интересным, разнообразным и наглядным.
- Вовлечь всех детей в учебный процесс.
- Вводить новое через компьютерные технологии.
- Развивать творчество учащихся.
- Увеличивать самостоятельность школьников. Больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии . Активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и в после урочное время. Возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности. Максимально учитываются не только фактические знания, но и всесторонне оцениваются способности, умение работать в коллективе, индивидуальность мышления
- Увеличивать самостоятельность школьников. Больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии . Активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и в после урочное время. Возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности. Максимально учитываются не только фактические знания, но и всесторонне оцениваются способности, умение работать в коллективе, индивидуальность мышления
- Увеличивать самостоятельность школьников. Больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии . Активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и в после урочное время. Возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности. Максимально учитываются не только фактические знания, но и всесторонне оцениваются способности, умение работать в коллективе, индивидуальность мышления
- Увеличивать самостоятельность школьников. Больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии . Активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и в после урочное время. Возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности. Максимально учитываются не только фактические знания, но и всесторонне оцениваются способности, умение работать в коллективе, индивидуальность мышления
- Увеличивать самостоятельность школьников.
- Больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии .
- Активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и в после урочное время.
- Возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности.
- Максимально учитываются не только фактические знания, но и всесторонне оцениваются способности, умение работать в коллективе, индивидуальность мышления
Виды деятельности учителя в условиях новой образовательной среды:
- поиск необходимой информации с помощью средств телекоммуникаций, ее эффективное использование в своей профессиональной деятельности, разработка, адаптация и тиражирование информационных ресурсов с использованием различных технологий обработки текстовой, числовой, графической, звуковой и видео- информации;
- изучение и анализ возможностей современных инновационных технологий для достижения новых образовательных результатов, проектирование образовательного процесса на основе методически обоснованного использования электронных образовательных ресурсов;
- экспертная оценка средств ИКТ с точки зрения потребности образовательного процесса в их привлечении;
- организация новых форм и видов информационного взаимодействия учителя с учениками в образовательном процессе и со своими коллегами, в том числе из других регионов и стран с использованием средств телекоммуникаций;
- организация мониторинга и контроля качества знаний с привлечением контролирующих программных средств, а также управление внеклассной деятельностью учащихся с привлечением их в учебные сетевые сообщества.