СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности использования компьютерных программ на логопедических занятиях в условиях общеобразовательной школы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с речевыми проблемами наблюдаются сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому  необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Возможности использования компьютерных программ на логопедических занятиях в условиях общеобразовательной школы»













ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

















Учитель – логопед Л. Л. Тропина,

МБОУ ОШ № 7,

г. Мончегорск Мурманской области.















2017 г.

Оглавление.

Введение

I.Возможности реализации информационных технологий

на логопедических занятиях.

I.1  Принципы реализации информационных технологий

I.2 Задачи, решаемые в процессе использования

информационных технологий

I.3 Требования к отбору коррекционных задач при

использовании информационных технологий

I.4 Компьютерные ресурсы, используемые в работе

школьного логопеда

I.5. Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми

I.6. Специально разработанные программы по логопедии

I.7. Методика использования развивающих компьютерных

игр

I.8.Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим

программам, применяемым на логопедических занятиях



II.Из опыта работы

Заключение

Литература, Интернет – ресурсы

Приложение

3-4





5-6



6



6-7



7



7



8

8-9



9





10 – 11

12

12

13 - 16





Введение

Коррекция речевых нарушений  имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с речевыми проблемами наблюдаются сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.

Тема работы: «Возможности использования компьютерных программ на логопедических занятиях в условиях общеобразовательной школы»

Цель работы: показать, что дозированное использование в процессе логопедических занятий компьютерных продуктов повышает эффективность логопедической работы.

Задачи: в ходе работы определить:

- принципы, задачи, требования, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях;

- компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда;

- методику использования развивающих компьютерных игр;

- требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях;

- показать фрагмент логопедического занятия с компьютерными программами (из опыта работы)



Форма методической разработки: сообщение с представленным опытом работы с компьютерными программами

Ожидаемые результаты: изучение теоретического материала, распространение опыта работы с компьютерными программами

Основные литературные и Интернет - источники:

Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. - № 1.с. 47-55;

Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. –Пермь, 2005;

Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).-с.285-287.

Интернет – ресурсы:

https://sites.google.com/site/iktvrabotelogopeda/


I.Возможности реализации информационных технологий на логопедических занятиях

I.1  Принципы реализации информационных технологий.

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. коррекционная Работа с опорой на различные анализаторы

  • Системный подход к коррекции речевых нарушений.

    • ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

      • - звукопроизношение

      • -просодические компоненты речи

      • -фонематический анализ и синтез, фонематические представления

      • - лексико – грамматические средства языка

      • - артикуляционная моторика

      • - мелкая моторика

      • - связная речь

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов. возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.

  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

  • Принцип доступности обучения. соответствие возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.

  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ  предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране , что исключает субъективную оценку.

  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных  средств обучения.

  • Принцип воспитывающего обучения. воспитание у детей – логопатов волевые и нравственные качества.

  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.



I.2 Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий

·  Задачи ознакомительно–адаптационного цикла:

- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

- знакомство детей  с компьютерными программами.

- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.

- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

·  Задачи коррекционно–образовательного цикла:

- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи.

- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

- развитие знаковой функции сознания.

-развитие психических функций.

·  Задачи творческого цикла:

-  развитие воображения.

-  развитие познавательной активности.

 

I.3 Требования к отбору коррекционных задач при использовании информационных технологий

1.Решение таких коррекционных задач, которые без применения компьютерных технологий решить затруднительно или практически невозможно.

2. Достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки.

3. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению.

4. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.


I.4. Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда

1. Готовый продукт.

· компьютерные логопедические тренажёры;

· компьютерные тесты;

· приключенческие квесты и обучающие игры;

· книги, учебники и энциклопедии;

· электронные рассылки;

· логопедические ресурсы;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

· составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point;

· веб-страницы и веб-сайты;

· подборки компьютерных тестов;

· цифровые видеоролики, аудиозаписи  и др.

3. Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;

4.Программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии

I.5. Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми

  • www.logozavr.ru 

  • www.solnet.ee 

  • www.logoped1965.narod.ru 

  • www.detiseti.ru 

  • www.teremoc.ru 

  • www.lohmatik.ru 

  • www.internetenok.narod.ru 

  • www.nachalka.com  



I.6. Специально разработанные программы по логопедии.

Наиболее приемлемыми в работе с детьми-логопатами являются ниже приведенные программы.

Программный модуль «Семейный наставник», предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях.

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

компьютерные продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере" (руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы – Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта):

1.«Компьютерный практикум для начальной школы»

«Русский язык 1-4 класс» авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И.

2.«Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе» «Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;

3.«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.

I.7 Методика использования развивающих компьютерных игр

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, взаимосвязанной с разработкой системы обучения. При этом выделяют этапы:

1.Определение необходимости применения компьютера.

2.Определение степени компьютеризации образовательного процесса.

3. Определение перечня функций, возлагаемых на компьютер.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента («разминки для ума»). Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей в осознании содержания обычных математических задач.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть и вышеуказанные ресурсы, и самостоятельно созданные материалы.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные  игры детей).

I.8.Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях


·  Программа должна иметь указание на возраст ребенка;

·  программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

·  объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;

·  программа должна быть на русском языке;

·  текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

·  задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;

·  периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;

·  желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;

·  программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

·  чередование разных компьютерных игр. 





II.Из опыта работы

Одной из программ, которую я успешно использую в работе с детьми, является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры"(автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004). Программа представляет системный подход к коррекции нарушений речи, создана с учётом закономерностей и специфических особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление нарушений речи, проявляющихся в рамках стёртой формы дизартрии, дислалии, ринолалии, заикания, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, имеющими системное недоразвитие речи, добиваться хороших результатов коррекции речи.

Основные принципы, положенные в основу программы «Игры для Тигры»: системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития, игровая форма обучения, интерактивность, полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль.

Большой объём упражнений, предлагаемых программой, позволяет построить коррекционную работу с ребёнком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей.

На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую комплексный подход к коррекции речевых нарушений, т.к. программа содержит более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединённых в четыре блока: « Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.

Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в необходимом направлении в соответствии с уровнем развития ребёнка. В процессе коррекционной работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, при этом работа проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка.

Проводимые занятия по программе «Игры для Тигры» дали положительную динамику с детьми с ОВЗ, с детьми,которые имеют проблемы в общении, аутичного характера. При традиционной системе обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигрёнком - способствует развитию коммуникативных навыков у детей за счёт того, что специально подобранные задания побуждают ребёнка вступить с ним в диалог. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания: «Хоррррошо!», подбадривает, если не всё получается: «Не унывай!», «Попробуй ещё!», иногда сердится: «РРРРР», но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.

Прекрасная анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.

В настоящее время также успешно использую на логопедических занятиях компьютерные продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере" (руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы – Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта):

1.«Компьютерный практикум для начальной школы»

«Русский язык 1-4 класс» авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И.

2.«Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе» «Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;

3.«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.

На основе предлагаемого в практикумах дидактического материала мною разработаны тематические маршрутные листы

Пример маршрутного листа по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш], букв с, ш в слогах, словах, предложениях». (см. Приложение 1).

Фрагмент логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях», этап занятия: применение знаний, формирование умений (логопедический практикум. Программа «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе") (см. Приложение 2)

Заключение

Практика работы показывает, что дозированное использование программных компьютерных продуктов на логопедических занятиях делает процесс преодоления речевых нарушений более индивидуализированным и адресным, способствует формированию мотивации к логопедическим занятиям, развитию познавательных процессов, формированию речевого здоровья детей, в целом повышает эффективность коррекционно – развивающей логопедической работы

 

Литература

Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. - № 1.с. 47-55;

Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. –Пермь, 2005;

Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).-с.285-287.

Интернет – ресурсы:

https://sites.google.com/site/iktvrabotelogopeda/











Приложение

Приложение 1

Маршрутный лист по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш], букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

В гостях у Тигры и Логоши.

Маршрутный лист.



Название папки

№ задания

Раздели рисунки.

21

Обучение грамоте.

11, 24

Выбери

39

Физминутка для глаз.

Мостик.

32

Стыковка.

78

Соедини.

63

Покажи картинку. (Сюрприз от Логоши)

1, 16

Секретные материалы

39











Приложение 2.

Фрагмент логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях», этап занятия: применение знаний, формирование умений (логопедический практикум. Программа «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе") (см. Приложение 2)

1.Развитие фонематического слуха.

  • 1 задание. «Раздели рисунки», № 21.

Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам: распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик –со звуком [Ш], 2 столбик –со звуком [С].

[Ш]

чашка

машина

лягушка

шар

карандаш

шишки

[С]

аист

кактус

оса

лиса

автобус

лист

[Ш]

чашка

машина

лягушка

шар

карандаш

шишки

[С]

аист

кактус

оса

лиса

автобус

лист



2.Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

  • 2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24.

Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).

  • 3 задание «Выбери», № 39.

Выбор одной из групп символов по определённым признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.

Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка, . тихи, . пали, кро . ка, у . ы, о . ы, . палы, пу . шок.



Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером.

  • 4 задание «Мостик», № 32.

Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

  • 5 задание «Стыковка», № 78.

Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

шу но

фо ба

как шок

сти ки

шиш тус

страш кус



  • 6 задание «Соедини», № 63.

Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса, гроза, шарф, шутка. Какое слово можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).

  • 7 задание. Покажи картинку.

Сюрприз от Логоши: Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтение слов и указание соответствующей картинки. Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.

1 ученик - № 1(8 слов из 3-4 букв); 2 ученик - № 16 (16 слов из 4-8 букв).

  • 8 задание: «Секретные материалы», № 39.

Составить рассказ о семье.

Семья – это родные (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники - (?) родители -(?) дети -(?). Обязанности каждого члена семьи - (?) и (?) друг о друге – залог счастливой семьи.

забота

люди

любящие

живущие

братья и сёстры

взаимопомощь

бабушки и дедушки

папа и мама

Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи - взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи.





15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!