СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности патриотического воспитания учащихся через организацию деятельности школьного музея (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья и з опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Возможности патриотического воспитания учащихся через организацию деятельности школьного музея (из опыта работы)»

Пучнина Надежда Пантелеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8

имени К.К. Рокоссовского» города Курска



ВОЗМОЖНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Важную роль в образовательном процессе играют нормативно – правовые документы, принятые в нашей стране за последние годы. Одним из таких документов является историко – культурный стандарт, который включает в себя принцип оценки событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для учителя тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личности, эмоционального окрашивания, восприятия прошлого.

Школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований историко-культурного стандарта. Моя практика, как руководителя историко – этнографического музея показывает, что использование музея и музейной среды на уроках истории и обществознания во внеурочной деятельности формирует духовно – нравственные ценности, активную гражданскую позицию у подрастающего поколения.

Задача инновационного поступательного развития России не может быть решена вне контекста гражданско – патриотического воспитания, которое выступает как ресурсный залог в развитии гражданского общества и в формировании граждан страны, для которых патриотизм является ценностным основанием мышления и образа жизни.

Значительный вклад в воспитание подрастающего поколения вносят музеи образовательных учреждений. На мой взгляд, музей дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей образовательного учреждения является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Он соединяет разные формы внеучебной деятельности, позволяющие выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, массовому приобщению обучающихся к истории, искусству, углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Посещение историко – этнографического музея нашей школы – это маленькое путешествие. Путешествие в увлекательный мир этнографии, в мир традиций, обычаев, образа жизни русского крестьянина. Экспозиции музея позволяют экскурсантам прикоснуться к корням, истокам духовности русского народа и сделать ценностные открытия. Историко – этнографический музей – это собеседник, с которым всегда интересно говорить. Музей – это еще и книга, на каждой странице которой можно открыть для себя что-то новое.

Насколько актуальна сегодня проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения? Тема очень актуальная, именно сегодня, когда в современном обществе царит культ потребительства, кризис семьи, падают духовные, нравственные традиции почитания родителей. Последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно – исторического опыта своего народа.

Являясь руководителем историко-этнографического музея, я ставлю перед собой цель прикоснуться к душе каждого ребенка, поднять авторитет Родины, воспитать христианские ценности, духовности на примере знаменитых людей Курского края – народных умельцев; формировать социальную успешность обучающихся в процессе изучения музейной среды, сбора экспонатов, подготовки обзорных и тематических экскурсий по экспозициям историко – этнографического музея.

Приобщение к народным традициям в школьный период, на мой взгляд, позволяет придать практический характер духовному отношению к миру.

Это осуществляется через систему работы совета историко-этнографического музея «Истоки» нашей школы. Главное направление работы – поисково-исследовательское, поиск тех людей, которые своими руками поистине творят чудеса: вяжут, шьют, плетут, вышивают, изготавливают из лоскутков мягкие игрушки, занимаются резьбой и росписью по дереву. Совет музея, овладев методикой организации поисковой работы, включился в нее под девизом «Народный умелец и герой рядом с нами».

Итогом этой работы стало создание новой экспозиции музея «Семья как образ жизни» и передвижной экспозиции «Традиции питания и досуга наших предков», рассказывающая о русских народных блюдах, традиции хороводов, народном творчестве. В этой работе для меня, как руководителя музея, особенно ценно умение обучаться, самостоятельно добывать и интерпретировать знания, исследовательский характер работы, глубина исследования. Члены совета музея творчески представляют и защищают свои исследовательские проекты по следующим критериям: неординарность, актуальность темы, глубина постановки проблемы, полнота содержания, логичность доказательства (рассуждение), творческий подход, наличие иллюстрированных приложений, эстетика оформления работы. Эти исследования становятся основой для подготовки экскурсий.

Экскурсия – один из основных видов занятий и особенность формирования организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию.

Ни один учебник или пособие не дадут школьникам того богатого исторического материала, о котором смогут рассказать музейные экспонаты. Памятники истории и культуры помогают учителю более ярко раскрыть перед учениками историческое прошлое, помочь им понять процесс развития общества от древнейших времен до наших дней.

Музейные экспонаты являются отражением выдающихся событий истории, героических подвигов и трудовых свершений народа. Музейные реликвии – своеобразные живые «голоса истории» и богатейший иллюстративный материал. Орудия труда, оружие, одежда, предметы быта; личные вещи выдающихся исторических деятелей, документы, награды, фотографии, разнообразные источники помогают ученикам ощутить эпоху, производят на них большое впечатление.

Работа экскурсовода сложна и многогранна, требует глубокой и основательной подготовки. На занятиях совета историко-этнографического музея соблюдаю преемственность: старшеклассники учат экскурсионной методике младших, начинающих экскурсоводов, помогают им выбрать тему экскурсии, определить круг источников информации, разработать маршрут экскурсии, отобрать наглядный материал и т.д. В результате общения экскурсоводов друг с другом и с экскурсантами происходит интенсивный процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания. В экспозициях музея обучающиеся учатся приемам монологической речи, умению сопереживать, сотрудничать, быть соавторами музейной деятельности, что очень важно для формирования лидерских качеств личности.

Музейная деятельность имеет значительно больше возможностей по сравнению с уроком, позволяет мне, как руководителю музея выявить психологические и возрастные особенности школьников, создает условия для более полной реализации их потенциала, для формирования интеллектуальных и практических умений за счет работы в библиотеках, музеях, архивах, за счет интервьюирования тех людей, которых можно по праву назвать народными умельцами, мастерами.

В моей методической палитре музейной деятельности – проведение творческих мероприятий, музейных уроков, уроков мужества, научно-практических конференций по темам: «Признана, любима, хранима Курской землей», «История семейной реликвии», «История моей семьи в истории страны» и по другой тематике. Но особенно мне удаются музейные уроки! Именно через них воспитывается бережное отношение к историческому наследию русского народа, сохраняется преемственность поколений, они способствуют военно-патриотическому воспитанию школьников, воспитанию граждан своей Родины. Музейные экспозиции как бы «оживают» и обучающиеся погружаются в атмосферу культурных и бытовых особенностей нашего края. Вот фрагмент такого музейного урока: Музей ценностных открытий «Семья как образ жизни. От сердца к сердцу». (для учащихся 11 класса).


Звучит композиция Егора Стрельникова «Земля Русская». На фоне музыки выходят Петр и Февронья. Демонстрируется инсценированный фрагмент благодарственных слов Петра и Февроньи друг другу.

Руководитель музея: Семья – священный союз людей, поэтому все святые отцы благословляли семейных людей и говорили о том, что у семьи есть святые, небесные покровители. В первую очередь – это святые Петр и Февронья, ставшие в русской культуре олицетворением супружеской любви и верности, память о которых чтят 8 июля.

Руководитель музея (на фоне музыки): Семья…семейные ценности…семейные традиции…

Тема очень актуальная, именно сегодня, когда в современном обществе царит культ потребительства, кризис семьи, теряются духовные, нравственные ориентиры, которые делают семью крепкой и стабильной.

Вы – одиннадцатиклассники, вам скоро создавать свои семьи, вам зажигать свой семейный очаг. Каким он будет? Как строить свою семью? Где тот фундамент, который станет основой семьи? Семь все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Я вас приглашаю в музей ценностных открытий, в этнографическую экспедицию, в увлекательный мир этнографии, в мир традиций, обычаев, образа жизни семьи русского крестьянина к. XIX – н. XX века.

Давайте прикоснемся к корням, истокам духовности русского народа и сделаем ценностные открытия. А символом нашей этнографической экспедиции будет ромашка, как принадлежность к семье, любви и верности…

Экскурсоводы представляют фрагмент экскурсии «Крестьянское подворье», «Рушники Курского края», «Народные промыслы к. XIX – н. XXI вв.».

В экспозициях историко-этнографического музея идет разговор с учениками 11 класса о семейных традициях наших предков; проводятся аналогии с сегодняшним днем; составляются родословные; звучат рассказы ребят о своих близких, о семейных реликвиях, о семейных династиях; идет представление персонифицированного фрагмента традиций питания, гостеприимства и правил поведения за столом, с использованием отрывков из «Домостроя», «Юности честное зерцало», в продолжение традиции любви и почитания матери ребята читают письма своим мамам, написанные ими с большим волнением и трепетом…

Фрагмент музейного урока:

Руководитель музея: В такой тяплушке зимой устанавливали ткацкий стан, прялки. Женщины работали: пряли, ткали, шили, вязали, вышивали. Парни плели корзины, шуткой перебрасывались, а потом начиналось гулянье…

Традиция русских посиделок.

(Виды «фольклорных приглядок»)

- звучит русская народная песня «Во кузнице…» (исполняет ансамбль учащихся 11 класса);

- исполняется русский народный танец;

- организуется русская народная игра «Подушечка».

Руководитель музея (на фоне музыки): Ребята! Вы молодцы! Умеете петь и плясать и нрав свой веселый показать. Мы прикоснулись сегодня через музейную среду к духовно-нравственному опыту наших предков в создании семейных ценностей. Ценностям нельзя научить, их надо переживать… Я прошу вас всех встать в хоровод. В центре Петр и Февронья.

Этап рефлексии

Руководитель музея: На Руси хоровод имел сакральное значение – вечное вращение солнца…это связь прошлого с современностью, закручивались нити передачи социального опыта старших-младшим. Психологов тогда не было

Руководитель музея обращается к учащимся: Что бы вы взяли для себя из этнографической экспедиции? Какие ценностные открытия из фрагментов экскурсий вы сделали? Как сохранить тепло домашнего очага? Что вы поняли?

(Ответы-размышления учащихся)

В ходе музейного урока царила особая атмосфера творчества, открытого общения, поддержки, обмена духовными ценностями.

Главным в музейных уроках становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Только полнота проживания каждого мгновения жизни, способность вдохновляться ею, каждым ее даром и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них, о смысле жизни и ее ценностях. Значение использования музея и музейной среды в таких уроках трудно переоценить.

Разнообразный профессиональный и личностный контекст музейных уроков расширяет диапазон их использования: от классных часов до педагогических советов, от мастер-классов до родительских собраний.

Музейная деятельность, будучи планомерной и систематической, развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, инициативность и ответственность.

С огромным уважением хочется сказать о совете музея нашей школы, тех ребятах, которые проводят свое время не в интернете, не отдают предпочтение суррогатному, виртуальному общению, которое духовно обедняет детские души, а приходят в школьный историко-этнографический музей, проводят экскурсии, адаптируя их для всех возрастных категорий, тем самым делая их интересными и доступными для восприятия, разрабатывают экспозиции музея, организуют передвижные выставки, уроки мужества, встречи с народными умельцами, популяризируют этнографические знания среди населения.

Я буду считать свою задачу выполненной, если музейная деятельность нашей школы поможет молодому поколению обрести нравственный и духовный опыт, накопленный веками и стать гражданином, личностью.

Очень часто, обращаясь к членам совета музея, напутствую их такими словами: «Вы сделали выбор здесь и сейчас, вы выбрали музейную деятельность, честь, достоинство, знания, развитие. Это – правильный выбор! Вы должны не только учиться, как приносить прибыль в дом, но и как сопереживать, сочувствовать, ценить стариков, уважать прошлое, чтить традиции, приумножать их. Вы – будущее нашей страны!».


Литература

  1. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций – для педагогов и школьников. Методическое пособие. – СПБ.; «Паритет», 2003. с. 9-15. (Серия «Педагогическая мастерская»).

  2. Савина Н.В. Экскурсоведение. Учебное пособие. Минск БГЭУ- 2009.

  3. Сейненский А. Е. Школьное историческое краеведение. – М. 2014.

  4. Ягудина Р.И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся// Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!