СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение Древнеегипетского государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возникновение Древнеегипетского государства»

Конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса
Тема: «Возникновение Древнеегипетского государства»

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о предпосылках, процессе и итогах возникновения единого государства в Древнем Египте.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Объяснить роль реки Нил в становлении древнеегипетской цивилизации.

  2. Познакомить учащихся с процессом объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью фараона Мины.

  3. Сформировать представление об основных исторических источниках, рассказывающих о Древнем Египте (Геродот, Розеттский камень).

Развивающие:

  1. Развивать умение работать с картой (локализовать Египет, Нил, Верхний и Нижний Египет, дельту).

  2. Развивать умение анализировать текст, выделять причинно-следственные связи (почему государство возникло именно здесь?).

  3. Развивать устную речь через построение развернутых ответов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к труду и достижениям древних народов.

  2. Формировать интерес к исторической науке и ее методам (археология, изучение письменных источников).

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу.

Проверка домашнего задания.
Тест по теме «Первобытные охотники и собиратели, верования и искусство»
Вариант 1

1. Хозяйство древних людей, которое основывалось на охоте, рыболовстве и собирательстве, называется:
а) производящее б) натуральное в) присваивающее г) общинное

2. Главным открытием первобытного человека, которое использовалось для обогрева, приготовления пищи и отпугивания зверей, было:
а) изобретение лука б) использование огня в) приручение собаки г) строительство домов

3. Почему охота в древнем каменном веке была коллективным занятием?
а) потому что люди боялись охотиться по одиночке б) потому что так было веселее в) потому что только вместе можно было загнать и убить крупного зверя г) потому что вождь так приказывал

4. Что служило основным строительным материалом для жилищ во время ледникового периода?
а) дерево и глина б) каменные блоки в) кости и бивни крупных животных, шкуры г) кирпич-сырец

5. Коллектив кровных родственников, ведущих общее хозяйство, называется:
а) племя б) родовая община в) государство г) соседская община

6. Чем в первую очередь занимались мужчины в родовой общине?
а) собирательством б) охотой в) поддержанием огня г) воспитанием детей

7. Что первобытные люди клали в могилу к умершему сородичу?
а) только его личные вещи б) орудия труда, оружие и пищу для загробной жизни
в) ничего не клали г) записки с пожеланиями



Тест по теме «Первобытные охотники и собиратели, верования и искусство»
Вариант 2

1. Основными занятиями древних людей в период палеолита были:
а) земледелие и скотоводство б) охота, собирательство, рыболовство в) ремесло и торговля г) война и грабеж

2. Как человек первоначально добывал огонь?
а) высекал искры из камня б) получал трением в) поддерживал пламя от случайного возгорания (например, от молнии) г) покупал у соседних племен

3. Что давала охота древнему человеку, кроме пищи?
а) деньги б) славу и уважение в) материал для одежды и орудий труда (кости, шкуры, бивни) г) домашних животных

4. Что произошло в жизни древних людей с началом ледникового периода?
а) климат стал теплее б) исчезли все животные в) климат стал более суровым, появились новые виды животных г) люди перестали охотиться

5. Несколько родов, объединенных общей территорией, языком и обычаями, – это:
а) семья б) государство в) племя г) союз

6. Чем в первую очередь занимались женщины в родовой общине?
а) охотой на крупного зверя б) собирательством в) строительством жилищ г) руководством племенем

7. Вера в сверхъестественные существа (духов, богов), обряды и ритуалы – это:
а) искусство б) религия в) магия г) наука


ОТВЕТЫ

Вариант 1:

  1. в) присваивающее

  2. б) использование огня

  3. в) потому что только вместе можно было загнать и убить крупного зверя

  4. в) кости и бивни крупных животных, шкуры

  5. б) родовая община

  6. б) охотой

  7. б) орудия труда, оружие и пищу для загробной жизни

Вариант 2:

  1. б) охота, собирательство, рыболовство

  2. в) поддерживал пламя от случайного возгорания (например, от молнии)

  3. в) материал для одежды и орудий труда (кости, шкуры, бивни)

  4. в) климат стал более суровым, появились новые виды животных

  5. в) племя

  6. б) собирательством

  7. б) религия

2. Актуализация опорных знаний. Прием «Блиц-опрос»:

  • «Что такое цивилизация?» (Высший этап развития общества, характеризующийся появлением городов, государства, письменности).

  • «Где возникали первые цивилизации?» (В долинах крупных рек).

  • «Почему именно там?» (Благоприятные условия для земледелия).

3. Мотивация. Прием «Загадка»: Учитель показывает изображение пирамид или сфинкса.

  • «Что это? Где это было создано?»

  • «Как вы думаете, могло ли такое грандиозное сооружение появиться у народа, не имеющего сильного государства и развитой культуры?»

  • «Сегодня мы узнаем, как и почему на берегах Нила возникла одна из величайших цивилизаций в истории человечества – Древний Египет».

4. Изучение нового материала

1. Как открыли Древний Египет? Рассказ учителя с опорой на п. 1 текста учебника и слайды.

Ключевые имена: Наполеон Бонапарт (1798 г.), ученые в его экспедиции.

Ключевая находка: Розеттский камень (помог расшифровать иероглифы).



Ключевой письменный источник: Геродот («отец истории»), посетил Египет в V в. до н.э.

Вывод: Мы знаем о Египте благодаря археологическим находкам и трудам древних историков.

2. Дар Нила

Работа с картой: Ученики находят на карте: реку Нил, Средиземное море, дельту. Беседа по п. 2 учебника:

  • «Почему Нил называли «рекой, дающей жизнь»?» (Разливы приносили плодородный ил – «черную землю»).

  • «Какие природные богатства были у египтян?» (Папирус, медь, золото, камни).

  • «С какими трудностями столкнулись египтяне и как они с ними справились?» (Нужно было поливать поля – построили каналы и шадуфы; не было материала для письма – изобрели папирус).

Вывод: Благоприятные природные условия и трудолюбие жителей стали основой для развития цивилизации.

3. От номов к империи

  • Объяснение учителя с опорой на п. 3 учебника и карту.

  • Номы – первые мелкие государства (около 40).

  • Объединение в два царства: Верхний Египет (белая корона) и Нижний Египет (красная корона).

  • Около 3000 года до н.э. – объединение Египта фараоном Миной (Нармером).

  • Символ объединения – двойная красно-белая корона.

  • Новая столица – Мемфис.

Вывод: После долгих войн два царства объединились в одно сильное государство под властью фараона.

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала (5-7 мин)

Задание 1. «Верно/Неверно»:

  • Египет возник в долине реки Тигр. (Неверно)

  • Египет был объединен фараоном по имени Мина. (Верно)

  • Столицей единого Египта стал город Мемфис. (Верно)

  • Нил разливался в самое жаркое время года. (Верно)

  • Розеттский камень нашли римские легионеры. (Неверно, французские ученые)

Задание 2. Работа с историческим источником (раздаточный материал). Учащиеся читают отрывок из «Гимна Нилу». Вопрос: «Почему египтяне с таким почтением относились к Нилу? Найдите строки в тексте, которые это подтверждают».

7. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Прием «Телеграмма»: Учитель просит учащихся коротко сформулировать ответ на главный вопрос урока. «Представьте, что вам нужно отправить телеграмму другу и рассказать всего в 3-х словах, почему возникло государство Древний Египет». (Варианты: Нил, плодородная земля, объединение).

Итог: Учитель обобщает: «Итак, могучее государство Древний Египет возникло благодаря уникальной реке Нил, трудолюбию своего народа и сильной власти фараонов».

8. Домашнее задание

Обязательное: Прочитать § 5. Ответить на вопросы 1 и 2 в конце параграфа.

Творческое: Нарисовать схему «Этапы объединения Древнего Египта» (Номы - Верхний/Нижний Египет - Единое государство)