ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Учитель – логопед Л. Л. Тропина,
МБОУ ОШ № 7,
г. Мончегорск Мурманской области.
2017 г.
Оглавление.
Введение I.Возможности реализации информационных технологий на логопедических занятиях. I.1 Принципы реализации информационных технологий I.2 Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий I.3 Требования к отбору коррекционных задач при использовании информационных технологий I.4 Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда I.5. Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми I.6. Специально разработанные программы по логопедии I.7. Методика использования развивающих компьютерных игр I.8.Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях
II.Из опыта работы Заключение Литература, Интернет – ресурсы Приложение | 3-4
5-6
6
6-7
7
7
8 8-9
9
10 – 11 12 12 13 - 16 |
Введение
Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с речевыми проблемами наблюдаются сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.
Тема работы: «Возможности использования компьютерных программ на логопедических занятиях в условиях общеобразовательной школы»
Цель работы: показать, что дозированное использование в процессе логопедических занятий компьютерных продуктов повышает эффективность логопедической работы.
Задачи: в ходе работы определить:
- принципы, задачи, требования, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях;
- компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда;
- методику использования развивающих компьютерных игр;
- требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях;
- показать фрагмент логопедического занятия с компьютерными программами (из опыта работы)
Форма методической разработки: сообщение с представленным опытом работы с компьютерными программами
Ожидаемые результаты: изучение теоретического материала, распространение опыта работы с компьютерными программами
Основные литературные и Интернет - источники:
Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. - № 1.с. 47-55;
Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. –Пермь, 2005;
Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).-с.285-287.
Интернет – ресурсы:
https://sites.google.com/site/iktvrabotelogopeda/
I.Возможности реализации информационных технологий на логопедических занятиях
I.1 Принципы реализации информационных технологий.
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов. возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.
Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
Принцип доступности обучения. соответствие возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране , что исключает субъективную оценку.
Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
Принцип воспитывающего обучения. воспитание у детей – логопатов волевые и нравственные качества.
Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
I.2 Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий
· Задачи ознакомительно–адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
- знакомство детей с компьютерными программами.
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
· Задачи коррекционно–образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи.
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
- развитие знаковой функции сознания.
-развитие психических функций.
· Задачи творческого цикла:
- развитие воображения.
- развитие познавательной активности.
I.3 Требования к отбору коррекционных задач при использовании информационных технологий
1.Решение таких коррекционных задач, которые без применения компьютерных технологий решить затруднительно или практически невозможно.
2. Достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки.
3. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению.
4. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
I.4. Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда
1. Готовый продукт.
· компьютерные логопедические тренажёры;
· компьютерные тесты;
· приключенческие квесты и обучающие игры;
· книги, учебники и энциклопедии;
· электронные рассылки;
· логопедические ресурсы;
2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
· составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point;
· веб-страницы и веб-сайты;
· подборки компьютерных тестов;
· цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
3. Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;
4.Программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии
I.5. Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми
I.6. Специально разработанные программы по логопедии.
Наиболее приемлемыми в работе с детьми-логопатами являются ниже приведенные программы.
Программный модуль «Семейный наставник», предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях.
Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
компьютерные продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере" (руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы – Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта):
1.«Компьютерный практикум для начальной школы»
«Русский язык 1-4 класс» авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И.
2.«Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе» «Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;
3.«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.
I.7 Методика использования развивающих компьютерных игр
Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, взаимосвязанной с разработкой системы обучения. При этом выделяют этапы:
1.Определение необходимости применения компьютера.
2.Определение степени компьютеризации образовательного процесса.
3. Определение перечня функций, возлагаемых на компьютер.
Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента («разминки для ума»). Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей в осознании содержания обычных математических задач.
В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть и вышеуказанные ресурсы, и самостоятельно созданные материалы.
Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).
I.8.Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях
· Программа должна иметь указание на возраст ребенка;
· программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
· объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;
· программа должна быть на русском языке;
· текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
· задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;
· периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;
· желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;
· программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;
· чередование разных компьютерных игр.
II.Из опыта работы
Одной из программ, которую я успешно использую в работе с детьми, является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры"(автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004). Программа представляет системный подход к коррекции нарушений речи, создана с учётом закономерностей и специфических особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление нарушений речи, проявляющихся в рамках стёртой формы дизартрии, дислалии, ринолалии, заикания, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, имеющими системное недоразвитие речи, добиваться хороших результатов коррекции речи.
Основные принципы, положенные в основу программы «Игры для Тигры»: системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития, игровая форма обучения, интерактивность, полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль.
Большой объём упражнений, предлагаемых программой, позволяет построить коррекционную работу с ребёнком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей.
На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую комплексный подход к коррекции речевых нарушений, т.к. программа содержит более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединённых в четыре блока: « Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.
Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в необходимом направлении в соответствии с уровнем развития ребёнка. В процессе коррекционной работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, при этом работа проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка.
Проводимые занятия по программе «Игры для Тигры» дали положительную динамику с детьми с ОВЗ, с детьми,которые имеют проблемы в общении, аутичного характера. При традиционной системе обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигрёнком - способствует развитию коммуникативных навыков у детей за счёт того, что специально подобранные задания побуждают ребёнка вступить с ним в диалог. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания: «Хоррррошо!», подбадривает, если не всё получается: «Не унывай!», «Попробуй ещё!», иногда сердится: «РРРРР», но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.
Прекрасная анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.
В настоящее время также успешно использую на логопедических занятиях компьютерные продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере" (руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы – Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта):
1.«Компьютерный практикум для начальной школы»
«Русский язык 1-4 класс» авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И.
2.«Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе» «Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;
3.«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.
На основе предлагаемого в практикумах дидактического материала мною разработаны тематические маршрутные листы
Пример маршрутного листа по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш], букв с, ш в слогах, словах, предложениях». (см. Приложение 1).
Фрагмент логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях», этап занятия: применение знаний, формирование умений (логопедический практикум. Программа «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе") (см. Приложение 2)
Заключение
Практика работы показывает, что дозированное использование программных компьютерных продуктов на логопедических занятиях делает процесс преодоления речевых нарушений более индивидуализированным и адресным, способствует формированию мотивации к логопедическим занятиям, развитию познавательных процессов, формированию речевого здоровья детей, в целом повышает эффективность коррекционно – развивающей логопедической работы
Литература
Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. - № 1.с. 47-55;
Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. –Пермь, 2005;
Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).-с.285-287.
Интернет – ресурсы:
https://sites.google.com/site/iktvrabotelogopeda/
Приложение
Приложение 1
Маршрутный лист по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш], букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
В гостях у Тигры и Логоши.
Маршрутный лист.
Название папки | № задания |
Раздели рисунки. | 21 |
Обучение грамоте. | 11, 24 |
Выбери | 39 |
Физминутка для глаз. |
Мостик. | 32 |
Стыковка. | 78 |
Соедини. | 63 |
Покажи картинку. (Сюрприз от Логоши) | 1, 16 |
Секретные материалы | 39 |
Приложение 2.
Фрагмент логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях», этап занятия: применение знаний, формирование умений (логопедический практикум. Программа «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе") (см. Приложение 2)
1.Развитие фонематического слуха.
Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам: распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик –со звуком [Ш], 2 столбик –со звуком [С].
[Ш] чашка машина лягушка шар карандаш шишки | [С] аист кактус оса лиса автобус лист |
[Ш] чашка машина лягушка шар карандаш шишки | [С] аист кактус оса лиса автобус лист |
2.Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).
Выбор одной из групп символов по определённым признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.
Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка, . тихи, . пали, кро . ка, у . ы, о . ы, . палы, пу . шок.
Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером.
Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
шу но |
фо ба |
как шок |
сти ки |
шиш тус |
страш кус |
Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса, гроза, шарф, шутка. Какое слово можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).
Сюрприз от Логоши: Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтение слов и указание соответствующей картинки. Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.
1 ученик - № 1(8 слов из 3-4 букв); 2 ученик - № 16 (16 слов из 4-8 букв).
Составить рассказ о семье.
Семья – это родные (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники - (?) родители -(?) дети -(?). Обязанности каждого члена семьи - (?) и (?) друг о друге – залог счастливой семьи. | забота люди любящие живущие братья и сёстры взаимопомощь бабушки и дедушки папа и мама |
Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи - взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи. |
15