СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России» Научно – исследовательская работа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры.  Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки.

Просмотр содержимого документа
««Возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России» Научно – исследовательская работа»

26


ГОРОДСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НАУЧНО - СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ШАГ В БУДУЩЕЕ».

СЕКЦИЯ «ИСКУССТВО».















«Возникновение и развитие традиций

глиняной игрушки в России»

Научно – исследовательская работа











Автор:

Халикова Малена Азатовна

ученица 5 а класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Руководитель:

Ибатуллина Ольга Владимировна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14»





г. Нягань, 2017 г.

Оглавление


План исследования 3-5


Введение 6- 8


Глава 1. Из глубины веков 8- 10


Глава 2. Образы, традиции формы глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России 

2.1. Каргопольская игрушка 11-12

2.2. Филимоновская игрушка 12


Глава 3. Технология изготовления и декорирования традиционной глиняной игрушки

3.1. Каргопольская игрушка 13

3.2. Филимоновская игрушка 13-14


Заключение 17


Список литературы 18



Приложение 19-24









Возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России

Халикова Малена Азатовна

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, города Нягань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14».

План исследования.


Вещи, окружающие человека, всегда говорят о его жизни, духовно – материальном состоянии, тем более, вещи рукотворные, художественные. В них выражен жизненный опыт. Эти предметы имеют особую духовную ценность, хранят память культуры.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки.

Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает внимание людей. Её изучают историки, археологи, искусствоведы, художники. За это время о ней написаны научные статьи. Благодаря этому сегодня о народной игрушке известно многое.

Народная игрушка, наивная и забавная, отражающая многие стороны окружающей жизни, ловко вылепленная, ярко расписанная была тесно связана с детской игрой. В игре раскрывается художественный образ игрушки, ее нравственная ценность.

Обозначилась тема исследования: возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России.

В связи с этим была выдвинута гипотеза исследования: вероятно, что изготовление глиняных игрушек у русского народа не было бессмысленным, а несло в себе огромное смысловое значение.

Цель работы: выявить особенности возникновения и развития традиций народной глиняной игрушки в России, поэтапно выполнить глиняные игрушки на основе каргопольской, филимоновской традиций.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

  1. определить место и роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России;

  2. исследовать историю возникновения и развития глиняной игрушки;

  3. рассмотреть особенности формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России;

  4. освоить технологию традиционной каргопольской, филимоновской игрушек;

  5. выполнить каргопольскую, филимоновскую игрушку на основе традиции;

  6. собрать информацию по русской народной глиняной игрушке.

Объект исследования - традиции народной русской глиняной игрушки.

Предмет исследования - образы, традиции формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

Этапы исследования

Применяемые методы

1. Изучение литературы, знакомство с историей традиционных глиняных игрушек в жизни русского человека (каргопольской, филимоновской).

Изучение литературы

Практическая часть:

  1. Знакомство с технологией изготовления каргопольской, филимоновской игрушек.

Изучение технологии изготовления игрушек.

  1. Приобретение инструментов, материалов.

Практический

  1. Освоение технологии изготовления игрушек с помощью технологических схем.

Практические (упражнения, трудовые действия)

  1. Изготовление традиционных русских народных игрушек.

Практические (упражнения, трудовые действия)

  1. Составление буклета «Мастерим игрушки сами» с технологическими схемами для учащихся школы.

В процессе работы была изучена научная литература по проблеме исследования, познакомились с историей возникновения глиняной игрушки, технологией ее изготовления, а также изготовили каргопольскую и филимоновскую игрушки в традиционной технике.

Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История дает нам возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс познания себя и своих предков.

Как появились игрушки в обиходе человека, с чем было связано их производство в незапамятные времена?

На этот счет существуют разные мнения. Игрушку связывают с древними культовыми обрядами, олицетворение сил природы в облике людей или животных.

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта. По утверждению историков в древности культовое и игровое значение игрушки тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Глиняные игрушки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские.

Приводим список литературных источников:

  • Блинов, Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке / Г. М. Блинов. - М: Детская литература, 1977. - 190 с.

  • Богуславская // Санкт-Петербургские Ведомости: периодическое электронное издание. - Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка / И. Я. Богуславская. - СПб.: Искусство, 1975. - 148 с.

  • Кулешов, А. Сохранять и возрождать // Народное творчество. - 2009. - № 3. - С. 10.

  • Морозов, К. Н. Народная глиняная игрушка XIX-XX вв. [Электронный ресурс] / К. Н. Морозов // Web-cайт Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

  • Фролова, Н. Н. Там чудеса // Народное творчество. - 2008. - № 6. - С. 13.

  • Каргопольская игрушка [Электронный ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия.












Возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России.

Халикова Малена Азатовна

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, города Нягань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14».

Научная статья.


ВВЕДЕНИЕ.

Игрушка как ценный образец народной культуры не утратила своего значения для современности. Для детей игрушка ценна своей способностью - забавлять, развлекать, обучать, воспитывать. Перейдя в мир взрослых в качестве подарка, сувенира, украшения интерьера, она продолжает свою воспитательную миссию - изменяя внешний и внутренний мир, делая людей более добрыми и отзывчивыми к красоте. Игрушка знакомит с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства. Она обладает общечеловеческими ценностями, помогает воспитывать человека прежде всего с духовной стороны, прививая нормы нравственности, основы толерантности, уважение к традициям.

Почему глиняная игрушка с таким теплом воспринимается детьми? Не потому ли, что в ней подкупающая бесхитростность, чистосердечная искренность, детская наивность, открытая доброжелательность и жизнелюбие. Этими качествами наделили их мастера, у которых тоже светлая, добрая и прекрасная душа. Взяв кусочек глины в свои тёплые руки, ощущаешь, как он мягок и податлив, словно живой. Его можно вытянуть, вдавить, приплюснуть, он поддаётся безо всяких усилий воле человека. Форма как бы прорастает из живого куска. Испытав это чувство однажды, человек стремиться в поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Нас заинтересовала тема: возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России.

Возникло желание изучить историю русской глиняной игрушки и выполнить её в традициях, все это позволило нам ближе прикоснуться к истокам русской национальной культуры, продолжить сохранять связь поколений, продолжить вековые традиции русского народа.

В связи с этим была выдвинута гипотеза исследования: вероятно, что изготовление глиняных игрушек у русского народа не было бессмысленным, а несло в себе огромное смысловое значение.

Цель работы: выявить особенности возникновения и развития традиций народной глиняной игрушки в России, поэтапное выполнить глиняные игрушки на основе каргопольской, филимоновской традиций.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

  1. определить место и роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России;

  2. исследовать историю возникновения и развития глиняной игрушки;

  3. рассмотреть особенности формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России;

  4. освоить технологию традиционной каргопольской, филимоновской игрушек;

  5. выполнить каргопольскую, филимоновскую игрушку на основе традиции;

  6. собрать информацию по русской народной глиняной игрушке.

Объект исследования - традиции народной русской глиняной игрушки.

Предмет исследования - образы, традиции формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

Этапы исследования

Применяемые методы

1. Изучение литературы, знакомство с историей традиционных глиняных игрушек в жизни русского человека (каргопольской, филимоновской).

Изучение литературы

Практическая часть:

  1. Знакомство с технологией изготовления каргопольской, филимоновской игрушек.

Изучение технологии изготовления игрушек.

  1. Приобретение инструментов, материалов.

Практический

  1. Освоение технологии изготовления игрушек с помощью технологических схем.

Практические (упражнения, трудовые действия)

  1. Изготовление традиционных русских народных игрушек.

Практические (упражнения, трудовые действия)

  1. Составление буклета «Мастерим игрушки сами» с технологическими схемами для учащихся школы.

В процессе работы была изучена научная литература: Богуславская // Санкт-Петербургские Ведомости: периодическое электронное издание; Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка / И. Я. Богуславская. - СПб.: Искусство, 1975;

Кулешов, А. Сохранять и возрождать // Народное творчество. - 2009. - № 3.



Глава 1. Из глубины веков.

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же - глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в XXI век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями.

Чем ближе к нам время создания игрушек, тем разнообразнее становятся их декоративные свойства. Корни сегодняшней игрушки - в глубине нашей истории.

История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н. э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. В славянских погребениях VI-VIII веков н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. X-XII веками датируются свистульки (коньки, птицы, бараны), погремушки, обломки человеческих фигурок, найденные на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Коломны, Радонежа и других. Все это часто разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.

В 1940-1950-х годах при археологических работах в Москве - в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы было обнаружено несколько сотен игрушек XIV-XVII веков. Среди многочисленных обломков и фрагментов фигурок сохранились и целые экземпляры, свидетельствующие о высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников. Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, шары-погремушки.

Большинство игрушек вылеплено по частям, из отдельных комочков глины, которые соединялись воедино, а швы тщательно заглаживались. Многие игрушки сплошные, но есть и пустотелые, с отверстиями для свиста или с помещенными внутри камешками, как в погремушках .

На территории России в давние времена жило огромное количество самых разных племён, которые перемещались по нашей территории не единожды. Глиняная игрушка также одно из доказательств этой смешанности. Калужская игрушка гораздо ближе и по раскраске, и по лепке к сюжетам среднеазиатской игрушки, чем к бытующей рядом с ней тульской игрушке, а рязанская мелкая пластика не имеет аналогий в соседствующей с ней курской игрушке.

Глина - материал хрупкий и недолговечный. Глиняных игрушек до наших дней сохранилось мало, так как они легко ломались, разбивались и уходили с поколениями людей.

Находки археологов в Москве свидетельствуют о том, что уже в XVI-XVII веках глиняные игрушки были произведениями развитой народной пластики. Гончарство и глиняные игрушки были изначально неразрывно связаны между собой. Со временем мелкая глиняная игрушка выделилась, став самостоятельной областью народного искусства. Причём, во многих населённых пунктах потребность в игрушке оказалась даже выше, чем в глиняной посуде.

Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. И лепили ее, наряду с мисками, кувшинами и горшками, часто не гончары-мужчины, а женщины и дети. Лепили для себя, забавы ради, а со временем - на продажу, приурочивая к ярмаркам и веселым народным праздникам. Лишь в нескольких местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Она жила и развивалась в крестьянской среде, и поэтому в ней нашли яркое выражение характерные черты крестьянского народного творчества.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества сохранилась связь ремесла и искусства.

Изучая литературу, сделали вывод, что народная игрушка имеет немало черт, сближающих её с декоративно-прикладным искусством. Работа народных мастеров носит характер традиционного коллективного творчества. Основные приёмы обработки материала, образы, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками и усилиями многих безыменных мастеров. Здесь по существу нет автора. Автор - народ.

Изделия народных мастеров грубоваты, в них нет особого разнообразия приёмов работы с материалом, но они всегда искренни, просты.

В народной игрушке чётко выражена практическая, утилитарная сторона - игровая функция. Народная игрушка многозначна, многофункциональна. Порой она выступает в качестве декоративной скульптуры, а в своё время была близка образам языческих богов.


Глава 2. Образы, традиции формы глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России 

Глиняная игрушка очень традиционна и проста в сюжетах, приемах лепки, композициях. Но существующие сюжеты бесконечно разнообразны, а зависит это от множества «школ» этого искусства, а также индивидуального почерка каждого мастера работающего на промысле.

В глиняной игрушке много архаических черт и образов, уходящих корнями в далекую древность. Каждый промысел - это особый мир со своими персонажами, пониманием законов красоты, мир единственный и неповторимый.

Мы остановились только на двух самых крупных промысла русской глиняной игрушки. А их были десятки. Делали игрушки из глины в рязанских городах Скопин и Сапожок, во владимирском городе Муроме, в деревне Бабурино на Ярославщине, в деревнях Санталово и Елиша на тверской земле…Почти повсюду, где занимались гончарством, попутно делали и игрушку. В одних местах она так и оставалась побочным ремеслом, в других же производство её принимало массовый самостоятельный характер. И тогда искусство народной игрушки звучало в полную силу.


2.1. Филимоновская игрушка

  Филимоновская игрушка зародилась в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы  в деревне  Филимоново.  В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.   При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.

       Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В. Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю.

Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. 

В деревеньке Анастасова монастыря люди жили бедно – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё плохой урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, но на всех хватало. Тем люди и жили.

Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак - глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, да разные ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.

Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Филимоновские игрушки – это свистульки, барыни и кавалеры, исключение составляют петухи и индюки.

Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.  Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пигмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная масса. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь. 

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи.




2.2. Каргопольская игрушка

В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным - когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Современная игрушка уже отличается более яркими оттенками, однако мастера стараются не делать свои творения очень пестрыми.

Самая древняя каргопольская игрушка - это баба. По своему внешнему виду фигурка напоминает бабу-идола, сделанную из камня, с невозмутимым плоским лицом. Историки считают, что она олицетворяет Матерь, которая относится к матриархату палеолитического периода. Позже она перевоплотилась в символ Матери сырой Земли, основной богини Природы. По истечении некоторого времени культовое значение игрушки было потеряно, и она стала всего лишь детской забавой.

Особое место в истории глиняных поделок занимает каргопольская игрушка Полкан. Эта игрушка появилась после бабы. Она считается такой же любопытной и архаичной, содержит много разных смыслов. Полкан - кентавр, человек-конь, носивший бороду и шляпу. В Полкане появляется очень важный символ крестьянства – конь. Он стал воплощением землепашества, богатства, знатности и силы. Полкан - это землепашец, так как первые пахари воспринимались именно как «люди-кони». Борода - это свидетельство зрелого возраста, а широкая грудная клетка – символ расцвета сил. Полкан - покровитель рода, семьи, хозяин, хранитель домашнего очага.

К прочим древним образам относятся изображения зверей. Сначала популярностью пользовались зайцы, чуть позже их вытеснили кони. Особое почетное место занимала медведица с потомством или без него. Ее могли лепить с разнообразными бытовыми предметами, например, с рыбой или зеркалом в лапах. Медведь – это один из первых символов планеты.

К самым поздним сюжетам каргопольской глиняной игрушки относятся образы, связанные с сельским бытом. Мастера лепили тройку запряженных лошадей с наездниками. Мужики с длинными бородами, держащие гармонь, лапти, крестьянки и барыни.

Каргопольская глиняная игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид. Эти предметы можно величать народными, так как ее исполнение максимально свободное. Условно все сюжеты поделок можно поделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы: Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные. Ко второму типу каргопольских игрушек относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского и иллюстрирует сюжеты из сказок. Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно.


Глава 3. Технология изготовления и декорирования традиционной народной глиняной игрушки.

3.1. Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка поражает не только своей яркой росписью, формой и пластикой, но и своей удивительной глиной. Во время обжига игрушки в печи с глиной происходит превращение.  Синяя от природы глина, или «синика» высыхая при комнатной температуре, становится серой и невзрачной. Но вот из печи, где проводится обжиг, мастер вынимает ярко белую игрушку!

Белый цвет является идеальным фоном для нанесения краски.

Для росписи используются анилиновые краски, которые имеют яркие насыщенные цвета. Количество оттенков невелико: желтый, красный, зеленый.

Цвет и каждый элемент росписи имел свое значение.

Красный цвет - символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и  красоты.

Желтый  - цвет  солнца, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем.

Зеленый цвет –  символ возрождения жизни.

Технология росписи филимоновской игрушки довольно проста. Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.

Для разных видов игрушек используются разные элементы филимоновской росписи. У животных и птиц грудь обычно закрашивается одним цветом, чаще всего малиновым или зеленым. Затем по контуру наносится несложный орнамент, состоящий из разноцветных полос, капель, веточек. Головы также могут быть покрыты одним цветом или остаться белыми. Глаза намечаются схематично, могут и вовсе отсутствовать.

Фигуры людей одеты очень нарядно: дамы - в пышные яркие юбки, кавалеры - в пестрые штаны. Рубахи у тех и у других чаще всего однотонные, с орнаментом по периметру, изображающим украшенные вышивкой воротники и широкие пояса. Лица у них остаются белыми, глаза намечаются голубой краской, губы – красной или малиновой. Символика филимоновских узоров Особенностью филимоновской игрушки, как и любого другого русского промысла, является ее символичность. Орнаменты выглядят просто и бесхитростно. Однако узоры, которые используются в филимоновской росписи, подразумевают священные для славян образы солнца и дерева.

Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.

Схематично изображенные веточки, елочки обозначают древо жизни, преемственность поколений, неустанный рост.

Глубоко символичны и сами фигурки. Так, барыня - берегиня, хранительница дома и домашнего очага, всадник изображает воина-защитника.

Технология декорирования игрушки.

Первый этап росписи.

Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку (белка и собака) №3 наносим желтую краску. Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.

Обращаем внимание на то, что та часть свистка, к которой человек прикасается губами - не расписывается. При нанесении желтой краски отступить от крайней части свистка не менее 1 см.

Второй этап

Малиновой краской (мастерицы называют ее малинкой или «фуксиновой»)  и кисточкой №1 и проводим тонкие линии по контуру желтого, линии должны быть одной толщины.   Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

Третий этап

Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным – рот (приложение №1).


3.2. Каргопольская игрушка

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций - средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.

Каргопольская игрушка расписывается разнообразными изображениями символического значения. Так, волнообразные линии символизировали воду и дождь, зигзаги означали молнии, ливни и грозы. Изображение креста в круге символизировало солнце, а креста в ромбе - землю. Роспись каргопольской игрушки в виде креста с точками означала засеянное поле, а различные завитушки - это ростки. Вся символика имела отношение к оседлому жителю, пахарю или сеятелю.

Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские - с игриво закругленной шеей, зайцы -с гармошкой, степенные бородатые мужики - с гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка.

Как лепил мастер каргопольскую барыню? По частям. Сначала торс с головой, отдельно колокол-юбку, затем торс присоединяли к юбке. Далее катали колбаску для рук, примазывали их и сгибали калачиком. В последнюю очередь оформляли голову: головной убор - шляпа или кокошник - делается очень условно, шляпа скорей похожа на перевернутый горшок из-за маленьких полей, кокошник имеет конусообразную форму с полоской спереди и серьгами вместо ушей. Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

Игрушка оглаживается, просушивается на ветру и обжигается через несколько недель в печи.



Технология декорирования игрушки.

Мастер белит обожженную игрушку разведенным на молоке мелом, затем расписывает. Кофту барыни покрывают сплошным цветом, юбку закрашивают так же, спереди рисуют передник, который остается белым после побелки. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например,  крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле, ростки, изображение растительности, волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.

Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков (приложение №2).

Вывод: работая над этой темой, мы выяснили, что изготовление традиционной глиняной игрушки русским народом не было бессмысленным, а несло в себе огромное смысловое значение. Самое главное - наше исследование несло еще и практическую деятельность – изготовление глиняных игрушек по мотивам каргополя и филимонова. Вся это деятельность позволила нам ближе прикоснуться к истокам русской национальной культуры, а этим мы и сохраняем связь поколений, продолжаем вековые традиции русского народа.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Культуру России невозможно представить без народного творчества, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории.

  2. История глиняных игрушек началась очень давно и развивается бурными темпами. Сегодня это знаменитые народные промыслы, которые составляет часть культурного наследия нашей страны. Каргопольские, филимоновские игрушки отражают дух русского народа, особенности быта и верования славян. Не случайно иностранные туристы любят покупать их в качестве сувениров.

  3. Глиняная игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Мы узнали, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы – воздух, также наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки.

  4. Но не случайно человек воплощал силы стихий в знакомые и близкие ему образы живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Меняется время, в творчество народных мастеров проникают новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Глиняная игрушка - одна из наиболее жизнестойких форм современного народного искусства.

Мы бережем ее как знак национальной исторической памяти и любим как отражение живого современного декоративного искусства.

Мы считаем, что глиняная игрушка просто должна быть в каждом доме как отражение нашей истории.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  • Блинов, Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке / Г. М. Блинов. - М: Детская литература, 1977. - 190 с.

  • Богуславская // Санкт-Петербургские Ведомости: периодическое электронное издание. - Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка / И. Я. Богуславская. - СПб.: Искусство, 1975. - 148 с.

  • Кулешов, А. Сохранять и возрождать // Народное творчество. - 2009. - № 3. - С. 10.

  • Морозов, К. Н. Народная глиняная игрушка XIX-XX вв. [Электронный ресурс] / К. Н. Морозов // Web-cайт Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

  • Фролова, Н. Н. Там чудеса // Народное творчество. - 2008. - № 6. - С. 13.

  • Каргопольская игрушка [Электронный ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия.





























Возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России.

Халикова Малена Азатовна

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, города Нягань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14».

Аннотация.

О важности приобщения учащихся школ к культуре своего народа говорят много, так как обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за Родину. Нам - Россиянам необходимо изучать и знать культуру своего народа, предков.

Нас заинтересовала тема: Возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России.

Цель работы: выявить особенности возникновения и развития традиций народной глиняной игрушки в России, поэтапно выполнить глиняные игрушки на основе каргопольской, филимоновской традиций.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

  • определить место и роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России;

  • исследовать историю возникновения и развития глиняной игрушки;

  • рассмотреть особенности формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России;

  • освоить технологию традиционной каргопольской, филимоновской игрушек;

  • выполнить каргопольскую, филимоновскую игрушку на основе традиции;

  • собрать информацию по русской народной глиняной игрушке.

Объект исследования - традиции народной русской глиняной игрушки.

Предмет исследования - образы, традиции формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России.

В процессе деятельности были использованы следующие методы исследования:

    • изучение литературы по проблеме исследования;

    • изучение технологии выполнения традиционных глиняных игрушек;

    • практический

Вывод: работая над этой темой, мы выяснили, что изготовление традиционной глиняной игрушки русским народом не было бессмысленным, а несло в себе огромное смысловое значение. Самое главное - наше исследование несло еще и практическую деятельность – изготовление глиняных игрушек по мотивам каргополя и филимонова. Вся это деятельность позволила нам ближе прикоснуться к истокам русской национальной культуры, а этим мы и сохраняем связь поколений, продолжаем вековые традиции русского народа.

Выступление для защиты работы.


Подходи честной, народ!

У нас ярмарка идет.

Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят:
Цвет малиновый и синий,
Жёлтый – яркий и красивый.


Здравствуйте, я Халикова Малена, ученица 5 а класса школы №14.


О важности приобщения нас детей к культуре своего народа говорят много, так как обращение к наследию воспитывает уважение и гордость за Родину. Нам - Россиянам необходимо изучать и знать культуру своего народа, своих предков.

Нас заинтересовала тема: Возникновение и развитие традиций глиняной игрушки в России.

Цель работы: выявить особенности возникновения и развития традиций народной глиняной игрушки в России, поэтапно выполнить глиняные игрушки на основе каргопольской, филимоновской традиций.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

  • определить место и роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России;

  • исследовать историю возникновения и развития глиняной игрушки;

  • рассмотреть особенности формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России;

  • освоить технологию традиционной каргопольской, филимоновской игрушек;

  • выполнить каргопольскую, филимоновскую игрушку на основе традиции;

  • собрать информацию по русской народной глиняной игрушке.

В процессе деятельности были использованы следующие методы исследования:

    • изучение литературы по проблеме исследования;

    • изучение технологии выполнения традиционных глиняных игрушек;

    • практический.

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же - глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в XXI век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, орнаментальными украшениями.

Корни сегодняшней игрушки - в глубине нашей истории. Она была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. И лепили ее, наряду с мисками, кувшинами и горшками, часто не гончары-мужчины, а женщины и дети. Лепили для себя, забавы ради, а со временем - на продажу, приурочивая к ярмаркам и веселым народным праздникам. Лишь в нескольких местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Она жила и развивалась в крестьянской среде, и поэтому в ней нашли яркое выражение характерные черты крестьянского народного творчества.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества сохранилась связь ремесла и искусства. Каждый промысел - это особый мир со своими персонажами, пониманием законов красоты, мир единственный и неповторимый.

Мы остановились только на двух самых крупных промысла русской глиняной игрушки – филимоновском и каргопольском. А их были десятки.

Филимоновская игрушка зародилась в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы  в деревне  Филимоново.  

Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пигмента, который её окрашивает. Поэтому она черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. Филимоновская глина – природная масса. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь. 

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи.

В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным - когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка.

Каргопольская глиняная игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид. Эти предметы можно величать народными, так как ее исполнение свободное. Условно все сюжеты поделок можно поделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы: Берегиня – женщина, а также лошади, Полкан и другие животные. Ко второму типу каргопольских игрушек относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта и иллюстрирует сюжеты сказок. Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно.

Работая над этой темой, мы выяснили, что изготовление традиционной глиняной игрушки русским народом не было бессмысленным, а несло в себе огромное смысловое значение. Самое главное - наше исследование несло еще и практическую деятельность, мы изготовили глиняные игрушки по мотивам каргополя и филимонова. Вся это деятельность позволила нам ближе прикоснуться к истокам русской национальной культуры, продолжить сохранить связь поколений, продолжить вековые традиции русского народа.